- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Литературная гостиная Гусиное перо или поэзия-великий дар
Литературная гостиная Гусиное перо или поэзия-великий дар
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Гончарова Т.М. |
Дата | 11.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Занятие литературного кружка «Литературная гостиная»
«Гусиное перо или поэзия - великий дар»
-
класс
Форма: поэтическая лаборатория
Цель:
1. Повторить и обобщить знания уч-ся о различиях стихотворной и прозаической речи,
ритме и размерах стиха, рифме и её видами.
Задачи:
1. Научить различать стихотворный и прозаический тексты;
2. Научить различать размеры стиха, виды рифмы, рифмовать слова, создавать буриме.
3. Продолжать работать по развитию творческих способностей учащихся
4. Формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве.
5. Воспитывать читателя со сформированным эстетическим вкусом.
Результат:
1.Формирование способности к саморазвитию и самообразованию через освоение художественного наследия, через творческую деятельность эстетического характера.
2. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.
3. Воспитание читателя с эстетическим вкусом, способного интерпретировать, прочитанное, осознавать художественную картину жизни.
Продукт: поэтический альбом класса «Гусиное перо».
Оборудование: мультимедийный проектор, волшебный ящик с атрибутами, вызывающими ассоциации с поэзией, раздаточный материал для работы в группах
Сценарий урока
I. Вступительное слово учителя
- Здравствуйте, ребята и уважаемые гости!
Нас две ниточки связали
Теплоты и доброты.
- Добрый день! - тебе сказали.
- Добрый день! - ответил ты.
- Я рада приветствовать вас на занятии кружка «Литературная гостиная». Чтобы выяснить тему занятия мы проведем небольшую разминку. Я приготовила для вас сюрпризы, которые находятся в «волшебном» ящике. Сейчас от каждого стола ко мне подойдет один человек и достанет какой-нибудь предмет, вернется за стол, а вы все вместе поразмышляете, какие ассоциации у вас вызывает этот предмет.
(Перо с чернильницей, сборник стихов, лист бумаги)
- Как вы думаете, что связывает все эти вещи? (тема поэзии).
- Верно. Мы сегодня с вами поговорим о поэзии. Тема выбрана неслучайно. Дело в том, что 3 марта во всем мире отмечался день писателя, а 21 марта отмечается еще один праздник на мировом уровне - день поэзии.
- Что же такое поэзия?
Влад получил индивидуальное задание и скажет, как дает определение этому слову С.И.Ожегов: «Поэзия - словесное художественное творчество».
- А если сказать по-другому: поэзия - это чувственный язык, на котором пишут и говорят в специальной форме.
Ребята, накануне нашего занятия я вам раздала анкеты для заполнения…………
Прекрасно, что всем вам интересна тема поэзии, большинство из вас безошибочно указали имена знаменитых русских поэтов, с творчеством которых знакомились на уроках литературы…
У каждого из вас есть любимое стихотворение…
Но один вопрос в анкете у всех вызвал отрицательный ответ!
Никто из нас не умеет сочинять стихи…и это понятно, ведь поэтом может стать не каждый, поэзия - это великий дар. Именно так и будет называться наше сегодняшнее занятие (открываю на доске)
II. Поэтическая лаборатория
- Я приглашаю вас в поэтическую лабораторию, где проведем эксперимент в форме конкурса между тремя группами. Какова цель нашей лаборатории? ( повторить и обобщить знания о различиях стихотворной и прозаической речи, основных понятиях стихосложения). Чему должны научиться в ходе исследовательской работы? (должны научиться различать способы рифмовки, рифмовать слова, определять размеры стиха, создавать четверостишия). Очень хорошо, учебные задачи ясны. Может быть, кто-то и обнаружит в себе дар стихосложения.
Предварительно давайте вспомним теорию и заполним технологические листы.
- На столах у вас раздаточный материал с двумя текстами, прочитайте их и определите, чем они похожи между собой и какие имеют различия.
1) Одинокий парус белеет в голубом тумане моря. Интересно, что он ищет в далёкой стране? Что он кинул в родном краю?
2) Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?
- Сделайте вывод, как может быть организована наша речь? (проза и стихи)
- Чем отличается стихотворная речь от прозаической? Назовите особенности стихотворной речи.
(Второй текст записан в столбик и окончания строк звучат в рифму)
- Что же такое рифма?
Рифма - созвучие окончаний стихотворных строк (от греч. рифмос - стройность), в стихосложении существует 3 вида рифмы: перекрёстная, парная и опоясывающая.
- Назовите ещё одно отличие стихотворного текста от прозаического (звучит ритмично).
- В чём же секрет ритма, что такое ритм?
Ритм - равномерное чередование повторяющихся единиц. В стихе это ударный и безударный слоги.
Исходя из этого выделяются двусложные и трёхсложные размеры стиха, назовите..
(Мы видим две стопы, обе состоят из двух слогов, но в первой ударение падает на первый слог (хорей), во второй - на второй слог (ямб). Ямб и хорей - это и есть двусложные размеры стиха).
(Итак, в технологическом листе останется несколько небольших записей:
Прозаическая речь - речь, свободно движущаяся от предложения к предложению.
Стихотворная речь - речь, подчиненная ритму)
Рифма - это созвучие окончаний стихотворных строк.
Ритм - повторение однозначных явлений через равные промежутки времени.
Ямб и хорей - это двусложные размеры стиха
- Для работы в поэтической лаборатории выберите капитана в группах, который будет руководить деятельностью членов команды.
- Ребята, я вижу, вы готовы к работе в поэтической лаборатории, желаю успеха!
Задание 1
- Соберите строфу (четверостишие) и определите вид рифмовки.
Вариант 1
Над морем красавица дева сидит
И, к другу ласкаясь, она говорит:
«Достань ожерелье, спустися на дно;
Сегодня в пучину упало оно!..»
Вариант 2
Как мило жили в старину!
Бывало, в теремах высоких
В кругу красавиц чернооких
Певцы поют любовь, войну!
Вариант 3
В избушке позднею порою
Славянка юная сидит.
Вдали багровой полосою
На небе зарево горит...
Задание 2
- Подберите подходящие по ритму, рифме и смыслу слова.
Вариант 1
-
Под бронёй с простым набором,
Хлеба кус жуя,
В жаркий полдень едет
Дедушка Илья;
-
Едет бором, только слышно.
Как бряцает бронь,
Топчет папоротник______________________
Богатырский____________________________.
Вариант 2
-
И ворчит Илья _________________________
«Ну, Владимир, что ж?
Посмотрю я, без Ильи-то
Как ты_________________________________?
-
Двор мне, княже, твой не диво,
Не пиров держусь,
Я мужик неприхотливый,
Был бы хлеба___________________________.
Вариант 3
-
И старик лицом суровым
Просветлел опять,
По нутру ему здоровым
Воздухом__________________________;
-
Снова веет воли _________________________
На него простор,
И смолой, и земляникой
Пахнет тёмный _________________________.
-
(Из баллады А. К. Толстого «Илья Муромец», Вариант 1. Бором, пышный, конь. • Вариант 2. Сердито, проживёшь, кус. • Вариант 3. Дышать, дикой, бор).
Задание 3
- У каждого стиха, то есть у каждой стихотворной строки, как мы сказали, есть размер. Проставьте ударения и составьте схемы, обозначив ударные слоги чертой с ударением (-), безударные - прогибающейся чертой (U).
- Определите размер стихотворных строк.
-
П. Мериме. «Конь» (перевод А. С. Пушкина). Хорей.
«Что ты ржёшь, мой конь ретивый.
Что ты шею опустил.
Не потряхиваешь гривой,
Не грызёшь своих удил?..»
-
А. С. Пушкин. «Анчар». Ямб.
В пустыне чахлой и скупой.
На почве, зноем раскаленной.
Анчар, как грозный часовой,
Стоит - один во всей вселенной.
-
К. Ф. Рылеев. «Смерть Ермака». Ямб.
Ревела буря, дождь шумел,
Во мраке молнии летали,
Бесперерывно гром гремел
И ветры в дебрях бушевали...
Задание 4
«Найди рифму».
парта - …(карта)
ученик -…(озорник)
пенал - … (журнал)
указка - … (сказка)
ручка - … (штучка)
школа - ….(глаголы)
тетрадь -…(писать)
мальчишки - …(книжки)
урок -…(звонок)
- Сочинить стихотворение-буриме из понравившейся рифмы
III. Подведение итогов
-Трудно ли быть поэтом?
Что нужно знать и уметь для этого?
IV. Рефлексия
Вы ответьте, на уроке
Не было ли скуки?
Кому было интересно,
Поднимите руки………..
Или
Посмотрите на экран и закончите предложения, выразив своё мнение по поводу занятия.
Сегодня на занятии:
Я научился…
Было интересно…
Было трудно…
Больше всего мне понравилось…
Мне показалось важным…
Для меня было открытием то, что…
12. Домашнее задание (на индивидуальных карточках).
Очень рада! Значит можно
Всем в поэтов поиграть.
И домашнее заданье
Вам в стихах хочу я дать.
------------------------- океану
-------------------------- матрос
-------------------------- обезьяну
-------------------------- привез
---------------------------- тоскуя
------------------------- - напролет
----------- -----------------такую
------------ ----------------поет
-----------------------------юге
------------ ----------------кустах
---------------------------- подруги
------------- ---------------хвостах
--------------------------- бананы
--------------------------- моей
-------------------------- обезьяны
----------- ---------------людей.
- Заданием на последующее занятие будет сочинить четверостишия, а может, и целые поэтические произведения для нашей литературной газеты «Гусиное перо». Благодарю вас, ребята, за проделанную работу и Вас, уважаемые гости, за внимание!
Приложение.
Анкета участника школьного кружка «Литературная гостиная»
1. Любишь ли ты поэзию?
2. Умеешь ли сочинять стихи?
3. Знаешь ли ты знаменитых русских поэтов? Назови двух-трех из них.
4. Есть ли у тебя любимое стихотворение? Напиши его название и укажи, чему оно научило тебя.
Кто-то из вас наделен поэтическим даром, кто-то другим, но совершенно особым. Мне хотелось бы вам пожелать никогда не стесняться своих способностей и всеми силами стараться их развивать. А на память о нашей встрече я хотела бы вам прочесть стихотворение Николая Ушакова об этом свойстве поэзии.
Дана загадка на века -
гармонии необычайной, -
поэзия живёт, пока
её возникновенье - тайна.
Поёт народная душа,
высокой точностью томима.
Загадка - тем и хороша,
что
может быть
неразрешима.
рифма ритм
В завершении урока мой вам завет.
Наполнить ум и душу светом,
Про ритм и рифму всё понять,
Тогда вы сможете с успехом
Стихи прекрасные слагать.