Урок литературы 11 класс Жизнь и творчество Марины Цветаевой

Развернутый план- конспект урока по литературе 11 класса по теме «М.И.Цветаева. Жизнь и творчество». Цели урока: -осознанно строить сообщения, в том числе творческого характера; -извлекать информацию и структурировать её; -сравнивать и оценивать информацию. -осуществлять контроль по результату; -выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить; -адекватно воспринимать предложения учителя, товарищей по исправлению ошибок. -предлагать помощь и сотрудничество; -строить монологическое вы...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы 11 класс

Тема урока: М.И.Цветаева. Жизнь и творчество.

Цели урока: Познавательные:

-осознанно строить сообщения, в том числе творческого характера;

-извлекать информацию и структурировать её;

-сравнивать и оценивать информацию.

Регулятивные:

-осуществлять контроль по результату;

-выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить;

-адекватно воспринимать предложения учителя, товарищей по исправлению ошибок.

Коммуникативные:

-предлагать помощь и сотрудничество;

-строить монологическое высказывание;

-вести диалог, слушать собеседника;

-осуществлять взаимный контроль.

Планируемые личностные результаты:

-готовность и способность к саморазвитию;

-самооценка на основе критериев,

- навыки сотрудничества, умение не создавать конфликты.

Предметные.

Расширить и систематизировать свои знания о жизни Марины Цветаевой, познакомиться с некоторыми ее произведениями.

Ход урока:

Стихи - есть бытие.

М. Цветаева

Орг. момент.

II. Актуализация знаний

1. Вступительное слово учителя: ( включить романс) 1 слайд

Я думаю, вы все узнали романс из кинофильма «Ирония судьбы, или с легким паром», но, наверно, не все знают, что слова к этой песне написаны Мариной Цветаевой.

Среди блистательных имен поэтов Серебряного века наряду с именем Анны Ахматовой (творчество которой мы изучали на прошлых уроках) яркой звездой горит и имя Марины Цветаевой. Эти женщины по силе своего дарования ни в чем не уступали поэтам - мужчинам.

Как и для Ахматовой, Цветаевой характерна предельная искренность, отношение к творчеству как «к священному ремеслу», теснейшая связь с родной землей, ее историей и культурой, а также виртуозное владение словом. Все это позволило Цветаевой встать в один ряд с крупнейшими лириками 20 века.

Живя в грозное время, невзирая на бытовые неурядицы и трагические события личной жизни поэтесса видела смысл своего существования в служении поэзии.

Этап активного усвоения знаний

  1. Лексическая работа

Запишите Тему нашего урока «Жизнь и творчество М.Цветаевой»

Эпиграфом к уроку станут слова М.И.Цветаевой «Стихи - есть бытие»

(работа с эпиграфом). (слайд №2)

Как понимаете слова Цветаевой? Что значит слово «бытие»?

Запишите в тетрадях «Лексическая работа»

- Бытие (книжное) - 1.Жизнь, существование. 2. Совокупность материальных условий жизни общества. Здесь слово употреблено в 1-м значении.

Стихи для Цветаевой есть жизнь, вся ее жизнь отразилась в стихах.

-Сформулируем цели нашего сегодняшнего урока (обучающиеся самостоятельно формулируют цели урока)

Сегодня на уроке мы вместе перелистаем страницы жизни и творчества этого поэта и проследим, как в стихах отразилась ее судьба.

  1. Просмотр видеоролика «Не женщина-ветер» (автор- Швыреев Влад, 11 класс МБОУ Погромская СОШ( слайд №3)

А свое знакомство с жизнью поэтессы мы начнем с ее стихотворения, а точнее с просмотра видеоролика «Не женщина -ветер»

II.Проблемное объяснение нового материала

Работа с текстом « Марина Цветаева»

  1. Прочитайте краткую биографию Цветаевой. Разбейте текст на смысловые отрезки, озаглавьте их

Марина Цветаева

(26 сентября [8 октября] 1892, Москва - 31 августа 1941, Елабуга)

Родители Марины были люди интеллигентные, образованные. Отец, Иван Владимирович Цветаев, был профессором Московского университета, одним из основателей Музея изящных искусств.Мать, Мария Александровна Мейн, была блистательной пианисткой, пожертвовавшей музыкальной карьерой во имя семьи, а также переводчицей с английского и немецкого языков. Дед Марины Ивановны со стороны матери был знаком с Львом Толстым, бывал у него дома.

Мать оказала большое влияние на формирование характера своих дочерей: Марины и младшей Анастасии. «Музыка, природа, стихи, Германия... Героика...». Влияние отца было более скрытым, но не менее сильным. Мать жила музыкой, отец - музеем.Музыка и Музей - два влияния сливались и сплетались в одном доме, накладывали неповторимый отпечаток на растущих сестер. «Жизнь на высокий лад». Дом в Трехпрудном навсегда остался в памяти Марины - лик и облик счастья и полноты существования. И, конечно же, Москва с ее храмами, колоколами и звонницами...

Детские годы Цветаевой прошли в Москве и в Тарусе. Из-за болезни матери подолгу жила в Италии, Швейцарии и Германии. Начальное образование получила в Москве, в частной женской гимназии; продолжила его в пансионах Лозанны (Швейцария) и Фрайбурга (Германия). В шестнадцать лет предприняла поездку в Париж, чтобы прослушать в Сорбонне краткий курс лекций о старофранцузской литературе.

После смерти матери от чахотки в 1906 году остались с сестрой Анастасией, единокровными братом Андреем и сестрой Валерией на попечении отца, который знакомил детей с классической отечественной и зарубежной литературой, искусством. Иван Владимирович поощрял изучение европейских языков, следил за тем, чтобы все дети получили основательное образование.

Марина начала писать стихи ещё в шестилетнем возрасте, не только на русском, но и на французском и немецком языках.

В 1910 году Марина опубликовала на свои собственные деньги первый сборник стихов - «Вечерний альбом», в который были включены в основном её школьные работы. Её творчество привлекло к себе внимание знаменитых поэтов - Валерия Брюсова, Максимилиана Волошина и Николая Гумилёва. В этом же году Цветаева написала свою первую критическую статью «Волшебство в стихах Брюсова». За «Вечерним альбомом» двумя годами позже последовал второй сборник «Волшебный фонарь».

Начало творческой деятельности Цветаевой связано с кругом московских символистов. На раннее творчество Цветаевой значительное влияние оказали Николай Некрасов, Валерий Брюсов и Максимилиан Волошин (поэтесса гостила в доме Волошина в Коктебеле в 1911, 1913, 1915 и 1917 годах).

В 1911 году Цветаева познакомилась со своим будущим мужем Сергеем Эфроном; в январе 1912 года - вышла за него замуж. В сентябре того же года у Марины и Сергея родилась дочь Ариадна (Аля).

В 1913 году выходит третий сборник - «Из двух книг».

В 1917 году Цветаева родила дочь Ирину, которая умерла от голода в приюте в Кунцево (в Подмосковье) в возрасте 3 лет.

В мае 1922 года Цветаевой разрешили уехать с дочерью Ариадной за границу - к мужу, который, пережив разгром Деникина, будучи белым офицером, теперь стал студентом Пражского университета. Сначала Цветаева с дочерью недолго жила в Берлине, затем три года в предместьях Праги. В Чехии написаны знаменитые «Поэма Горы» и «Поэма Конца». В 1925 году после рождения сына Георгия семья перебралась в Париж. В Париже на Цветаеву сильно воздействовала атмосфера, сложившаяся вокруг неё из-за деятельности мужа. Эфрона обвиняли в том, что он был завербован НКВД и участвовал в заговоре против Льва Седова, сына Троцкого.

В течение всего времени, проведённого в эмиграции (1922-1939), не прекращалась переписка Цветаевой с Борисом Пастернаком, которому она посвятила также множество стихов. В мае 1926 года по инициативе Бориса Пастернака Цветаева начала переписываться с австрийским поэтом Райнером Мария Рильке, жившим тогда в Швейцарии. Эта переписка обрывается в конце того же года со смертью Рильке.

С 1930-х годов Цветаева с семьёй жила практически в нищете.

Никто не может вообразить бедности, в которой мы живём. Мой единственный доход - от того, что я пишу. Мой муж болен и не может работать. Моя дочь зарабатывает гроши, вышивая шляпки. У меня есть сын, ему восемь лет. Мы вчетвером живём на эти деньги. Другими словами, мы медленно умираем от голода.

Из воспоминаний Марины Цветаевой

15 марта 1937 г. выехала в Москву Ариадна, первой из семьи получив возможность вернуться на родину. 10 октября того же года из Франции бежал Эфрон, оказавшись замешанным в заказном политическом убийстве.

В 1939 году Цветаева вернулась в СССР вслед за мужем и дочерью. 27 августа была арестована дочь Ариадна, 10 октября - Эфрон. 16 октября 1941 года Сергей Яковлевич был расстрелян на Лубянке (по другим данным - в Орловском централе); Ариадна после пятнадцати лет заключения и ссылки реабилитирована в 1955 году.

В этот период Цветаева практически не писала стихов, занимаясь переводами.

Великая Отечественная война застала Цветаеву за переводами Федерико Гарсиа Лорки. Работа была прервана. Восьмого августа Цветаева с сыном уехала на пароходе в эвакуацию; восемнадцатого прибыла вместе с несколькими писателями в городок Елабугу на Каме. В Чистополе, где в основном находились эвакуированные литераторы, Цветаева получила согласие на прописку и оставила заявление:

«В совет Литфонда. Прошу принять меня на работу в качестве посудомойки в открывающуюся столовую Литфонда. 26 августа 1941 года».

28 августа она вернулась в Елабугу с намерением перебраться в Чистополь.

31 августа 1941 года покончила жизнь самоубийством (повесилась) в доме Бродельщиковых, куда вместе с сыном была определена на постой. Оставила три предсмертные записки: тем, кто будет её хоронить - «эвакуированным», Асеевым и сыну. Оригинал записки «эвакуированным» не сохранился (был изъят в качестве вещественного доказательства милицией и утерян), её текст известен по списку, который разрешили сделать Георгию Эфрону.
Записка сыну:

Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але - если увидишь - что любила их до последней минуты и объясни, что попала в тупик.

Записка Асеевым:

Дорогой Николай Николаевич! Дорогие сестры Синяковы! Умоляю вас взять Мура к себе в Чистополь - просто взять его в сыновья - и чтобы он учился. Я для него больше ничего не могу и только его гублю. У меня в сумке 450 р. и если постараться распродать все мои вещи. В сундучке несколько рукописных книжек стихов и пачка с оттисками прозы. Поручаю их Вам. Берегите моего дорогого Мура, он очень хрупкого здоровья. Любите как сына - заслуживает. А меня - простите. Не вынесла. МЦ. Не оставляйте его никогда. Была бы безумно счастлива, если бы жил у вас. Уедете - увезите с собой. Не бросайте!

Записка «эвакуированным»:

Дорогие товарищи! Не оставьте Мура. Умоляю того из вас, кто сможет, отвезти его в Чистополь к Н. Н. Асееву. Пароходы - страшные, умоляю не отправлять его одного. Помогите ему с багажом - сложить и довезти. В Чистополе надеюсь на распродажу моих вещей. Я хочу, чтобы Мур жил и учился. Со мной он пропадет. Адр. Асеева на конверте. Не похороните живой! Хорошенько проверьте.

Марина Цветаева похоронена 2 сентября 1941 года на Петропавловском кладбище в г. Елабуге. Точное расположение её могилы неизвестно.

IV. Первичное закрепление

- Что вы узнали о Цветаевой из прочитанного текста?

- сопоставьте прочитанное с со слайдами презентации ( показ слайдов презентации с №4-13)

- Прочитаем составленный вами план

( 1 ученик читает свой план)

- У кого-нибудь есть предложения - разбить или озаглавить части как-то иначе?

- Несмотря на то, что творчество Цветаевой ценили такие великие поэты как Волошин, Брюсов, Пастернак, Мандельштам, Рильке; несмотря на то, что со многими неординарными мужчинами Цветаеву связывали романтические отношения, она считала, что ее истинный читатель и истинный возлюбленный родится через 100 лет, то есть в наше с вами время. И, возможно, кому-то из нас она посвятила строки:

ТЕБЕ - ЧЕРЕЗ СТО ЛЕТ(слайд №17)

К тебе,имеющему быть рожденным

Столетие спустя, как отдышу,-

Из самых недр -- как на смерть осужденный,

Своей рукой пишу:


-- Друг! не ищи меня! Другая мода!

Меня не помнят даже старики.

-- Ртом не достать! -- Через летейски воды

Протягиваю две руки


Как два костра, глаза твои я вижу,

Пылающие мне в могилу -- в ад,-

Ту видящие, что рукой не движет,

Умершую сто лет назад.


Со мной в руке -- почти что горстка пыли --

Мои стихи! -- я вижу: на ветру

Ты ищешь дом, где родилась я -- или

В котором я умру.


На встречных женщин -- тех, живых, счастливых,

Горжусь, как смотришь, и ловлю слова:

-- Сборище самозванок! Всe мертвы вы!

Она одна жива!


Я ей служил служеньем добровольца!

Все тайны знал, весь склад ее перстней!

Грабительницы мертвых! Эти кольца

Украдены у ней!


О, сто моих колец! Мне тянет жилы,

Раскаиваюсь в первый раз,

Что столько я их вкривь и вкось дарила, --

Тебя не дождалась!


И грустно мне еще, что в этот вечер,

Сегодняшний -- так долго шла я вслед

Садящемуся солнцу, -- и навстречу

Тебе -- через сто лет.


Бьюсь об заклад, что бросишь ты проклятье

Моим друзьям во мглу могил:

-- Все восхваляли! Розового платья

Никто не подарил!


Кто бескорыстней был?! -- Нет, я корыстна!

Раз не убьешь, -- корысти нет скрывать,

Что я у всех выпрашивала письма,

Чтоб ночью целовать.


Сказать? -- Скажу! Небытие -- условность.

Ты мне сейчас -- страстнейший из гостей,

И ты окажешь перлу всех любовниц

Во имя той -- костей.

Август 1919

Некоторые стихотворения Цветаевой полны философских размышлений о жизни и смерти, об одиночестве и даже о самоубийстве. Вот одно из таких стихотворений.

Чтение стихотворения «Вскрыла жилы…»

В этом итоговом стихотворении тесно связаны такие понятия, как жизнь и стихи, т.е. поэтическое творчество.

Закрепление: Итак, ребята, мы познакомились с наиболее интересными фактами биографии М. Цветаевой, которые не могли не отразиться в ее творчестве.

  1. 1. Практикум Чтение стихотворений и краткий анализ (см. приложение)

У меня на столе карточки с заданием. Задание у всех одно: прочитайте выразительно стихотворение, определите на какую тему оно написано, стихи разные.

А теперь давайте ответим на вопросы, которые я назвала в начале урока.

1. Какие факты биографии отразились в творчестве М. Цветаевой?

2.Какие темы звучат в ее поэзии?

Итак, вспомним эпиграф к уроку: «Стихи - есть бытие»,

т.е. стихи для Цветаевой есть сама жизнь. И мы видим, что вся ее жизнь отразилась в стихах.

5. Итог урока:

Какую цель мы поставили на уроке? Достигли мы поставленной цели?

Для этого вам предстоит заполнить портфолио-анкету (см. приложение)(слайд №19)

Оценки. Рефлексия.

Домашнее задание

Написать эссе на тему «Моя Цветаева»


Приложение

Карточка 1.

Облака - вокруг,

Купола - вокруг.

Надо всей Москвой-

Сколько хватит рук -

Возношу тебя, бремя лучшее,

Деревцо мое

Невесомое!

В дивном граде сем,

В мирном граде сем,

Где и мертвой мне

Будет радостно,-

Царевать тебе, горевать тебе,

Принимать венец,

О мой пер венец!

Ты постом - говей,

Не сурьми бровей,

И все сорок - чти -

Сороков церквей.

Исходи пешком - молодым шажком-

Все привольное

Семихолмие.

Карточка 2

Новый год я встретила одна.

Я, богатая, была бедна,

Я, крылатая, была проклятой.

Где-то было много-много сжатых

Рук - и много старого вина.

А крылатая была - проклятой!

А единая была - одна!

Как луна - одна, в глазу окна.

Карточка 3

Писала я на аспидной доске,

И на листочках вееров поблеклых,

И на речном, и на морском песке,

Коньками по льду и кольцом на стеклах, -

и на стволах, которым сотни зим ...

И, наконец, - чтоб было всем известно!

ЧТО ты любим! любим! любим! Любим!

Расписывалась - радугой небесной.

Карточка 4

Знаю, умру на заре! На которой из двух,

В месте с которой из двух - не решить по заказу!

Ах, если б можно, чтоб дважды мой факел потух!

Чтоб на вечерней заре и на утренней сразу!

Пляшущим шагом прошла по земле! - Неба дочь!

С полным передником роз! - Ни ростка не наруша!

Знаю, умру на заре! - Ястребиную ночь

Бог не пошлет по мою лебединую душу!

Карточка 5

Поэт - издалека заводит речь.

Поэта - далеко заводит речь.

Планетами, приметами ... окольных

Притч рытвинами ... Между да и нет

Он, даже разлетевшись с колокольни,

Крюк выморочит. Ибо путь комет-

Поэтов путь. Развеянные звенья

Причинности - вот связь его! Кверх лбом-

Отчаятесь! Поэтовы затмения

Не предугаданы календарем.

Карточка 6

Тоска по родине!

Давно Разоблаченная морока!

Мне совершенно все равно

Где - совершенно одинокой

Быть, по каким камням домой

Брести с кошелкою базарной

В дом, и не знающий, что - мой,

Как госпиталь или казарма,


Карточка №7

Я с вызовом ношу его кольцо!

- Да, в Вечности - жена, не на бумаге!

Чрезмерно узкое его лицо

Подобно шпаге.

Безмолвен рот его, углами вниз,

Мучительно-великолепны брови.

В его лице трагически слились

Две древних крови.

Он тонок первой тонкостью ветвей.

Его глаза - прекрасно-бесполезны!

Под крыльями раскинутых бровей

Две бездны.

В его лице я рыцарству верна,

- Всем вам, кто жил и умирал без страху!

Такие - в роковые времена-

Слагают стансы - и идут на плаху.

Карточка№8

О неподатливый язык!

Чего бы попросту - мужик,

Пойми, певал и до меня:

- Россия, родина моя!

Но и с калужского холма ё

Мне открывалася она

Даль, - тридевятая земля!

Чужбина, родина моя!

Даль, прирожденная, как боль,

Настолько родина и столь

Рок, что повсюду, через всю

Даль - всю ее с собой несу!

Даль, отдалившая мне близь,

Даль, говорящая: «Вернись

Домой!»

Ты! Сей руки своей лишусь

Хоть двух! Губами подпишусь

На плахе: распрь моих земля

Гордыня, родина моя!


Анкета-портфолио Урок литературы 11 класс Жизнь и творчество Марины Цветаевой

  1. Ф.и.о поэтессы__________________


  1. Годы жизни__________________

  2. Семья ____________________



  1. Яркие жизненные впечатления__________________



  1. Современники поэтессы ____________________

  2. Первый сборник стихов __________________________

  3. Основные темы творчества_______________________

  4. Какие факты из жизни вас удивили?





23

© 2010-2022