Урок литературы Поэзия в годы ВОВ

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ НОВОКУРЛАКСКАЯ СОШ















КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ НА ТЕМУ:

«СОРОКОВЫЕ, РОКОВЫЕ…»







ВЫПОЛНИЛ: УЧИТЕЛЬ

РУССКОГО ЯЗЫКА И

ЛИТЕРАТУРЫ

ПОДЛЕСНЫХ Ю.С.







2014 г.

Урок литературы «Сороковые, роковые…»

Цели урока:

  1. Обучающая:

  • обучение творческому восприятию лирического произведения;

  • проследить историю Великой Отечественной войны через лирические произведения военных лет;

  • показать особенности тематики военной лирики;

  • актуализировать и углубить знания учащихся о ВОВ.

  1. Развивающая:

  • развить познавательный интерес учащихся, навыки научно-исследовательской деятельности и анализа лирического произведения;

  • развить навыки

  • развить творческие и актерские способности учащихся.

  1. Воспитывающая:

  • воспитать чувство патриотизма и гражданского самосознания;

  • воспитать ценностное отношение, уважение к людям и событиям ВОВ;

Задачи урока:

  1. Развить навыки выразительного чтения и актерского мастерства, мотивировать творческую активность учащихся и их коллективную деятельность.

  2. Развить поисково-информационные умения, умения работы учащихся в группе;

  3. Осуществить метапредметные связи: литература, история, музыка, изобразительное искусство.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний, форма урока - урок - исследование

Оборудование: магнитная доска, карточки с заданиями для работы в группах, презентация, музыкальное сопровождение.



Ход урока

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас вами урок литературы. Меня зовут Юлия Сергеевна. Хочу пожелать вам быть активными, трудолюбивыми и, помните, вы самые талантливые ученики. Ну, что начнём?

  1. Подготовка и восприятие материала.

Беседа.

-Обратите внимание на слайд(1). Что вы себе представляете, когда слышите слова «Сороковые, роковые…» (ответы учащихся)

-А что такое война, ребята? С помощью ответов учащихся составляем синквейн на тему «Война»

Война

Жестока, кровопролитная

Ранит, убивает, уничтожает

Самое ужасное на Земле

Борьба

-Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк» . Синквейн - это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.
1 строка - заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.
2 строка - два прилагательных.
3 строка - три глагола.
4 строка - фраза, несущая определенный смысл.
5 строка - резюме, вывод, одно слово, существительное.

-Чтобы подтвердить вашу точку зрения обратимся к видеоэпиграфу нашего урока. А что такое эпиграф? Где мы чаще всего встречаем эпиграф? Для чего автор вводит его в своё произведение?

Эпиграф - это основная мысль того, о чём будет говориться в сочинении или произведении. Таким образом, эпиграф поясняет основную идею произведения, характеризует его как бы от имени другого лица.

Просмотр фильма(2) слайд

Делаем вывод: Что вы поняли из эпиграфа?

  1. Актуализация знаний.

-На нашем уроке речь пойдёт о целом поколении людей сороковых годов. Именно строки «Сороковые, роковые» стали символом для целого поколения людей. Кто-то погиб в первые часы войны, кто-то перед её окончанием, не было такой семьи, которой бы не коснулось несчастье. Но остались и те, кто выжил и жив до сих пор - это наши ветераны, которых мы чествуем каждый год - 9 мая. У кого - нибудь из вас есть бабушки или дедушки ветераны ВОВ. У меня дедушка - ветеран ВОВ, ему сейчас 89 лет, на фронт его забрали совсем юным мальчишкой. Я очень им горжусь.

-Вы знаете, что любое событие, происходящее в мире, ищет своё отражение в искусстве. А что такое искусство? Что относится к искусству? Живопись, скульптура, архитектура, музыка и литература.

Посмотрите, как война нашла своё отражение в живописи, скульптуре, архитектуре, а подробнее мы поговорим о литературе в годы ВОВ(3)слайд

-Но давайте ещё уточним. Посмотрите на этот слайд.(4) слайд Вопрос - кто это? Кто эти люди? Военные, солдаты, а ещё лучше - фронтовики, поэты - фронтовики: Д. Самойлов, М.Кульчинский, Н. Майоров, Ю. Друнина.

С первых дней войны писатели и поэты вместе со всем народом встали на защиту Родины. Они остро чувствовали свою ответственность. 941 из них ушёл на фронт. 417 - не вернулись. На фронте они были не только военными корреспондентами, они были рабочими войны: артиллеристами, пехотинцами, лётчиками, танкистами. Их оружием были и винтовка, и пулемёт и слово…

  1. Основная часть. Совместное исследование.

-А вот о чём писали поэты - фронтовики, к кому обращались в своих стихотворениях, каковы темы их творчества, мы узнаем с вами, когда проведём небольшую исследовательскую работу. Для того, чтобы создать настоящую рабочую, творческую атмосферу предлагаю мальчикам надеть пилотки, как символ победы, мужества. А девочкам повязать синие платочки - символ женской любви и верности.

Работа в группах

Сейчас я вам раздам задания. Вы работаете в группах. Каждой группе даны несколько стихотворений, план действий, слова -доказательства (3-5 мин.) Ваше задание - определить тему стихотворения, назвать автора. Я буду работать со своей группой и наше мини - исследование будет первое.

Итак, все группы готовы. Начинаем. Изо дня в день, на протяжении всей войны громадный коллектив бойцов творил свою поэтическую летопись войны.

1 группа - стихотворения о Родине;(5)слайд

План действий

1.Автор, название стихотворения

2.Выразительное чтение выделенного фрагмента

3. Тема стихотворения

3.Найдите слова - доказательства.

Образ Родины, её суровая судьба центральная тема в поэзии фронтовиков. В дни войны обострилось чувство отчизны. Оторванные от любимых занятий и родных мест миллионы советских людей как бы по-новому взглянули на привычные родные края, на дом, где родились, на самих себя, на свой народ. Самое светлое и прекрасное, самое нежное и дорогое, что есть у каждого человека, - это его Родина. Это нашло отражение и в поэзии.

2 группа - стихотворения о семье;(6)слайд

Семья - главное для человека. Любовь к семье, матери, сестре, брату, любовь поднимающая и зовущая на подвиги.

3 группа - стихотворения о дружбе;

В стихотворениях, посвящённых друзьям - однополчанам, с которыми они сражались рядом, рука об руку, день и ночь, тоже звучит возвышенный образ подвига.

4 группа - стихотворения о женщине на войне; (7)слайд

Образ женщины, любящей, воюющей, обрабатывающей раны, успокаивающей боль, приносящей письма, радость в сердца воинов занимает немалое место в поэзии фронтовиков.

5 группа - стихотворения о любви; (8)слайд

Любовь к девушке, долгая разлука и страдания, любовь, преодолевающая все преграды.

6 группа - стихотворения о победе. (9)слайд

В стихах фронтовиков мы слышим торжественные звуки победы и боли за всех, кто приближал победу: и живых и павших; мы слышим ликования солдата, прошедшего тяжёлыми дорогами войны и дошедшего до Великой Победы.

-Спасибо, ребята, за ваши мини - исследования.

Но у меня к вам ещё один вопрос? Чем мы можем объединить все эти стихотворения? Что между ними общего? Правильно. Все они посвящены живым людям, даже Родина - это что-то живое, настоящее, сравнивается она с матерью. И природа оживает, когда встречает победителей.

К.Симонов, поэт - фронтовик, писал: «Писать о войне трудно. Писать о ней как о чём-то парадном, торжественном и лёгком деле, нельзя. Это будет ложью. Писать только о тяжёлых днях и ночах, только о грязи окопов и холоде сугробов, только о смерти и крови, это тоже значит лгать, ибо всё это есть, но писать только об этом - значит забывать о душе, о сердце человека, сражающегося на войне».

5. Рефлексия. (10)слайд

Беседа

-Главный вопрос на который мы должны ответить, для чего писали картины?

Для чего было создано столько скульптурных и архитектурных памятников?

Для чего создавали такое количество произведений о войне?

Ну, конечно же, чтобы мы с вами помнили о победе и никогда не забывали. Попробуем создать другой синквейн на тему «Победа»

Победа

Радостная, долгожданная

Воевали сражались победили

Подвиг и слава русского народа

9 мая

( Просмотр видеоклипа о Великой Отечественной войне)

6.Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение стихотворения наизусть, посвящённое Великой Отечественной Войне.



















МКОУ НОВОКУРЛАКСКАЯ СОШ















КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ НА ТЕМУ:

«СОРОКОВЫЕ, РОКОВЫЕ…»







ВЫПОЛНИЛА УЧИТЕЛЬ

РУССКОГО ЯЗЫКА И

ЛИТЕРАТУРЫ

ПОДЛЕСНЫХ Ю.С.







2014 г.

© 2010-2022