Открытый урок по развитию речи на тему: Решаем мудрые задачи (9 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АКИМАТА ГОРОДА ТАРАЗ




Казахская классическая гимназия №45

имени Бауыржана Момышулы






Открытый урок





Тема: Решаем мудрые задачи












Предмет: Русская речь

Класс: 9

Учитель: Бегимбаева Р.С.


г.Тараз





План урока



  1. Организационный момент (1 мин).

  2. Повторение изученного (4 мин).

1. Вопросно - ответная беседа (3 мин)

2. Выводы (1 мин)

  1. Изучение нового материала (25 мин)

  1. Озвучивание темы, цели урока и запись темы в тетрадях (2мин)

  2. Использование мозговой атаки с помощью кластера (по стратегии RWCT) (5 мин)

  3. Выводы (1 мин)

  4. Обоснование выбора одного из высказываний (6 мин)

  5. Выводы (1 мин)

  6. Решение «мудрых» задач с помощью стратегии RWCT - «круглый стол» (10 мин)

  1. Закрепление (12 мин)

  1. Выполнение задания с использованием конструкций сложных предложений (10 мин)

  2. Выводы (2 мин)

  1. Домашнее задание (1 мин)

  2. Комментирование и выставление оценок. (2 мин)












Урок по развитию речи в 9 классе

(с казахским языком обучения)

Тема: Решаем мудрые задачи.

Цель:

1. Обучающая: формирование навыков устной и

письменной речи с использованием

конструкций сложных предложений;

2. Развивающая: развивать активный запас слов,

логическое и критическое мышление,

учить точно и полно выражать свои

мысли;

3. Воспитывающая: воспитывать культуру общения,

любознательность, интерес к русскому

языку.

Тип урока: Урок изучения нового материала с

использованием стратегий по

технологии критического мышления.

Приёмы критического

мышления: кластер, «круглый стол».

Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная.

Учащиеся в течение урока работают в группах по 8 человек.

Вид урока: Урок - размышление.

Прогнозируемый

результат: уметь высказывать и доказывать свою

точку зрения при помощи новой информации, давать критическую

оценку собеседникам.

Оборудование: интерактивная доска, раздаточный

материал, высказывания, схемы, таблицы.


Ход урока.

I. Орг.момент. Озвучивание темы, цели урока и запись темы в тетрадях.

У: Ребята, сегодня у нас очередной урок по развитию речи, урок - размышление на тему: «Решаем мудрые задачи».

Цель урока: использовать в ответах по решению мудрых задач разного уровня различные виды конструкций сложных предложений, чтобы отработать изученный грамматический материал.

Для этого проведем вопросно-ответную беседу на тему: «Сложные предложения».

II. Повторение изученного

Вопросно-ответная беседа:

- Что такое сложное предложение?

- Назовите основные виды сложных предложений?

- Какие предложения называются сложносочиненными?

- Какие предложения называются сложноподчиненными?

- Что такое бессоюзное сложное предложение?

- Для чего мы изучаем виды сложных предложений?

Выводы: При помощи разных видов сложных предложений мы более полно, точно и оригинально выражаем свои мысли.

Ш. Изучение нового материала.

Презентация открытого урока «Решаем мудрые задачи».

У: Прежде, чем мы начнём решать мудрые задачи, определимся с названиями подгрупп, чтобы нам было легче общаться. Для этого бросим жребий, и спикеры команд огласят, какое название будет иметь их подгруппа.

У: Команда «Умники и умницы» (красный цвет), команда «Знатоки» (зелёный цвет),

команда «Мудрецы» (жёлтый цвет).

Оценка работы учащимися:

У: Ребята, у вас на столе цветные бумажные круги, на которых отмечены оценки в баллах. С помощью них вы будете оценивать работу дружеских команд. В конце урока мы сможем определить лучшую команду, подсчитав количество полученных баллов.

2. Использование мозговой атаки с помощью кластера (по стратегии RWCT).

Актуализация прежних знаний. Работа в группе.

У: А теперь, первая разминка на пути к решению основной задачи. Составьте кластер к слову «Мудрый» сообща, всей командой. На обсуждение и заполнение кластера - 2 минуты. Кластер защищает капитан команды.

Открытый урок по развитию речи на тему: Решаем мудрые задачи (9 класс)

Открытый урок по развитию речи на тему: Решаем мудрые задачи (9 класс)Открытый урок по развитию речи на тему: Решаем мудрые задачи (9 класс)

Открытый урок по развитию речи на тему: Решаем мудрые задачи (9 класс)

Открытый урок по развитию речи на тему: Решаем мудрые задачи (9 класс)

Открытый урок по развитию речи на тему: Решаем мудрые задачи (9 класс)

Открытый урок по развитию речи на тему: Решаем мудрые задачи (9 класс)Открытый урок по развитию речи на тему: Решаем мудрые задачи (9 класс)Открытый урок по развитию речи на тему: Решаем мудрые задачи (9 класс)

- Две минуты прошло. Прекращаем обсуждение и внимательно слушаем спикеров команд, так как спикер следующей команды будет озвучивать те ассоциации к слову «Мудрый», которые не были отмечены.

ОУ: Выступление команд у доски (1+1+1 минуты)

У: Молодцы! Вы правильно определили, что связано со значением слова «Мудрый».

У: А сейчас запишем толкование этого слова по словарю Ожегова:

Мудрый - обладающий большим умом, основанный на знании, опыте.

- Послушаем интересный диалог великого мудреца - Сократа со своим учеником:

С. - … мудрые мудры знанием? Разве может человек быть мудрым чем-либо другим, кроме знания?...

У. - Я думаю.

С. - Но думаешь ли ты, что человек в силах знать все предметы?

У. - Нет, он не в силах знать и малейшей части их.

С. - Следовательно, человеку невозможно быть мудрым во всём?

У. - Разумеется, что нет.

С. - Следовательно, что кто знает, в том он и мудр?

У. - Думаю, что так.

3. Выводы.

У: - Я думаю, суть вам ясна: мы мудры настолько, насколько позволяет нам наш жизненный опыт. Теперь вы уверены в том, что сумеете найти мудрое решение задач, опираясь на свои знания и опыт.

4. Обоснование выбора одного из высказываний.

Самостоятельная работа.

У: А сейчас: вторая разминка. Вы чувствуете, как мы становимся всё мудрее и мудрее.

У: Спикеры команд приглашаются для выбора высказывания Великих о мудрости.

У: Запишите это высказывание в тетрадь и устно обсудите его между собой. Используя конструкции сложных предложений, дайте оценку этому высказыванию. (2 минуты)

Затем подготовьте свой ответ в форме сложного предложения для записи на доске, кратко охарактеризуйте его. (2 минуты)

1. Мудрость есть дочь опыта.( Леонардо да Винчи)

2. К сердцу мудрому мудрые речи всегда путь - дорогу найдут.( Эсхил )

3. Мудрость жизни всегда глубже и обширнее мудрости людей. (М.Горький )

У: Слушаем ответ от команды «Умники и умницы»

Ответ от команды «Умники и умницы»

У: Спасибо.

Ответ от команды «Знатоки»

У: Спасибо.

Ответ от команды «Мудрецы

У: Спасибо.

Оценка работы учащимися:

У: Ребята, бумажными кругами оцените ответы спикеров команд.

У: Молодцы!

5. Выводы:

У: Ребята, мы убедились в том, что конструкции сложных предложений помогают грамотно и правильно сформулировать свою точку зрения.

6. Решение «мудрых» задач с помощью стратегии RWCT - «круглый стол».

Стадия осмысления.

У: Мы подошли к выполнению «обязательной программы».

У: Спикеры команд приглашаются для выбора мудрых задач.

У: Сейчас вам предстоит решить самую главную задачу сегодняшнего урока: додумать, домыслить текст вашей мудрой задачи. (Переводы непонятных слов и словосочетаний даны).

Три охотника.

Сказка охотников Мадагаскара.

Три человека собрались на охоту. У одного был лук, у другого стрелы. У третьего не было ни лука, ни стрел. Зато он был ловким охотником, не то, что его товарищи, которые не умели стрелять. Они пошли все вместе, и охотник убил сто птиц. Они разделили их на три равные части, но осталась одна лишняя птица. Все трое заспорили, кому она должна принадлежать.

- Эта птица моя, - сказал один, - потому что лук мой.

- Нет, это моя птица, - сказал другой, - потому что стрела, которая проколола её, моя.

- Птица моя, - сказал третий, - потому что я её убил.

Задание

Что бы вы посоветовали этим охотникам, если они бы попросили вас разрешить их спор?

На всех не угодишь.

Восточная сказка.

Отец с сыном и ослом поехали по улице. Отец сидел верхом на осле, а сын вёл его за уздечку. «Бедный мальчик, - сказал прохожий. - Его маленькие ножки еле поспевают за ослом. Мальчишка совсем выбился из сил». Отец принял эти слова близко к сердцу. Он слез с осла и посадил на него сына. Другой встречный громким голосом сказал: «Как не стыдно! Малый сидит, а бедный старый отец бежит следом!» Мальчик очень огорчился и попросил отца сесть на осла позади него. «Люди добрые, видали ли вы что-нибудь подобное? - заголосила встречная женщина. - Так мучить животное!» Не говоря ни слова, отец и сын, посрамлённые, слезли с осла. Едва они сделали несколько шагов, встретившийся человек стал насмехаться над ними: «Чего это ваш осёл ничего не делает и даже не везёт никого из вас на себе?»

Отец дал ослу соломы, положил руку на плечо сына и сказал …

Задание

Продолжите эту сказку.

Земля - золото.

Китайская сказка

Жил некогда крестьянин по имени Ван Сюэ - цин. Круглый год он усердно трудился, вставал затемно, а ложился в полночь. И хоть мало у него земли, а концы с концами сводил.

Двоих сыновей вырастил Ван Сюэ - цин, и были они лодырями: целыми днями гуляли, палец о палец не ударяли. Много раз уговаривал их отец пойти поработать, но слова его были для них как ветер, пролетавший мимо их ушей, и продолжали они бездельничать. «Мои сыновья, - думал Ван, - не умеют жить. И растранжирят они всё моё имущество».

И вот свалила однажды Вана хворь. Как он ни крепился, болезнь не уходила. Понял он, что не встать ему уже на ноги. Позвал тогда Ван сыновей.

- Дети мои, пришёл, видно, мой черёд. Никакого богатства у меня нет, и в наследство я вам ничего не оставляю, кроме поля. Но знайте, что на нашем поле закопано немало золота. Вскопайте его хорошенько, перепашите несколько раз, поищите - и найдёте.

Сказал он так и умер. Услышав от отца о богатстве, братья обрадовались.

«Найдём золото, - думали они, - весёло заживём!»

Задание

Продолжите эту историю

Задание:

Прочитать и понять суть текста, продумав возможные варианты ответа в течение

2 минут.

У: Две минуты прошло.

У: А теперь, запишите ответ в тетрадях в течение 3 минут, не забывая использовать конструкции сложных предложений.

У: Три минуты прошло.

У: А сейчас, ознакомьте друг друга своими умозаключениями и решите сообща: у кого самое оригинальное решение мудрой задачи в течение 3 минут.

У: Три минуты прошло.

IV. Закрепление.

1. Выполнение задания с использованием конструкций сложных предложений. Обобщение и систематизация знаний.

У: Мы готовы выслушать самые мудрые ответы, предварительно ознакомившись с началом текста и условием задания.

- Решение мудрой задачи от команды «Умники и умницы».

ОУ: Содержание ответа спикера команды или желающего отвечать от имени команды.

У: Есть ли у какой- либо команды другое мудрое решение? Оно обязательно будет засчитываться при подсчете баллов.

У: Решение от команды «Знатоки».

ОУ: Содержание ответа.

У: Есть ли дополнения у других команд?

У: Решение от команды «Мудрецы».

ОУ: Есть ли поправки, дополнения?

У: Молодцы!

У: Три команды выступили, огласив самые мудрые решения по поводу непростых ситуаций - смело, быстро, оригинально.

Оценка работы учащимися:

У: Прошу оценить выступление бумажными кругами.

2. Выводы:

У: Вот мы и подошли к логическому завершению урока. Вы посильно сумели решить мудро проблемные вопросы, которые были отражены всего лишь в сказках, но мы-то знаем, как порой нелегко найти единственное мудрое решение на проблемный вопрос в жизни. Вот так, постепенно, мы будем учиться критически оценивать «за» и «против» проблемные ситуации, с которыми мы иногда сталкиваемся.

У: Письменные работы я обязательно оценю при проверке тетрадей.

У: А сейчас определим, какая команда оказалась мудрее. Подсчитаем баллы.

- Комментирование ответов и выставление оценок.

У: Спасибо.

V. Домашнее задание (рефлексия): подобрать пословицы и поговорки на русском и казахском языках, используя упражнения учебника №19, 88, 255, 256, для подтверждения решения мудрых задач.


© 2010-2022