Из опыта работы руководителя школьного издательства

Статья о работе школьной газеты, которой я руковожу уже девятый год. Детско-молодежная пресса стала массовым и повсеместным явлением нашей жизни. Конечно, можно спросить, зачем нужна школьная газета, когда много других детских и подростковых печатных изданий? Понятно, соперничать с центральными изданиями школьная печать не может. Но это вовсе и не ее задача. Школьную газету можно сейчас рассматривать как средство создания в школе настоящего крепкого творческого коллектива, как средство развития ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Из опыта работы руководителя школьного издательства.

Детско-молодежная пресса стала массовым и повсеместным явлением нашей жизни.

Дети и подростки действительно нуждаются в периодических изданиях, причем в таких изданиях, где сотрудничали бы они сами и где затрагивались бы важные и интересные для них темы. И главное, они сами хотят говорить, что для них важно. Поэтому во многих школах выпускаются свои газеты.

Конечно, можно спросить, зачем нужна школьная газета, когда много других детских и подростковых печатных изданий? Понятно, соперничать с центральными изданиями школьная печать не может. Но это вовсе и не ее задача. Школьную газету можно сейчас рассматривать как средство создания в школе настоящего крепкого творческого коллектива, как средство развития коммуникативных качеств школьников, как средство формирования общественного мнения, как средство воспитания и т.д. Для ребят активных, любознательных школьная газета - это своеобразный катализатор и генератор идей. А содержание школьной газеты - это школьная жизнь в самом широком смысле. Это круг интересов ребят, их забот, поисков, их общие радости и печали, сомнения и открытия, это своеобразная школьная летопись.

В нашей школе газета выпускается уже семь лет. Газета возникла по инициативе именно самих ребят. Мне они просто принесли почти готовый номер и попросили почитать, что-то посоветовать. И надо сказать, что самостоятельность детей в выборе тем, возникновении идей с самого начала была главным принципом работы нашей газеты.

Газета выходит раз в месяц, иногда из-за каникул выходит сдвоенный номер. На заседаниях редколлегии, а в нее входят в принципе, все, кто пишет в газете и посещает занятия кружка «Юный журналист», проводятся раз в неделю. Возраст разный - от 5 класса до 11-го. Ребята вместе продумывают номер, планируют его содержание, предлагают темы, идеи, я помогаю распределять задания, учитывая предпочтения и сложность. Все статьи в газете пишут только дети - корреспонденты газеты. Печатаем в газете материалы и некорреспондентов газеты - сочинения, стихи, сказки, рассказы, письма в газету. Могут приносить свои материалы и учителя, и родители. Печатать отдаем всем желающим из нашей редакции. Сами же они, конечно, приносят все в электронном виде или присылают по электронной почте мне. Первичной правкой, какой-то редактурой занимается обычно сначала главный редактор - один из старших ребят в редакции, со стажем. Я ему все материалы отдаю. Он же, как правило, делает макет номера, размещает фотографии, картинки. Но конечный вариант выходит все-таки после меня. Мы делаем газету в «ворде». Тиражируем в школе на принтере: одну газету на класс.

Наша газета называется «13 новостей», имеет различные рубрики. Постоянной является рубрика «Школьные новости», которая освещает жизнь школы. На заседании мы заранее планируем, о чем будем писать, кто про какое событие и в каком жанре напишет. Ребята особенно любят писать репортажи и брать интервью. Конечно, о том, как писать в этих жанрах, учимся на занятиях кружка. Корреспонденты со стажем помогают младшим, идут на более серьезные и ответственные мероприятия.

Также на планерке обдумываем содержание и других рубрик. Идеи возникают по-разному: то юбилейная дата в стране, то праздник на носу, то важное событие в городе, то просто «А можно я про бездомных собак напишу?», «А я про школьную форму!» или тема взаимоотношений мальчиков и девочек интересует… Тем множество. Очень нравится ребятам проводить различные опросы и анкетирования. Например, кто какие книги любит читать, и вообще любит ли читать. Или «Какие подарки любите получать на Новый год?». Или «Как относитесь к школьной форме?» Или «От чего зависит благоприятная атмосфера в школе?» Ко дню учителя проводился опрос и среди учеников, и среди учителей об идеальном учителе и идеальном ученике. Проводили опрос среди учащихся 7-10 классов о будущей профессии. И многое-многое другое. Опросы планируем к каждому номеру, чаще всего к темам статей приурочиваем.

Газета является важнейшим средством самовыражения подростков, ведь они учатся свободно и творчески мыслить, высказывать свое мнение, получают различные возможности для проявления самостоятельности. Дружеская, неформальная обстановка способствует рождению смелых идей и предложений. Так возникали идеи материалов о субкультурах, о направлениях в рок-музыке, о популярных среди молодежи музыкальных группах, о современных спортивных увлечениях, о новых компьютерных играх. Конечно, ребята пользуются при написании таких статей различными источниками. Но мы договариваемся, что их они и подписывают соответственно - подготовил по таким-то источникам.

Работа в газете формирует потребность в проявлении инициативы и способствует становлению активной гражданской позиции. На страницах газеты в рубриках «На злобу дня», «Вопросы есть» можно найти фельетоны на школьные темы, материалы на актуальные темы: о культуре поведения, о вредных привычках, о проблемах в учебе, выборе профессии и др.

Очень нравится моим корреспондентам работать в рубрике «Интервью номера». Буквально очередь из желающих взять интервью. Мы вместе выбираем человека, у которого можно спросить что-то интересное. Выбор зависит от ведущей темы номера, от каких-либо событий в школе, городе, от какой-либо даты или в связи с каким-то праздником. Обычно это наши учителя. Мы, наверно, такие «большие», как я называю, интервью взяли уже у половины коллектива. Обычно занимаются этим сразу два юнкора. Придумывают вопросы, потом мы вместе еще что-то добавляем. Берут интервью и у учеников, особенно заметных в школе своими успехами в чем-либо. Брали интервью и у целого класса, например, у выпускников 11 класса или 4-го. Берут интервью и у мам и пап, или дедушек и бабушек. Зависит от темы. Например, была в номере статья «Что такое красота?», и девочка взяла интервью на эту тему у бабушки, мамы и старшей сестры.

Как-то мы вообще серию интервью сделали: ребята поговорили абсолютно со всеми педагогами, и выпустили в двух номерах «Внешкольный портрет», где каждый рассказал о своей жизни вне школы: о своей семье, об увлечениях, путешествиях, о своих мечтах. Газеты пользовались большим успехом.

Очень интересно было работать ребятам над газетой, посвященной 20-летию школы: искали старые фотографии, брали интервью у педагогов-«старожилов», у выпускников. А в прошлом году мы выпустили юбилейный выпуск к 25-летию школы.

Выпускаем мы и тематические номера: к юбилею Великой Победы, юбилею города, юбилею директора, ко Дню учителя. Долгое время в конце учебного года выходил номер, посвященный выпускникам школы и их учителям.

Работая в газете, школьники полнее познают себя и окружающий мир, расширяют свой кругозор. Ведется постоянная рубрика «Это интересно», рассказывающая о различных событиях в области культуры, науки, о книжных и музыкальных новинках. Популярностью пользуется рубрика «Праздники», раскрывающие смысл многих известных и неизвестных, но не всегда понятных праздников.

У ребят, работающих в газете, развиваются умения ориентироваться в потоке самой разнообразной информации, отбирать самое важное, отметать несущественное, сомнительное. Они учатся соблюдать законы профессиональной этики, запрещающие некорректность, некомпетентность в газетных публикациях.

Конечно, работа над выпуском газеты несет в себе и обучающие функции. Члены редколлегии школьной газеты посещают кружок «Юный журналист», где проводятся занятия по курсу «Введение в журналистику». Они знакомятся с основными требованиями к написанию текстов публицистического стиля, приобретают навыки и умения составлять тексты разных жанров, брать интервью и оформлять его, проводить опросы и анкетирование, изучают принципы организации рубрики в газете, учатся работать индивидуально и в соавторстве, учатся разным видам редактирования текста. На основе создания собственных текстов школьниками усваиваются орфографические и пунктуационные нормы, нормы культуры речи. У ребят появляется перспективная цель - создание статей, которые могут быть приняты «большой прессой».

Кроме того, учащимися осваиваются новые информационные технологии, приобретаются навыки и умения работы на компьютере, в сети Интернет, по верстке номера, работы с фотоматериалами, навыки создания печатной продукции и другое. И, конечно, нельзя не сказать, что эта деятельность ориентирует школьников на выбор профиля обучения, на выбор профессии журналиста.







4



© 2010-2022