Сценарий урока на тему Звуки речи и буквы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сценарий урока русского языка

Крайновой Н.И.,

учителя русского языка и литературы

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Лицей им. Г.Ф. Атякшева»

Характеристика урока

Данная методическая разработка предназначена для проведения урока русского языка по программе В.В.Бабайцевой в 5 классе по теме: «Звуки речи и буквы». Это первое занятие в рамках раздела «Фонетика. Графика. Орфоэпия».

Цель урока: создание условий для введения и усвоения понятия «фонема».

В ходе учебного занятия формируются следующие УУД:

Личностные: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.

Регулятивные: столкнувшись с новой практической задачей, самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Коммуникативные: интериоризация - осуществляет рефлексию своих действий, полно отображая в речевом высказывании предметное содержание и условие выполняемых действий.

Тип урока: урок усвоения нового знания, задана и реализована следующая структура:

- этап подготовки к учебно-познавательной деятельности;

- этап усвоения новых знаний;

- этап первичной проверки;

- этап подведения итогов;

-домашнее задание.

Элементы содержания образования: систематизация знаний по фонетике, повторение известных сведений о звуках речи и буквах. Предметные умения: понятие фонема, принцип расположения слов в словарях по второй и третьей букве.

Используемая аппаратура и оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, рабочий листок для каждого обучающегося (экран урока - Приложение №4), материалы для работы в группах (Приложение №4).

Описание активных форм и методов, применяемых на отдельных этапах урока:

На этапе подготовки к учебно-познавательной деятельности: использование фронтальной формы работы можно считать продуктивным, поскольку именно в рамках этой формы в данном классе реализовалась возможность создания интенсивной диалогической ситуации с помощью таких приёмов как побуждающие и фокусирующие вопросы, направленные на обозначение связи деятельности на уроке с жизненным опытом. На данном этапе обучающиеся самостоятельно озвучили возникшие в ходе беседы учебные единицы и сформулировали тему урока.

Для решения поставленной задачи учителем использовались активные приёмы обучения: раскрытие практической значимости темы, оценочные обращения учителя, опрос с элементами разноуровневой (по сложности) игры.

Задачи этапа подготовки были решены успешно, в конце создана достаточно ясная перспектива работы на уроке («Определить составляющие понятия «фонема»).

На этапе усвоения новых знаний предложена групповая форма работы, в результате которой были представлены и защищены творческие мини-проекты. На данном этапе учителем активно использовались приемы формирующего оценивания и прием инфографики.

Деятельность обучающихся на этом этапе была направлена на организацию группового и самостоятельного поиска правильного решения через анализ предложенного теоретического материала. Материал нужно было осмыслить и обработать, используя приемы инфографики. Главный показатель достижения результата этапа (показателем того, что ученики приняли созданные мною условия по осмыслению понятия «фонема») - творческий продукт. Результаты мини-исследований защищал один представитель от группы.

В ходе защиты было выявлено, что трудности вызывала работа с выведением функционального назначения фонемы. Поэтому на этапе подведения итогов этой позиции было уделено особое внимание.

Необходимо отметить уместность проведения учителем динамической паузы после трудоемкого этапа урока.

На этапе первичной проверки использование ИКТ-технологий позволило не только включить ребят в совместную деятельность, но и активизировали зрительное восприятие, что помогало решать возникающие в ходе обсуждения проблемы.

На данном этапе были публично оценены мини-проекты и приведены к культурному образцу, выявлены ошибки, затруднения в усвоении материала, что помогло скорректировать дальнейшую работу с понятием «фонема».

На этапе подведения итога ведущей являлась рефлексивная деятельность пятиклассников по осмыслению способов и приемов работы на уроке, поиска наиболее рациональных решений. Для этого, на наш взгляд, уместным видится использование методики «Незаконченных предложений». Ребята высказывались, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана.

Таким образом, на этапе подведения итогов состоялось обсуждение того, что узнали, как работали на уроке, т.е. были созданы условия для формирования регулятивных универсальных учебных действий. Ребята пытались оценить свои достижения, свою активность на уроке. Методика позволила выделить не только достижения обучающихся, но и обозначила моменты, над которыми предстоит продолжить работу на других уроках русского языка.

На этапе домашнего задания сообщить домашнее задание, дать инструктаж по его выполнению. Домашнее задание было разноуровневым, поскольку по ходу первичной диагностики были выявлены обучающиеся, которые испытывали трудности на уроке. Им было предложено еще раз обратиться к теоретическому материалу. Таким образом, предполагалось, что ещё раз произойдёт переосмысление ребёнком материала урока. А обучающиеся, успешно освоившие тему, получили задание по стихотворению Б. Заходера «Кит и кот».


Технологическая карта урока


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

  1. Этап подготовки к учебно-познавательной деятельности

Приветствует обучающихся, создает эмоциональный настрой на урок.

На данном этапе учителем решались следующие задачи:

  1. Вызвать мотивы относительной неудовлетворённости.

  2. Подойти к перспективно-побуждающим мотивам и цели урока через размышление над вопросом «Что неизвестно?».

  3. Актуализировать опорные знания по работе над знакомыми учебными единицами (разгадывание ребусов и составление фонетической транскрипции).

Слушают учителя, участвуют в диалоге, через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога учащиеся формулируют тему и цель урока, самостоятельно озвучивают учебные единицы урока через выполнение заданий:

- осмыслить высказывание Н.В.Гоголя;

- выполнить упражнение «Найди ошибку»;

- составление фонетической транскрипции (разгадывание ребуса);

- вернуться к проблеме через ответ на вопрос: «Что я не знаю?» (Что вы увидели нового? Каким понятиям можете дать определение, а что незнакомо?).

(Приложение №1).

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания и умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: осознают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия и учебные задачи.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе отличную от своей.

  1. Этап усвоения новых знаний

Предлагает обучающимся вывести способ различения фонемы через выполнение творческого задания в группах; организует выступление групп, обмен мнениями.

Организуют групповой и самостоятельный поиск правильного решения через анализ предложенного теоретического материала:

- осмысливают и обрабатывают теоретический материал (Приложение №2), используя приемы инфографики.

- обсуждают свои идеи по выполнению творческой работы в группе;

- представляют результаты мини-исследований (защищает один представитель от группы);

- слушают и обсуждают ответы товарищей.

Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом процессе.

Познавательные: извлекают необходимую информацию, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы одноклассникам для успешного проектирования реализации последовательности работы, строят монологические высказывания.

  1. Этап первичной проверки

Организует и сопровождает деятельность обучающихся по проверке способа выведения фонемы через выполнение тренировочных заданий. (Приложение №3).

- Отвечают у доски, работают с упражнениями.

- Выявляют закономерность при выполнении игровых заданий.

- Следят за соблюдением процедуры обсуждения и обобщают \ фиксируют промежуточные результаты.
- Называют области совпадения и расхождения позиций, выявляя суть разногласий, дают сравнительную оценку предложенных идей относительно цели групповой работы,
- Дают ответ (выполняют действие) в соответствии с заданием для групповой работы.

- Предлагают способ убедиться в достижении поставленной цели и показатели достижения цели.

Регулятивные: контролируют учебные действия, успешно используют способ выведения фонемы в решении учебной задачи;

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме;

Личностные: имеют желание участвовать в образовательном процессе;

Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения.

  1. Этап подведения итога

Проводит заключительную беседу, предлагает заполнить экран урока.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся

на уроке.

Соотнесение

поставленных задач

с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей.

Проговаривают по плану новые

знания, высказывают свои

впечатления от урока, заполняют экран урока (Приложение №4).

Осуществляют:

самооценку;

самопроверку;

взаимопроверку;

предварительную оценку.

Формулируют конечный результат своей работы

на уроке. Называют основные позиции нового материала

и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему).

Личностные: желание участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Познавательные: приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность.

Коммуникативные: интериоризация - осуществляет рефлексию своих действий, полно отображая в речевом высказывании предметное содержание и условие выполняемых действий.


  1. Домашнее задание

Дает дифференцированное домашнее задание (Приложение №5).

Записывают домашнее задание.




© 2010-2022