М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока "М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики ".

Кирюхина Елена Александровна, учитель русского языка и литературы.

Эпиграф: Лермонтов

Огоньки Пятигорска.

Годы как облака.

Сколько в жизни их? Горстка?

Или все же века?

Ах, как все надоели!

Он подтянут и строг.

До последней дуэли

Еще несколько строк.

Он коварен , как Демон,

И печален, как Бог,

Меж землею и небом

Не вмещается вздох.

Ветку ветер колышет,

Пусто, гулко в груди.

Он садится и пишет.

Смерть уже позади.

Н.Зиновьев
Цели урока:

  • повторить этапы биографии поэта, сообщить новые факты и обобщить информацию о его жизни и творчестве;

  • определить основные мотивы лирики Лермонтова;

Оборудование урока:

  • презентация «М.Ю. Лермонтов»,

  • тематическая стенгазета,

  • выставка произведений М.Ю.Лермонтова,

  • иллюстрации, портреты.

Ход урока

  1. Организационный момент.

2.Слово учителя:

27 лет прожил Лермонтов. Ничтожно короткий срок в истории человечества, но посмотрите на сборники стихов, которые представлены здесь…

Это все создано Лермонтовым. Наверное, это говорит о том, что он был не только необыкновенным поэтом, но и человеком необыкновенной судьбы.

3. Рассказ о детстве, юности и творчестве.

Слайды 1, 2

М. Ю.Лермонтов родился 3 октября 1814 г. в Москве. Отец - Юрий Петрович Лермонтов носил чин капитана. Он происходил из старинного шотландского рода. Мать - Марья Михайловна происходила из старинного и богатого рода Столыпиных.

Слайды 3, 4, 5

Детство Михаил провёл в имении Тарханы, расположенном в Пензенской губернии. Принадлежало оно бабушке поэта по матери Елизавете Алексеевне Арсеньевой. Она была умна, образованна, властолюбива, внука своего любила без памяти, и Миша отвечал ей большой искренней любовью.


И вижу я себя ребенком; и кругом

Родные все места: высокий барский дом

И сад с разрушенной теплицей;

Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,

А за прудом село дымится - и встают

Вдали туманы над полями.

В аллею темную вхожу я; сквозь кусты

Глядит вечерний луч, и желтые листы

Шумят под робкими шагами.


Елизавета Алексеевна была недовольна выбором дочери, к тому же между родителями Лермонтова стали возникать ссоры. В 1817 году мать Л. умерла.
Юрий Петрович уехал в своё тульское имение, трёхлетний Миша остался с бабушкой. Елизавета Алексеевна сделала всё, чтобы разлучить отца и сына. Она дала Ю.П. деньги и взяла с него обещание не требовать сына к себе. При нарушении условий бабушка грозилась лишить внука наследства.

Лермонтов рос болезненным ребёнком, и Елизавета Алексеевна возила его на кавказские воды, которые совершенно исцелили мальчика. Кавказ

Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ.

В младенческих летах я мать потерял.
Но мнилось, что в розовый вечера час
Та степь повторяла мне памятный глас.
За это люблю я вершины тех скал,
Люблю я Кавказ.


Бабушка сумела дать внуку прекрасное домашнее образование, он свободно овладел немецким и французским языками и подготовился для поступления

Слайд 6

в Московский университетский благородный пансион, куда и был зачислен 1 сентября 1828г. в 4 класс. Лермонтов учился прилежно. Выйдя из пансиона в 1830г., он сразу же поступает в Московский университет.

Слайд 7

Дом, где жила бабушка во время учебы Михаила в университете.
В 1832 году из-за участия в бунте студентов против преподавателя Лермонтов был вынужден покинуть университет и переехать в Петербург.

Слайд 8

где поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.

Слайд 9

По окончании Школы в 1834 г. М.Ю.Лермонтов был произведён в корнеты Гусарского полка.

Гусар! ты весел и беспечен,
Надев свой красный доломан;
Но знай - покой души не вечен,
И счастье на земле - туман.

Крутя лениво ус задорный,
Ты вспоминаешь стук пиров;
Но берегися думы черной,-
Она черней твоих усов.



Слайд 10

Адресаты любовной лирики Лермонтова - Екатерина Александровна Сушкова. Ей посвящен цикл стихов: "К С." (" Вблизи тебя до этих пор..."), "Благодарю!", "Весна", "Стансы" ("Взгляни, как мой спокоен взор..."), "Расстались мы, но твой портрет..." и Варвара Александровна Бахметева (урожденная Лопухина), сестра товарища по университету Лермонтова. Чувство к ней отражено в стихах "К Л." ("Подражание Байрону"), "Для чего я не родился..." Расстались мы, но твой портрет...

(Сушковой)

Расстались мы, но твой портрет

Я на груди своей храню:

Как бледный призрак лучших лет,

Он душу радует мою.

И, новым преданный страстям,

Я разлюбить его не мог:

Так храм оставленный - всё храм,

Кумир поверженный - всё бог!



( Лопухиной)

Она не гордою красою
Прельщает юношей живых,
Она не водит за собою
Толпу вздыхателей немых.

Однако все ее движенья,
Улыбки, речи и черты
Так полны жизни, вдохновенья,
Так полны чудной красоты.

Слайд 11

Зимой 1837г., откликаясь на смерть А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтов написал стихотворение «Смерть поэта», мгновенно облетевшее весь Петербург. Стихотворение вызвало неудовольствие царского двора, арест и ссылку поэта на Кавказ, под пули горцев, где пробыл чуть больше года.

Погиб поэт! - невольник чести -
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один как прежде... и убит!

Весной 1838 года благодаря хлопотам бабушки Лермонтова возвратили в гвардию, в тот же Гусарский полк, откуда он отбывал в ссылку.

Слайды 12 - 13

В Петербурге Лермонтов сразу был принят в светском обществе, познакомился с В.А.Жуковским, П.А.Вяземским, П.А.Плетнёвым, В.Ф.Одоевским - писателями пушкинского круга.

Слайд 14

1838 год. Появление в «Отечественных записках» стихотворений и повестей: «Дума», «Русалка», «Узник», «Бэла», «Фаталист».

Узник


Отворите мне темницу,

Дайте мне сиянье дня,

Черноглазую девицу,

Черногривого коня!

Я красавицу младую

Прежде сладко поцелую,

На коня потом вскочу,

В степь, как ветер, улечу.



Но окно тюрьмы высоко,

Дверь тяжелая с замком;

Черноокая далеко

В пышном тереме своем;

Добрый конь в зеленом поле

Без узды, один, по воле

Скачет весел и игрив,

Хвост по ветру распустив...



Одинок я - нет отрады:

Стены голые кругом,

Тускло светит луч лампады

Умирающим огнем;

Только слышно: - за дверями

Звучномерными шагами

Ходит в тишине ночной

Безответный часовой.


1839 год. Произведён из корнетов в поручики. Встреча с И.С. Тургеневым и В.Г. Белинским.

Слайд 15

Светская жизнь, балы, праздники продолжалась вплоть до 1840г. На балу у графини Лаваль сын французского посла Эрнест де Барант приревновал М.Ю.Лермонтова к красавице княгине М.А.Щербатовой.
Состоялась дуэль, окончившаяся полным примирением, однако дело получило огласку. Э. де Барант уехал на Родину. Поэта снова отправляли на Кавказ, в действующую армию.

Слайды 16

Сражаясь в Чечне, Михаил Лермонтов проявил себя как мужественный офицер, за что был представлен к награде.
Зимой 1840 г., благодаря просьбам бабушки, император разрешил ему взять отпуск на два месяца и отбыть в Петербург.



Над городом таинственные звуки,
Как грешных снов нескромные слова,
Неясно раздавались, и Нева,
Меж кораблей, сверкая на просторе,
Журча, с волной их уносила в море.
Задумчиво столбы дворцов немых
По берегам теснилися, как тени,
И в пене вод гранитных крылец их
Купалися широкие ступени…

Слайд 17

В апреле 1841 г. после неудачных попыток выйти в отставку М.Ю.Лермонтов был вынужден вернуться на Кавказ.

13 июля 1841 г. в Пятигорске в доме Верзилиных на обычном балу Михаил в кругу знакомых был в весёлом расположении духа, они острили смешно, но не зло. Тут они увидели Мартынова, одноклассника Лермонтова по Школе гвардейских подпрапорщиков, в горском наряде: в бурке и с большим кинжалом. Лермонтов громко пошутил по этому поводу. Мартынов подошёл к нему и сдержанно сказал: «Сколько раз я просил вас оставить свои шутки при дамах». Завязался спор, закончившийся вызовом на дуэль. Лермонтов принял вызов.

Слайд 18

Дуэль состоялась 15 июля 1841г. у подножия гор Машук и Бештау. Доказательством тому, что Лермонтов считал ссору незначительной, а примирение необходимым и возможным, служит тот факт, что он, стрелявший первым, произвёл выстрел в воздух. Мартынов же решил убить Лермонтова. … Поэт был убит.



На смерть Лермонтова
Еще дуэль! Еще поэт
С свинцом в груди сошел с ристанья.
Уста сомкнулись, песен нет,
Все смолкло... Страшное молчанье!
Тут тщетен дружеский привет...
Все смолкло - грусть, вражда, страданье,
Любовь,- все, чем душа жила...
И где душа? куда ушла? ( Н.Огарев)



Слайд 19

"Новая великая утрата осиротила бедную русскую литературу", - напишет Белинский.

Слайд 20

1842 год, апрель. Бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева обратилась к Николаю 1 с просьбой перевезти тело внука из Пятигорска в Тарханы. Прах поэта был погребён в фамильном склепе Арсеньевых в Тарханах, где и покоится до сих пор.

И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека - грустного, строго, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделённого могучими страстями и волей и проницательным беспощадным умом.
Поэта гениального и так рано погибшего.
Бессмертного и всегда молодого.

Слайд 21

Периоды творчества М.Ю.Лермонтова

  • 1828 - 1836 - ранний период

  • 1837 - 1841 - зрелый период

4. Анализ стихотворений «Парус», «Тучи», «Молитва», «Выхожу один я на дорогу».

5. Разгадывание кроссворда, составленного учащимися.

6. Итоги урока

Основные положения урока:

  • В творчестве Лермонтова запечатлены мысли и настроения эпохи 30-х годов.

  • Творчество поэта можно условно разделить на два периода:

  • 1828-1836 гг. и 1837-1841 гг. Граница - 1837 год, год гибели Пушкина. Уже в ранней лирике Лермонтова начинают звучать гражданские мотивы, свободолюбивые настроения ("Жалобы турка", "Желание"). Поражение декабристского восстания обусловило мотивы тоски, подавленности, уныния. Большое влияние на раннего Лермонтова оказали романтические настроения Байрона.

  • В зрелой лирике Лермонтова звучат идеи, связанные с русской общественно-политической мыслью этого периода (Пушкин, Чаадаев, Белинский). Появляются стихи - размышления о судьбе своего поколения, усиливаются мотивы разочарования и одиночества, тема трагической любви, философское осмысление поэтического призвания и высокого предназначения поэзии.

  • Вместе с тем еще более резкой становится критика бездуховности высшего, светского общества, поэт ищет равновесия и гармонии с окружающим миром, находит которые в осмыслении темы народа и Родины.

Таким образом, основные темы и мотивы лирики Лермонтова - это:
Запись в тетрадь:

  • жажда свободы, вольности, борьбы ("Парус", "Узник", "Пленный рыцарь);

  • разочарование, одиночество, поиск гармонии в отношениях с окружающим миром ("В минуту жизни трудную...", "И скучно и грустно", "Горные вершины", "Утес", "Листок", "Когда волнуется желтеющая нива...");

  • любовь-страдание ("Нищий", "Нет, не тебя так пылко я люблю...", "Расстались мы, но твой портрет...");

  • критика самодержавия и светского общества ("Прощай, немытая Россия...", "Смерть поэта"); осмысление судьбы своего поколения ("Дума"); положение народа и Родины ("Родина", "Бородино");

  • трудность поэтического призвания и высокое предназначение поэзии ("Я жить хочу! хочу печали...", "Не обвиняй меня, Всесильный...", "Поэт", "Пророк");

В творчестве Лермонтова отразилась общественная жизнь в России 1830-х годов. Основные мотивы его творчества связаны с вечными проблемами бытия и глубокими раздумьями поэта о смысле жизни, одиночестве и жажде душевной свободы, поиске гармонии в отношениях с миром.

7. Домашнее задание: выучить стихотворения наизусть.


© 2010-2022