- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока на тему Серебряный век русской поэзии
Конспект урока на тему Серебряный век русской поэзии
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Давлеталинова С.С. |
Дата | 26.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
План-конспект урока
Предмет: литература
Класс: 11
Тема урока: «И серебряный месяц ярко // Над серебряным веком плыл…» (Серебряный век русской поэзии)
Продолжительность урока: 45 минут
Тип урока: урок-модуль; систематизация и обобщение учебного материала; урок-исследование
Вид урока: урок смешанного вида
Форма организации работы:
- коллективная
- групповая (в парах и творческих группах)
- индивидуальная
Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, видеоряд, материалы из классной фонотеки, выставка художественной литературы по теме «Серебряный век русской поэзии», арт-объект - виртуальная экспозиция искусства модернистов, неомодернистов.
Формы, методы и технологии урока: интерактивные, практические, наглядные, вербальные, частично-поисковые.
Цель:
-
Формировать умения самостоятельно выполнять поисковую и исследовательскую работу, используя интернет-ресурсы, материалы библиотечного фонда;
-
через обобщение и систематизацию изученного материала о литературных течениях рубежа ХIХ - ХХ веков проверить уровень усвоения обучающимися знаний, полученных на предыдущих уроках;
-
научить применять самостоятельно добытые знания.
Задачи:
образовательная:
организовать деятельность учащихся по изучению, поиску, применению знаний (через индивидуальные домашние задания), по систематизации и обобщению полученных знаний (в ходе урока-модуля «Серебряный век русской поэзии»);
развивающие:
-
способствовать развитию умения отбирать только важную, значимую, конкретную информацию, формулировать и обобщать ответы на вопросы; самостоятельно выполнять поисково-исследовательскую работу и делать презентации;
-
создать условия для активизации мыслительных способностей и воображения учащихся через выполнение коллективных, групповых и индивидуальных заданий творческо-поискового характера;
-
показать неразрывную связь всех видов искусств через сопоставление произведений литературы, живописи и музыки;
воспитательные:
-
воспитание эстетического чувства через постижение красоты русского слова;
-
развитие художественного вкуса через знакомство с лучшими образцами поэзии серебряного века;
-
содействие гражданско-патриотическому воспитанию.
План урока
-
Оргмомент: объявление темы урока, определение цели и задач. Старшеклассники должны
-
знать взгляды представителей различных течений на исторический процесс, на призвание поэта, понимать причины различного отношения к реальности;
-
уметь находить характерные особенности в творчестве представителей символизма, акмеизма, футуризма, имажинизма (новокрестьянской поэзии);
-
владеть необходимой терминологией, изученной в данном разделе учебника;
-
развить риторское мастерство через защиту творческих проектов (индивидуальных или групповых); навыки декламации;
-
улучшить эстетический вкус, научиться чувствовать красоту поэтического слова
-
Блиц-опрос (цель - проверка теоретического материала, владение терминологией)
-
Тест-экспресс (по образцу части А ЕГЭ: 4 варианта ответа)
-
Проектная деятельность обучающихся 11-х классов. Проверка домашнего задания:
1) выступление уч-ся по теме «Создание проекта» (индивидуальное задание);
2) презентация литературного течения серебряного века // поэта - представителя одного из направлений серебряного века // сопоставительный анализ литературных направлений (защита творческих проектов)
-
Актуализация знаний: современное звучание поэзии серебряного века в наши дни (фрагмент передачи «Болеро» от 10.12.2011. Шестой тур танцевального шоу «Болеро» посвящен современным хитам. выступление пары Ирина Перрен - Петр Чернышов (Гр. "Сплин" - песня "Маяк" на слова стихотворения Маяковского «Лиличка!») Задание 1 Клоуз-тест: по отрывку из стихотворения узнать литературное направление // автора // произведение (соответственно 1//2//3 балла за ответ);
Задание 2. Творческий эксперимент (индивидуальные творческие задания): создать стилизацию // угадать стилизацию
-
Итоги: чтение стихов любимых авторов
-
Рефлексия
Ссылка (для п.5): 1tv.ru/sprojects_edition/si=5842&fi=12346
Оборудование
-
Портреты поэтов серебряного века
-
Проецирование слайдов через мультимедийный проектор
-
Презентации обучающихся по индивидуальным темам
-
Раздаточный материал. Тест-экспресс по образцу части А ЕГЭ
-
Таблица «Литературные течения рубежа веков»
-
Арт-объект - виртуальная экспозиция искусства модернистов, неомодернистов.
-
Иллюстрации и фотографии на тему «Близкий род искусства»
Ход урока
1. 1. Оргмомент: объявление темы урока, определение целей и задач занятия.
1.2. Вступительное слово учителя.
Чем нам, живущим в ХХI веке, близка поэзия серебряного века? Прошло более ста лет, а проблемы, постоянно возникающие в обществе прошлого столетия и даже тысячелетия, звучат своевременно и актуально в наши дни. Крушение старых идеалов, мечта о счастливой жизни, стремление узнать весь мир, посетить разные страны и континенты, и, конечно, желание обрести мир в душе или уйти куда-то, спрятаться от катаклизмов, войн, революций …
Поэты серебряного века мучительно искали выход из тупика. И нашли - через слово, волшебный мир образов, красок, звуков. Поэты устремлялись в космические дали, или покоряли вместе с отважными конквистадорами неизведанные земли, или пытались создать суперчеловека, или возвращались в «стозвонную» Русь.
Каждый представитель литературного течения серебряного века похож на звезду: кто-то горел долго и тихо, даря каждому спокойный и радостный свет, кто-то ярким метеором промчался по поэтическому небосклону, озарив на несколько мгновений горизонт и исчезнув в вековой дали... Но время если и не расставило на данный момент всё по своим местам, то обязательно завершит эту хлопотную работу. Уже сейчас мы с уверенностью можем сказать, что каждый из тех серебряных звёзд был пусть не очень ярок, но неповторим, оригинален и оставил свой особенный след на литературном небосклоне. Сегодня на уроке к нам снова вернётся серебряный свет звёзд того далёкого века, названного по строчке из поэмы А.А.Ахматовой «серебряным». Что же, в путь!
2. Блиц-опрос (вопросы подбираются по усмотрению учителя)
1) Назовите литературные течения серебряного века
2) «Расшифруйте» термины: декаденство-… (от фр. «упадок»); эпатаж-… («ошеломлять», «поражать»); имидж-… («образ»); окказионализмы-…(авторские неологизмы); антитеза -…(противопоставление) и т.д.
3) Назовите тропы (метафора, метонимия, синекдоха, олицетворение, перифраза, ирония, эпитет, аллегория…)
4) Я произношу термин, а вы - ему противоположный: гипербола - (литота), анафора - (эпифора), аллитерация - (ассонанс), бессоюзие - (многосоюзие или полисиндетон), контекстуальные синонимы - (контекстуальные антонимы), архаизмы - (неологизмы) и т.д.
3. Тест-экспресс (по образцу части А ЕГЭ. 4 варианта ответа) [Приложение №1]
1. Кто из поэтов не принадлежит к старшим символистам:
1) В.Брюсов, 2) Д.Мережковский, 3) К.Бальмонт 4) А.Блок
2. Какая из групп не является футуристической:
1) «Гилея» 2)«Цех поэтов» 3)«Ассоциация эгофутуристов» 4) «Мезонин поэзии»
3. Какое из литературных течений впоследствии переросло в «новокрестьянскую поэзию»:
1) символизм 2) имажинизм 3) футуризм 4) акмеизм
4. Какой род искусств был близок акмеистам:
1) архитектура 2) музыка 3) живопись 4) скульптура
5. Какому литературному течению принадлежат перечисленные печатные органы: "Садок судей", «Пощечина общественному вкусу","Дохлая луна", "Взял":
1) имажинизм 2) символизм 3) футуризм 4) акмеизм
6. Какое из течений имело следующий взгляд на действительность и исторический процесс: «Уход от реальности, вера в близость внутренней жизни поэта к абсолюту, магическая сила поэтической речи»: 1) имажинизм 2) символизм 3) футуризм 4) акмеизм
7. Какое из течений имело следующий взгляд на действительность и исторический процесс: «Осознать через искусство грядущий "мировой переворот", рождение "нового человечества"»: 1) имажинизм 2) символизм 3) футуризм 4) акмеизм
8. О ком из поэтов серебряного века строки: «Имя твоё - птица в руке, /Имя твоё - льдинка на языке. /Одно-единственное движение губ. /Имя твоё - 5 букв»:
1) о Н.Клюеве 2) об А.Белом 3) о НикТО 4) об А.Блоке
9. Кого современники называли всеми перечисленными словами: «херувим», «Лель», «пастушок», «хулиган»: 1)С.Есенина 2)А.Блока 3)О.Мандельштама 4)Н.Клюева
10. Его сравнивали с Пьеро, себя он называл конквистадором: 1) В.Хлебников 2) И.Северянин 3) Н.Гумилёв 4) К.Бальмонт
Код: 1 - 4); 2 - 2); 3 - 2); 4 - 1); 5 - 3); 6 - 2); 7 - 3); 8 - 4); 9 - 1); 10 - 3).
4. Проверка домашнего задания:
1) выступление учащихся по теме «Создание проекта» (индивидуальное задание):
Отчёт творческих групп по проектной работе: группа №1 - «Модернизм и реализм как ведущие направления в литературе рубежа ХIХ - ХХ веков»;
2) презентация литературного течения серебряного века // поэта - представителя одного из направлений серебряного века // сопоставительный анализ литературных направлений (защита творческого проекта);
3) выступление учащихся по теме «А знаете ли вы?..» (составление вопросов, предполагающих только ответ в форме «да» или «нет»; все участники поднимают карточки, зелёного цвета - «да», красного - «нет»):
-
В.Брюсов был настолько «скромен», что назвал свой первый сборник «Шедевры» (да)
-
Псевдоним К.Бальмонта был НикТО (нет, это псевдоним И.Анненского)
-
Зинаида Гиппиус любила принимать гостей, лёжа на диване (да)
-
Д.Мережковский - муж М.Цветаевой (нет, З.Гиппиус)
-
Дед А.Блока - известный профессор-ботаник Бекетов (да)
-
Саша Чёрный - псевдоним А.Белого (нет, А.Гликберта)
-
К.Бальмонт любил экстравагантную декламацию и мог читать стихи, сидя по горло в воде или лёжа на мостовой (да)
-
Жена А.Блока - дочь создателя всемирно известной химической периодической таблицы - Д.Менделеева (да)
5. Актуализация знаний
Современное звучание поэзии серебряного века в наши дни (фрагмент передачи «Болеро» от 10.12.2011. Шестой тур танцевального шоу «Болеро» посвящен современным хитам. выступление пары Ирина Перрен - Петр Чернышов (Гр. "Сплин" - песня "Маяк" на слова стихотворения Маяковского «Лиличка!»)
Ссылка: 1tv.ru/sprojects_edition/si=5842&fi=12346
Задание 1: Клоуз-тест
по отрывку из стихотворения узнать литературное направление // автора // произведение (соответственно 1//2//3 балла за ответ): //
Проиллюстрируйте предложенные отрывки картинками, размещёнными на доске. Свой выбор аргументируйте.
№1 Звени. Солнце! Копья светлые мечи,
лей на Землю жизнедатные лучи.
Звени, знойный, краснощекий,
ясный, ясный день!
Звенидень!//Звенидень!
№4 О, достоевскиймо бегущей тучи!
О, пушкиноты млеющего полдня!
Ночь смотрится, как Тютчев,
Безмерное замирным полня…
№2 Цветы мне говорят - прощай,
Головками склоняясь ниже,
Что я навеки не увижу
Ее лицо и отчий край.
№5 Мы на всех путях дойдем до чуда!
Этот мир - иного мира тень.
Эти думы внушены оттуда,
Эти строки - первая ступень.
№7 «Как конквистадор в панцире железном,
Я вышел в путь и весело иду,
То отдыхая в радостном саду,
То наклоняясь к пропастям и безднам
№6 Вековая просинь,
Наша сторона...
Если Пушкин - осень,
Ты у нас - весна!
№3 Что ж, обратиться нам вспять.
Вспять повернуть корабли.
Чтобы опять испытать
Древнюю скудость земли?
№8 Захочет покоя уставший слон -
царственный ляжет в опожаренном песке.
Кроме любви твоей,//мне нету солнца,
а я и не знаю, где ты и с кем.
Ответы:
№1 - футурист (Василий Каменский «Русский звенидень»)
№2 - имажинист (Сергей Есенин)
№3 - акмеист (Н.Гумилёв)
№4 - футурист (В.Хлебников)
№5 - ст. символист (В.Брюсов)
№6 - имажинист (новокр. поэзия) (Пётр Орешин)
№7 - акмеист (Н.Гумилёв)
№8 - футурист (В.Маяковский «Лиличка!»)
Задание 2: Творческий эксперимент (индивидуальные творческие задания): создать стилизацию // угадать стилизацию: [Стилизация - подражание внешним формам какого-либо определённого стиля, напр., под символизм или футуризм]
Задание 3 (если останется время): чтение любимых стихотворений, поэтических отрывков.
-
Итоги: Наше сознание похоже на маятник: мы колеблемся из стороны в сторону в своих пристрастиях, увлечениях, в выборе кумиров. Одних возносим до небес (причём не всегда заслуженно), других низвергаем с пьедестала, «сбрасывая с парохода современности» как ненужный хлам. То же и с поэтами серебряного века: их «короновали» (как Игоря Северянина), или десятки лет предавали забвению (как Осипа Мандельштама и целый ряд других), или даже публично «шельмовали» (как это произошло с Борисом Пастернаком). И сейчас к нам снова вернулся свет этих далёких серебряных звёзд - свет Красоты, Доброты, Духовности. И мне хотелось бы, чтобы сегодня ваши духовные «маятники» приняли правильное положение. Всем спасибо за урок.