- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Модифицированная программа по русскому языку 9 класс
Модифицированная программа по русскому языку 9 класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Вессели И.С. |
Дата | 04.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
-
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Модифицированная программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего основного общего образования, авторской программы для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 5-9 классы» автор М.М.Разумовская (Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 кл, 10-11 кл .- Изд. 3-е, стер. .- М. : Дрофа, 2010.).
Модифицированная программа предназначена для изучения русского языка в общеобразовательной школе. Необходимость расширить авторскую программу возникла в связи с тем,что программа «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией М. М. Разумовской, В. И. Капинос, С. И. Львовой, Г. А. Богдановой, В. В. Львова, 2010 г. рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю, что не соответствует учебному плану МАОУ СОШ № 43, где на изучение русского языка в 9 классе предусмотрено 85 часов в год, 2 часа в неделю первое полугодие и 3 часа в неделю - второе полугодие. По причине вносимых в программу изменений увеличено количество часов на изучение следующих разделов:
«Сложносочиненные предложения» до 8 часов, «Сложноподчиненные предложения» до 22 часов, «Бессоюзные сложные предложения» до 11 часов, «Сложные предложения с различными видами связи» до 8 часов. Увеличено количество часов на развитие речи до 22 часов.
Дополнительное учебное время отводится на повторение, обобщение и систематизацию знаний по русскому языку, повышение орфографической и пунктуационной грамотности, культуры речи.
С целью подготовки учащихся 9 классов к ГИА продумана система практических и контрольных работ, включающих задания части А и В, комплексный анализ текста, работу со средствами художественной выразительности, различные виды лингвистического анализа.
В целях обучения написанию сжатого изложения и сочинения-рассуждения на основе данного текста (в рамках подготовки к ГИА - задание С1 и С2) 22 часа отведено на развитие речи.
Тематическое распределение часов
Наименование раздела
Кол-во часов по программе
Кол-во часов по плану
О ЯЗЫКЕ
5
1
РЕЧЬ
17
22
Обобщение изученного в 5-8 классах
6
6
ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Синтаксис сложного предложения
Сложное предложение
2
2
Сложносочиненное предложение
5
8
Сложноподчиненное предложение
15
22
Бессоюзное сложное предложение
7
11
Сложные предложения с различными видами связи
5
7
Резервные часы (повторение изученного в 9 классе)
6
6
Итого:
68
102
-
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
О языке (1 ч)
Русский язык - национальный язык русского народа.
Речь (22)
Систематизация и обобщение сведений о тексте, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи предложений в тексте, о стилях и типах речи. Особенности строения устного и письменного публицистического высказывания (задача речи, типы речи, характерные языковые и речевые средства).
Композиционные формы: высказывание типа газетной статьи с рассуждением; рецензия.
Деловые бумаги: заявление (стандартная форма, языковые средства, характерные для этого вида деловых бумаг), доверенность.
Обобщение изученного в 5-8 классах (6 ч)
Основные единицы языка и их особенности (звуки, морфемы, слова, словосочетания, предложения). Лексическое и грамматическое значение слова. Части речи и их смысловые, морфологические и синтаксические признаки. Основные правила правописания.
Синтаксис сложного предложения
Сложное предложение (2 ч)
Сложное предложение и его признаки. Сложные предложения с союзами и без союзов. Классификация сложных предложений: сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные.
Сложносочиненное предложение (8 ч)
Строение сложносочиненного предложения и средства связи в нем: интонация и сочинительные союзы (соединительные, разделительные и противительные). Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения. Запятая между частями сложносочиненного предложения.
Сложноподчиненное предложение (22 ч)
Строение сложноподчиненного предложения: главное и придаточное предложение в его составе; средства связи в сложноподчиненном предложении. Основные виды придаточных предложений: определительные, изъяснительные, обстоятельственные (места, времени, образа действия и степени, цели, условия, причины, уступительные, сравнительные, следствия). Место придаточного предложения по отношению к главному. Предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания между главным и придаточным предложениями.
Бессоюзное сложное предложение (11 ч)
Смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного предложения. Интонация бессоюзного сложного предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Сложное предложение с разными видами связи (7ч)
Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи. Знаки препинания в нем.
Итоговое повторение (6ч)
-
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ:
Виды контроля
В год
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Контрольные работы
7
2
-
2
3
Изложения
5
1
1
2
1
Сочинения
5
1
-
3
1
-
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
ЗА КУРС ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать
• роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
• смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
• основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
• особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
• признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
• основные единицы языка, их признаки;
• основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь
• различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
• определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
• опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
• объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудирование и чтение
• адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);
• читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
• извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
• воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
• создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);
• осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
• владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
• свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
• соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
• соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
• осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
• развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
• удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
• увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
• использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
-
Прогнозируемы результаты обучения в 9 классе
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать
-
роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
-
смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
-
основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
-
особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
-
признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
-
основные единицы языка, их признаки;
-
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь
-
различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
-
определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
-
опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
-
объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
-
аудирование и чтение
-
адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
-
читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);
-
извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
-
говорение и письмо
-
воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
-
создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотацию, реферат, выступление, письмо, расписку, заявление);
-
осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
-
владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
-
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
-
соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
-
соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
-
соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
-
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
-
развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
-
удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
-
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
-
использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
-
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
-
Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 кл, 10-11 кл .- Изд. 3-е, стер. .- М. : Дрофа, 2008.- с. 48-90.
-
М.М. Разумовская и др. «Русский язык. 9 класс». М.: Дрофа, 2011 год
-
Словари и энциклопедии по русскому языку
-
ГИА-2013. Экзамен в новой форме. Русский язык. 9 класс/ ФИПИ авторы- составители: И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова - М.: Астрель, 2012.
-
Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык. 2013/ ФИПИ авторы-составители: Пучкова Л.И., Цыбулько И.П., Александров В.Н., Соловьева Т.В. - М.: Интеллект-Центр, 2012.
-
ГИА 2013. Русский язык. Типовые тестовые задания по русскому языку. Егораева Г.Т. Издательство: Экзамен, 2012.
-
Календарно-тематическое планирование
по русскому языку 9 класс
Разумовская М.М. (85 часов)
№
Тема
Кол-во
часов
Дата
Оборудование
Примечание
1 четверть: 8 недель, 16 уроков, РР - 4 часа, КР - 1 час
О ЯЗЫКЕ (1)
Русский язык - национальный язык русского народа.
1
ИКТ,
презентация
Повторение и систематизация изученного в 5-8 классах (6+3р.р.)
Р/р. Стили речи. Составление собственного речевого высказывания публицистического стиля
1
Раздаточный материал
Фонетика. Орфография. Графика.
1
Лексика. Лексическое значение слова.
1
ИКТ,
презентация
Морфемика и словообразование.
1
ИКТ,
презентация
Морфология и синтаксис. Части речи, их смысловые, морфологические и синтаксические признаки.
1
Раздаточный материал
Р/р. Написание сочинения в публицистическом стиле (по материалам ГИА)
1
Орфография и пунктуация.
1
Контрольная работа №1 по теме «Повторение и систематизация изученного в 5-8 классах».
1
Раздаточный материал
Р/р. Типы речи.
Анализ контрольной работы.
ИКТ,
презентация
ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Синтаксис сложного предложения
Сложное предложение (2)
Сложное предложение.
1
ИКТ,
презентация
Типы сложных предложений и средства связи.
1
ИКТ,
презентация
Сложносочиненное предложение (8+3р.р.)
Понятие сложносочиненного предложения (ССП).
1
ИКТ,
презентация
Виды сложносочинённых предложений и знаки препинания в них.
1
ИКТ,
презентация
Р/р. Художественный стиль речи и язык художественной литературы.
1
Раздаточный материал
Средства связи в сложных предложениях
2 четверть: 8 недель, 16 уроков, РР - 5 часов, КР - 1 час
Знаки препинания в них в сложносочиненных предложениях.
1
Раздаточный материал
Р/р. Способы сжатия текста.
1
ИКТ,
презентация
Р/р. Написание сжатого изложения (по материалам ГИА).
1
Смысловые отношения в сложносочинённых предложениях.
1
ИКТ,
презентация
Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами.
1
ИКТ,
презентация
Обобщение и систематизация знаний по теме «Сложносочиненные предложения».
1
Раздаточный материал
Контрольная работа №2 по теме «Сложносочиненные предложения».
1
Сложноподчиненное предложение (22+8р.р.)
Анализ контрольной работы.
Понятие о сложноподчинённом предложении (СПП).
1
ИКТ,
презентация
Закрепление темы «Понятие о сложноподчинённом предложении»
1
Раздаточный материал
Виды сложноподчинённых предложений.
1
ИКТ,
презентация
Р/р. Подготовка к сжатому изложению с элементами сочинения
1
Р/р. Сжатое изложение с элементами сочинения.
1
Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными.
1
ИКТ,
презентация
Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными.
1
ИКТ,
презентация
Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными.
1
ИКТ,
презентация
Р/р. Строение текста
1
3 четверть: 10 недель, 31 урок, РР - 8 часов, КР - 2 час
Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными места.
1
Раздаточный материал
Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными времени.
1
Сложноподчинённые предложения с придаточными сравнения.
1
Раздаточный материал
Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия и степени.
1
Раздаточный материал
Р/р. Речевые жанры. Путевые заметки.
1
ИКТ,
презентация
Сложноподчинённое предложение с придаточным цели.
1
Сложноподчинённое предложение с придаточным условия.
1
Сложноподчинённое предложение с придаточными причины.
1
Сложноподчинённое предложение с придаточными при следствия.
1
Сложноподчинённое предложение с придаточным уступительным.
1
Место придаточного предложения по отношению к главному.
1
Р/р. Речевые жанры. Рецензия. Написание сочинения-рецензии на газетную статью..
1
ИКТ,
презентация
Синонимика союзных предложений.
1
Систематизация и обобщение изученного по теме «Сложноподчинённое предложение».
1
ИКТ,
презентация
Контрольная работа №3 по теме «Сложноподчиненное предложение»
1
Анализ контрольной работы. Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными.
1
ИКТ,
презентация
Р/р. Написание сжатого изложения (по материалам ГИА)
1
Обобщение и систематизация знаний по теме «Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными».
1
Раздаточный материал
Контрольная работа №4 по теме «Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными».
1
Р/р. Речевые жанры. Эссе.
Анализ контрольной работы.
1
ИКТ,
презентация
Р/р. Написание сочинения-эссе.
1
Бессоюзное сложное предложение (11+4р.р.)
Понятие о бессоюзном сложном предложении.
1
ИКТ,
презентация
Смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного предложения. БСП со значением перечисления
1
ИКТ,
презентация
Бессоюзные сложные предложения со значением причины и следствия
1
Раздаточный материал
Бессоюзные сложные предложения со значением пояснения и дополнения.
1
Раздаточный материал
Р/р. Написание сочинения-рассуждения о природе родного края (Р.к.)
1
Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления.
1
ИКТ,
презентация
Бессоюзные сложные предложения со значением времени.
1
ИКТ,
презентация
Бессоюзные сложные предложения со значением условия.
1
ИКТ,
презентация
Р/р. Подготовка к сжатому изложению.
1
Р/р. Написание изложения.
1
Бессоюзные сложные предложения со значением сравнения.
1
Раздаточный материал
4 четверть: 8 недель, 21 урок, РР - 5 часов, КР - 3 час
Закрепление темы «Бессоюзные сложные предложения».
1
Раздаточный материал
Синонимика простых и сложных предложений с союзами и без союзов.
1
ИКТ,
презентация
Контрольная работа №5 по теме «Бессоюзное сложное предложение»
1
Раздаточный материал
Анализ контрольной работы.
Р/р. Стили речи. Деловая речь.
1
ИКТ,
презентация
Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи (7+2р.р.)
Сложные предложения с различными видами связи
1
ИКТ,
презентация
Знаки препинания в ССП с союзом И и общим второстепенным членом или общим придаточным предложением
1
Раздаточный материал
Р/р. Подготовка к сочинению по данному тексту (по материалам ГИА).
1
ИКТ,
презентация
Р/р. Написание сочинения по данному тексту (по материалам ГИА).
1
Пунктуация в сложном предложении с различными видами связи.
1
Раздаточный материал
Сочетание знаков препинаний в сложном предложении с различными видами связи.
1
ИКТ,
презентация
Правильное построение сложных предложений с различными видами связи.
Раздаточный материал
Обобщение и систематизация знаний по теме «Сложные предложения с различными видами связи»
1
Раздаточный материал
Контрольная работа №6 по теме «Сложные предложения с различными видами связи»
1
Итоговое повторение и систематизация изученного в 9 классе (6+2р.р.)
Анализ контрольной работы. Итоговое повторение и систематизация изученного в 9 классе
Р/р. Подготовка к изложению с элементами сочинения (по материалам ГИА).
1
ИКТ,
презентация
Р/р. Написание изложения с элементами сочинения (по материалам ГИА).
1
Обобщение и систематизация знаний изученного в 9 классе.
1
Обобщение и систематизация знаний изученного в 9 классе. Подготовка к итоговой контрольной работе
1
Раздаточный материал
Итоговая контрольная работа №7.
1
ИКТ,
презентация
Анализ контрольной работы.
1
Итоговое занятие.
1
Раздаточный материал
Итого:
85
12