Обобщение опыта Духовно-нравственное воспитание

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 12 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка

Вопрос духовно-нравственного воспитания является одной из главных проблем, стоящих перед родителями, педагогами, обществом и государством в целом.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина сказано: «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».

Русский язык и литература - это предметы, позволяющие на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся.

«Без воспитания любви к русскому языку, к великой отечественной литературе не возродится русский народ, не утвердится ни подлинная свобода, ни согласие, ни мир и любовь среди наших людей», - отмечал русский писатель В.Н.Ганичев, Председатель Союза писателей России. С ним невозможно не согласиться.

Урок русского языка - это, прежде всего, пространство воспитания уважительного отношения к русскому языку. Я считаю, что это - первооснова воспитания любви к русскому языку, как и к другим языкам мира.

«Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, но пьёт духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова», - писал К.Ушинский.

В своей работе по духовно-нравственному воспитанию на уроках русского языка выделяю 2 направления:

  1. Воспитание любви к русскому языку через изучение теоретического материала и его закрепление;

  2. Воспитание образующий духовный мир человека личностных и регулирующих поведение общественных ценностей через работу с текстами духовно-нравственной проблематики.

Воспитание любви к родному языку происходит на уроках во время изучения теоретического материала. Изучая разделы языкознания, школьники осваивают законы развития языка. Во время его закрепления использую пословицы и поговорки, высказывания писателей и поэтов, выдающихся мыслителей разных эпох. Погружаясь в их смысл, дети знакомятся с богатством русского языка, соприкасаются к сокровищам духовной культуры народа.

На уроках использую содержание изучаемого материала и различные методические приёмы (думаю, что вы их тоже используете в своей работе):

  • словарная работа;

  • лексический разбор слова,

  • составление словариков,

  • упражнения с лингвистическими и творческими заданиями,

  • различные виды диктантов, изложений,

  • редактирование текстов,

  • сопоставление нескольких текстов,

  • сочинения-миниатюры и сочинения-рассуждения.

Второе направление в работе - это работа с текстами духовно-нравственной проблематики. На уроках русского языка в старших классах использую художественные тексты, тексты публицистического стиля, которые позволяют воздействовать на чувства учащихся, воспитывая в них духовно-нравственные ценности: патриотизм, гражданственность, любовь и верность, уважение к родителям, к труду, бережное отношение к природе, стремление к истине, терпимость, великодушие, милосердие и т.д.

Это тексты В.П.Астафьева, В.И.Белова, Е.Богата, Ю.В.Бондарева, В.М.Пескова, Д.А.Гранина, В.Я.Лакшина, А.Лиханова, Д.С.Лихачева, В.А.Солоухина. Использую и тексты из сборников ЕГЭ.

Во время работы над текстами использую разные виды анализа текста:

  • определение авторской позиции, формулирование своей позиции по проблеме;

  • анализ с целью определения ситуаций выбора;

  • анализ с целью сравнения нравственных позиций героев;

  • сопоставление нескольких текстов с целью формулирования проблемы и изложения собственной позиции.

На основе проанализированных текстов учащиеся пишут сочинения-рассуждения по проблемам текста.

Считаю, что погружение в слово, язык, создание учащимися мини-сочинений, небольших творческих работ позволяет им раскрыть интеллектуальные и духовные возможности, позволяет почувствовать радость познания окружающего мира и, прежде всего, самого себя.

Уважаемые коллеги! Приглашаю вас принять участие в лингвистическом практикуме.

Вам предстоит работа в группах.

Задание для 1 и 2 группы. Прочитайте тексты.

- Чем отличаются друг от друга эти тексты?

- Что их объединяет?

- Назовите общечеловеческие ценности, провозглашенные в текстах.

Вывод. Сколько существует цивилизация, столько и существуют нравственные проблемы, которые остаются одними и теми же. Проходят тысячелетия, века, но вера в высшие истины: Добро, Разум, Справедливость, Любовь - будут жить.

Задание для 3 группы. Восстановите порядок следования фрагментов текста, чтобы получился текст. Сформулируйте основную мысль текста.


Русский язык, как и другие языки, - величайший учитель и наставник. Язык - это колыбельная песня матери, первые прочитанные сказки Пушкина, Лермонтов, Тургенев, Толстой и Достоевский, Булгаков и Шолохов… И чем богаче мир языка, в который мы вводим наших учеников, тем глубже будет развит их мир.

Духовность и нравственность являются важнейшими характеристиками человека как личности, и формирование основных жизненных ценностей происходит в период роста ребенка, когда он находится в стенах школы.

Свое выступление я хочу закончить Притчей об исправлении своей жизни.

Однажды один старец копал свой огород, чтобы посадить несколько кустов помидоров. К нему пришел посетитель и спросил:

- Что ты делаешь?

- Да вот, исповедую свой огород, - отозвался старец.

- Неужели огород тоже нуждается в исповеди? - опешил посетитель.

- Конечно, нуждается, - ответил ему старец. - Я убедился, что когда поисповедую огород, то есть вычищу землю от камней, сорняков, колючек и того подобного, то овощи, которые он родит, бывают крепкими, здоровыми, как на подбор! А если оставить огород без исповеди, то и вырастут на его грядках какие-то недоразвитые, желтенькие и сморщенные помидорчики...

Спасибо вам за внимание.


Международный конкурс «Сказки Красивого Сердца»
Номинация «Сочинение в жанрах: эссе, очерк, притча, легенда,

фантастический рассказ».

Черковец Юлия, 2013 г., Диплом I степени


Маленький Лучик.


Б. Наступила весна, тёплая, радостная, весёлая. От плеска весенней воды и журчания ручьев родился светлый Лучик. Он был до того мал, что его было невидно. Луч печалился: никто его не замечал. Ни одна живая душа. Лучу было скучно, и ему хотелось с кем-то поговорить.

Над землей летел Ангел тепла. Заметив грустного Луча, он прилетел к Лучу и сказал: «Если ты хочешь вырасти, научись любить и верить. Ты будешь счастливым, когда узнаешь, что такое добро и зло».

Г. Луч, выслушав Ангела, отправился странствовать с мыслью: «Как бы скорее вырасти»! Ближе к вечеру путешествие привело его к домику, где жила семья. Он заглянул в окно и увидел, как мама, укладывая свою дочку спать, обняла и поцеловала её. Лучик понял, что это - Любовь.

Вдруг произошло чудо: Лучик, который был незаметным, вырос и стал похожим на маленькую звездочку. Он продолжил своё путешествие и набрёл на маленькое селение. Рядом с домом на скамеечке сидела старушка. Лучик спросил её: «Почему вы здесь сидите»? Старушка тихонько ответила: «Три года назад у меня пропал сын. Мне сказали, что он никогда не вернётся. Но я верю, что это неправда. Он скучает по родительскому дому и вернётся домой».

В. Лучик понял, что такое Вера, …и снова подрос. Он продолжил свое путешествие и в одном из городов заглянул в окно детского дома. Лучик увидел: мальчик лет пяти, который думал, что у него нет родителей, и мечтал о семье, играл игрушками, подаренными мамой и папой. Сегодня они нашли своего сына, которого долго искали. Малыш и его родители весело улыбались. А затем папа, посадив сына на плечо, а жену взяв за руку, вышел из детского дома. Сердца людей были наполнены счастьем и теплом.

Лучик понял, что такое Счастье, и снова подрос, стал похож на большую звезду. Счастливый, он продолжил своё путешествие. Увидел, как мальчик лет десяти помог бабушке перейти через дорогу. На прощание он сказал: «До свидания». Лучик понял, что такое Добро.

А. Лучик не заметил, что именно он незаметно поделился своим теплом со всеми, кто встречался на его пути, не замечая, как растрачивает тепло и становится заметным для всех. Об этом ему подсказали птицы, щебечущие в голубом небе, волны, бьющиеся о берег, ивы, наклонившие ветви над рекой. Вдруг луч посмотрел на воду и удивился: он не узнал себя. Но добрый Ангел подлетел к нему и прошептал: «Обогревай теплом Землю и всех, кто живёт на ней. Ты никогда не исчезнешь, потому что только Любовь, Вера, Добро живут в твоём сердце. А силу бери у Солнца. Счастливого тебе пути»!


  1. Из египетской «Книги мертвых».

Перед судом Осириса покойный клянется:

- Я не делал зла.
- Я не крал.
- Я не лгал.
- Я не убивал священных животных.
- Я не был причиной слез.
- Я не завидовал.
- Я не говорил дурного о царе.
- Я не пренебрегал богами.

Осирис - древнеегипетский бог подземного царства.





  1. Библия. Десять заповедей Моисея.

1. …Да не будет у тебя других Богов перед лицом Моим.
2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им…
3. Не произноси имя Господа, Бога твоего, напрасно…

4. Шесть дней трудись, а в седьмой - отдыхай, как сделал и Бог при сотворении мира.

Помни день субботний, чтобы святить его…
5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле…

6. Не убивай.
7. Не прелюбодействуй.
8. Не кради.
9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
10. Не желай дома ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.



Моральный кодекс строителя коммунизма.



Черты нравственного облика нового человека четко сформулированы в Программе КПСС как моральный кодекс строителя коммунизма. В него входят следующие нравственные принципы:

- преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, к странам социализма;
- добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест;
- забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния;
- высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов;
- коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый за всех, все за одного;
- гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку - друг, товарищ и брат;
- честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни;
- взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей;
- непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству;
- дружба и братство всех народов СССР, нетерпимость к национальной и расовой неприязни;
- непримиримость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов;
- братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами.






Б. Наступила тёплая, радостная, весёлая весна. От плеска весенней воды и журчания ручьев родился светлый Лучик. Он был до того мал, что его не было видно. Луч печалился: никто его не замечал. Ни одна живая душа. Лучу было скучно, и ему хотелось с кем-то поговорить.

Над землей летел Ангел тепла. Заметив грустного Луча, Ангел прилетел к Лучу и сказал: «Если ты хочешь вырасти, научись любить и верить. Ты будешь счастливым, когда узнаешь, что такое добро и зло».

Г. Луч, выслушав Ангела, отправился странствовать: «Скорее бы вырасти»! Ближе к вечеру путешествие привело его к домику. Он заглянул в окно и увидел, как мама, укладывая свою дочку спать, обняла и поцеловала её. Лучик понял, что это - Любовь.

Вдруг произошло чудо: Лучик, который был незаметным, вырос и стал похожим на маленькую звездочку. Он продолжил своё путешествие и набрёл на маленькое селение. Рядом с домом на скамеечке сидела старушка. Лучик спросил её: «Почему вы здесь сидите»? Старушка тихонько ответила: «Три года назад у меня пропал сын. Мне сказали, что он никогда не вернётся. Но я не верю им. Это неправда. Он скучает по родительскому дому и вернётся домой».

В. Лучик понял, что такое Вера, …и снова подрос. Он продолжил свое путешествие. В одном из городов заглянул в окно детского дома и увидел мальчика лет пяти. Малыш мечтал о семье, играя игрушками. И чудо произошло. Сегодня на пороге появились два взрослых человека: мужчина и женщина. Они нашли сына, которого долго искали. Папа, посадив сына на плечо, а жену взяв за руку, вышел из детского дома. Сердца людей были наполнены счастьем и теплом.

Лучик понял, что такое Счастье, и снова подрос, стал похожим на большую звезду. Счастливый, он продолжил своё путешествие. В пути увидел, как мальчик лет десяти помог бабушке перейти через дорогу. На прощание он сказал: «До свидания». Лучик понял, что такое Добро.

А. Лучик не заметил, что именно он незаметно поделился своим теплом со всеми, кто встречался на его пути, не замечая, как растрачивает тепло и становится заметным для всех. Об этом ему подсказали птицы, щебечущие в голубом небе, волны, бьющиеся о берег, ивы, наклонившие ветви над рекой. Вдруг луч посмотрел на воду и удивился: он не узнал себя. Но добрый Ангел подлетел к нему и прошептал: «Обогревай теплом Землю и всех, кто живёт на ней. Ты никогда не исчезнешь, потому что только Любовь, Вера, Добро живут в твоём сердце. А силу бери у Солнца. Счастливого тебе пути»!

Задание. Восстановите порядок следования фрагментов текста, чтобы получился текст. Ответ выберите из четырёх предложенных вариантов.

  1. А, В, Г, Б; 2) Г, В, А, Б; 3) В, А, Б, Г; 4) Б, Г, В, А.

Сформулируйте основную мысль текста.

Задание.

Прочитайте тексты.

- Чем отличаются друг от друга эти тексты?

- Что их объединяет?

- Назовите общечеловеческие ценности, провозглашенные в текстах.

















© 2010-2022