Урок-написание сочинения по теме Дом (11 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.

Родной дом… Твои близкие люди, понимающие и любящие, готовые прийти на помощь. Разве это не счастье? Наверное, счастье…Пусть скромное и неприметное, крохотное, но самое дорогое и невероятно нужное всем в этом мире.

В рассказе «Матрёнин двор» А.И. Солженицын показывает дом в деревне Тальново « с четырьмя оконцами в ряд на холодную не красную сторону и с украшенным под теремок четырнадцатым окошком». Избу эту построили давно и добротно, на большую семью, а жила в ней одинокая женщина лет шестидесяти. Безмолвную, с кругловатым жёлтым, бледным лицом хозяйку звали Матрёна. Эта женщина с незатейливым деревенским именем много работала, несмотря на болезнь: «Не за деньги - за палочки». Пенсию ей не платили…

У Матрёны в избе жили колченогая кошка, подобранная из жалости, мыши и тараканы. Но не потому были мыши в избе, что кошка с ними не справлялась: она как молния за ними прыгала и выносила в зубах. А недоступны были мыши для кошки из-за того, что кто-то когда-то оклеил Матрёнину избу зеленоватыми обоями, да не просто в слой, а в пять слоёв. Друг с другом обои склеились хорошо, от стены же во многих местах отошли - и получилась как бы внутренняя шкура на избе. Между брёвнами и обойной шкурой мыши и шуршали… Солженицын описывает деревенский быт с изрядной долей иронии. Сама героиня жила просто и была счастлива в своём доме.

Матрёна отличалась трудолюбием: вставала в четыре-пять утра, «тихо, вежливо, стараясь не шуметь, топила русскую печь, ходила доить козу, по воду ходила и варила в трёх чугунках». Наверное, Матрёне выпал жребий жить в то время, когда люди работали бескорыстно, не думая о пенсии. А деньги и награды получал тот, кто о высоких результатах докладывал. Матрёна никому не могла отказать: без неё ни одна пахота огорода не обходилась. Денег она не брала, получала удовольствие, прилив сил от работы. Не было семьи, к сожалению, у этой женщины: все дети умерли во младенчестве, на войне без вести пропал муж. Ей долго не оформляли на него пенсию. И всё же Матрёна не озлобилась, осталась радушной, открытой и бескорыстно отзывчивой. Она напоминает библейскую героиню Марию, а дом её похож на ковчег библейского праведника Ноя. Счастлива была Матрёна, воспитывая приёмную дочку Киру, и никогда не жаловалась на судьбу.

Можно вспомнить и рассказ А.П.Чехова «Ионыч», в котором рассказывается о семье Туркиных, живущей в небольшом городе С. Семья эта самая обычная, но талантливая: отец семейства, Иван Петрович, приятный мужчина, устраивал у себя дома любительские спектакли с благотворительной целью и сам же играл старых генералов. Мать, Вера Иосифовна, писала повести, романы и с удовольствием читала их вслух гостям. Их дочь, Катерина Ивановна, молодая девушка, любящая музыку, начитанная и очень приятная в общении, мечтает поступить в консерваторию. В доме Туркиных часто бывают гости, в том числе и молодой врач, Дмитрий Старцев. Ему приятно находиться в этой радушной атмосфере, где пьют чай с вареньем, мёдом, с конфетами и вкусным печением, где вкусный ужин, несмотря на то, что он замечает и бездарность романов матери и игры Котика (так называют родители Катерину Ивановну). Это неудивительно: молодой, умный, немного уставший от однообразной и утомительной работы врач отдыхает в мягких и уютных креслах, ему нравятся и разговоры, и сама Катенька…

Туркины, я думаю, счастливы в уютной обстановке своего большого каменного дома с тенистым садом. Они радушно принимают гостей, умеют обмениваться любезностями и шутками. Родители изумляются талантом дочери, а та, в свою очередь, старается их не огорчать. Разве не в этом заключатся простое человеческое счастье?!

И в заключение мне хотелось бы сказать, что любой человек, живущий рядом с заботливыми и любящими людьми, в атмосфере заботы и ласки, всегда испытывает невероятное счастье.


Благословенна будет любовь, которая сильнее смерти.



Мне запомнился рассказ Ивана Бунина «Солнечный удар», сюжет которого прост и традиционен. Он и она, неожиданная встреча, возникшие чувства настолько сильны, что эта пара остаётся вместе… Ночь, проведённая в уединении, была удивительным счастьем для обоих. Утром они расстаются, что доставляет страдания главному герою. Она уезжает раньше, а поручик весь день занят воспоминаниями о прекрасной незнакомке: он помнит её запах, маленькую сильную руку, пахнувшую загаром, лёгкое платье и её помолодевший облик лет на семнадцать. Сердце героя переполнено нежностью, такого с ним никогда не было, он даже сам не может объяснить своё состояние. Поручик смеётся над своим «странным приключением», и в то же время на глаза наворачиваются слёзы, он понимает, что потерял её навсегда. Он не знает даже её имени (она так и не сказала), но помнит, что у неё есть муж и маленькая дочка.





Семья

«Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь… с возможностью делать добро людям», - писал Лев Николаевич Толстой.

Семья Болконских из романа Л.Н.Толстого «Война и мир» - пример порядочности и высокой нравственности. Глава семьи, старый князь Болконский, устанавливает в Лысых Горах осмысленную жизнь. Он весь в прошлом - он истинный аристократ, и все традиции аристократии им бережно сохраняются. Болконский живёт «умом», в доме царит интеллектуальная атмосфера. Даже свою дочь, княжну Марью, старый князь обучает точным и историческим наукам. Но, несмотря на целый ряд «чудачеств» князя, его дети - Андрей и Марья - любят и уважают своего отца, прощая ему некоторую бестактность и резкость.









Дом.

Дом - символ надёжности и безопасности, уюта и тепла. Именно здесь человек может вздохнуть полной грудью, поразмышлять о многом и просто наслаждаться жизнью. Родные стены оберегают и защищают…

Обратимся к рассказу Валентина Григорьевича Распутина «Изба». Это один из последних рассказов писателя. Главная героиня, Агафья, умерла, и все основные события, происходящие в рассказе, отсылают нас в прошлое.

Послевоенное время. Сибирская деревня Криволуцкая, стоящая на реке Ангаре, к тому времени Агафье за пятьдесят. Началось переселение: все деревни с правого и левого берегов «сваливали перед затоплением в одну кучу». Во время переезда Агафья приболела, отправили её в больницу, но там «снедаемая бездельем» героиня беспокоилась о своей запаздывающей избе, никто без хозяйки не перевезёт и не поставит. Переживая, Агафья похудела, на лице остались одни глаза, «руки повисли как плети». Здесь в больнице она видит сон: будто хоронят её в же избе, которую «стоймя тянут к кладбищу на тракторных санях». Изба для героини как родовая память, это часть её жизни. Может быть, потому что семейная жизнь не сложилась у Агафьи: муж Ефим пропал до войны, а единственная дочь спилась. »От боли и работы героиня рано и состарилась».

После смерти Агафьи поставленная изба (но не на своей улице) «посиротела и постарела». «Жалко скрипела лёгкая и щелястая дверь в сенцы, и всё же из последних сил изба держала достоинство и стояла высоконько иподобранно.» Считалось, что за избой доглядывает сама хозяйка, старуха Агафья, поэтому никто и не мог надолго поселиться в этой хоромине. Люди верили, а живые старушки «не скрывали друг перед другом своего гостеванья в заброшенном доме.»



Путь

Катерина Кабанова из драмы «Гроза» Островского-героиня с сильным характером, она проходит сложный жизненный путь. В родном доме у матушки Катя жила свободно, «точно птичка на воле», среди материнской любви и красоты (цветов было много в доме).Мать в ней души не чаяла, работать не принуждала. Вставала девушка рано, умывалась родниковой водой, ходила с матерью в церковь, потом садилась за какую-нибудь работу и слушала странниц и богомолок, которые были в их доме. Катерине снились волшебные сны, где она летала под облаками. Мы видим, что Катерина росла счастливой, мечтающей и набожной девушкой. Она любила и природу, и дом свой со странницами, и нищих, которым сама и помогала. Но уже в шесть лет проявила свой характер: её обидели, она убежала из дома, села в лодку и «отпихнула её то берега. На другое утро уж нашли, вёрст за десять!»120 слов

После замужества жизнь Катерины сильно изменилась. Деспотичная свекровь, бессловесный муж Тихон, который не может постоять ни за себя, ни за жену, ему бы уехать быстрей из дома… Молодая женщина попала в среду, где лицемерие и ханжество очень сильны, ест поедом свекровь, «пилит её, как ржавая пила».

А вот Варвара, сестра Тихона, совсем другая, она выросла в семье Кабановых и знает, что на обмане у них «весь дом держится».И вот её позиция: «А по-моему: делай что хочешь, только бы шито да крыто было». Поэтому она и ключ от калитки в саду подменила, чтобы ночью ходить на свидания к Кудряшу. Варвара живёт по законам, отвергающим честность и порядочность. Именно она, вместо того чтобы утешить, поддержать Катерину, толкает к измене. Катерина соглашается на свидание с Борисом, она уже не может обманывать сама себя.(120 слов) Грех лежит на сердце героини тяжким камнем, она не может жить дальше, она признаётся во всём мужу и свекрови. За покаянием должно следовать смирение, а его-то и нет в свободолюбивой героине. Самоубийство - страшный грех, но именно на него решается Катерина. Варвара не выдерживает жизни в семье, где все «точно вороги друг другу», не стерпела, взяла да и ушла.

Островский в своей драме показал два жизненных пути: путь Катерины - сложный и трагичный, она сильная личность с высокими нравственными требованиями; путь Варвары - путь обмана и лжи, это путь, я думаю, многим молодых людей города Калинова.

Путь

Горький «Старуха Изергиль».

«Жизнь прожить - не поле перейти», -гласит мудрая народная пословица. Правильно выбрать свой путь, ту дорогу, которая будет единственно правильной, очень сложно. Для этого, я думаю, надо много трудиться над собой, над своим характером. От ошибок никто не застрахован, лишь бы не свернуть с правильного пути, «единственно правильного», который сделает твою жизнь успешной в будущем.

Обратимся к рассказу Горького «Старуха Изергиль», который относится к ранним романтическим произведениям. Он состоит из трёх частей: легенды о Ларре, легенды о Данко и повествование о самой старухе Изергиль.

Ларра, герой первой легенды, - сын женщины и орла. Он гордый и непреклонный, своё «я» возвышает Ларру над всеми людьми. Обидеть человека, задеть его человеческое достоинство ничего не стоит для героя Горького. Проявляя крайнюю степень эгоизма, юноша убивает девушку только за то, что она не хотела идти с ним. На вопрос людей, почему он совершил убийство, Ларра отвечает: «Я убил её потому, что мне кажется, что она оттолкнула меня… А мне было нужно её…» Последовало наказание людей: пусть он будет свободен. Сначала Ларра,«Отверженный», лишь смеялся, но потом понял, что стал бессмертным, а жизнь для него - каторга. Жизнь в свободе, для себя, но в одиночестве, без людей не имеет смысла.

Сама старуха Изергиль только к концу жизни поняла, как нужно правильно жить, уважая людей, опираясь в своих поступках на благородные идеи. В молодости Изергиль жила чувствами, любила свободу, красивых и смелых мужчин: то высокий, весёлый рыбак, то «огненная голова», турок был «седой, важный, богатый»… «Никогда не встречалась после с теми, которых когда-то любила.» Героиня была счастлива, она жила для себя, легко забывая свою прежнюю любовь ради новой, но жила среди людей. Нелегка была её жизнь- «тусклые глаза», «потрескавшиеся губы», «чёрные ямы щёк».

Герой второй легенды, юноша Данко, ради свободы людей из своего племени идёт на величайшую жертву. Люди племени Данко оказались в трудном выборе: с одной стороны их окружали враги, а с другой- непроходимые болота и леса. Измученные люди уже хотели врагу «принести в дар волю свою», но молодой и красивый Данко решился вывести людей из тёмного леса, его не страшили трудности. «Красивые - всегда смелы». Трудный был путь, стали окружающие роптать на Данко, обвиняя его в неопытности, но он шёл впереди бодр и ясен. Когда обвинения стали ещё более гневные, Данко разорвал себе грудь и вырвал из неё своё сердце, которое освещало путь «факелом великой любви к людям». Конечно, это подвиг - способность пожертвовать собой ради счастья других. На такое способны немногие.

Итак, выбор правильного пути - это поиски смысла жизни.

Гринёв.

Повесть «К.Д» воспроизводит давно ушедшую жизнь, характеры людей, создаёт увлекательный сюжет.Жизненный путь Гринёва - это путь нравственного возмужания молодого офицера. Детские и юношеские годы Петра Гринёва прошли в симбирской деревне, в отцовской усадьбе. В отце, Андрее Петровиче Гринёве, уживались высокие представления о долге и чести дворянина, презрение к карьеристам и искреннее радушие, которое отличало «людей старого века». Мягкая, но безвольная мать, честный преданный Савельич; «добрый малый», но беспутный Бопре; дворовые мальчишки - вот окружение Петруши в детские годы. Не удивительно, что познания его по окончании курса домашнего воспитания ограничивались умением судить «о свойствах борзого кобеля», кое-как читать по-французски и драться на шпагах, а в нравственных понятиях царила самая невероятная путаница. «Верхом благополучия человеческого» он ипорчитал службу в гвардии, а величайшим счастьем - весёлую жизнь в Петербурге.

Нельзя сказать, что Петруша полностью усвоил взгляд отца на военную службу и строгие представления о сыновьем долге (хотя, конечно, главное и многое запало ему в душу). Недаром он по-своему объясняет оренбургскому генералу смысл поговорки «ежовые рукавицы», а позднее отходит от официального взгляда на Пугачёва, вступая в дружеские отношения с «вором и самозванцем». Получив от отца суровое письмо с запрещением жениться, Гринёв предлагает Марье Ивановне обвенчаться без благословления родителей, на что Маша не соглашается.

Доброта матери, простота и патриархальность быта развили в Гринёве мягкость, совестливость, даже какую-то чувствительность.

Самостоятельная жизнь Гринёва это путь разочарований и одновременно обогащение его внутреннего мира. Мечта о вольной жизни быстро исчезает после встречи с Зуриным и бродягой-«вожатым». Стыд и раскаяние перед Савельичем за ипроигранные сто рублей, зато встреча с «вожатым» помогла проснуться в душе Гринёва тому хорошему и доброму, что вынес он из родительского дома.

Воспитание жизнью продолжалось и в Белогорской крепости. Вместо грозных бастионов -деревушка, окружённая бревенчатым забором. Дуэль со Швабриным - поступок благородный, Пётр защищал имя и честь возлюбленной. Здесь юноше ещё и важна атмосфера семьи Мироновых. «Другого общества» он и не желал.

Далее судьба сталкивает Гринёва с Пугачёвым. Крепость захвачена, Гринёв в руках Пугачёва, а спас его Савельич. Разговор Гринёва с Пугачёвым (на военном совете) - не уронил Гринёв чести и достоинства дворянина в разговоре с самозванцем, лгать и хитрить он не умеет.

Не получив помощи в Оренбурге, Гринёв решает сам отправиться в Белогорскую крепость, чтобы спасти Машу Миронову. В военное время самовольно уехать из осаждённого Оренбурга - это зхначит нарушить военную дисциплину. Нарушить воинский долг или нарушить долг перед любимой, оказавшейся в руках Швабрина? Опять выбор… Именно Пугачёв помог Гринёву в освобождении Маши, и только Пугачёв серьёзно отнёсся к чувству Гринёва и принял близко к сердцу его горе.

Жизнь Грирнёва -это серьёзные жизненные испытания, но именно народные идеалы добра и справедливости приводят Петра к счастью.

© 2010-2022