- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока по литературе. 11 класс. Тема: Чтобы вырвать век из плена. .. (Жизнь и творчество Осипа Мандельштама)
Конспект урока по литературе. 11 класс. Тема: Чтобы вырвать век из плена. .. (Жизнь и творчество Осипа Мандельштама)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Чумакова З.В. |
Дата | 26.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект урока по литературе. 11 класс
Тема « Чтобы вырвать век из плена…»
( Жизнь и творчество Осипа
Мандельштама)
Тема « Чтобы вырвать век из плена…» Жизнь и творчество Осипа Мандельштама
Цели урока:
1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством О.Мандельштама; передать дисгармонию, внутренне смятение, разочарование и душевную усталость поэта от времени, в котором он жил;
2. учить приемам анализа поэтических произведений поэта;
3. Формировать общие представления об историко- литературном процессе начала 20 века;
4. развивать навыки выразительного чтения, наблюдения, сравнения, анализа поэтического текста.
Задачи: обобщение и осмысление исторической ситуации в России начала 20 века, установление связей между эпохой и творчеством Мандельштама.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: портрет Мандельштама, выставка его произведений.
Эпиграф Когда читаю Мандельштама,
Я слышу музыку стихов,
Гомера дух и зов Приама,-
О, этот дивный зов веков!
Античный мир… Вот взгляд Елены…,
Ахейцев преданная рать,
И моря греческого пена-
Нахлынет - и обратно вспять!
О, бедный Осип! Если б знал ты,
Что над тобой повиснет рок,
На раковину из жемчужин
Сменил бы лавровый венок?
Татьяна Шевченко. ( 2006 г.)
Он явился как чудо
А.Ахматова
Ход урока.
-
Орг. момент
-
Актуализация опорных знаний.
-
Расскажите об акмеизме как литературном направлении.
-
Основные поэтические приемы акмеизма ?
-
Назовите наиболее ярких представителей акмеизма.
-
Что представлял из себя Цех поэтов?
III. Объявление темы и целей урока.
Учитель.
Судьба литературы Серебряного века трагична: кровь, хаос, беспредел революционных лет и гражданской войны уничтожили духовную основу его существования. Непростой оказалась и послереволюционная биография большинства писателей. Семнадцатый год повернул по-новому и историю страны, и историю искусства. « Серебряный век» прекратил свое существование, когда в 21-ом прозвучал выстрел в Николая Гумилева, и в том же году умер Александр Блок.
« Серебряный век» эмигрировал в Харбин, Париж, Прагу, Берлин. Рассеялся по всей Европе, обогатив ее культуру. Путь большого художника всегда символичен. И чаще всего, особенно в России -горек. Покончили с собой Есенин, Маяковский, Цветаева, в нищете умер Хлебников, травили Ахматову и Пастернака. В лагере погиб Осип Мандельштам.
Это о нем Анна Ахматова сказала: « Он явился как чудо». А в 2006 году поэтесса Татьяна Шевченко, влюбленная в поэзию Мандельштама, посвятит ему проникновенное стихотворение, в котором отобразилась вся суть творчества поэта:
Когда читаю Мандельштама,
Я слышу музыку стихов,
Гомера дух и зов Приама,-
О, этот дивный зов веков!
Античный мир… Вот взгляд Елены…,
Ахейцев преданная рать,
И моря греческого пена-
Нахлынет - и обратно вспять!
О, бедный Осип! Если б знал ты,
Что над тобой повиснет Рок,
На раковину из жемчужин
Сменил бы лавровый венок.
Сегодня мы начинаем разговор о поэте, личность которого достойна восхищения. Это Осип Эмильевич Мандельштам. Познакомимся с его трагической биографией и его творчеством.
IV. Работа над темой урока.
Учитель. Жизнь Осипа Мандельштама укладывается в две даты: 3 (15) января 1891, Варшава -27 декабря 1938 год, лагерь « Вторая речка» под Владивостоком. Русский поэт, прозаик, переводчик, эссеист. Наши биографы познакомят вас с жизнью и творчеством этого замечательного человека. По ходу сообщений вы ведете записи в тетрадях.
1 биограф.
Имя поэта для широкого круга читателей было открыто лишь двенадцать лет назад. Осип Эмильевич Мандельштам считал, что его истинный собеседник - не «друг в поколении», но читатель в потомстве». Так и случилось.
Довольно лукавить: я знаю,
Что мне суждено умереть;
И я ничего не скрываю,
От Музы мне тайн не иметь…
И странно: мне любо сознанье,
Что я не умею дышать;
Туманное очарованье
И таинство есть - умирать…
И в зыбке качаюсь дремотно
И мудро безмолвствую я:
Решается бесповоротно
Грядущая вечность моя!
Это стихотворение, написанное в 1909 году, пророчески отразило трагическую судьбу поэта.
2 биограф.
Осип Мандельштам родился в Варшаве 3-го января 1891 года, в еврейской семье, ведущей начало от курляндской ветви знаменитого раввинского рода Мандельштамов, давшей миру известных врачей и физиков, переводчиков Библии и знатоков литературы.
Его отец, Эмиль Вениаминович Мандельштам, купец первой гильдии, торговец кожей, самостоятельно изучил русский и немецкий языки, читал Шиллера и Гете в подлиннике.
Мать, Флора Осиповна, в девичестве Вербловская, родилась и выросла в Вильне. Она была учительницей музыки, обладала тонким художественным вкусом и сумела передать своим детям любовь к музыке и русской литературе
1 биограф.
Будущий поэт закончил Тенишевское училище в Петербурге, откуда вышли многие деятели отечественной культуры. Затем учился во Франции и Германии. Увлекался французскими символистами, любил лирику Батюшкова и Тютчева. Первые его произведения были опубликованы в 1910 году в журнале « Аполлон». Мандельштам примыкал тогда к символизму. Сквозная тема его стихов того времени - хрупкость здешнего мира и человека перед лицом непонятной вечности и судьбы. Произведения очень коротки по форме с конкретными образами ( пейзажи, стихотворные натюрморты)
2 биограф.
В 1911 году Мандельштам сближается с Н.С.Гумилевым и А.А.Ахматовой. В 1913 году вышел сборник под названием « Камень», включивший 23 стихотворения. Книга имела большой успех.
Из омута злого и вязкого
Я вырос, простынкой шурша,-
И страстно, и томно, и ласково
Запретною жизнью дыша.
И никну, никем не замеченный,
В голодный и тонкий приют,
Приветственным шелестом
встреченный
Коротких осенних минут.
Стихи его приобретают высокую торжественность интонаций, насыщаются классическими мотивами. В числе акмеистов входил в объединение Цех поэтов.
Учитель. С приходом в Цех поэтов Мандельштам преодолевает декадентские настроения. В книге « Камень» внимание сосредоточено на культурных ценностях человечества. Заглавие сборника иносказательно. Поэта привлекает зодчество, в котором он видит воплощение духа истории.
Камень, тяжесть, тростинка, птица - ключевые образы поэта. Архитектура приводит его к мысли о победе художественного замысла над бездушным материалом
V. Выразительное чтение и анализ стихотворения « Notre Dame « 1912
Где римский судия судил чужой народ,
Стоит базилика, - и, радостный и первый,
Как некогда Адам, распластывая нервы,
Играет мышцами крестовый легкий свод.
Но выдает себя снаружи тайный план:
Здесь позаботилась подпружных арок сила,
Чтоб масса грузная стены не сокрушила,
И свода дерзкого бездействует таран.
Стихийный лабиринт, непостижимый лес,
Души готической рассудочная пропасть,
Египетская мощь и христианства робость,
С тростинкой рядом - дуб, и всюду царь - отвес.
Но чем внимательней, твердыня Notre Dame,
Я изучал твои чудовищные ребра,
Тем чаще думал я : из тяжести недоброй
И я когда-нибудь прекрасное создам.
Вопросы на выявление общего представления о стихотворении в целом.
-
О чем это стихотворение? Как воспринимает лирический герой собор? Какой вывод звучит в стихотворении?
( Предполагаемые ответы. Это стихотворение о соборе. Поэт восторженно его описывает: лирический герой видит собор легким, радостным, прекрасным, похожим на человека, построенным на противоречиях. В последней строфе вывод: из тяжести недоброй и я когда-нибудь прекрасное создам )
-
Обратите внимание на композицию стихотворения. Где находится лирический герой?
-
Какие чувства он испытывает?
( Предполагаемые ответы. Потрясенный величием и красотой собора, автор отмечает, что « Распластывая нервы, играет мышцами крестовый легкий свод» В этом здании прекрасно уживаются величие и изящество, монументальность и воздушность. Это сочетание будоражит воображение Осипа Мандельштама, в котором чувство страха борется с чувством восхищения. Точно из таких же противоречий состоит и сам собор, мощный купол которого давно бы рухнул, если бы о нем не « позаботилась подпружных арок сила». Продуманная до мелочей конструкция при этом выглядит настолько головокружительно, что поэт не устает любоваться собором и постепенно не только проникается его духом, но и понимает, почему это сооружение по праву считается одним из самых красивых в мире. Изучая собор изнутри, автор приходит к удивительному открытию, отмечая, что здесь органично сплелись воедино « души готической рассудочная пропасть, египетская мощь и христианская робость». Хрупкость тростника в храме соседствует с массивностью дуба и при этом « всюду царь- отвес».
-
Как поэт относится к мастерству древних зодчих? К какому выводу он приходит?
( Поэт искренне восхищается их мастерством, хотя прекрасно понимает, что для возведения такого собора понадобилось огромное количество времени и сил. При этом строительные материалы, не отличающиеся современностью и изысканностью, выглядят так, словно бы храм собирали из воздушных пушинок. Эта загадка не дает покоя Мандельштаму, который, обследуя самые дальние закоулки собора, так и не может найти ответ на свой вопрос: как именно из камня, дерева и стекла можно было создать такой архитектурный шедевр? Обращаясь к собору, поэт отмечает: « Я изучал твои чудовищные ребра». Причем делал это с особым вниманием, пытаясь постичь тайну Notre Dame. Однако выводы, которые сделал поэт, лежат не в материальной, а в философской плоскости. « Из тяжести недоброй и я когда-нибудь прекрасное создам…», - отмечает автор, подразумевая, что слова являются таким же строительным материалом, как и камень. Неотесанным и грубым. Но, если у человека есть дар, то даже при помощи такого « материала», можно « соорудить» настоящий литературный шедевр, которым даже спустя века будут восхищаться благодарные потомки).
Учитель. В лирике Мандельштама на первом плане был не человек ( у него нет образа человека как такового), а его деяния, свидетельства его творческой работы.
Мандельштам - поэт камерного типа, хотя и откликавшийся на события своего времени.
Третий биограф.
Война 1914 года позвала Гумилева и других друзей Мандельштама записаться в армию добровольцами, сам поэт отправился в Варшаву, чтобы работать на фронте медбратом, однако из этой затеи ничего не вышло. В январе 1914 года он возвращается в столицу, у него завязывается страстный роман с Мариной Цветаевой. Под ее влиянием он пишет антивоенное стихотворение « Зверинец»
Чтение учеником стихотворения « Зверинец».
- Ваше впечатление о стихотворении?
( В стихотворении поэт использует антитезу. Мир противопоставлен «зверинцу войны». Мир для Мандельштама - это красота природы, возможность заниматься любимым делом, это необходимое условие для развития культуры и искусства. И потому все разрушающая война представляется поэту сборищем обозленных зверей. Стихотворение « Зверинец» очень метафорично. Поэт призывает людей беречь мир, который дарит спокойствие, возможность для общения разных народов и для развития разных культур.)
Учитель. В разгар гражданской войны Мандельштам очутился в Крыму и там был арестован отступающими белогвардейцами, которые приняли поэта за большевистского шпиона. Лишь усилия М.Волошина спасли Мандельштама от расстрела. Затем - Грузия, и опять Россия, куда он вернулся в 1922 году.
1 биограф. Осип Эмильевич в 1922 году делает предложение Надежде Хазиной, которая становится его верным спутником в жизни. В этом же году он выпускает книгу стихов «Tristia», а в 1924 - « Стихотворения». Интриги собратьев по перу вынудили Мандельштама уехать из Москвы.
2 биограф. Чтобы как-то прожить ,поэт работает в газете « Московский комсомолец», живет в маленькой квартирке, влача бедное существование. Он принимает идеалы революции, но отвергает власть, которая их фальсифицирует. В 1930 он пишет « Четвертую прозу», жесточайшее обличение нового режима, а в 1933 стихотворную эпиграмму против Сталина « Мы живем, под собою не чуя страны…»
Словарь.
Эпиграмма -
Чтение стихотворения « Мы живем, под собою не чуя страны…»
Мы живем, под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не
слышны,
А где хватит на полразговорца
Там помянут кремлевского горца.
Его толстые пальцы, как черви,
жирны,
И слова, как пудовые гири, верны,
Тараканьи смеются усища,
И сияют его голенища.
А вокруг его сброд толстокожих
вождей,
Он играет услугами полулюдей.
Как подковы куют за указом указ-
Кому в лоб, кому в бровь, кому в пах,
Кому в глаз.
Что ни казнь у него, то малина
И широкая грудь осетина.
1 группа. И это в то время, когда Сталин уже официально именовался « величайшим гением всех времен и народов». Такое не могло пройти безнаказанно, и в ночь с 13 на 14 мая Мандельштам был арестован. Приказ Сталина, подводящий итог следствию , был: Изолировать, но сохранить». Ссылка в далекий поселок Чердынь, куда его сопровождает жена. Желание и попытка покончить жизнь самоубийством.
2 группа. Вмешались друзья. Обратились к Сталину и получили разрешение для Мандельштама: Жить в любом городе, кроме Москвы и Ленинграда. Мандельштамы выбрали Воронеж. Жить поэту оставалось четыре года. В Воронеже Мандельштаму живется трудно: нет работы, нет общения. Но появляются друзья, рождаются стихи. Воронежские стихи, созданные между 1935 - 1937 годами, проникнуты духом неповиновения.
1 группа.
В мае 1937 года истек срок воронежской ссылки. Поэт провел еще год в окрестностях Москвы, пытаясь добиться разрешения жить в столице. Он нищенствовал. Друзья и добрые знакомые помогали как могли. 2 мая 1938 его перед восходом солнца его снова арестовали. Приговорили к пяти годам каторжных работ и отправили в Западную Сибирь. По легенде, он умер в пересыльном лагере Вторая речка под Владивостоком. По официальным данным, он скончался 27 декабря 1938 года. Ему было 47 лет.
Чтение стихотворения А.Ахматовой « Осипу Мандельштаму»
Я над ними склоняюсь, как над чашей,
В них заветных заметок не счесть-
Окровавленной юности нашей
Это черная нежная весть.
Тем же воздухом, так же над бездной
Я дышала когда-то в ночи,
В той ночи и пустой, и железной,
Где напрасно зови и кричи.
О, как пряно дыханье гвоздики,
Мне когда-то приснившейся там,-
Там, где кружатся Эвридики,
Бык Европу везет по волнам,
Там, где наши проносятся тени
Над Невой, над Невой, над Невой.
Там, где плещет Нева о ступени,-
Это пропуск в бессмертие твой.
Это ключики от квартиры,
О которой теперь ни гу-гу…
Это голос таинственной лиры,
На загробном гостящем лугу.
VI. Подведение итогов урока.
Итак, мы прикоснулись сегодня к творчеству О.Мандельштама. Надеюсь, нам удалось чуть-чуть приоткрыть завесу тайны его поэтического мира, этого феномена в литературе начала двадцатого века.
- Согласны ли вы с мнением А.Ахматовой по поводу творчества Мандельштама:
« Это пропуск в бессмертие твой» ?
- Как вы думаете, в чем была вина О.Мандельштама?
Домашнее задание.
Выучить стихотворение из сборника « Воронежские тетради» ( на выбор) + анализ этого же стихотворения.
3 группа готовит сообщение об Игоре Северянине.
-
8