Модифицированная программа по русскому языку 9 класс

Модифицированная рабочая программа по русскому языку для 9 класса ( программа М.М.Разумовской) составлена с учетом 105 часов в год ( по базисному плану на изучение русского языка в 9 классе отводится всего 70 часов в год). Документ включает в себя такие разделы: пояснительная записка, учебно-тематическое планирование, календарно-тематическое планирование, перечень практических работ, содержание курса русского языка, требования к уровню подготовки, перечень учебно-методического комплекса и литера...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Модифицированная программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего основного общего образования, авторской программы для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 5-9 классы» автор М.М.Разумовская (Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 кл, 10-11 кл .- Изд. 3-е, стер. .- М. : Дрофа, 2010.).

Модифицированная программа предназначена для изучения русского языка в общеобразовательной школе. Необходимость расширить авторскую программу возникла в связи с тем,что программа «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией М. М. Разумовской, В. И. Капинос, С. И. Львовой, Г. А. Богдановой, В. В. Львова, 2010 г. рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю, что не соответствует учебному плану МАОУ СОШ № 43, где на изучение русского языка в 9 классе предусмотрено 85 часов в год, 2 часа в неделю первое полугодие и 3 часа в неделю - второе полугодие. По причине вносимых в программу изменений увеличено количество часов на изучение следующих разделов:

«Сложносочиненные предложения» до 8 часов, «Сложноподчиненные предложения» до 22 часов, «Бессоюзные сложные предложения» до 11 часов, «Сложные предложения с различными видами связи» до 8 часов. Увеличено количество часов на развитие речи до 22 часов.

Дополнительное учебное время отводится на повторение, обобщение и систематизацию знаний по русскому языку, повышение орфографической и пунктуационной грамотности, культуры речи.

С целью подготовки учащихся 9 классов к ГИА продумана система практических и контрольных работ, включающих задания части А и В, комплексный анализ текста, работу со средствами художественной выразительности, различные виды лингвистического анализа.

В целях обучения написанию сжатого изложения и сочинения-рассуждения на основе данного текста (в рамках подготовки к ГИА - задание С1 и С2) 22 часа отведено на развитие речи.



Тематическое распределение часов

Наименование раздела

Кол-во часов по программе

Кол-во часов по плану

О ЯЗЫКЕ

5

1

РЕЧЬ

17

22

Обобщение изученного в 5-8 классах

6

6

ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ



Синтаксис сложного предложения



Сложное предложение

2

2

Сложносочиненное предложение

5

8

Сложноподчиненное предложение

15

22

Бессоюзное сложное предложение

7

11

Сложные предложения с различными видами связи

5

7

Резервные часы (повторение изученного в 9 классе)

6

6

Итого:

68

102


  1. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

О языке (1 ч)

Русский язык - национальный язык русского народа.

Речь (22)

Систематизация и обобщение сведений о тексте, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи предложений в тексте, о стилях и типах речи. Особенности строения устного и письменного публицистического высказывания (задача речи, типы речи, характерные языковые и речевые средства).

Композиционные формы: высказывание типа газетной статьи с рассуждением; рецензия.

Деловые бумаги: заявление (стандартная форма, языковые средства, характерные для этого вида деловых бумаг), доверенность.

Обобщение изученного в 5-8 классах (6 ч)

Основные единицы языка и их особенности (звуки, морфемы, слова, словосочетания, предложения). Лексическое и грамматическое значение слова. Части речи и их смысловые, морфологические и синтаксические признаки. Основные правила правописания.

Синтаксис сложного предложения

Сложное предложение (2 ч)

Сложное предложение и его признаки. Сложные предложения с союзами и без союзов. Классификация сложных предложений: сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные.

Сложносочиненное предложение (8 ч)

Строение сложносочиненного предложения и средства связи в нем: интонация и сочинительные союзы (соединительные, разделительные и противительные). Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения. Запятая между частями сложносочиненного предложения.

Сложноподчиненное предложение (22 ч)

Строение сложноподчиненного предложения: главное и придаточное предложение в его составе; средства связи в сложноподчиненном предложении. Основные виды придаточных предложений: определительные, изъяснительные, обстоятельственные (места, времени, образа действия и степени, цели, условия, причины, уступительные, сравнительные, следствия). Место придаточного предложения по отношению к главному. Предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания между главным и придаточным предложениями.

Бессоюзное сложное предложение (11 ч)

Смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного предложения. Интонация бессоюзного сложного предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Сложное предложение с разными видами связи (7ч)

Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи. Знаки препинания в нем.

Итоговое повторение (6ч)


  1. ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ:

Виды контроля

В год

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Контрольные работы

7

2

-

2

3

Изложения

5

1

1

2

1

Сочинения

5

1

-

3

1

  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

ЗА КУРС ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать

• роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

• смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

• основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

• особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

• признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

• основные единицы языка, их признаки;

• основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь

• различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

• определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

• опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

• объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

аудирование и чтение

• адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);

• читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

• извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

• воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);

• создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);

• осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

• владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

• свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

• соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

• соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

• соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;

• осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

• развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

• удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

• увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

• использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.


  1. Прогнозируемы результаты обучения в 9 классе

В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

  • смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

  • основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

  • особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

  • основные единицы языка, их признаки;

  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь

  • различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

  • определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

  • объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

  • аудирование и чтение

  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);

  • читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);

  • извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

  • говорение и письмо

  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);

  • создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотацию, реферат, выступление, письмо, расписку, заявление);

  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

  • свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

  • соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

  • соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.


  1. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:


  1. Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 кл, 10-11 кл .- Изд. 3-е, стер. .- М. : Дрофа, 2008.- с. 48-90.

  2. М.М. Разумовская и др. «Русский язык. 9 класс». М.: Дрофа, 2011 год

  3. Словари и энциклопедии по русскому языку

  4. ГИА-2013. Экзамен в новой форме. Русский язык. 9 класс/ ФИПИ авторы- составители: И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова - М.: Астрель, 2012.

  5. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык. 2013/ ФИПИ авторы-составители: Пучкова Л.И., Цыбулько И.П., Александров В.Н., Соловьева Т.В. - М.: Интеллект-Центр, 2012.

  6. ГИА 2013. Русский язык. Типовые тестовые задания по русскому языку. Егораева Г.Т. Издательство: Экзамен, 2012.


















  1. Календарно-тематическое планирование

по русскому языку 9 класс

Разумовская М.М. (85 часов)


Тема

Кол-во

часов

Дата


Оборудование

Примечание

1 четверть: 8 недель, 16 уроков, РР - 4 часа, КР - 1 час

О ЯЗЫКЕ (1)

Русский язык - национальный язык русского народа.

1


ИКТ,

презентация


Повторение и систематизация изученного в 5-8 классах (6+3р.р.)

Р/р. Стили речи. Составление собственного речевого высказывания публицистического стиля

1


Раздаточный материал


Фонетика. Орфография. Графика.

1




Лексика. Лексическое значение слова.

1


ИКТ,

презентация


Морфемика и словообразование.

1


ИКТ,

презентация


Морфология и синтаксис. Части речи, их смысловые, морфологические и синтаксические признаки.

1


Раздаточный материал


Р/р. Написание сочинения в публицистическом стиле (по материалам ГИА)

1




Орфография и пунктуация.

1




Контрольная работа №1 по теме «Повторение и систематизация изученного в 5-8 классах».

1


Раздаточный материал


Р/р. Типы речи.

Анализ контрольной работы.



ИКТ,

презентация


ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Синтаксис сложного предложения

Сложное предложение (2)

Сложное предложение.

1


ИКТ,

презентация


Типы сложных предложений и средства связи.

1


ИКТ,

презентация


Сложносочиненное предложение (8+3р.р.)

Понятие сложносочиненного предложения (ССП).

1


ИКТ,

презентация


Виды сложносочинённых предложений и знаки препинания в них.

1


ИКТ,

презентация


Р/р. Художественный стиль речи и язык художественной литературы.

1


Раздаточный материал


Средства связи в сложных предложениях





2 четверть: 8 недель, 16 уроков, РР - 5 часов, КР - 1 час


Знаки препинания в них в сложносочиненных предложениях.

1


Раздаточный материал


Р/р. Способы сжатия текста.

1


ИКТ,

презентация


Р/р. Написание сжатого изложения (по материалам ГИА).

1




Смысловые отношения в сложносочинённых предложениях.

1


ИКТ,

презентация


Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами.

1


ИКТ,

презентация


Обобщение и систематизация знаний по теме «Сложносочиненные предложения».

1


Раздаточный материал


Контрольная работа №2 по теме «Сложносочиненные предложения».

1




Сложноподчиненное предложение (22+8р.р.)

Анализ контрольной работы.

Понятие о сложноподчинённом предложении (СПП).

1


ИКТ,

презентация


Закрепление темы «Понятие о сложноподчинённом предложении»

1


Раздаточный материал


Виды сложноподчинённых предложений.

1


ИКТ,

презентация


Р/р. Подготовка к сжатому изложению с элементами сочинения

1




Р/р. Сжатое изложение с элементами сочинения.

1




Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными.

1


ИКТ,

презентация


Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными.

1


ИКТ,

презентация


Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными.

1


ИКТ,

презентация


Р/р. Строение текста

1




3 четверть: 10 недель, 31 урок, РР - 8 часов, КР - 2 час


Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными места.

1


Раздаточный материал


Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными времени.

1




Сложноподчинённые предложения с придаточными сравнения.

1


Раздаточный материал


Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия и степени.

1


Раздаточный материал


Р/р. Речевые жанры. Путевые заметки.

1


ИКТ,

презентация


Сложноподчинённое предложение с придаточным цели.

1




Сложноподчинённое предложение с придаточным условия.

1




Сложноподчинённое предложение с придаточными причины.

1




Сложноподчинённое предложение с придаточными при следствия.

1




Сложноподчинённое предложение с придаточным уступительным.

1




Место придаточного предложения по отношению к главному.

1




Р/р. Речевые жанры. Рецензия. Написание сочинения-рецензии на газетную статью..

1


ИКТ,

презентация


Синонимика союзных предложений.

1




Систематизация и обобщение изученного по теме «Сложноподчинённое предложение».

1


ИКТ,

презентация


Контрольная работа №3 по теме «Сложноподчиненное предложение»

1




Анализ контрольной работы. Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными.

1


ИКТ,

презентация


Р/р. Написание сжатого изложения (по материалам ГИА)

1




Обобщение и систематизация знаний по теме «Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными».

1


Раздаточный материал


Контрольная работа №4 по теме «Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными».

1




Р/р. Речевые жанры. Эссе.

Анализ контрольной работы.

1


ИКТ,

презентация


Р/р. Написание сочинения-эссе.

1




Бессоюзное сложное предложение (11+4р.р.)

Понятие о бессоюзном сложном предложении.

1


ИКТ,

презентация


Смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного предложения. БСП со значением перечисления

1


ИКТ,

презентация


Бессоюзные сложные предложения со значением причины и следствия

1


Раздаточный материал


Бессоюзные сложные предложения со значением пояснения и дополнения.

1


Раздаточный материал


Р/р. Написание сочинения-рассуждения о природе родного края (Р.к.)

1




Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления.

1


ИКТ,

презентация


Бессоюзные сложные предложения со значением времени.

1


ИКТ,

презентация


Бессоюзные сложные предложения со значением условия.

1


ИКТ,

презентация


Р/р. Подготовка к сжатому изложению.

1




Р/р. Написание изложения.

1




Бессоюзные сложные предложения со значением сравнения.

1


Раздаточный материал


4 четверть: 8 недель, 21 урок, РР - 5 часов, КР - 3 час


Закрепление темы «Бессоюзные сложные предложения».

1


Раздаточный материал


Синонимика простых и сложных предложений с союзами и без союзов.

1


ИКТ,

презентация


Контрольная работа №5 по теме «Бессоюзное сложное предложение»

1


Раздаточный материал


Анализ контрольной работы.

Р/р. Стили речи. Деловая речь.

1


ИКТ,

презентация


Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи (7+2р.р.)

Сложные предложения с различными видами связи

1


ИКТ,

презентация


Знаки препинания в ССП с союзом И и общим второстепенным членом или общим придаточным предложением

1


Раздаточный материал


Р/р. Подготовка к сочинению по данному тексту (по материалам ГИА).

1


ИКТ,

презентация


Р/р. Написание сочинения по данному тексту (по материалам ГИА).

1




Пунктуация в сложном предложении с различными видами связи.

1


Раздаточный материал


Сочетание знаков препинаний в сложном предложении с различными видами связи.

1


ИКТ,

презентация


Правильное построение сложных предложений с различными видами связи.



Раздаточный материал


Обобщение и систематизация знаний по теме «Сложные предложения с различными видами связи»

1


Раздаточный материал


Контрольная работа №6 по теме «Сложные предложения с различными видами связи»

1




Итоговое повторение и систематизация изученного в 9 классе (6+2р.р.)

Анализ контрольной работы. Итоговое повторение и систематизация изученного в 9 классе





Р/р. Подготовка к изложению с элементами сочинения (по материалам ГИА).

1


ИКТ,

презентация


Р/р. Написание изложения с элементами сочинения (по материалам ГИА).

1




Обобщение и систематизация знаний изученного в 9 классе.

1




Обобщение и систематизация знаний изученного в 9 классе. Подготовка к итоговой контрольной работе

1


Раздаточный материал


Итоговая контрольная работа №7.

1


ИКТ,

презентация


Анализ контрольной работы.

1




Итоговое занятие.

1


Раздаточный материал



Итого:

85




12


© 2010-2022