Рабочая программа по русскому языку 7 класс Львова

Настоящая программа по русскому языку для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом. Предмет «Русский язык» входит в образовательную область «Филология».   Настоящая программа составлена на 175 часов...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.

Статус документа

Настоящая программа по русскому языку для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Предмет «Русский язык» входит в образовательную область «Филология».

Настоящая программа составлена на 175 часов при 35 учебных неделях (5 уроков в неделю) из них - 2 часа приходятся на 1.05, 9.05, и один час на 21.03

Структура документа

Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку; учебно - тематический план, основное содержание тем; требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе, календарно - тематическое планирование, формы и средства контроля, перечень учебно - методических средств обучения, список литературы.

Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.

Главной особенностью данной программы является её направленность на достижение в преподавании единства процессов познания окружающего мира через родной язык, осмысления его основных закономерностей, усвоение основ лингвистики и разных видов языкового анализа, развития абстрактного мышления, памяти, воображения, коммуникативных умений, навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования, речевого самосовершенствования


Общая характеристика учебного предмета

Русский язык - язык русского народа. Он служит ему средством:

  • общения во всех сферах жизни;

  • хранения и передачи информации;

  • связи поколений русских людей, живших в разные эпохи.

Русский язык - один из самых развитых языков мира. Он отличается богатством и разнообразием словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает неисчерпаемыми возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием.

Русский язык в современном мире - один из официальных языков ООН. В Российской Федерации он является государственным языком.

Свободное владение родным русским языком - надежная основа каждого русского человека в его жизни, труде, творческой деятельности.

Настоящая программа по русскому языку для VII класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела: пояснительную записку; учебно - тематический план, основное содержание тем; требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе, календарно - тематическое планирование, формы и средства контроля, пречень учебно - методических средств обучения, список литературы .

Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В основе программы лежит принцип единства.

Язык - по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для V класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Системно-деятельностный подход в обучении, направленность на трехсторонний анализ языкового явления (с точки зрения значения, формы, функции) пронизывают весь курс обучения русскому языку в 7 классе.

Программа составлена с учетом принципа преемственности между основными ступенями обучения: начальной, основной и полной средней школой.


Цели обучения

Предлагаемый курс не противоречит общим задачам школы и направлен на решение следующих задач:

  • освоение знаний об устройстве и функционировании родного языка

  • умение пользоваться его богатейшими стилистическими ресурсами

  • интенсивное развитие речемыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, духовно-нравственных и эстетических качеств личности

Решаемые задачи позволяют достичь цели курса:

  • обеспечение языкового развития обучающихся

  • овладение ими речевой деятельностью

Главной особенностью программы является ее направленность на:

  • достижение в преподавании единства процессов познания окружающего мира через родной язык

  • осмысления его основных закономерностей

  • усвоения основ лингвистики и разных видов языкового анализа

  • развития абстрактного мышления, памяти, воображения, коммуникативных умений

  • навыков самостоятельной учебной деятельности

  • самообразования, речевого самосовершенствования

  • успешное овладение видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи

    • способностью осознанно воспринимать и понимать звучащую речь и печатное слово

    • грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения

Курс отличается:

  • ярко выраженной семантической направленностью в изучении грамматико - орфографического материала

  • усиленным вниманием к особенностям употребления в речи языковых единиц, к эстетической функции изучаемых явлений языка, формированию навыков использования справочной литературы, работы с различными видами лингвистических словарей

  • вниманием к вопросам истории русского языка, целенаправленным обращением к этимологии

Программа реализует:

  • идею метапредметных связей при обучении русскому языку, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам

  • идею дифференцированного подхода к обучению, это выражается прежде всего в выделении дополнительного материала, расширяющего основное содержание программы

  • культуроведческий аспект в обучении русскому языку, что проявляется в достаточно широком использовании сведений по истории языка и русистики, информации о русских ученых-лингвистах, материалов по этимологии

Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся.

Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Программа реализует идею метапредметных связей при обучении русскому языку, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам. Большое внимание уделено формированию навыков работы с различными видами лингвистических словарей.

Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в 7 классе - 175 часов.

Количество часов соответствует программным требованиям, рассчитанным на 5 часов в неделю.

Преподавание предмета ведётся на основе учебно-методического комплекса по русскому языку: Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. : учебник для общеобразоват. учреждений. В 3 ч./ С.И.Львова, В.В.Львов. - 6-е изд., стереотипное - М.: «Мнемозина», 2011.

Срок реализации программы: данная программа рассчитана на изучение русского языка в течение одного учебного года

Рабочая программа составлена на основе

Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений, 5-11 классы. Основной курс/ Элективные курсы ( авт. - сост. С.И. Львова). - 3-е изд., стер., - М.: Мнемозина, 2009.

Программа соответствует учебнику Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. : учебник для общеобразоват. учреждений. В 3 ч./ С.И.Львова, В.В.Львов. - 6-е изд., стереотипное. - М.: «Мнемозина», 2011. Содержание учебника полностью соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.







п/п

Наименования разделов,

тем

Количество часов

В том числе на:

Уроки

Уроки развития речи

Контрольные работы (количество часов)

1.

Язык как развивающееся явление

2

2



2.

Разделы лингвистики (на основе изученного в 5-6-м классах)

60




2.1

Фонетика. Орфоэпия

3

3



2.2

Словообразование самостоятельных частей речи

7

6


1

2.3

Лексика и фразеология

5

5



2.4

Грамматика: морфология и синтаксис

10

8

2


2.5

Орфография

9

9



2.6

Пунктуация

4

3

1


2.7

Культура речи. Правильное употребление слов самостоятельных частей речи

6

6



2.8

Текстоведение

16

14

2


3.

Наречие

41

36

2

3

4.

Служебные части речи и междометия

53




4.1

Роль служебных частей речи

2

2



4.2

Предлог

11

10

1


4.3

Союз

16

13

2

1

4.4

Частица

20

17

1

2

4.5

Междометие

4

4



5.

Трудные случаи разграничения языковых явлений

5

5



6.

Повторение изученного в 7-м классе

5

4


1

7.

Резервные уроки

6

6



ИТОГО:


172

153

11

8

Содержание тем курса

VII КЛАСС (172 ч)


Язык как развивающееся явление (2 часа)

Наш язык. Исторические изменения русского языка

Разделы лингвистики (на основе изученного в 5-6 классах) (60 часов)

Фонетика и орфоэпия (3 часа) Звуки и буквы. Орфоэпия как раздел лингвистики. Звукопись.

Словообразование самостоятельных частей речи (7 часов) Основные способы образования существительных и прилагательных. Омонимичные морфемы. Основные способы образования наречий. Неморфемные способы образования слов.

Лексика и фразеология (5 часа) Лексикология как раздел лингвистики. Слова однозначные и многозначные. Переносное значение слова. Фразеологизмы. Синонимы. Омонимы. Антонимы. Устаревшие слова.

Грамматика: морфология и синтаксис (10 часов) Части речи. Именные части речи. Глагол. Причастие и деепричастие как особые формы глагола. Причастные и деепричастные обороты. Виды предложений. Простое осложнённое предложение.

Орфография (9 часов) Разделы русской орфографии. Правописание морфем. Правописание н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных, в полных и кратких прилагательных и причастиях. Слитные, раздельные и дефисные написания. Правописание не с причастиями.

Пунктуация (4 часа) Разделы русской пунктуации. Знаки препинания внутри простого предложения. Предложения с обособленными членами. Постановка знаков препинания перед союзом и. предложения с прямой речью.

Культура речи. Правильное употребление слов самостоятельных частей речи (6 часов) Правильное употребление имён существительных, имён прилагательных, имён числительных, местоимений, глаголов, деепричастий и причастий.

Текстоведение (16 часов) Основные признаки текста. Этапы работы над сочинением. Точность и логичность речи. Виды связи предложений в тексте. Выразительность речи. Фонетические, лексические, морфологические и синтаксические средства выразительности. Выразительные возможности словообразования. Общее содержание, композиционные особенности и основные средства оформления текстов - рассуждений. Типы речи и их сочетание в тексте.

Наречие (41 час)

Наречие как часть речи. Разряды наречий по значению. Местоименные наречия. Различение грамматических омонимов. Выразительные возможности наречий. Слова категории состояния. Образование степеней сравнения наречий. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий. Различение наречий и сходных по звучанию сочетаний. Слитное и раздельное написание не и ни с наречиями. Правописание н и нн в наречиях на -о(-е). Суффиксы -о и -а на конце наречий. О и е(ё) на конце наречий после шипящих. Употребление ь на конце наречий после шипящих. Синтаксическая роль наречий. Функции наречий в тексте. Правильное произношение наречий. Правильное образование форм степеней сравнения наречий. Лексические нормы.

Служебные части речи и междометия (53 часа )

Роль служебных частей речи (2 часа)

Предлог (11 часов). Предлог как часть речи. Предложное управление. Грамматические значения предлогов.. разряды предлогов по происхождению (производные и непроизводные) и по составу. Слитное и раздельное написание производных предлогов. Роль предлогов в словосочетании и предложении. Использование предлогов в соответствии со стилистической задачей.

Союз ( 16 часов). Союз как часть речи. Разряды союзов по синтаксической роли и по значению. Синтаксическая роль союза и. Синтаксическая роль подчинительных союзов. Морфологический разбор союза. Различение союзов и союзных слов. Правописание составных союзов. Различение омофонов. Правописание союзов разных разрядов. Группы союзов по употреблению. Выразительные возможности союзов.

Частица (20 часов). Понятие о частице. Разряды частиц. Формообразующие частицы. Слитное, раздельное, дефисное написание частиц. Правописание частиц не и ни. Слитное и раздельное написание не и ни со словами разных частей речи. Роль частиц в речи. В предложении и тексте. Правильное употребление предлогов. Союзов и частиц. Орфоэпические и грамматические нормы.

Междометие ( 4 часа) Междометие как часть речи. Звукоподражательные слова.

Трудные случаи разграничения языковых явлений ( 4 часов из них )

Омонимия слов разных частей речи. Омонимия и многозначность. Использование омонимии как средства художественной выразительности. Различение грамматических омонимов.

Повторение изученного в 7-м классе (5 часов)

Нормы орфографии, пунктуации. Культура речи.

Резервные уроки (6 часов)












































КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ



Тема раздела, урока


Кол-во

часов

Тип

урока

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Виды

контроля, измерители

Планируемые результаты освоения материала

Дата проведения

План

Факт

1-2

Язык как развивающееся явление.

2

Комбинированный

Коллективная, индивидуальная,

самостоятельная

Фронтальная, индивидуальная работа с учебником и дополнительным материалом., сочинение-миниатюра

Понятие о языке как развивающемся явлении, об историческом изменении языковой нормы.

Умение работать с учебным этимологическим словарём.


2.09

3.09


Разделы лингвистики

(на основе изученного в 5-6 классах)

  1. 2

3-5

Фонетика. Орфоэпия.

3

Комбинированный

Коллективная, индивидуальная,

самостоятельная, практическая, учебная игра «эстафета2.

Фронтальная, индивидуальная работа, тесты, работа с учебником, сочинение-миниатюра.

Фонетический и орфоэпический разборы слов.

Оценка собственной и чужой речи с точки зрения соблюдения орфоэпических норм.

Применение знаний и умений по фонетике, морфемике, грамматике в практике правописания.

Сравнительный анализ омонимов разных видов.

Умение использовать учебный словарик омонимов.

*Элементарный анализ текстов с целью выявления использованных в них выразительных средств фонетики*

4.09

5.09

6.09


6-11


Словообразование самостоятельных частей речи.


6

Комбинированный

Коллективная (групповая, в парах), индивидуальная,

самостоятельная, практическая.

Фронтальная, индивидуальная работа, тесты, работа с учебником, словарный диктант.

Основные способы образования самостоятельных частей речи (морфологические и * неморфологические*).

Морфемно-словообразовательный состав слов.

Определение основных способов образования наречий.

Анализ и составление словообразовательных цепочек, словообразовательных гнёзд на основе учебного словообразовательного словаря. Морфемный разбор самостоятельных частей речи с опорой на семантический и словообразовательный анализ слова, предполагающий построение словообразовательной цепочки.

*Элементарный анализ текстов с целью выявления использованных в них выразительных средств словообразования.*

9.09

10.09

11.09

12.09

13.09

16.09


12

Контрольная работа № 1 (входной контрольный диктант с языковым анализом)

1

Урок контроля

Практическая

Диктант с грамматиче­ским заданием

Алгоритм написания диктанта с грамматическим заданием.

17.09


Лексикология и фразеология.

13

Лексикология как раздел лингвистики. Слова однозначные и многозначные.

1

Комбинированный

Коллективная, индивидуальная,

самостоятельная, практическая, работа с учебным толковым словариком .

Составление схемы по тексту параграфа

Лексический разбор слова.

Подбор синонимов, антонимов с учётом многозначности слова. Использование синонимов для предупреждения ненужных повторов слов, точной передачи разных оттенков

18.09


14

Переносное значение слова. Фразеологизмы.

1

Комбинированный

Коллективная, индивидуальная,

самостоятельная, практическая.

Работа с тек­стом

мыслей и чувств, создания стилистического единства текста.

Употребление слова в переносном значении.

Определение исконно русских и заимствованных слов на основе учебного этимологического словаря.

Точное употребление *паронимов в речи.

Работа с фразеологическим словарём.

Оценка своей и чужой речи с точки

зрения точного, уместного и

выразительного словоупотребления.

*Элементарный анализ текстов с целью выявления использованных в них выразительных средств лексики и фразеологии.*

19.09


15,16

Синонимы. Омонимы. Антонимы.

1+1*

Комбинированный

Коллективная, индивидуальная,

самостоятельная, практическая.

Работа с деформированным тек­стом с последующей самопроверкой

20.09

23.09


17

Устаревшие слова.

1


Комбинированный

Коллективная, индивидуальная,

самостоятельная, практическая.

Работа с тек­стом, составление простого и сложного плана текста, терминологический диктант с последующей самопроверкой, тест

24.09


Грамматика: морфология и синтаксис

18

Морфология. Склоняемые части речи. * Изложение.

1

Комбинированный

Коллективная, индивидуальная,

самостоятельная, практическая.

Составление устного высказывания по схеме,*составление плана текста, изложение.*

Распознавание слов самостоятельных частей речи, в том числе и наречий.

Морфологический разбор имён существительных, прилагательных, числительных, местоимений, глаголов, глагольных форм (деепричастий и причастий). Различение деепричастий и причастий.

Овладение основными морфологическими нормами русского литературного языка.

Распознавание наиболее типичных моделей словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний.

Правильное употребление форм имён существительных. Прилагательных в форме сравнительной степени, некоторых личных форм глагола, причастий и деепричастий.


25.09


19-21

Именные части речи.

3

Комбинированный

Коллективная, индивидуальная,

самостоятельная, практическая.

Заполнение основы для схемы по материалам параграфа, самостоятельная работа

26.09

27.09

30.09


22

Глагол. Причастие и

деепричастие как особые

формы глагола.

1

Комбинированный

Коллективная, индивидуальная,

самостоятельная, практическая.

Работа по карточкам, тесты, анализ текстов, в том числе деформированных, изложение-миниатюра

1.10


23

Причастные и деепричастные обороты.

1

Комбинированный

Коллективная, индивидуальная,

самостоятельная, практическая.

Составление устного высказывания по схеме, пунктуационный и синтаксический анализ предложений

2.10


24

Р/р. Подготовка к сочинению «Гимн русской зиме» (по картинам И.И.Шишкина и К.Ф.Юона)

1

Урок развития речи

Творческая, коллективная, самостоятельная, практическая.

Орфографический и пунктуационный анализ текста, составление плана, сочинение

3.10


25


Синтаксис. Виды предложений.


1

Комбинированный

Коллективная, индивидуальная,

самостоятельная, практическая.

Восстановление деформированной схемы и составление по ней устного высказывания

Синтаксический разбор предложений изученных конструкций.

*Элементарный анализ текстов с целью выявления использованных в них выразительных средств грамматики (морфологии и синтаксиса).

4.10


26

Простое осложнённое предложение.




1


Комбинированный

Коллективная, индивидуальная,

самостоятельная, практическая.

Самостоятельная работа, устный пунктуационный анализ предложений, тест


7.10


27

Р/р. Изложение (по упр.200)

1

Урок развития речи

Творческая, коллективная, самостоятельная, практическая.

Частичный текстоведческий анализ текста, изложение

Текстоведческий анализ текста (тема, основная мысль, тип речи, стиль текста).

Составление плана текста (простого или сложного).

8.10


Орфография

28-30

Разделы русской орфографии. Правописание морфем.

3

Комбинированный

Коллективная, индивидуальная,

самостоятельная, практическая.

Словарный диктант с грамматическим заданием, орфографический анализ текстов

Правописание н и нн в отглагольных прилагательных и причастиях.

Использование этимологического словаря для аргументации правописания слов.

Слитное и раздельное написание не с причастиями и деепричастиями.


9.10

10.10

11.10


31-32

Правописание н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных.

2

Комбинированный

Коллективная, индивидуальная,

самостоятельная, практическая.

Использование алгоритма действий при выборе правильного написания слова, самостоятельный текстоведческий анализ текста

14.10

15.10


33

Правописание н и нн в полных и кратких прилагательных и причастиях

1

Комбинированный

Коллективная, индивидуальная,

самостоятельная, практическая.

Использование алгоритма действий при выборе правильного написания слова, комментированное письмо

16.10


34

Слитные, раздельные и

дефисные написания.

1

Комбинированный

Коллективная, индивидуальная,

самостоятельная, практическая.

Самостоятельная работа

17.10


35

Правописание не с причастиями.

1

Комбинированный

Коллективная, индивидуальная,

самостоятельная, практическая.

Использование алгоритма действий при выборе правильного написания слов, тест

18.10


36

Разученный диктант с творческим заданием (на материале упр.261)

1

Комбинированный

Коллективная, индивидуальная,

самостоятельная, практическая.

Разученный диктант с элементами сочинения

21.10


Пунктуация

37

Разделы русской пунктуации. Знаки препинания внутри простого предложения.

1

Комбинированный

Коллективная, индивидуальная,

самостоятельная, практическая.

Графическое объяснение постановки знаков препинания в предложениях

Постановка знаков препинания перед союзом и; в предложении с однородными членами; в предложениях с обращениями, вводными словами, деепричастными и причастными оборотами. Интонационно правильное и выразительное чтение предложений с указанными конструкциями.

22.10


38

Предложения с обособленными членами.


1

Комбинированный

Коллективная, индивидуальная,

самостоятельная, практическая.

Устное высказывание по схеме, выразительное чтение предложений

23.10


39

Постановка знаков препинания перед союзом и. Предложения с прямой речью.

1

Комбинированный

Коллективная, индивидуальная,

самостоятельная, практическая.

Устный и письменный пунктуационный анализ предложений

24.10


40

Р/р Изложение с творческим заданием (по тексту упражнения 284).

1

Урок развития речи

Творческая, коллективная, самостоятельная, практическая.

Подробное изложение текста с творческим заданием

Текстоведческий анализ текста (тема, основная мысль, тип речи, стиль текста).

Умение выделять микротемы.

Составление плана текста (простого или сложного).

25.10


Культура речи. Правильное употребление

самостоятельных частей речи.

41-42

Правильное употребление имён существительных.

2

Комбинированный

Коллективная, индивидуальная,

самостоятельная, практическая.

Редактирование деформированных текстов

Употребление слов самостоятельных частей речи в соответствии с основными орфоэпическими, лексическими, грамматическими нормами.

28.1029.10


43



Правильное употребление имён прилагательных.

1

Комбинированный

Коллективная, индивидуальная,

самостоятельная, практическая.

Редактирование деформированных текстов

30.10


44

Правильное употребление имён числительных.

1

Комбинированный

Коллективная, индивидуальная,

самостоятельная, практическая.

Редактирование деформированных текстов

31.10


45

Правильное употребление местоимений.

1

Комбинированный

Коллективная, индивидуальная,

самостоятельная, практическая.

Редактирование деформированных текстов

11.11


46

Правильное употребление глаголов, деепричастий и причастий.

1

Комбинированный

Коллективная, индивидуальная,

самостоятельная, практическая.

Редактирование деформированных текстов, работа по карточкам

12.11


Текстоведение

47-48

Текст как произведение речи

2

Комбинированный

Коллективная, индивидуальная,

самостоятельная, практическая.

Анализ текстов, рецензирование чужих текстов

Определение основных признаков текста. Поэтапное создание текста.

Соблюдение требований к построению текста: соответствие теме; чёткое выражение и логическое развитие основной мысли; строгая последовательность в изложении фактов; использование языковых средств связи предложений и смысловых частей устного и письменного высказывания.

Рецензирование чужих текстов и редактирование собственных с учётом требований к построению связного текста.

Использование лингвистических словарей при подготовке к сочинению и при редактировании текста.

Анализ текстов с точки зрения соответствия их требованию точности и логичности речи.

Выделение ключевых слов в прочитанном или прослушанном тексте.

Создание собственных высказываний, соответствующих точности и логичности речи. Редактирование текстов с целью исправления нарушений этих требований.

Соблюдение основных лексических, грамматических и произносительных норм (орфоэпических, интонационных) устной речи.

Выразительное чтение текстов.

Рецензия на устный ответ (сообщение, доклад) как вид речевого высказывания.

Соблюдение языковых норм письменной речи (орфографических, пунктуационных).

Экспрессивное использование разных частей речи в текстах художественной литературы.

*Употребление фонетических и словообразовательных средств выразительности.*

*Использование лексических средств создания языковых каламбуров, художественных тропов (многозначность, переносное значение слова), экспрессивное использование синонимов, омонимов, антонимов.*

Употребление пословиц, поговорок, крылатых выражений, фразеологизмов в связном тексте

*Использование морфологических и синтаксических средств выразительности.*

Редактирование текста с использованием богатых возможностей лексической, словообразовательной, грамматической синонимии.

Использование этикетных формул с учётом речевой ситуации.

*Уместное использование жестов, мимики в устном общении.*

Использование специальных слов для связи частей текста-рассуждения.

Рассуждение на морально-этические, лингвистические темы.

Анализ типологической структуры текста.

13.11

14.11


49-50

Точность и логичность речи

2

Комбинированный

Коллективная, индивидуальная,

самостоятельная, практическая.

Анализ текстов, рецензирование чужих текстов

15.11

18.11


51

Р/р. Подготовка к сочинению

по картине А.А.Пластова

«Первый снег»

1

Урок развития речи

Творческая, коллективная, самостоятельная, практическая.

сочинение

19.11


52

Языковые средства выразительности. Выразительность речи.

1

Комбинированный

Коллективная, индивидуальная,

самостоятельная, практическая.

Анализ текстов, рецензирование чужих текстов

20.11


53

Фонетические средства выразительности.

Выразительные возможности словообразования.

1

Комбинированный

Коллективная, индивидуальная,

самостоятельная, практическая.

Анализ текстов, рецензирование чужих текстов

21.11


54-55

Лексические средства выразительности

2

Комбинированный

Коллективная, индивидуальная,

самостоятельная, практическая.

Анализ текстов, рецензирование чужих текстов, разученный диктант

22.11

25.11


56-57

Морфологические средства выразительности

2

Комбинированный

Коллективная, индивидуальная,

самостоятельная, практическая.

Анализ текстов, рецензирование чужих текстов, сочинение-миниатюра

26.11

27.11


58-59

Синтаксические средства выразительности

2

Комбинированный

Коллективная, индивидуальная,

самостоятельная, практическая.

Анализ текстов, рецензирование чужих текстов, разученный диктант с дополнительным заданием

28.11

29.11


60

Рассуждение как тип речи

1

Комбинированный

Коллективная, индивидуальная,

самостоятельная, практическая.

Типологический анализ текстов, рецензирование чужих текстов. Сочинение - минатюра

2.12


61

Р/р. Изложение - миниатюра

1

Урок развития речи

Творческая, коллективная, самостоятельная, практическая.

Текстоведческий анализ текста, изложение

3.12


62

Сочетание разных типов речи в тексте.

1

Комбинированный


Коллективная, индивидуальная,

самостоятельная, практическая.


Рецензирование чужих текстов и редактирование собственных с учётом требований к построению связного текста, письменное изложение текста с творческим заданием.


4.12


МОРФОЛОГИЯ.

Наречие.

63-64

Общее значение наречий и их употребление в речи.

2

Комбинированный

Коллективная (командная), индивидуальная,

самостоятельная, практическая, учебная игра «Кто больше?».

Сообщение по теме с использованием вопросного плана

Распознавание наречий на основе общего (грамматического) значения, морфологических признаков, синтаксической роли и типичных суффиксов.

Морфологический разбор наречия.

Различение наречий и созвучных слов других частей речи (грамматических омонимов).

*Различение наречий и слов категории состояния.*


5.12

6.12


65-69

Разряды наречий по значению.

5

Комбинированный

Коллективная, индивидуальная,

самостоятельная, практическая, учебные игры «Аукцион», «Кто больше?».

Сжатое изложение, устное описание., фронтальный опрос, разученный диктант с языковым заданием

9.12

10.12

11.12

12.12

13.12


70-72

Степени сравнения наречий.

2+1*

Комбинированный

Коллективная, индивидуальная,

самостоятельная, практическая.

Устное высказывание по схеме, обучающее изложение

Правильное образование степеней сравнения наречий и употребление их в речи.

16.12

17.12

18.12


73-76

Правописание наречий.

Слитное, раздельное и

дефисное написание наречий

4

Комбинированный

Коллективная, индивидуальная,

самостоятельная, практическая.

Самостоятельная работа, тематический опрос, сочинение-миниатюра

Использование орфографического словаря для определения слитного или раздельного написания наречий.

Различение на письме наречий и созвучных предложно-падежных сочетаний.

Дефисное написание наречий; словообразовательно - орфографический анализ слов соответствующих морфемных моделей.

Дефисное написание сложных наречий.

Слитное, дефисное и раздельное написание не с наречиями.

Различение приставок не- и ни- в отрицательных наречиях.

Правописание н и нн в наречиях на -о(-е); суффиксы и на конце наречий; правописание е(ё) или о на конце наречий после шипящих.

Ь на конце наречий после шипящих.


19.12

20.12

23.12

24.12


77-78

Слитное и раздельное

написание не и ни с наречиями

2

Комбинированный

Коллективная, индивидуальная,

самостоятельная, практическая.

Орфографический анализ текста, объяснительный диктант, тест

25.12

26.12


79

Контрольная работа № 2. Разученный диктант с творческим заданием (на материале упр. 568)

1

Урок контроля и развития речи

Самостоятельная, практическая, творческая

Разученный диктант с творческим заданием

27.12


80

Анализ контрольных работ и подведение итогов работы в I полугодии.

1

Комбинированный

Коллективная, индивидуальная,

самостоятельная, практическая.

Орфографический и пунктуационный анализ предложений, самодиктант

30.12


81

Правописание н и нн в наречиях на -о(-е)

1

Комбинированный

Коллективная, индивидуальная,

самостоятельная, практическая.

Устное высказывание по схеме

13.01



82

Суффиксы и

1

Комбинированный

Коллективная, индивидуальная,

самостоятельная, практическая.

Объяснительный диктант

14.01


83

Употребление и -ё на конце наречий после шипящих

1

Комбинированный

Коллективная, индивидуальная,

самостоятельная, практическая.

Распределительный диктант, сочинение-миниатюра

15.01


84-85

Употребление ь на конце

наречий после шипящих

2

Комбинированный

Коллективная, индивидуальная,

самостоятельная, практическая, предупредительный диктант.

Выборочно-распределительный диктант, разученный диктант с последующей само- или взаимопроверкой

16.01

17.01


86

Р/р. Сжатое изложение (на материале упр.587)

1

Урок развития речи

Творческая, коллективная, самостоятельная, практическая.

Содержательный, композиционный и орфографический анализ текста, изложение

Текстоведческий анализ текста (тема, основная мысль, тип речи, стиль текста).

Составление плана текста (простого или сложного).

Выделение ключевых слов в прочитанном или прослушанном тексте.

20.01


87-88

Повторение и обобщение по теме «Правописание наречий»

2

Комбинированный

Коллективная, индивидуальная,

самостоятельная, практическая.

Творческий диктант, сочинение-миниатюра, объяснительный диктант, словарный диктант, тест

Соблюдение всех изученных правил употребления наречий в письменной речи.

21.01

22.01


89

Контрольная работа № 3. Контрольный диктант с языковым анализом по теме «Правописание наречий»

1

Урок контроля

Самостоятельная, практическая

Контрольный диктант с языковым анализом

Алгоритм написания диктанта с грамматическим заданием.

23.01


90-92

Наречие в словосочетании и предложении

3

Комбинированный

Коллективная, индивидуальная,

самостоятельная, практическая.

Самостоятельная работа, работа по карточкам

Синтаксический разбор словосочетаний и предложений, в состав которых входят наречия. Анализ и моделирование словосочетаний, в состав которых входят наречия.

*использование местоименных наречий в качестве союзных слов в сложноподчинённых предложениях.*

*Определение синтаксической роли слов категории состояния.*

24.01

27.01

28.01


93-97

Наречие в тексте

5

Комбинированный

Коллективная, индивидуальная,

самостоятельная, практическая.

Подготовленный диктант, восстановление орфографического облика деформированного текста с последующей само- или взаимопроверкой, сочинение-миниатюра

Употребление наречия для достижения точности, информативности и выразительности текстов разных стилей и типов речи.

*Наблюдение за экспрессивным использованием наречий разных разрядов; выразительными возможностями наречий, употреблённых в составе фразеологизмов, этикетных выражений. Уместное употребление в речи наречий-синонимов.*

*Использование слов категории состояния в текстах разных стилей и типов речи.

29.01

30.01

31.01

3.02

4.02


98

Культура речи. Правильное употребление наречий. Орфоэпические нормы.

1

Комбинированный

Коллективная, индивидуальная,

самостоятельная, практическая.

Самостоятельная работа, диктант «Проверяю себя»

Соблюдение языковых норм употребления наречий (орфоэпических, словообразовательных, лексических, грамматических, стилистических).

Правильное употребление наречий в сравнительной степени.

5.02


99

Грамматические нормы

1

Комбинированный

Коллективная, индивидуальная,

самостоятельная, практическая.

Работа по карточкам, устное сочинение по картине

6.02


100

Лексические нормы

1

Комбинированный

Коллективная, индивидуальная,

самостоятельная, практическая.

Объяснительный взаимодиктант

7.02


101

Р/р. Сжатое изложение (на материале упр.640)

1

Урок развития речи

Творческая, коллективная, самостоятельная, практическая.

Анализ текста, сжатое изложение

Текстоведческий анализ текста (тема, основная мысль, тип речи, стиль текста).

Составление плана текста (простого или сложного).

Выделение ключевых слов в прочитанном или прослушанном тексте.

10.02


102

Повторение и обобщение изученного по теме «Наречие»

1

Комбинированный

Коллективная, индивидуальная,

самостоятельная, практическая.

Объяснительный диктант, работа по карточкам, творческий диктант с грамматическим заданием, тест

Соблюдение всех изученных правил употребления наречий в устной и письменной речи.

11.02


103

Контрольная работа № 4. Зачёт по теме «Наречие»

1

Урок контроля

Самостоятельная, практическая

Зачёт по теме

12.02


СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ И МЕЖДОМЕТИЯ.

104-105

Роль служебных частей речи.

2

Комбинированный

Коллективная, индивидуальная,

самостоятельная, практическая.

Комментированное письмо, фронтальный опрос, изложение или изложение-миниатюра

Различение предлога, союза и частицы как служебных частей речи.

13.02

14.02


Предлог.

106-109

Предлог как служебная часть речи.

4

Комбинированный

Коллективная, индивидуальная,

самостоятельная, практическая.

Предупредительный диктант, конструирование предложений с последующей самопроверкой

Опознавание предлога в составе словосочетания и предложения.

Определение падежной формы имени существительного и местоимения в составе предложного словосочетания.

*определение основных грамматических значений предлога (в ясных и простых случаях).*

17.0218.02

19.02

20.02


110-111

Разряды предлогов

2

Комбинированный

Коллективная, индивидуальная,

самостоятельная, практическая.

Устное высказывание по теме с опорой на схему, сочинение-миниатюра

Различение предлогов разных разрядов.

21.02

24.02


112

Р/р. Изложение (на материале упр.695)

1

Урок развития речи

Творческая, коллективная, самостоятельная, практическая.

Смысловой, частичный стилистический и типологический анализ текста, изложение

Текстоведческий анализ текста (тема, основная мысль, тип речи, стиль текста).

Составление плана текста (простого или сложного).

Выделение ключевых слов в прочитанном или прослушанном тексте.

25.02


113-114

Правописание производных предлогов

2

Комбинированный

Коллективная, индивидуальная,

самостоятельная, практическая.

Словарный диктант с последующей самопроверкой, сжатое изложение

Правописание производных предлогов.

Различение на письме производных предлогов и созвучных словосочетаний. Морфологический разбор предлогов.

*Наблюдение за экспрессивным использованием предлогов в художественных текстах.*

26.02

27.02


115-116

Предлог в предложении и тексте

2

Комбинированный

Коллективная, индивидуальная,

самостоятельная, практическая.

Редактирование предложений и текстов, сочинение-миниатюра, тест

Правильное и точное употребление предлогов в и на, с и из и др.

Правильное употребление существительных с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки и др.

28.02

3.03



Союз








117

Союз как служебная часть речи.

1

Комбинированный

Коллективная, индивидуальная,

самостоятельная, практическая.

Словарный диктант, взаимоопрос

Постановка знаков препинания в простом и сложном предложениях с сочинительными союзами.

Слитное написание союзов тоже, также, чтобы, зато и др. В отличие от созвучных сочетаний слов (то же, так же, за то, что бы и т.п.)

Морфологический разбор союза.


4.03


118-121

Разряды союзов.

4

Комбинированный

Коллективная, индивидуальная,

самостоятельная, практическая.

Устное высказывание по теме с опорой на схему, самостоятельное конструирование предложений, сочинение-миниатюра

5.03

6.03

7.03

10.03


122

Р/р. Подготовка к сочинению по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине»

1

Урок развития речи

Творческая, коллективная, самостоятельная, практическая.

Сочинение-описание картины

11.03


123-124

Разряды союзов (продолжение).

2

Комбинированный

Коллективная, индивидуальная,

самостоятельная, практическая.

Устное высказывание по теме с опорой на схему, самостоятельное конструирование предложений, сочинение-миниатюра

12.03

13.03


125-126

Правописание союзов.

2

Комбинированный

Коллективная, индивидуальная,

самостоятельная, практическая.

Словарный диктант с последующей взаимопроверкой в парах с использованием учебника

14.03

17.03


127-128

Союз в предложении и в тексте.

2

Комбинированный

Коллективная, индивидуальная,

самостоятельная, практическая.

Самостоятельная работа, анализ текстов, выразительное чтение предложений.

Конструирование простых и сложных предложений по заданной схеме с использованием указанных союзов.

*Наблюдение за экспрессивным использованием союзов в художественных текстах.*

Орфоэпические нормы произношения союзов что, чтобы. Употребление союзов с учётом их стилистической окраски.

18.03

19.03


129

Повторение и обобщение по теме «Союз»

1

Комбинированный

Коллективная, индивидуальная,

самостоятельная, практическая.

Объяснительный диктант, тест

20.03


130

Контрольная работа № 5. Диктант с языковым анализом по теме «Союз».

1

Урок контроля

Самостоятельная, практическая

Диктант с языковым анализом

Алгоритм написания диктанта с грамматическим заданием.

31.03


131

Анализ контрольных работ и подведение итогов работы в III четверти.

1

Комбинированный

Коллективная, индивидуальная,

самостоятельная, практическая.

Орфографический и пунктуационный анализ предложений, самодиктант


1.04


132

Р/р. Сжатое изложение (на материале упр.681).

1

Урок развития речи

Творческая, коллективная, самостоятельная, практическая.

Текстоведческий анализ, сжатое изложение

Текстоведческий анализ текста (тема, основная мысль, тип речи, стиль текста).

Составление плана текста (простого или сложного).

Выделение ключевых слов в прочитанном или прослушанном тексте.

2.04



Частица








133-135

Частица как служебная часть речи. Разряды частиц

3

Комбинированный

Коллективная, индивидуальная,

самостоятельная, практическая.

Сочинение-миниатюра, устное высказывание по вопросному плану

Использование частиц для выражения отношения к действительности и передачи разных смысловых оттенков речи.

Морфологический разбор частиц.

3.04

4.04

7.04



136

Р/р. Изложение (на материале упр.773)

1

Урок развития речи

Творческая, коллективная, самостоятельная, практическая.

Анализ текста, изложение

Текстоведческий анализ текста (тема, основная мысль, тип речи, стиль текста).

Составление плана текста (простого или сложного).

Выделение ключевых слов в прочитанном или прослушанном тексте.

8.04


137-142

Правописание частиц

6

Комбинированный

Коллективная, индивидуальная,

самостоятельная, практическая.

Самостоятельная работа, сжатое изложение, сочинение-миниатюра, тест

Смысловые различия частиц не и ни, различение их в письменной речи. Различение приставки не- и частицы не, их употребление с разными частями речи (обобщение).

Дефисное написание частиц -то, -таки, -ка.

9.04

10.04

11.04

14.04

15.04

16.04


143

Контрольная работа № 6. Изложение с элементами сочинения (на материале упр.843)

1

Урок контроля и развития речи

Самостоятельная, практическая, творческая






Анализ текста, изложение с творческим заданием





Текстоведческий анализ текста (тема, основная мысль, тип речи, стиль текста).

Составление плана текста (простого или сложного).

Выделение ключевых слов в прочитанном или прослушанном тексте.

Создание микротемы текста с учётом соблюдения требований к построению текста: соответствие теме; чёткое выражение и логическое развитие основной мысли; строгая последовательность в изложении фактов; использование языковых средств связи предложений и смысловых частей письменного высказывания.

17.04


144-146

Частицы в предложении и тексте

3

Комбинированный

Коллективная, индивидуальная,

самостоятельная, практическая.

Сочинение-миниатюра, сообщение по теме, письмо по памяти

*Наблюдение за экспрессивным использованием частиц в художественных текстах.*

Употребление частиц в соответствии с языковыми нормами современного русского литературного языка.

18.04

21.04

22.04


147-148

Культура речи. Правильное употребление предлогов, союзов и частиц. Орфоэпические нормы.

1+1*

Комбинированный

Коллективная, индивидуальная,

самостоятельная, практическая.

Самостоятельная работа

23.04

24.04



149

Грамматические нормы

1

Комбинированный

Коллективная, индивидуальная,

самостоятельная, практическая.

Редактирование текстов

25.04


150

Повторение и обобщение пройденного по теме «Служебные части речи»

1

Комбинированный

Коллективная, индивидуальная,

самостоятельная, практическая.

Диктант с грамматическим заданием с последующей самопроверкой

Соблюдение всех изученных правил употребления предлогов, союзов и частиц в устной и письменной речи.

28.04


151

Контрольная работа № 7. Зачёт по теме «Служебные части речи»

1

Урок контроля

Самостоятельная, практическая.

Зачёт

29.04


152

Анализ контрольных работ

1

Комбинированный

Коллективная, индивидуальная,

самостоятельная, практическая.

Орфографический и пунктуационный анализ предложений, самодиктант


30.04


153-156

Междометия и звукоподражательные слова

3+1*

Комбинированный

Коллективная, индивидуальная,

самостоятельная, практическая.

Устное высказывание по теме с опорой на схему, объяснительный диктант

Правильное и уместное употребление междометий для выражения эмоций. Этикетных формул. Команд. Приказов.

Интонационное и пунктуационное выделение междометий в предложении.

Дефисное написание междометий.

*Наблюдение за экспрессивным использованием междометий и звукоподражательных слов в разговорной речи и художественных произведениях.*

2.05

5.05

6.05

7.05


157-161

Омонимия слов разных частей речи

3+2*

Комбинированный

Коллективная, индивидуальная,

самостоятельная, практическая.

Взаимодиктант, диктант «Проверяю себя»

Различение разных видов омонимов: фонетических(*омофонов), лексических (омонимов), грамматических (*омоформ), графических (*омографов).

Сравнительный анализ значения, строения, написания разных видов омонимов.

Работа с учебным словариком омонимов.

8.05

12.05

13.05

14.05

15.05


Повторение изученного в 7-м классе

162-165

Правописание: орфография и пунктуация. Культура речи

4

Комбинированный

Коллективная, индивидуальная,

самостоятельная, практическая.

Разученный диктант, тесты, орфографический и пунктуационный анализ текстов

Соблюдение всех изученных правил употребления самостоятельных и служебных частей речи, междометий и звукоподражательных слов в устной и письменной речи.

Работа со всеми видами учебных словариков.

16.05

19.05

20.05

21.05


166

Контрольная работа № 8. Диктант с языковым анализом и творческим заданием по итогам года

1

Урок контроля и развития речи

Самостоятельная, практическая.

Диктант с языковым анализом и творческим заданием

22.05


167

Анализ контрольных работ и подведение итогов года

1

Комбинированный

Коллективная, индивидуальная,

самостоятельная, практическая.

Орфографический и пунктуационный анализ предложений, самодиктант

23.05


168-172

Резерв

1 - Грамматика

2 - Орфография

3 - Морфология

4 - Служебные части речи

5 - Наречие

5

Комбинированный

Коллективная, индивидуальная,

самостоятельная, практическая.



26.05

27.05

28.05

29.05

30.05


По программе 175 часов - 35 недель, 5 уроков в неделю.

Итого за год 172 часа, из них - 2 часа приходятся на 1.05, 9.05, и один час на 21.03


СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического совета

МБОУ СОШ №14

от __________2014года № ___

руководитель МС

___________/ Холошенко С. В./

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

___________ /Холошенко С. В./

_____ _________ 2014 года



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ


7 класс


В результате изучения курса русского языка учащиеся должны знать/понимать:

  • определения основных изучаемых единиц языка и речи: звук, слог, морфема, слово, словосочетание, предложение, текст;

  • особенности ударения в русском языке;

  • основные правила орфоэпии;

  • основные способы образования слов;

  • основные способы определения лексического значения слова; тематические группы слов;

  • правила русской орфографии;

  • морфологические признаки частей речи;

  • нормы употребления в речи языковых единиц;

  • виды словосочетаний;

  • виды предложений;

  • основные группы пунктуационных правил;

  • признаки текста.

Уметь:

  • адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текстов, воспринимаемых на слух;

  • выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность к определённому типу речи;

  • сохранять при письменном изложении типологическую структуру текста и его выразительные языковые и речевые средства;

  • анализировать тексты с точки зрения соответствия их требованию точности и логичности речи;

  • рецензировать чужие тексты и редактировать собственные;

  • проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;

  • правильно произносить широко употребляемые слова;

  • по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы;

  • определять способы образования разных частей речи;

  • соблюдать лексические нормы, употребляя слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями общения;

  • толковать значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;

  • различать постоянные и непостоянные признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи;

  • владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;

  • составлять схемы словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;

  • определять синтаксическую роль всех частей речи;

  • объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций;

  • строить пунктуационные схемы предложений


Оценка устных ответов учащихся

Оценка «5» ставится, если ученик:

1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применять знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий и формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке правил и определений. Искажает их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Оценка диктантов

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется при 4 орфографических и 4 пунктуационных ошибках, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление оценки «3» при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть выставлена при наличии 5 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется, если в диктанте 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил ¾ заданий.

Оценка «3» ставится за работу, в которой выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.

Оценка сочинений и изложений


Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

Содержание работы полностью соответствует теме. Фактические ошибки отсутствуют. Содержание излагается последовательно. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета.

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, и 1 грамматические ошибки.

«4»

Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности, незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускается: 2 орфографические, или 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационная ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

В работе допущены существенные отклонения от темы. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. Беден словарь и однообразны синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускается: 4 орфографические и 4 пунктуационных ошибок, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе - 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.

«2»

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускается: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.


Данные нормы оценок даны для среднего объема сочинения в 4-5 страниц.

При оценке сочинения учитывается самостоятельность, оригиналь­ность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. На­личие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повы­сить оценку на 1 балл.

Отличная отметка не выставляется при наличии более 3 исправлений.

При наличии в тексте более 5 поправок (исправлений неверного на­писания на верное) оценка снижается на 1 балл.

Если объем сочинения в полтора -два раза больше указанного в настоящих «Нормах оценки…», при оценке работ следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4»на , а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2-3-2; 2-2-3; «3» ставится при соотношениях: 6-4-4; 4-6-4 ; 4-4-6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.

Первая оценка ( за содержание и речь) не может быть положительной , если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

Ошибки и недочеты в сочинениях и изложениях

Следует различать понятия «ошибка» и «недочет». Ошибка - это нарушение требований к правильности речи, нарушение норм литературного языка. О ней мы говорим «так сказать нельзя». Недочет - это нарушение рекомендаций, связанных с понятием хорошей, коммуникативно-целесообразной речи. Ошибку мы оцениваем с позиции «это неправильно», недочет - с позиции «это хуже, чем могло бы быть сказано или написано». Другими словами, недочет - это скорее не ошибка, а некоторая шероховатость речи.

Речевые недочеты свидетельствуют о том, что школьник не научился подчинять отбор слов и выражений задаче речи. Выбранные им языковые средства неточно передают мысль или искажают ее, не раскрывают отношения автора к описываемым фактам, не соответствуют стилю изложения. Речевыми недочетами можно считать:

- повторение одного и того же слова;

- однообразие словарных конструкций;

- неудачный порядок слов;

- различного рода стилевые смешения.

Ошибки в содержании сочинений и изложений

Ошибки в содержании сочинения или изложения показывают, что ученик не овладел полностью умением составлять программу высказывания: недостаточно знаком с фактическим материалом по теме высказывания; не умеет отбирать сведения так, чтобы раскрыть заявленную тему; не владеет логикой изложения. Фактические ошибки

В изложении:

неточности, искажения текста в обозначении времени, места событий, последовательности действий, причинно-следственных связей.

В сочинении:

искажение имевших место событий, неточное воспроизведение источников, имен собственных, мест событий, дат.

Логические ошибки

-нарушение последовательности в высказывании;

-отсутствие связи между частями сочинения (изложения) и между предложениями;

-неоправданное повторение высказанной ранее мысли;

-раздробление одной микротемы другой микротемой;

-несоразмерность частей высказывания или отсутствие необходимых частей;

-перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к изложению);

-неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование. К примеру, повествование ведется сначала от первого, а потом от третьего лица.

Речевые ошибки

К речевым ошибкам относятся ошибки и недочеты в употреблении слов и построении текста. Первые, в свою очередь, делятся на семантические и стилистические.

К речевым семантическим ошибкам можно отнести следующие нарушения:

  • употребление слова в несвойственном ему значении, например: мокрыми ресницами он шлепал себя по лицу; реки с налипшими на них городами; устав ждать, братик опрокинул подбородок на стол;

  • неразличение (смешение) паронимов или синонимов, например: рука болталась, как плетень; учитель не должен потакать прихотям ребенка и идти у него на поводке;

  • нарушение лексической сочетаемости, например: Чичиков постепенно покидает город; пули не свистели над ушами;

  • употребление лишних слов, например: опустив голову вниз; он впервые познакомился с Таней случайно;

  • пропуск, недостаток нужного слова, например: Сережа смирно сидит в кресле, закутанный белой простыней, и терпеливо ждет конца (о стрижке);

  • стилистически неоправданное употребление ряда однокоренных слов, например: характерная черта характера; приближался все ближе и ближе;

Стилистические ошибки представляют собой следующие нарушения, которые связаны с требованиями к выразительности речи:

  • неоправданное употребление в авторской речи диалектных и просторечных слов, например: У Кити было два парня: Левин и Вронский;

  • неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и конструкций, особенно в авторской речи, например: Рядом сидит папа (вместо отец) одного из малышей;

  • смешение лексики разных исторических эпох;

  • употребление штампов.

Речевые ошибки в построении текста:

  • бедность и однообразие синтаксических конструкций;

  • нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм, например: Когда Пугачев выходил из избы и сел в карету, Гринев долго смотрел ему вслед;

  • стилистически неоправданное повторение слов;

  • неудачное употребление местоимений для связи предложений или частей текста, приводящее к неясности, двусмысленности речи, например: Иванов закинул удочку, и она клюнула;

  • неудачный порядок слов.

Грамматические ошибки

Грамматические ошибки - это нарушение грамматических норм образования языковых единиц и их структуры.

Анализ грамматических ошибок помогает учителю определить, какими нормами языка (словообразовательными, морфологическими, синтаксическими) не владеет ученик.

Разновидности грамматических ошибок

  • Словообразовательные, состоящие в неоправданном словосочинительстве или видоизменении слов нормативного языка (например, надсмешка, подчерк, нагинаться, спинжак, беспощадство, публицизм и т.п.). Такие
    ошибки нельзя воспринимать как орфографические.

  • Морфологические, связанные с ненормативным образованием форм слов и употреблением частей речи (писав свои произведения, не думал, что очутюсь в полной темноте; одни англичанины; спортсмены в каноях; ихний улыбающий ребенок; ложит и т.д.)

  • Синтаксические

а) Ошибки в структуре словосочетаний, в согласовании и управлении, например: браконьерам, нарушающих закон; жажда к славе;

б) ошибки в структуре простого предложения:

- нарушение связи между подлежащим и сказуемым, например: солнце села; но не вечно ни юность, ни лето; это было моей единственной книгой в дни войны;

- нарушение границы предложения, например: Собаки напали на след зайца. И стали гонять его по вырубке;

- разрушение ряда однородных членов, например: настоящий учитель верен своему делу и никогда не отступать от своих принципов. Почти все вещи в доме большие: шкафы, двери, а еще грузовик и комбайн;

- ошибки в предложениях с причастными и деепричастными оборотами, например; причалившая лодка к берегу; На картине «Вратарь» изображен мальчик, широко расставив ноги, упершись руками в колени;

- местоименное дублирование одного из членов предложения, чаще подлежащего, например: Кусты, они покрывали берег реки;

- пропуски необходимых слов, например: Владик прибил доску и побежал в волейбол.

в) ошибки в структуре сложного предложения:

- смешение сочинительной и подчинительной связи, например: Когда ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его порывами;

- отрыв придаточного от определяемого слова, например: Сыновья Тараса только что слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе;

г) смешение прямой и косвенной речи;

д) разрушение фразеологического оборота без особой стилистической установки, например: терпеть не могу сидеть сложив руки; хохотала как резаная.

Грамматические ошибки следует отличать от орфографических. Орфографическая ошибка может быть допущена только на письме, ее нельзя услышать. Грамматическая ошибка не только видима, но и слышима. Простой прием чтения вслух по орфоэпическим правилам помогает разграничить грамматические и орфографические ошибки. К примеру, ошибка в окончании браконьерам, промышляющих в лесах не орфографическая, а грамматическая, так как нарушено согласование, что является грамматической нормой. И, наоборот, в окончании умчался в синею даль ошибка орфографическая, так как вместо юю по правилу написано другое.

4. Оценка обучающих работ

Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающих работ учитывается: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставится только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктанта для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления.

Первая и вторая работа, как классная , так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

Оценка тестов

При оценке выполнения тестового задания используется следующая шкала

Баллы

Степень выполнения заданий

1

Менее чем на балл «2»

2

Выполнено не менее 20 % предложенных заданий

3

Выполнено не менее 30 % предложенных заданий

4

Выполнено не менее 40 % предложенных заданий

5

Выполнено не менее 50 % предложенных заданий

6

Выполнено не менее 60 % предложенных заданий

7

Выполнено не менее 70 % предложенных заданий

8

Выполнено не менее 80 % предложенных заданий

9

Выполнено не менее 90 % предложенных заданий

10

Выполнены все предложенные задания

Выведение итоговых отметок

За учебную четверть и учебный год ставится итоговая отметка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладе­ние умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуаци­онной грамотности.

Итоговая отметка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих отметок. Решающим при ее определе­нии следует считать фактическую подготовку ученика по всем показате­лям ко времени выведения этой отметки. Однако для того, чтобы стиму­лировать серьезное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых отметок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.

При выведении итоговой отметки преимущественное значение при­дается отметкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая от­метка за грамотность не может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство контрольных диктантов, сочинений, изложе­ний за орфографическую, пунктуационную, речевую грамотность оцени­вались баллом "2" и «1» с учетом работы над ошибками.


Виды и формы контроля знаний, умений и навыков учащихся 7 класса:

  • диктанты с грамматическим заданием,

  • диктанты с творческим заданием

  • разученные диктанты

  • объяснительные, предупредительные, словарные диктанты;

  • тесты,

  • комплексный анализ текста;

  • сочинения разных жанров,

  • изложения (подробное, выборочное, сжатое)

  • зачёты по теме.




График текущего контроля по русскому языку в 7-б классе

Дата

Тема

Диктант

Зачёт по теме

Изложение


Входной контрольный диктант

+




Морфология и синтаксис



+


Пунктуация



+


Самостоятельные части речи



+


Наречие

+




Наречие



+


Написание наречий

+




Наречие в тексте



+


Наречие


+



Предлог



+


Союз

+




Союз



+


Частица



+


Частица



+


Служебные части речи


+



Итоговая контрольная работа

+



итого

5

2

9





Нормативные документы:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования.

  2. Обязательный минимум содержания образования.

  3. Сборник нормативных документов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования.

  4. Федеральный Закон « Об образовании в Российской Федерации»

  5. «О приоритетных направлениях развития образования»: концепция модернизации образовательной политики РФ.

  6. Областной базисный план общеобразовательных учреждений Ростовской области на 2013-2014 учебные годы.

  7. Школьный учебный план МБОУ Синегорской СОШ №14 на 2014-2015 учебный год.

  8. Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений.

Интернет ресурсы:

Словари:

  • sork.ru - Словарь сокращений русского языка

  • megakm.ru - Толковый словарь русского языка Ожегова

  • slovari.ru - Русские словари (Институт им. Виноградова)

  • gramota.ru - Он-лайновые словари (орфографический, орфоэпический, толково-словообразовательный, словарь имен собственных, словарь антонимов и др.)

Тренажеры:

  • repetitor.1c.ru - Тесты по пунктуации в режиме он-лайн

  • gramotey.ericos.ru - Электронный тренажер «Грамотей»

  • klyaksa.country.ru - Грамматический конкурс «Золотая клякса»

  • golovolomka.hobby.ru - Головоломки со словами

для учителя

Справочно-информационные ресурсы:

  • ruscenter.ru - РОФ «Центр развития русского языка»

  • 1september.ru - Электронные версии газеты «Русский язык»

  • slovesnikk.ru - Сайт о русской словесности

  • ruthenia.ru/apr - Архив петербургской русистики (Кафедра русского языка филологического факультета СПбГУ)

  • edu.ru - образовательный портал

  • center.fio.ru - Мастерская «В помощь учителю. Русский язык»



ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ.

Печатные пособия.

  • Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 7 класса.

Мультимедийные пособия.

  • Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 5-6 класс.

  • Полный мультимедийный курс по русскому языку для 5-6 классов, 40 интерактивных уроков. Кирилл и Мефодий.

  • Грамотей. Школьный комплект: Орфографический тренажер русского языка.

  • Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов. Возраст: 5 - 11 классы.

  • Мультимедийные презентации по темам, изучаемым в 7 классе.






СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Программа по русскому языку для 5-11 классов общеобраз. учрежд./Автор-составитель С.И. Львова - М.:Мнемозина, 2009.

  2. Русский язык. 7 кл. В 3 ч. : учеб. для общеобразоват. учреждений/ С.И. Львова, В.В. Львов. - 6-е изд., стер. - М.: Мнемозина, 2011.

  3. И.П.Васильевых. Уроки русского языка. 7 класс. Пособие для учителя к учебнику С.И.Львовой и В.В.Львова «Русский язык. 7 класс». - М, «Мнемозина» 2011 г.

  4. Л.В.Прохватилина. Проверь себя. 7 класс (тетрадь) - М.: Мнемозина, 2011.

  5. И.П. Васильевых, С.И. Львова. Учимся читать, слушать, говорить, писать: рабочая тетрадь по русскому языку. 7 класс, в 2-х частях) - М.: Мнемозина, 2011.

  6. Л.Т.Ларионова. Русский язык. ЕГЭ. Шаг за шагом. 7 класс- М.: Мнемозина, 2010.

  7. Сенина Н.А., Гармаш С.В. Русский язык. Тесты для промежуточного контроля. 7 класс / Под ред. Н.А.Сениной. - Ростов-на-Дону: Легион, 2009

  8. Страхова Л.Л. Словарные диктанты. 5-7 классы - СПб: Издательский Дом «Литера», 2008.









Белокалитвинский район, пос. Синегорский

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №14

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ №14

Приказ от «___»______ 2014

_____________ /Буза Н. А./



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку

на 2014 - 2015 учебный год

уровень общего образования (класс)

основное общее - 7«б» класс

Количество часов -210

Учитель: Буравкина М.Б.





Программа разработана на основе примерной программы основного общего образования по русскому языку (базовый уровень) и авторской программы для 7 класса Львова С.И., Львова В.В. Базовый уровень (Русский язык 6 класс: программы. - М.: Мнемозина, 2011.



© 2010-2022