Фонетика. Звуки речи и буквы

Приветствие .Повторение изученного в 1-4 классе.Ознакомление учеников с целью урока.Тип урока :повторение и обобщение.Технология: игровая и диалоговая. Урок начинаю с лингвистической разминки: "Четвертое лишнее". Проверка домашнего задания. Упр.208,21 . Потом проводится работа над новой темой. Показ 5 слайда . Проводится вопросо-ответная беседа. Слайд 6. Выполняем упражнение 212. Потом проводим беседу на тему "Звуки речи". Закрыв глаза, ученики слушают звуки природы, затем угадывают их. Письменн...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок. 5 класс

Тема: Фонетика. Звуки речи и буквы.

Цели урока:

1) закрепить теоретические и практические знания по темам «Фонетика»,«Орфоэпия»,«Графика»,«Орфография»;
2) развивать коммуникативно-речевые умения, овладеть нормами правописания и литературным произношением;
3)способствовать формированию навыков поисковой работы и создание ситуации успеха.

Оборудование: компьютер и диск с записями звуков природы; ширма с предметами для демонстрации звуков.

Тип урока: повторение и обобщение

Технологии: игровая и диалоговая

Ход урока

I.Организационный момент

Придумано кем-то просто и мудро,

При встрече здороваться - доброе утро!
Доброе утро солнцу и птицам.
Доброе утро улыбчивым лицам.


- Молодцы! Садитесь на свои места, начинаем наш урок.


II.Начинаем наш урок с лингвистической разминки. (Слайд 3)


«Четвертое лишнее»

1.Клен, фиалка, тополь, дуб.

2.Планета, яблоко, небо, море.

3.Книга, изба, ручка, тетрадь.


III. Опрос домашнего задания.


(Тема: Фонетика. Звуки речи. Упр.208,210.)(Слайд 4)


IY. Продолжим тему. Откройте тетради, напишите сегодняшнее число и тему. (Слайд 5)

Работа над темой

Звуки мы произносим и слышим.

Буквы мы видим и пишем.

Для обозначения звуков речи используют квадратные скобки: буква а, звук [а].

- Всегда ли один звук обозначается одной буквой?

- Может ли одна и та же буква обозначать разные звуки?

- Какой вывод можно сделать?

Выполнение упражнения 212.(Слайд 6)

1.Дом-дым, дом-том, бук-бык, бок-бак, балка-палка-булка, точка-тачка, тучка-ручка, стойка-стайка, зуб-суп.

2.Банка-банька, кон-конь, мол-моль, стал-сталь, жар-жарь, брат-брать, кров-кровь.


Сообщение учителя с элементами беседы.


YI. Выполнение упражнений 215,216, 217.(Слайд 7,8,9)

Упражнение 216

1.Кислая и очень полезная для здоровья ягода1 клюква растёт на болотах.

2.Заяц сделал свой первый огромный прыжок, потом сделал десяток маленьких1 прыжков в сторону.

3.Длинная клюквенная плеть1 оплела чёрный теплый пень.

4. В глухих местах, где живёт птица глухарь, встречается костяника, красно- рубиновая ягода кисточкой, и каждый рубинчик в зелёной оправе.

5. Завидев ёлочку, тетерев вдруг подпрыгнул на своём высоком мосточке.

Упражнение 215

1.Липа,клён, тополь, ель, сосна, вяз, ёлка, берёза, карагач.

2.Ежевика, малина, смородина, брусника, клюква, ягода.

3. Олень, лось, медведь, волк, гиена, лев, енот, бобр, барсук.

Упражнение 217

Картина, акварель, живопись, выставка, галерея, мастерская, декорация, палитра, этюд, холст, рисунок, портрет, натюрморт, сюжет, фон, цвет, бюст, искусство, зал.

Словарная работа.(Слайд10)

Палитра, ж. Небольщая дощечка, на которой живописец смещивает краски.

Этюд, м. Рисование, писание красками с натуры для упражнения, заготовки эскизов.

Натюрморт, м. Картина с изображением крупным планом цветов, фруктов, битой дичи, рыбы и т.п.

YII. Физкульминутка. (Слайд 11)

А сейчас проведём небольшую разминку!

Я буду называть слова, в которых будут встречаться буквы е, ё, ю, я. Когда эти буквы будут обозначать 1 звук, вы поднимете голову вверх, хлопнете над головой 3 раза и опустите руки вниз. Когда буквы будут обозначать 2 звука, вы повернёте голову влево, а потом вправо и вернётесь в исходное положение.

YI. Списывание с заданием(Слайд 13)

Задание: записать загадки, отгадать их, подчеркнуть слова с ь. Надписать над ними количество букв и звуков.

Летит - кричит, сядет -молчит, кто его убьёт, тот кровь прольёт.

(Комар)

Один льёт, другой пьёт, третий растёт.

(Дождь, земля, трава)

Вокруг носа вьётся, а в руки не даётся.

(Ветер)

X. Подведение итогов(Слайд 14)

Над какой темой сегодня работали?

Что узнали нового?

Какие выводы сделали?

Что понравилось?

Что не понравилось?

XI.Домашнее задание(Слайд 15)

Выучить теорию (стр.86, 88).

Прочитать материал на стр.87-89, ответить на вопросы (устно).

Упражнение 214, 218 (письменно).

Задание по желанию: подготовить сообщения о гласных и согласных звуках.

Спасибо за работу!








































Вопросы для разминки
1. Назовите слова, в которых один звук обозначается двумя буквами.
2. Назовите слова, в которых одна буква обозначается двумя звуками.
3. Что нужно сделать со словом кость, чтобы оно обозначало желанного гостя в доме?
4 .Что нужно сделать со словом шалость, чтобы оно вызывало сострадание?
5. Сколько звуков в словах июль, пою?
6. В названии какого дня недели пишется удвоенная согласная буква?
7. Встречаются ли в русском языке слова с 3-мя согласными, а с 4-мя? Привести примеры (поездка, чувственный, лекарство)



7. Вывод:

- Мы живём в мире разнообразных звуков: природных, технических, человеческих, музыкальных. Наибольшее разнообразие звуков в природе.




© 2010-2022