Технологическая карта урока по теме

Урок по теме «Чем отличаются друг от друга слова-омонимы» проводится в 5 классе по УМК М.М. Разумовской, П.А. Леканта.  На уроке по теме "Чем отличаются слова-омонимы"  реализуются принципы системно-деятельностного подхода.  Задания данного урока формируют представление об омонимах, навыки анализа художественного текста, умение отличать омонимы от многозначных слов, омографов, омофонов, омоформ. Задания позволяют     развивать мыслительные процессы, познавательную активность, умение пользоваться...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:












Технологическая карта урока русского языка

по теме: «Чем отличаются друг от друга слова-омонимы»






Учитель: Епифанова Кристина Валерьевна




Урок по теме «Чем отличаются друг от друга слова-омонимы» проводится в 5 классе по УМК М.М. Разумовской, П.А. Леканта.

Цели урока:


  1. Предметная: изучить омонимы, формировать навыки анализа художественного текста, научиться отличать омонимы от многозначных слов, омографов, омофонов, омоформ.


  1. Метапредметная: развивать мыслительные процессы, познавательную активность, умение пользоваться теоретическим и практическим материалом, умение сопоставлять, анализировать, классифицировать, обобщать.


  1. Личностная: воспитывать интерес к проблеме, языковое чутье к нахождению данного явления в тексте, эстетическое чувство, любовь к родному языку.









Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Примечания

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Записали тему урока.

Что нам предстоит узнать на уроке, чему должны научиться. Чтобы определить цели нашего урока, отгадайте загадку.

Этим словом день недели назовем

И окружение, в котором мы живем

(Если ученики не могут отгадать загадку, то можно подсказать.

Какой день недели был вчера.)

Запишите слово в тетрадь.

Что означает это слово? Что нужно сделать, чтобы определить лексическое значение слова.


Запишите два предложения со словом среда в разных значениях

Обратите внимание на оформление словарных статей. Какой вывод вы можете сделать?



Чему же мы должны научиться сегодня на уроке?


Среда



Нужно обратиться к толковому словарю.

Сколько слов «среда» записано в словаре? (проектор)

- В словаре записано два слова:

Среда1 - день недели

Среда2 - все, что нас окружает

В словаре представлено две словарные статьи, хотя слово одно. Из этого следует, что это не многозначное слово, а слова-омонимы



Узнать, что такое омонимы, научиться отличать омонимы от других лексических явлений

Смыслообразование -установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом; целеполагание, планирование; поиск и выделение необходимой информации, структурирование знания, осознанное построение речевого высказывания, смысловое чтение как осмысление цели чтения; анализ объектов с целью выделения признаков; построение логической цепи рассуждений; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации



Этап 2.

Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи

Дайте определение омонимам. При затруднении обратитесь к материалу параграфа. Запишите определение. Приведите примеры.

Посмотрите на изображения. Как называются слова, обозначающие изображенные предметы. Определите лексические значения слов и составьте с ними предложения.

ВЫВОД


Что общего у этих слов? Что их различает?

Такие слова называются омофонами. Запишите определение.



Какое явление вы заметили в этом стихотворении?

Такие слова называются омофонами.

Запишите определение

Что нужно сделать, чтобы понять смысл предложения

Ветер давно стих, и я решил написать стих.

Такие слова называются омоформами.

Запишите определение.

ОБОБЩЕНИЕ

Омонимы - разные по значению слова, но одинаковые по звучанию и написанию. Например: коса (орудие) - коса (прическа)

1) На грядке растет лук. Я хочу научиться стрелять из лука.

2) За водой я пойду на ключ. Мой ключ к этому замку не подходит.


Ученик читает написанное на доске предложение.

На двери висит замок. - На картине изображен старинный замок.

Слова пишутся одинаково, но различаются ударением.


Ученик читает стихотворение.

Кошка вылизать хотела молоко из миски,

Но на запах молока вылезли все киски.

Мама очень долго блузу примеряла,

Папа сильно злился, я их примиряла.

Мы в лодке океан пересекали.

Трудно было нам, силы иссякали.

В этом стихотворении мы находим слова, которые одинаково звучат, но имеют различие в написании.


Определить части речи. Совпадают формы разных частей речи (глагола и существительного).





Смыслообразование -установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом; целеполагание, планирование, прогнозирование; поиск и выделение необходимой информации, структурирование знания, осознанное построение речевого высказывания, смысловое чтение как осмысление цели чтения; анализ объектов с целью выделения признаков; сравнение, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка


Этап 3. Практикум

Чтобы научиться отличать слова-омонимы от омографов, омофонов и омоформ, мы заполним таблицу (интерактивная доска). Выполните анализ слов по схеме: значение слова →его строение→ написание. Что нужно знать, чтобы выполнить это задание.


Чему научились, выполняя это упражнение








Давайте обобщим все то, что мы сегодня узнали. Для этого выполним упражнение 324 Учимся говорить на лингвистическую тему


омонимы

омографы

омофоны

омоформы

Топить дровами - топить в воде;

хочу есть - у меня есть билет;

рубка леса - рубка на палубе корабля

Резкий хлопок - белый хлопок; спешить на работу - спешить кавалерию

Спиши слова - спеши домой; съедобный гриб - вирусный грипп

Хрупкий мелок - этот пруд мелок; рамка из стекла - вода стекла


Ученик читает выразительно стихотворение и определяет, какое художественное, стилистическое значение имеют омонимы в данном тексте.

Норка
Вылезла из норки
И пошла
К знакомой норке.
В норку норкину
Вошла,
Норку в норке
Не нашла.
Если в норке
Нету норки,
Может, норка -
Возле норки?
Нет нигде.
Пропал и след.
НОРКА - здесь,
А НОРКИ -нет!

(А. Шибаев)

В тексте мы наблюдаем функционирование двух слов, разных по значению, но одинаковых по написанию: слово «норка» в значении «зверек семейства кошачьих» и «норка» в значении « нора - место обитания животного». Засчет использования омонимии возникает комическое содержание стихотворения.

Делают вывод, который служит ответом на вопрос, заключенный в названии параграфа (Чем отличаются друг от друга слова-омонимы).

Смыслообразование -установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом; целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, волевая саморегуляция; поиск и выделение необходимой информации, структурирование знания, осознанное построение речевого высказывания, смысловое чтение как осмысление цели чтения; анализ объектов с целью выделения признаков; обобщение, сравнение, классификация, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка

Этап 4.

Проверка полученных результатов. Коррекция

Выполните небольшую самостоятельную работу. Найдите в тексте омонимы и явления, сходные с омонимией. (Выполняют на карточках)




После того как карточки сданы, организуем проверку (с помощью интерактивной доски).

ОБРАЗЕЦ: Мой брат метко стреляет из лука - Когда мама режет лук, то всегда плачет. Омонимы

1)После пожара над городом взвился клуб дыма. Приехав в деревню, мы пошли в сельский клуб.

2) Я коня водой пою,
Песню солнышку пою:
Ты свети, свети, светило,
Я хочу, чтоб ты светило.

3) Федя был отменно молод,
Бросил в пруд тяжёлый молот
А потом ивовый прут -
Это труд!

4) "Все перемелется - будет мукой!"
Люди утешены этой наукой.
Станет мукой, что было тоской?
Нет, лучше мукою.

Смыслообразование -установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом; целеполагание, контроль, коррекция, оценка, осознание качества и уровня усвоения, волевая саморегуляция; смысловое чтение как осмысление цели чтения; анализ объектов с целью выделения признаков; обобщение, сравнение, классификация, построение логической цепи рассуждений, доказательство,

Этап 5.

Подведение итогов, домашнее задание

Предлагаю ответить на вопросы:
- какова тема урока?
- какую цель ставили?
- достигли ли цели?
- какое правило использовали?

- что было интересно на уроке?
- что было трудно?
- где ваши знания пригодятся?
Оцените свою работу.

Домашнее задание (комментирование).

Предлагаю выполнить по выбору:

1. стр. 116, упр. 325

2. стр. 115, упр. 323

3. Напишите рассказ или стихотворения, употребляя в нем омонимы (омографы, омофоны, омоформы).

Выставление оценок за урок.

Отвечают на вопросы.
Дают оценку своей деятельности.

Смыслообразование, рефлексия.


© 2010-2022