Урок внеклассного чтения по по рассказу И. Панькина

 Урок внеклассного чтения по рассказу  Ивана Панькина "Корабль -туча" состоит из следующих разделов: вступительное слово учителя,беседа с учениками об их сокровенных мечтах,чтение текста рассказа с последующим составлением синквейна, анализ  произведения ,заключительное слово учителя.параллельно показывается презентация к уроку. Цель урока такова: познакомить  с содержанием рассказа И. Панькина  “Корабль-туча”;развивать навыки анализа художественного текста; воспитывать чувство любви и уважения ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка урока по рассказу Ивана Панькина «Корабль-туча» («Самое главное»)

  • Сумина Ольга Леонидовна, преподаватель русского языка и литературы

Цель: познакомить с содержанием рассказа И. Панькина "Корабль-туча";

развивать навыки анализа художественного текста; воспитывать чувство любви и уважения по отношению к своей матери, родным и близким людям, чувство патриотизма

Материалы к уроку: распечатанный текст рассказа Ив. Панькина "Корабль-туча", кораблики, презентация, рисунок сына «Алые паруса»

Доска: Частица моей души-это…

План синквейна. Урок внеклассного чтения по по рассказу И.Панькина

Ход занятия.

1.Слово учителя(слайд1)

-Ребята, сегодня на уроке внеклассного чтения мы познакомимся с содержанием рассказа Ивана Панькина «Корабль-туча». Мы будем учиться анализировать текст и высказывать своё мнение. Каждый из вас должен будет определиться, какие нравственные качества помогут вам в жизни стать настоящими людьми.

Мы сегодня отправимся в плаванье. У каждого на парте есть кораблик. Как вы думаете, что нужно для того, чтобы он поплыл? (Название. Ведь как корабль назовёшь, так он и поплывёт)

На доске варианты: «Золотой», «Удача», «Мечта», «Добрая надежда» и т.д

Давайте поговорим о самой сокровенной мечте (записки-рассказы о мечтах) кладутся в кораблики)

.Наша жизнь - плавание в огромном необозримом море. Научиться хорошо плавать в этом жизненном море, выйти победителем в борьбе со стихией поможет необходимая подготовка уже сейчас. Но, отправляясь в дальнее плавание, всегда нужно помнить свою родину и самых близких, родных людей: папу, маму, учителей, воспитавших тебя.

А герой рассказа И.Панькина мечтал стать капитаном, как его отец.

(слайд 2- словарная работа)

1. Чтение I части.

Эй, пострел, готов ли ты к далекому плаванью? Не позабыл оставить частицу своей души в родной стороне? Смотри же, а то придется тебе пересаживаться на корабль-тучу! О-о! Да ты, оказывается, еще ничего не знаешь о корабле-туче?

Тогда садись и слушай, пока еще не вышел в открытое море. Об этом нужно знать, прежде чем выучишь первое морское слов

- Как вы думаете, о чем будет рассказ?

2. Чтение II части.

Так вот, когда-то, очень давно, в одном портовом городишке жила бедная женщина с таким же малолетним сыном, как ты. Ничего не успел оставить ей для памяти перед смертью муж, кроме единственной дощечки - осколка от корабля, на котором было выцарапано: "Милая Маша, вот и опять у русских берегов установился покой. Последний пират уходит за горизонт. Если мой корабль придет без меня, ты не пугайся. Я очень тяжело ранен. Расти сына. И как вырастет, не забудь мой мундир надеть на него. Навсегда твой муж, но теперь уже бывший капитан "Доброй надежды". Прощайте". Сын часто читал эти слова и никак не мог дождаться дня, когда мать наденет на него отцовский мундир. Мать прекрасно знала, о чем мечтает ее сын, но однажды все-таки подозвала его к себе и спросила: "Кем ты хочешь быть?"

Мальчику стало даже смешно. "Конечно, капитаном", - ответил он.

Мальчик хорошо помнил своего отца, и ему очень нравилось, как красиво одевался тот. Как-то раз, в отсутствии матери, надев на себя отцовский мундир, мальчик чуть не захлебнулся от счастья, хотя мундир на нем еще висел мешком.

- Капитаном, - снова проговорил сын.

- Хорошо, - сказала мать и на второй день положила перед ним стопку новеньких книг, а перед собой вывалила из брезентового мешка целую груду грязного офицерского белья. И с этих пор мальчик с книгами занял место у стола. А мать - у корыта.

Пока мальчик учился, он был с матерью очень ласков. Но когда окончил ученье, надел на свои плечи отцовский мундир, стал стесняться выходить с ней на люди.

Пока он рос и хорошел, она ведь старела, а непосильная работа стала клонить ее к земле. Он не говорил об этом матери открыто, а она не могла не видеть перемены в сыне. Но матери многое прощают своим детям.

Когда опять началась война, мать последний кусок принесла сыну на корабль, провожая его в море. Ведь как ни хороши харчи на кораблях, материнский кусок всегда бывает слаще. Вышел сын в открытое море и пропал. Будто в море канул.

Ждет его мать год. Ждет десять. Матросские матери не перестают ждать своих детей. Даже погибших…

Как только справится мать со своей работой, сейчас же приходит на берег моря и смотрит вдаль до тех пор, пока солнце в ее глазах становится черным.

- Расскажите о героях, составляя их краткие характеристики, опираясь только на материал 2 части. (Синквейн) (слайд3)

(1- группы об отце, 2-группы о матери, 3 группы о сыне)

Отец ( слайд 4)

мать (слайд 5)

  • заботливый, отважный

  • любит, прощается, наказывает

  • бывший капитан "Доброй надежды"

  • патриот

сын (слайд 6)

  • самолюбивый, упорный

  • читает, примеряет, учится

  • мечтает стать капитаном корабля

  • неблагодарность

  • заботливая, любящая

  • стирала, старела, ждала

  • работа клонит к земле

  • любовь

3. Чтение III части.

В один прекрасный день в бухту вошел красивый корабль под алыми парусами.

На этом корабле все вещи сверкали золотом. Якорные цепи и даже сами якоря были золотыми. Люди еще никогда не видели такого корабля. Все жители этого городка, от мала до велика, высыпали на берег моря. И вдруг неожиданно для всех с мостика корабля прозвучала команда:

- Снести этот город с лица земли и не оставить здесь ни единой души!

Ударили корабельные пушки, и били они до тех пор, пока все дома не сровнялись с землей, и не стало слышно человеческого голоса. Тогда корабль причалил к берегу, и седой, с ястребиным носом адмирал повесил на шею капитана большой бриллиантовый крест. А в это время из-под развалин домика, стоявшего у самого берега, вышла сгорбленная старушка и стала карабкаться по трапу на корабль, навстречу капитану с адмиралом, которые собирались сходить на берег.

- Куда тебя несет, старая черепаха? - заорали на нее матросы.

- Я хочу спросить у капитана, есть ли у него мать, - ответила старуха.

Капитан, узнав в старухе свою мать, сначала смутился, а потом, справившись с собой, закричал на матросов:

- Кто вам разрешил подпускать к кораблю всяких старух? Нет у меня никакой матери!

Какие вопросы возникли у вас при чтении III части текста?

- Почему все жители города вышли на берег моря?

- В чем необычность корабля?

- С какой целью капитан собирается "снести город с лица земли, не оставить здесь ни единой души"? Ради чего?

Можно свою мечту воплотить в реальность, можно стать капитаном корабля. Но отец был капитаном "Доброй надежды", погиб, защищая город (от кого?) от пиратов. Сын - капитан золотого корабля стал пиратом: за деньги, золото, за "бриллиантовый крест". Отдает команду разрушить город, который защищал когда-то его отец, в котором живет забытая им мать, вырастившая и воспитавшая этого рослого "отважного", "смелого" и "красивого" капитана.

Адмирал, седой, с ястребиным носом, одобряя действия пирата, награждает капитана большим бриллиантовым крестом ( за что? ) за разрушение города, за предательство Родины, за забвение матери. Сколько бы ни было богатства (золота, денег, бриллиантов и т.д.) его всегда мало. Но чего-то самого необходимого, самого главного нет ни у капитана, ни у безжалостного, жестокосердного адмирала. (чего?) (Совести. Почему?)

Сгорбленная старушка и обращается к ним: "Я хочу спросить у капитана, есть ли у него мать?" К нашему ужасу, капитан, узнав в старухе свою мать, отрекается от нее: "Нет у меня никакой матери!"

- Как вы думаете, можно ли так закончить рассказ?

- Что может произойти дальше?

(Выслушиваются по группам все варианты окончания рассказа.)

4. Чтение IV части.

- А если у тебя нет матери, - сказала старуха, - значит, нет у тебя родины, а если нет родины, тогда не место тебе не только на земле, но и на море. Блуждающим людям - судьба блуждающих туч. Только она успела проговорить так, как корабль стал подниматься к небу и превращаться в тучу.

- Мама, мама! - закричал капитан, но уже было поздно. Ветер подхватил тучу и понес куда-то.

С тех пор эта туча бродит по свету. Другие тучи хоть дождем выпадают на землю, а эта носится от одного края неба до другого с опущенными якорями, тщетно надеясь зацеп иться хоть за что-нибудь на земле.

-У ваших корабликов уже есть названия

- Какие слова напишем девизом на парусах? (слайды 6 и7)

(Уважение, благодарность, забота, долг, память, любовь, патриотизм)

5. Работа с рисунком сына

Этот корабль нарисовал мой сын, когда ему было 9 лет. Его мечта сбылась. Это важно. но не менее важно то, что он вырос хорошим сыном и не забыл про самое самое главное.

6. Заключительное слово.

Ребята! Спасибо вам за то, что. каждый поделился своей мечтой. Представляя себя капитаном, ведущим корабль по огромному безбрежному морю жизни, написал требования к себе на корабельных парусах, выбирая самые главные слова для девиза - конечной цели, называясь капитаном Все определились в главном: сколько бы ни было богатства, его всегда мало, и оно не приносит счастья. Еще раз, задумываясь над ценностями жизни, вы сделали важные выводы. Главное в жизни - это знать (что?), что ты, твой труд кому-то жизненно необходим, что мать будет ждать даже погибших детей, "пока солнце в ее глазах не становится черным". Никогда нельзя забывать маму и близких тебе людей ( в том числе и учителей), родную землю, чтобы не уподобляться судьбе блуждающих туч. Мечтайте, творите, дерзайте, помните! Пусть вам сопутствует удача! Попутного ветра!

7.Домашнее задание

В книге «Вокруг нас мир» прочитать сказку О.Уайльда «Мальчик -звезда». Что общего у неё со сказкой И. Панькина «Корабль-туча»?



© 2010-2022