Урок по русскому языку на тему Дополнение

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема. «Дополнение» 1

Цели. Закрепить полученные знания о дополнении и его значении в предложении. Уточнить представление детей о дополнении как второстепенном члене предложения. Развивать умение разбирать предложения по членам предложения. Активизировать словарный запас учащихся; развивать речь и эстетический вкус детей через содержание произведений А.С.Пушкина; мультимедийное оборудование.

Учебные материалы. Портрет А.С.Пушкина; кленовые листья со словарными словами; плакат «У лукоморья дуб зелёный»; карточки с заданиями и текстами для каждого ученика; выставка книг А.С.Пушкина; мультимедийное оборудование.

Ход урока:

1. Организационный момент.

У. Здравствуйте ребята, садитесь! Посмотрели всё ли у вас в порядке на столах. Готовы ли всё к уроку.

2. Сообщение темы урока.

Учитель открывает на доске портрет А.С.Пушкина.

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо - песнь заводит,

Налево - сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит.

У. Кому знакомы эти строки? Кто их автор? Как называется это произведение?

Дети отвечают.

Вывешивается плакат «У лукоморья дуб зелёный»

(выставка книг)

- Сегодня урок русского языка нам помогут провести произведения любимого всеми писателя Александра Сергеевича Пушкина.

На основе его стихов и сказок мы будем работать над текстами и повторим тему урока «Дополнение».

3. Чистописание. 2

На первой строке дети выписывают заглавные буквы - инициалы поэта: А.С.П.

На второй - записывают его имя, отчество, фамилию: Александр Сергеевич

Пушкин.

4. Словарная работа.

У. Послушайте чудесные строки Александра Сергеевича Пушкина, посвящённые осени.

Вывешивается картинка осени.

Унылая пора!

Очей очарованье!

Приятна мне прощальная краса,

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса…

- Октябрь уж наступил - уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей…

У нас в классе сейчас будет листопад, но не обыкновенный, а из словарных слов.

На доске - осенние листья. Ученики по очереди переворачивают их и записывают слова, вставляя пропущенные буквы:

акв…рель, а…ея, в…лшебник, иску…тво, н…дежда, св...бода, …бида, п…чаль.

(акварель, аллея, волшебник, искусство, надежда, свобода, обида, печаль)

- Какие слова можно связать с творчество Пушкина?

Д. Волшебник, искусство, свобода.

У. Устно составьте предложения, используя данные слова.

Д. Пушкин - волшебник слова. Пушкин любил свободу.

5. Повторение пройденного.

Анализ предложений.

У. А теперь посмотрите на компьютер. Из данных предложений выпишите только дополнение. Вспомните на какие вопросы отвечает дополнение? Что обозначает дополнение? Как подчёркивается? Устно найти грамматическую основу.

Д. Кого? Чего? Кому? Чему? Что? Кем? Чем? О ком? О чём? Дополнение связано со сказуемым: оно обозначает, на какой предмет или явление направлено действие. Дополнение подчёркивается так _ _ _ _ _.

Учитель проецирует на экране записи - отрывки из произведений Пушкина: 3

Ничего не сказала рыбка,

Лишь хвостом по воде плеснула

И ушла в глубокое море.

Я там был, мёд - пиво,

Да усы лишь обмочил.

У лукоморья дуб зелёный…

У. Кто может вспомнить и продолжить строки в последнем предложении.

Д. У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо - песнь заводит,

Налево сказку говорит.

У. Вот наш кот учёный из лукоморья приготовил для вас задания.

Учитель берёт на плакате у кота задания и вывешивает их на доске.

Вспомните строки Пушкина, в которых встречаются следующие слова.

Запишите эти предложения.

На доске:

Вариант 1.

Ступа идёт, бредёт

Вариант 2.

Ветер гуляет, подгоняет

Вариант 3.

Русалка сидит, ветвях

- Что вы записали?

Д. Там ступа с Бабою Ягой

Идёт, бредёт сама собой.

Ветер по морю гуляет

Да кораблик подгоняет.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит. 4

У. Найти дополнение и задать к ним вопросы, подчеркните. Устно задай вопросы к каждому второстепенному члену предложения.

Дети по одному выходят к доске.

6. Физкультминутка.

Проводится гимнастика для глаз с помощью цветных кругов, расположенных над доской. Учитель читает строки из произведений Пушкина, где указаны цвета. Ребята повторяют их хором и переводят взгляд на соответствующий круг:

У лукоморья дуб зелёный.

В синем море волны плещут.

К красну солнцу наконец

Обратился молодец.

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?

Дымятся синие туманы,

И всходит месяц золотой.

Глядь: среди широких вод

Лебедь белая плывёт.

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела…

…И ель сквозь иней зеленеет.

7. Повторение.

У. А теперь выполним задания в учебнике стр. 96 упр. 3.

Прочитайте задание про себя. Затем читает учитель, (устно).

Запиши отрывок из «Сказки о рыбаке и рыбке», ставя дополнения в нужной форме.

Жил старик со своею (старуха) старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил (невод) (рыба), неводом рыбу

Старуха пряла свою (пряжа). Пряжу 5

У. В нашем лукоморье есть ещё одна героиня, кто она посмотрите на плакат.

Д . Русалка.

У. Она вам тоже приготовила задания.

Ученики получают карточки с текстами.

У. Из каких произведений взяты эти строки? Определите, каким членом предложения являются выделенные слова.

Д. «Сказка о рыбаке и рыбке». «Сказка о мёртвой царевне…». «Руслан и Людмила».

Карточка 1

Долго у моря ждал он ответа

Не дождался к старухе воротился.

Подождать она хотела

До обеда не стерпела

В руки яблочко взяла

К алым губкам поднесла

Потихоньку прокусила

И кусочек проглотила.

Там в облаках перед народом

Через леса через моря

Колдун несёт богатыря

У. А теперь возьмите вторую карточку. На ней записан текст - перевёртыш. Переставьте слоги в словах и запишите получившийся текст.

Карточка 2.

ньЖиз нородго данаро, скарасзы бушбаки, ниняны кисказ - сёв тоэ палоза в мятьпа и шуду эпота. Устено наеродно четворство, ниечте зокска гихдру ронадов лоста гумочим исникомточ чествортва киПушна.

- Что у вас получилось?

Д. Жизнь родного народа, рассказы бабушки, нянины сказки - всё это запало в память и душу поэта. Устное народное творчество, чтение сказок других народов стало могучим источником творчества Пушкина.

8. Итог урока. 6

У. Чему вы сегодня учились?

Д. Анализировать предложения.

У. Что вам в этом помогало?

Д. Произведения Александра Сергеевича Пушкина.

На доске записаны вопросы:

Где? Что делал? Чему? Куда? Какой? Кому? Зачем? Что? Кем? Чем? Что сделает? Кого? Какие? Чего? Как? О ком? Каков? О чём?

У. Найдите и назовите вопросы, на которые отвечает дополнение. Что обозначает дополнение?

Д. Дополнение обозначает, на какой предмет или явление направлено действие.

9. Оценивание.

10. Домашнее задание

У. Напишите мини - сочинение на тему «Героем какой сказки ты хотел бы быть и почему?».







Карточка 1

Долго у моря ждал он ответа

Не дождался к старухе воротился.

Подождать она хотела

До обеда не стерпела

В руки яблочко взяла

К алым губкам поднесла

Потихоньку прокусила

И кусочек проглотила.

Там в облаках перед народом

Через леса через моря

Колдун несёт богатыряПрочитайте текст. Из каких произведений взяты эти строки? Определите, каким членом предложения являются выделенные слова.

Карточка 1

Долго у моря ждал он ответа

Не дождался к старухе воротился.

Подождать она хотела

До обеда не стерпела

В руки яблочко взяла

К алым губкам поднесла

Потихоньку прокусила

И кусочек проглотила.

Там в облаках перед народом

Через леса через моря

Колдун несёт богатыряПрочитайте текст. Из каких произведений взяты эти строки? Определите, каким членом предложения являются выделенные слова.

Карточка 1

Долго у моря ждал он ответа

Не дождался к старухе воротился.

Подождать она хотела

До обеда не стерпела

В руки яблочко взяла

К алым губкам поднесла

Потихоньку прокусила

И кусочек проглотила.

Там в облаках перед народом

Через леса через моря

Колдун несёт богатыряПрочитайте текст. Из каких произведений взяты эти строки? Определите, каким членом предложения являются выделенные слова.

Карточка 2.

ньЖиз нородго данаро, скарасзы бушбаки, ниняны кисказ - сёв тоэ палоза в мятьпа и шуду эпота. Устено наеродно четворство, ниечте зокска гихдру ронадов лоста гумочим исникомточ чествортва киПушна.

Текст - перевёртыш. Переставьте слоги в словах и запишите получившийся текст.

Карточка 2.

ньЖиз нородго данаро, скарасзы бушбаки, ниняны кисказ - сёв тоэ палоза в мятьпа и шуду эпота. Устено наеродно четворство, ниечте зокска гихдру ронадов лоста гумочим исникомточ чествортва киПушна.

Текст - перевёртыш. Переставьте слоги в словах и запишите получившийся текст.

Карточка 2.

ньЖиз нородго данаро, скарасзы бушбаки, ниняны кисказ - сёв тоэ палоза в мятьпа и шуду эпота. Устено наеродно четворство, ниечте зокска гихдру ронадов лоста гумочим исникомточ чествортва киПушна.

Текст - перевёртыш. Переставьте слоги в словах и запишите получившийся текст. акв …рель

а…ея

в…лшебник

иску…тво

н…дежда

св…бода

…бида

п…чаль


© 2010-2022