Урок литературы в 6 классе с использованием дифференцированного обучения

Тема: Военная лирика Константина Симонова. Анализ стихотворения «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…» Цели урока: познакомить учащихся с историей создания стихотворения, дать биографические сведения о поэтах К.М.Симонове, А. Суркова; развивать навыки выразительного чтения, умения анализа стихотворного произведения; интерес к прошлому нашей страны; воспитывать чувство патриотизма, благодарности погибшим в годы Великой Отечественной войны и выжившим ветеранам. Главная проблема школьного литерату...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы в 6 классе с использованием дифференцированного обучения

Тема: Военная лирика Константина Симонова. Анализ стихотворения «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»

Цели урока:

  • познакомить учащихся с историей создания стихотворения, дать биографические сведения о поэтах К.М.Симонове, А. Суркова;

  • развивать навыки выразительного чтения, умения анализа стихотворного произведения; интерес к прошлому нашей страны;

  • воспитывать чувство патриотизма, благодарности погибшим в годы Великой Отечественной войны и выжившим ветеранам.

Оборудование: портрет К. Симонова, портрет А. Суркова, текст стихотворения, сборник фотографий «Писатели на фронте», атлас «Города-герои Великой Отечественной войны», грамзапись песни «Священная война», словарные слова - кринка, погост, тракт, выставка рисунков учащихся на тему: «Дороги войны», интерактивная доска.

Ход урока

I. Оргмомент

II. Основная часть

1. Вступительное слово учителя

(Под тихое звучание песни «Священная война»). Говорят, когда грохочут пушки, молчат музы. Но от первого до последнего дня Великой Отечественной войны не умолкал голос поэтов. Никакие канонады и авианалёты не могли заглушить его. Никогда к голосу поэтов так чутко не прислушивались читатели, как во время Великой Отечественной войны. Иностранный журналист Александр Верт, который почти всю войну провёл в Советском Союзе, в своей книге «Россия в войне 1941-1945 гг.» писал: "Россия, пожалуй, единственная страна, где стихи читают миллионы людей, и таких поэтов, как Симонов и Сурков, читал во время войны буквально каждый".

Сегодня на уроке мы познакомимся с поэтом, у которого в судьбе "совпало - война, беда, мечта и юность". Это Константин Михайлович Симонов (Слайд № 1).

2. Сообщения учащихся

1 учащийся К.М. Симонов родился в 1915 году в Петрограде. В автобиографии он вспоминал: "Детство и юность прожил в Рязани и Саратове. Отец (отчим) был военным, и многие мои воспоминания той поры связаны с жизнью и бытом военных городков и командирских общежитий". Отчим стал будущему поэту преданным отцом, в поэме «Отец» Симонов обратился к нему со словами благодарности. Мать любила поэзию, знала наизусть стихи Пушкина и Лермонтова, Тютчева, привила любовь к поэзии и сыну.

2 учащийся. К.Симонов окончил семь классов, затем фабрично-заводское училище, стал токарем, учился в Литературном институте. С 1934 года стал публиковать свои стихи. К началу войны он был уже признанным поэтом и известным военным корреспондентом, прошёл Халхин-Гол. Всю войну работал корреспондентом газеты «Красная звезда», переезжал с фронта на фронт, знал войну "изнутри". Многие его стихотворения наши воины носили у себя на груди: «Жди меня, и я вернусь...», «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...», «Родина», «Майор привёз мальчишку на лафете...» и др. (Слайд № 2).

3. Слово учителя. Уже по названиям стихотворений можно судить, что стихи и война шли рядом. Война ворвалась в жизнь наших людей, и поэты стали военными корреспондентами на фронте. Послушайте, что пишет в своём дневнике писатель через месяц после начала трагедии (Слайд № 3).

"Вдоль дороги шли с запада на восток женщины, дети, старики, девушки с маленькими узелками, девочки, молодые женщины. Это было странное зрелище - эти пальто, узелки в руках, модные, сбившиеся набок причёски. А с востока на запад вдоль дороги шли навстречу гражданские парни. Они шли на свои призывные пункты, к месту сбора частей, мобилизованные, не желавшие опоздать, не хотевшие, чтобы их сочли дезертирами, и в то же время ничего толком не знавшие, не понимавшие, куда они идут. Их вели вперёд чувство долга, полная неизвестность и неверие в то, что немцы могут быть здесь, так близко. Это была одна из трагедий тех дней. Этих людей расстреливали с воздуха немцы, и они внезапно для себя попадали в плен".

Можно представить, в каком настроении был К.Симонов, когда писал стихотворение «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...».

27 июля - бои под Смоленском и отступление под Житомиром.

29 июля - новоржевское направление... И - как крик: немцы перед атакующими частями гонят... женщин и детей.

Армии отступали. Герои умирали, но не сдавались.

4. Анализ стихотворения «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...»

1. Чтение стихотворения подготовленными учениками.

2. Словарная работа (Слайд № 4):

кринка - глиняный удлинённый горшок для молока;

тракт - большая проезжая дорога;

погост - кладбище;

салопчик - женская одежда.

5. Работа по группам (ведется в однородных разноуровневых группах, выполняющих часть общего исследования).

Группа 1. Кому посвящено стихотворение К. Симонова? Что вы знаете о его друге, поэте-фронтовике Алексее Суркове?

(Алексе́й Алекса́ндрович Сурко́в (1899-1983) - русский советский поэт, журналист, общественный деятель. Герой Социалистического Труда (1969). Лауреат двух Сталинских премий (1946, 1951). Батальонный комиссар (1941).

Алексей Александрович Сурков родился 1 (13) октября 1899 года в деревне Середнево Георгиевской волости Рыбинского уезда Ярославской губернии (ныне Рыбинского района Ярославской области) в крестьянской семье, его предки были крепостными дворян Михалковых. Учился в Середневской школе. С 12 лет служил «в людях» в Санкт-Петербурге: работал учеником в мебельном магазине, в столярных мастерских, в типографии, в конторе и весовщиком в Петроградском торговом порту. Первые стихи опубликовал в 1918 году в петроградской «Красной газете» под псевдонимом А. Гутуевский. В 1941-1945 годах Сурков был военным корреспондентом фронтовой газеты «Красноармейская правда» и спецкором газеты «Красная звезда», также работал в газете «Боевой натиск». Участвовал в обороне Москвы, воевал в Белоруссии. 27 ноября 1941 года под Истрой Сурков попал в окружение на командном пункте. Когда он смог всё-таки выбраться из землянки и добраться до своих, то вся его шинель оказалась посечённой осколками. Тогда он сказал: «Дальше штаба полка не сделал ни шага. Ни единого… А до смерти - четыре шага»; после этого оставалось только дописать: «До тебя мне дойти нелегко…» Вернувшись в Москву, он написал своё знаменитое стихотворение «В землянке» (вскоре ставшее песней) и отослал его текст жене (которая тогда вместе с дочерью находилась в эвакуации в городе Чистополь) в солдатском письме-треугольнике. Автор текстов известных патриотических песен «Песня смелых» (музыка В. А. Белого, 1941), «В землянке» («Бьётся в тесной печурке огонь…»; музыка К. Я. Листова, 1941), «Песня защитников Москвы» (музыка Б. А. Мокроусова, 1942), «Ни шагу назад» (музыка Т. А. Кулиева, 1942) и других. Окончил войну в звании подполковника (1943)). (Прослушивание песни на стихи А. Суркова «В землянке»).

Группа 2. Какие слова и выражения могут стать синонимами к слову Родина? (Это задание для средних учеников, которые сделают вывод, что Родина для лирического «я» - это, с одной стороны, конкретные места, которые защищают солдаты: дороги Смоленщины, деревни с погостами, русские околицы, проселки, изба под Борисовом, пажити, леса. С другой стороны, Родина у поэта обретает величественный облик справедливой и мудрой земли, которая выстоит и победит. Для её описания поэт использует «собирательные» образы: великая Русь; вся Россия; всем миром; самая милая, горькая земля, где я родился. Образ Родины созвучен образу терпеливой и самоотверженной русской женщины, вера и любовь которой спасёт солдата на трудных дорогах войны).

Группа 3. Чьи голоса звучат в стихотворении и какой смысл это придаёт тексту? (Это задание для сильных учеников. Они должны указать, что динамичные «речевые» глаголы (шептали, называли, молятся, сказала, говорили) подчеркивают выдержку и терпение русских жителей. Но в сцене прощания с умершим, на высоте эмоционального напряжения глаголов почти нет, картина статична. Пронзительно начинают звучать выражения, рисующие неизбывное горе российских деревень, оставленных отступающей русской армией: вдовья слеза, песня женская, по мертвому плачущий девичий крик. Эти картины становятся стимулом к героическим поступкам русских воинов. За матерей, жён, детей, родной дом, поруганную землю они готовы умереть, «по-русски рубаху рванув на груди». Горечь утрат усиливают аллитерации на «р» в последних трех строфах).

Группа 4. Какой смысл приобретает в стихотворении образ дороги и образ дома? (Это задание повышенной сложности, так как мотивирует учащихся к философским обобщениям. Поэт не случайно называет военные дороги разными словами: дорога, тракт, просёлки. Эти названия роднят поэта с исконной, деревенской Русью, богатой своим историческим прошлым. Дорога становится олицетворением жизненного пути, который каждый человек должен пройти достойно, преодолеть нелегкие испытания вместе с Родиной. Вечной ценностью предстает и образ дома, который нужно защитить).

6. Беседа с учащимися


  • Сколько частей в стихотворении?

  • (В стихотворении две части. Это легко определить по начальным строкам: "Ты помнишь...")

  • К кому обращается К.Симонов?

(Скорее всего, к другу, однополчанину, с которым прошёл по дорогам войны.) (Группа 1).

- Какая картина возникает в вашем воображении после прочтения первой части?

(Печальная картина страдания народа. Автор вспоминает о горестных днях отступления, когда в тылу врага оставались женщины, дети, старики.)

- Какие эпитеты передают настроение поэта?

("Бесконечные, злые дожди", "усталые женщины", "дорожной тоской", "со вдовьей слезою" и др.)

- Что такое Родина по мнению поэта? Какое открытие он делает для себя?

Какой видится Родина поэту? (Группа 2)

- Чем отличается по настроению вторая часть стихотворения?

(Появляется лейтмотив стихотворения: "Мы вас подождём". И хотя стихотворение об отступлении, звучит вера в то, что это не навсегда.)

- Найдите олицетворения, усиливающие эту веру.

("Мы вас подождём!" - говорили нам пажити. // "Мы вас подождём!" -говорили леса.)

- Чьи образы на дорогах войны запечатлела память поэта? (Группа 3)

("...седая старуха в салопчике плисовом", "весь в белом, как на смерть одетый старик", "русская женщина".)

- Как меняется образ солдата к концу стихотворения?

(Это герой, мужественно защищающий каждую пядь земли. Он всё больше ожесточается против врага. "На наших глазах умирают товарищи, // По-русски рубаху рванув на груди".)

- Чей образ предстаёт в последней строфе? (Группа 4)

(Это образ русской женщины. Он сливается с образом Родины. Именно на плечи женщин лягут многие тяготы войны. Они будут пахать, сеять, делать снаряды, недосыпать, недоедать, чтобы приблизить долгожданную Победу.)

- Что значит, по-вашему, любить Родину? Как поколение К.Симонова смогло доказать свою любовь к Родине?

(Громогласно заявлять о любви к Родине бессмысленно. Поколение фронтовиков доказало любовь Победой.)

III. Итог урока

Учитель. Стихотворение «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...» обращено и к нашей памяти. Более шестидесяти лет не горят дома от фашистских снарядов, не плачут дети, провожая отца или брата на фронт...

Весь под ногами мир земной.

Живу. Дышу. Пою.

Но в памяти всегда со мной

Погибшие в бою.

IV. Домашнее задание: выучить стихотворение К. Симонова наизусть.


Анализ урока литературы с использованием технологии дифференциации обучения

Главная проблема школьного литературного образования в современной школе - большинство школьников стали катастрофически мало читать и теряют интерес к чтению высокохудожественных произведений. Все труднее складывается общение юных читателей с русской классикой, язык которой становится все более архаичным и непонятным ученику и нуждается в многочисленных разъяснениях и комментариях. Старшеклассники нередко затрудняются и в изложении собственных мыслей, с трудом самостоятельно работают с различными источниками знаний.

Поэтому необходимо искать действенные пути совершенствования литературного образования, эффективные способы воздействия качественной литературы на личность школьника. Это возможно только при соединении дидактических принципов личностно ориентированного обучения с методикой преподавания литературы в школе. Безусловно, что положительное воздействие литературы на личность ученика может идти только в русле дифференциации и индивидуализации обучения. Дифференциация обучения, с одной стороны, опирается на личностные особенности ученика, с другой стороны - на специфику идейно-эстетической и родо-жанровой природы произведения. Личностные характеристики ученика включают в себя такие критерии, как возраст и уровень психического развития, уровень познавательной деятельности и литературного развития, интересы и склонности учащихся.

На процесс дифференциации обучения влияют этапы изучения произведения, так как она осуществляется в разных формах на вступительных занятиях, на уроках анализа текста, где идет обучение восприятию, пониманию и интерпретации, и на заключительных уроках.

Работа с текстом - основа любого урока литературы. Чем разнообразнее формы работы с классом, с группами, с отдельными учащимися, тем выше эффективность учебного процесса в целом. При изучении лирики дифференцированные задания развивают эмоциональную отзывчивость и поэтический слух, чуткость восприятия словесных образов, учат выявлять смыслообразующую роль стиховых особенностей. При изучении лирики необходимы дифференцированные задания на:

- определение настроения стихотворения и динамики поэтических интонаций;

- выявление смысловой роли жанра, композиции, образного ряда стихотворения и его связей с основными мотивами творчества поэта.

Технология дифференцированного обучения использована мною на уроке литературы в 6-ом классе при изучении стихотворения К. Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…». Дифференциация обучения при изучении лирики основана на её родо-жанровой природе. Наиболее эффективным использованием данной технологии считаю такое проведение урока, когда текст исследуется не «по схеме», а с помощью вопросов и заданий, составленных именно для данного стихотворения, так как для полноценного восприятия важны не случайные наблюдения, а точное понимание средств создания образов, функций того или иного элемента структуры. Учащимся на уроке отводится активная роль исследователя. По мнению М.Г. Качурина, даже в школьном изучении лирики возможны новые наблюдения, своеобразное «новое прочтение», так как «без свежего, в чём-то нового взгляда на произведение плодотворное изучение его вообще вряд ли возможно». (Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы. М.: Просвещение, 1988..).

Групповая работа на данном уроке была направлена на развитие эмоционально-художественных качеств учащихся. Для устного дифференцированного контроля литературного развития учащихся были использованы задания, проверяющие:

- навыки чтения и пересказа;

- знание наизусть и навыки выразительного чтения;

- навыки монологической речи;

- уровень усвоения теоретико-литературных понятий;

- уровень нравственно-этических качеств читателей - школьников.

В начале урока литературы дифференциация была основана на интересах учащихся. Одни заранее подбирали звукозаписи (или готовили исполнение песен), в которых отразились чувства защитников Родины (песня «Священная война», песня «Землянка» на слова А. Суркова, написанные позднее авторские песни, например, «Вспомните, ребята…» на стихи Д. Сухарева). Другие с помощью учителя нашли фотографии К. Симонова военных лет и подготовили рассказ о них классу. Третьи - подготовили сообщения о страницах его биографии. Работа на уроке велась в однородных разноуровневых группах, выполняющих часть общего исследования.

Задание для учащихся первой группы рассчитано на репродуктивную деятельность, это пересказ информации, данной учителем. В отчёт группы включено чтение стихотворения А. Суркова «Луна висит над опалённым садом…», ставшего своеобразным ответом К. Симонову.

Задание для учащихся второй группы - это задание для средних учеников, которые сделают вывод, что значит Родина для лирического «я».

Задание для учащихся третьей группы - это задание для сильных учеников. Они должны обратить внимание на использование художественных средств в стихотворении и на их роль в создании образов стихотворения.

Задание для учащихся четвертой группы мотивирует школьников к философским обобщениям, так как это задание повышенной сложности.

Таким образом, главные задачи дифференцированного обучения - мотивация познавательной активности подростков, формирование потребности в исследовании литературного текста, учет особенностей учащихся, системность действий, сочетание фронтальных заданий с групповыми и индивидуальными, чтобы каждый ученик работал на пределе допустимой для него сложности учебных действий. С повышением уровня учащихся дифференцированные задания усложняются, чтобы школьники научились переносить сформированные умения в новую учебную ситуацию, обобщать литературные факты и соотносить их с жизненным опытом и культурным контекстом. Дифференциация обучения позволяет включить в активную познавательную деятельность всех учеников, создавая каждому на уроке оптимальную образовательную ситуацию.

© 2010-2022