- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа элективного курса по литературе в 11 классе Обучение сочинению
Рабочая программа элективного курса по литературе в 11 классе Обучение сочинению
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кочиева З.А. |
Дата | 19.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
пос. Мизур Алагирского района РСО-Алания
Рабочая программа элективного курса по литературе
«Обучение сочинению»
11класс
Составитель: учитель русского языка и
литературы
Кочиева З.А..
2014г.
Пояснительная записка
Цель данной программы: помочь обучающимся 11 класса обобщить знания по литературе, завершить формирование умений работать с текстом художественных произведений и литературно-критических статей, совершенствовать умение оперировать теоретико-литературными понятиями и терминами как инструментом анализа в их связи с конкретными темами сочинений и заданиями, помочь подготовиться к итоговому сочинению по литературе.
Программа рассчитана на 17 часов.
Основные требования к знаниям, умениям, навыкам обучающихся
Обучающиеся должны:
- понимать основные проблемы общественной жизни и закономерности историко-литературного процесса того или иного периода;
- знать основные этапы творческой биографии крупнейших писателей, своеобразие эволюции их мировоззрения, метода, стиля, принадлежности их к литературным направлениям;
- уметь определять роль и место каждого автора и конкретного произведения в литературной жизни, понимать конкретно-историческое и общечеловеческое значение художественных произведений;
- хорошо знать тексты программных произведений, их литературоведческие и литературно-критические оценки;
- воспринимать целостность литературного произведения, уметь выделять и характеризовать основные компоненты его формы и содержания, при анализе конкретных художественных произведений знать тему, художественное богатство, проблематику, авторские идеалы и пафос, систему образов и средств их создания, композицию и сюжет, несюжетные элементы и конфликт, роль заглавия, эпиграфа, художественной детали, приёмы психологического изображения, особенности художественной речи, особенности жанра;
- уметь оперировать при анализе следующими понятиями и терминами: роды художественной литературы, их основные жанры, литературные направления и течения, стихотворные размеры;
- самостоятельно работать с текстом и создавать свой собственный грамотный текст в условиях ограниченного времени, выражать свои мысли современным литературным языком, избегая при этом ложно-публицистических штампов и общих мест, выстраивать свой текст по определённой модели, продумывать план и композицию, отбирать фактический материал в соответствии с данной темой.
Календарно - тематическое планирование
№
Тема занятия
Количество часов
Дата проведения
1
Введение. Цели и задачи курса
1
2
Основные литературоведческие понятия в формулировках тем сочинений
1
3
Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам. Знакомствос положением об итоговом сочинении,(особенности формулировок тем, критерии оценивания и т. д)
1
4
Выбор темы сочинения.Сочинения направления «Недаром помнит вся Россия»
1
5
Сочинение -рассуждение. Рассуждение- доказательство. Работа с сочинениями по направлению «Человек и природа»
1
6
Сочинение- рассуждение. Рассуждение- опровержение. Работа над сочинениями по тематическому направлению: «Спор поколений: вместе и врозь», «Вопросы, заданные человечеству войной»
1
7
Вступительная часть сочинения. Работа над сочинениями по направлению « Чем люди живы»
1
8
Заключительная часть сочинения
1
9
Сочинение «Характеристика героя»( герой, образ, персонаж, повествователь, лирический герой)
1
10
Сравнительная характеристика двух литературных героев
1
11
Групповая характеристика литературных героев
1
12
Характеристика нескольких произведений или периода творчества одного писателя
1
13
Обобщающее сочинение по нескольким произведениям разных писателей
1
14
Сочинение на свободную тему
1
15
Выбор эпиграфа к сочинению
1
16
Стилистика сочинения
11
17
Зачетная работа. Сочинение.
Литература
1. Коган И. И., Козловская Н. В. Анализ эпизода и анализ стихотворения в школьном сочинении, С.-П.,2003.
2. Козловская Н. В. Искусство написания сочинений, С.-П.., 2000.
3.Озеров Ю. А. Раздумья над сочинением. М., 1998.
4. Материалы по ЕГЭ.
5.Т.В.Лимонад. С Сочинением на «ТЫ».М. Школьная Пресса, 2001
6. Т.А. Ладыженская, Т.С.Зепалова Развивайте дар слова. М.»Просвещение», 1990
Интернетресурсы
Газета «Русский язык и сайт для учителя «Я иду на урок русского языка»
rus.1september.ru
Коллекция «Диктанты - русский язык» Российского общеобразовательного портала
language.edu.ru
Культура письменной речи
gramma.ru
Владимир Даль. Электронное издание собрания сочинений
http//philolog/ru/dahl/
Икусство слова: авторская методика преподавания русского языка
gimn13.tl.ru/rus/
Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ)
mapryal.org
Мир слова русского
www/rusword.org
Опорный орфографический компакт: пособие по орфографии русского языка
yamal.org/ook
Российское общество преподавателей русского языка и литературы: портал «Русское слово»
ropryal.ru
Словесник: сайт для учителей Е. В. Архиповой
slovesnik-oka.narod.ru
Справочная служба русского языка
spravka.gramota.ru
Тесты по русскому языку
likbez.spb.ru
Центр развития русского языка
ruscenter/ru
Электронные пособия по русскому языку для школьников
learning-russian.gramota.ru
Собрание словарей портала «ГРАМОТА.РУ»
slovari.gramota/ru
Еженедельная газета «Русский язык» Издательского дома «Первое сентября»
rus1september.ru
ЕГЭ по русскому языку: электронный репетитор
www/rus-ege.com
Кабинет русского языка и литературы
ruslit.ioso.ru