- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Паспорт проекта Создание экспозиции Эхо войны для школьного музея Память
Паспорт проекта Создание экспозиции Эхо войны для школьного музея Память
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Курбатова Е.А. |
Дата | 19.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ПАСПОРТ ПРОЕКТА | ||||
Фамилия, имя, отчество автора | Курбатова Елена Александровна | |||
Фамилия, имя, отчество руководителя проекта | Курбатова Елена Александровна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории. | |||
Регион | Самарская область | |||
Населенный пункт, в котором находится школа/ОУ | Город Самара | |||
Номер и/или название школы/ОУ | МБОУ СОШ № 38 г.о.Самара имени гвардии полковника Косырева М.И. | |||
Описание проекта | ||||
Название темы учебного проекта | ||||
Экспозиция «Эхо войны» в школьном музее «Память сердца». | ||||
Цель проекта: создание экспозиции «Эхо войны» для школьного музея | ||||
Задачи:
| ||||
Гипотеза: «Никто не забыт, ничто не забыто» (О.Берггольц) | ||||
Краткое содержание проекта | ||||
Социальный заказ общества: воспитать выпускника, любящего свой край и своё Отечество, знающего русский и родной язык, уважающего свой народ, его культуру и духовные традиции, осознающего и принимающего ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа. В МБОУ СОШ № 38 большое внимание уделяется нравственному воспитанию школьников. Наши дети изучают историю своей семьи, школы, района, города, страны, потому что не хотят быть «Иванами, не помнящими родства». Под руководством педагогов школьники занимаются поисковой, исследовательской работой, уделяя большое внимание краеведению. Наши ученики - активные участники, победители и призёры различных олимпиад, конкурсов, конференций, чтений, фестивалей патриотической направленности от районного до Всероссийского уровней. В школе работает группа «Поиск» (руководитель Курбатова Е.А., учитель русского языка и литературы), члены которой принимают активное участие в изучении исторического прошлого, связанного с семьёй, школой, микрорайоном, разрабатывают и проводят музейные встречи для учеников школы, их родителей, жителей микрорайона. В преддверии празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне члены поисковой группы провели социологический опрос родителей, педагогов, школьников (См.приложение). Так возникла необходимость в создании новой экспозиции для музея. Название было выбрано по итогам конкурса в ходе голосования - «Эхо войны». Решили собрать и включить в экспозицию следующие материалы:
Проект никого не оставил равнодушным В работу активно включились и дети, и их родители, и педагоги, и жители микрорайона. | ||||
Предметы, на которых может быть реализован данный проект: | ||||
История, обществознание, литература, русский язык, технология | ||||
Классы | ||||
5-8 классы, члены группы «Поиск» | ||||
Приблизительная продолжительность проекта | ||||
Долгосрочный, поэтапный: 1этап - 9 недель | ||||
Основа проекта | ||||
Образовательный стандарт | ||||
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования направлен на
| ||||
Ожидаемые результаты | ||||
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования планируемые результаты будут таковы: Предметные результаты После завершения проекта обучающийся:
Личностные результаты После завершения проекта обучающийся сможет:
Метапредметные результаты После завершения проекта обучающийся сможет:
овладеть средствами использования ИКТ. | ||||
Вопросы, направляющие проект | ||||
Основополагающий вопрос | Как увековечить память о защитниках Родины, об участниках Великой Отечественной войны-выпускниках школы № 38, родственниках учеников и жителях 15А микрорайона? | |||
Учебные вопросы |
| |||
План оценивания | ||||
График оценивания | ||||
До работы над проектом | Ученики работают над проектом и выполняют задания | После завершения работы над проектом | ||
В ходе стартовой презентации ученику предлагается заполнить карту З-И-У для выявления интересов в предметной области. Столбец «Уже научился» не заполняется. Далее обсуждается план проекта и критерии оценивания работы. | В процессе работы над проектом ученик заполняет электронный «Дневник», в котором отражаются достижения и неудачи каждого дня работы над проектом. Поддерживается обратная связь с преподавателем, например, с помощью блога. По ходу работы над проектом ученику предлагается самостоятельно отслеживать личные достижения, представляя их с помощью графика личностного роста. На ленте времени отмечаются основные этапы проекта. Элементами оценивания уровня понимания являются:
Демонстрация понимания: презентация продукта деятельности. | Обучающиеся вторично обращаются к карте З-И-У, где заполняют столбец «Уже научился». Кроме того, ученик составляет анализ работы над проектом. Демонстрация проделанной работы в группе, классах, на музейных встречах с приглашением участников экспозиции. | ||
Описание методов оценивания | ||||
На первом этапе необходимо тщательно продумать все детали работы над проектом. Одной из главных является разработка учебных заданий для обучающихся. Именно поэтому сначала необходимо выявить уровень знаний школьников и определить направления исследуемой проблемы. С методической точки зрения целесообразным считаем сделать это следующим образом: Выявляются потребности ученика с помощью графического планировщика: ЗНАЮ - ИНТЕРЕСУЮСЬ - УЖЕ НАУЧИЛСЯ, где он пишет наиболее интересующие его направления. В ходе стартовой презентации проводится оценка начальных знаний ученика о понятии «музейная экспозиция». В процессе работы над проектом ученик заполняет дневник, где указывает сроки выполнения задания, сами задания, успехи, трудности, возникшие при выполнении проекта и причины неудач; возможно заполнение ментальной карты и ленты времени. На протяжении всего проекта ученик поддерживает связь с преподавателем, общаясь не только лично, но и в блоге, где оставляет сообщения о проделанной работе и новые идеи и предложения. Также ученик заполняет график личностного роста, на котором фиксирует свои достижения. Для оценки уровня понимания задания обязательно проводятся личные беседы, на которых ученик может делиться трудностями, возникшими в ходе проекта, своими предложениями по поводу проекта, предлагать своё решение задачи. Также после систематизации, анализа полученной информации и обсуждения идеи презентации продукта деятельности школьнику предлагается самостоятельное создание презентации продукта деятельности. В завершение работы ученик вторично заполняет карту З-И-У, где уже заполняет столбец «Уже научился». После чего составляет анализ, в котором отражаются положительные и отрицательные (на начальном этапе проектной деятельности без них не обойтись) стороны работы над данным проектом. | ||||
Необходимые начальные знания, умения и навыки | ||||
Ученик должен обладать следующими знаниями и навыками:
| ||||
Учебные мероприятия | ||||
Занятие 1 (первая неделя проекта). Стартовая презентация, рассказывающая о понятии «Эхо войны». Заполнение таблицы З-И-У. Ознакомление с планом проекта и критериями оценивания. Анализируя полученные результаты, преподаватель может распределить работу учебных групп наиболее рациональным способом. После выполнения проекта, обучающимся снова предлагается заполнить таблицу и проанализировать, насколько они продвинулись вперед. Для поддержания чувства ответственности предлагается после стартовой презентации и объявления темы проекта принять свод правил. 1. Правила можно было представить уже в готовом виде, предложить подписать и соблюдать во время всего проекта. 2. Можно предложить обучающимся самим сформулировать свод правил. Этот вариант наиболее предпочтителен, так как, обдумывая и предлагая свои идеи, школьники учатся работать в команде, сопоставляя свои интересы и требования с требованиями других членов группы. Выбор правил школьниками способствует навыку формулирования своих мыслей и умению правильно и точно говорить, доносить свою идею до одноклассников. Подписываясь под сводом правил, ученик обязан их выполнять. Осознание этого стимулирует самостоятельную работу. Обращение к правилам во время проекта помогает разрешить возникшую конфликтную ситуацию. Занятие 2 (первая неделя проекта). Выработка целей и задач проекта. Планирование деятельности и заполнение дневника. Обсуждение заданий проекта. выявляются потребности обучающихся, направленность их интересов, уровень подготовки. Это помогает лучше подобрать и составить группы, так, чтобы школьникам было комфортно работать, и результат их деятельности получился наиболее успешным. Следует напомнить, что не стоит забывать о самостоятельности и взаимодействии во время всей деятельности по проекту. Саморегуляция и самоконтроль за своей работой должны присутствовать в деятельности каждого ученика. Используем следующую методику - индивидуальное заполнение обучающимися Дневника, где они указывают сроки выполнения задания, сами задания, успехи, трудности, возникшие при выполнении и причины неудач. Домашнее задание:
Занятие 3 (вторая неделя проекта). Анализ найденной информации, комментарии учителя. Подготовка материала по теме «Имя выпускника - в имени школы. Человек-Легенда. 912 дней на войне Михаила Ивановича Косырева». Домашнее задание:
Занятие 4 (третья неделя проекта). Анализ найденной информации, комментарии учителя. Анализ найденной информации, комментарии учителя. Оформление материала по теме «Тайны военных фотографий семьи Косыревых». Домашнее задание: Оформление страницы о М.И.Косыреве «Человек-Легенда» на сайте школы. Домашнее задание:
Занятие 5 (четвёртая неделя проекта). оставить запись в блоге;
Занятие 6 (пятая неделя проекта). Анализ найденной информации, комментарии учителя. Оформление материала по теме «Дети войны». Знакомство с поэзией выпускницы школы № 38, бывшей малолетней узницы фашистских концлагерей Людмилы Михайловны Голодяевской. Домашнее задание:
Занятие 7 (шестая неделя проекта). Анализ найденной информации, комментарии учителя. Оформление материала по теме «Это наша с тобою судьба. Это наша с тобой биография (1. Моя семья в годы Великой Отечественной войны. 2. Ветераны Великой Отечественной войны - жители 15 А микрорайона)». Домашнее задание:
Занятие 8 (седьмая неделя проекта). Систематизация и анализ полученной информации в ходе проекта. Обсуждение вида презентации проекта. Это может быть ментальная карта, презентация, буклет, экспозиционные стенды и др. Составление плана защиты проекта и подготовка результатов проекта. Домашнее задание:
Занятие 9 (восьмая неделя проекта). Анализ найденной информации, комментарии учителя. Представление музейной экспозиции на стенде, в витрине, демонстрационном шкафу.
Занятие 10 (девятая неделя проекта) Защита проекта. Подведение итогов. Рефлексия. Проведение музейных встреч, знакомство учеников школы с новой экспозицией «Эхо войны» | ||||
Материалы и ресурсы, необходимые для проекта | ||||
| ||||
Интернет-ресурсы | ||||
Список информационных источников по теме исследования: Википедия ru.wikipedia.org Электронная библиотечная система «Книгафонд»: knigafund.ru Программа Intel® «Обучение для будущего». - [Электронный ресурс] - Режим доступа: iteach.ru/abo/ Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: standart.edu.ru/ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
2. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. - М.: Вербум - М, 2001. - 128 с.
|
Приложение
Социологический опрос
-
В результате анкетирования выясняется:
-
- 84% опрошенных считают, что школа должна участвовать к подготовке празднованию Дня Победы в Великой Отечественной войне;
-
- 76% респондентов указывают на необходимость помощи и внимания к ее участникам и свидетелям;
-
- 64% делают выводы о снижении интереса к событиям Великой Отечественной войны и внимания к ее участникам и свидетелям;
-
- педагоги отмечают низкий уровень знаний обучающихся о Великой Отечественной войне (формальные знания)
-
- 75% родителей считают, что участие детей в проекте способствует воспитанию патриотизма и более глубоким знаниям по истории Великой Отечественной войны;
-
-68% родителей полностью одобряют участие их детей в проекте, 7%- категорически против, потому что это отвлекает детей от учебы;
-
- 54% родителей голосуют за создание медиатеки с записью рассказов ветеранов. Родители обеспокоены потерей молодежью таких ценностей, как патриотизм, духовность, нравственность.