- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока по русской литературе «А. С. Пушкина «Узник». Вольнолюбивый характер стихотворения»
Конспект урока по русской литературе «А. С. Пушкина «Узник». Вольнолюбивый характер стихотворения»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Богдан С.Ф. |
Дата | 07.01.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема урока: А.С. Пушкин «Узник». Вольнолюбивый характер стихотворения
Цель урока: вспомнить биографические сведения о Пушкине А.С., познакомиться с вольнолюбивой лирикой поэта, проанализировать стихотворение «Узник»; развивать самостоятельность в решении учебных проблем, умение добывать необходимую информацию, перерабатывать ее; формировать у учащихся навыки анализа поэтического текста; воспитывать интерес к творчеству А.С. Пушкина
Тип урока: кейс-технологии
Ход урока
-
Организационный момент
До начала урока за две недели все учащиеся были распределены на 3 группы. Каждая группа получила пакеты (кейсы) по определенной теме (текстовые, аудиовизуальные и мультимедийные материалы), которые были по электронной почте отправлены для самостоятельного изучения учащимися.
№ кейса
Название источника
ссылки
Кейс №1
Тема к изучению «Лицейские годы А.С. Пушкина»
Лицейские годы Пушкина
nivasposad.ru/school/homepages/all_kurs/konkurs2006/web-page/mavlyashov_ruslan_a/html/li.htm
Царскосельский лицей. Историческая справка
newacropol.ru/study/child/licey/history/
Пушкин в лицее
journal-shkolniku.ru/pushkin-v-licee.html
Видео «Пушкин. Лицейские годы»
youtube.com/watch?v=nr4SegjOm6Y
Кейс №2
Тема к изучению «Южная ссылка А.С. Пушкина»
Южная ссылка
proekt.ts6.ru/ujnaia.html
Биография Пушкина. Биографии известных людей
artbio.ru/pushkin-aleksandr-sergeevich.php
Биография А.С. Пушкина
pushkin.ellink.ru/pushkin/push1.asp
Презентация «А.С. Пушкин в Южной ссылке»
literata.ru/pojety/7-as-pushkin-v-yuzhnoy-ssylke.html
Пушкин. Южная ссылка
youtube.com/watch?v=o_4BLEk4saM
Кейс №3
Тема к изучению «История создания стихотворения Пушкина «Узник»
Александр Пушкина «Узник»
stihi-xix-xx-vekov.ru/pushkin667.html
Каким настроением пронизано стихотворение Пушкина «Узник»?
testsoch.net/kakim-nastroeniem-pronizano-stixotvorenie-a-s-pushkina-uznik/
Анализ стихотворения Пушкина «Узник»
literhome.ru/article/analiz_stih_uznik.html
А.С. Пушкин Узник. Обучающее видео
youtube.com/watch?v=xvA_NT7l7oQ
Наталия Власова - Узник
youtube.com/watch?v=fG_tKleWgjY
-
Актуализация опорных знаний учащихся
-
Объявление темы и цели урока
-
Работа над темой урока
-
Вступительное слово учителя
«Земли чудесный посетитель…» - это сказано о Пушкине. Прекрасные строки написал о поэте Ф.И. Тютчев:
Тебя ж, как первую любовь,
России сердце не забудет!..
-
Вопросы к учащимся:
-
Что вы знаете о Пушкине? Что вы помните о нем?
-
Поясните слова поэта Плещеева: «Мы чтить тебя привыкли с юных лет…»
-
Кто из поэтов сыграл важную роль в жизни Пушкина?
-
1812 год - какое историческое событие пробудило в обществе сознание собственной силы, жажду деятельности, чувство протеста против крепостного права?
-
Слово учителя
Ребята! Приглашаю вас отправиться на два века назад, в 1811 год, и познакомиться с историей одного класса - с 30-тью мальчишками, среди которых находился и А.С. Пушкин - впоследствии великий поэт.
-
Выступление группы «Лицейские годы А.С. Пушкина»
-
Слово учителя
9 июня 1817 года А.С. Пушкин закончил лицей и был определен на службу в Коллегию иностранных дел. Служба его мало интересует - он пишет стихи, принимает участие в заседаниях литературного общества «Зеленая лампа», «Арзамас». В эти годы создает поэму «Руслан и Людмила», которую высоко оценил Жуковский.
Вдохновленный идеями о свободе человека, сочиняет вольнолюбивые стихотворения: ода «Вольность», стихотворение «К Чаадаеву».
Осуждает рабство и мечтает о времени, когда Россия будет свободной:
Товарищ, верь: взойдет она, звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна, и на обломках самовластья напишут наши имена!..
Над Пушкиным нависает «если не туча, то по крайней мере облако, и громоносное… он написал и распустил стихи на вольность… эпиграммы на властителей… Это узнала полиция… Опасаются последствий…» (из письма Карамзина).
Пушкин встревожен. Он встретился с приятелем, который рассказал о своих опасениях, о том, что «вчера приходил в квартиру неизвестный человек и давал ему 50 рублей, прося дать ему прочитать моих сочинений». Пушкин сжигает бумаги.
Александр І за оду «Вольность» и политические эпиграммы хотел сослать поэта в Сибирь. Вступились друзья, и Пушкина отправили не в Сибирь, а на юг, в Екатеринослав (ныне Днепропетровск). Четыре года он провел в южной ссылке.
-
Выступление группы «Южная ссылка А.С. Пушкина»
-
Слово учителя
Живя в ссылке, Пушкин несколько раз посетил местный острог. Однажды вечером один каторжник сказал Пушкину, что ночью он сбежит: «клетка надломлена, настанет ночь, а мы ночные птицы и вольные…». «Многих переловили, а мой друг убежал», - вспоминал позже Пушкин. Потом появилось стихотворение «Узник», которое стало народной песней.
-
Выступление группы «История создания стихотворения «Узник»
-
Слово учителя. Мотивация познавательной активности
Свобода для Пушкина - высшая жизненная ценность, без неё он уже в юности не мог представить своего существования. Свобода - основа дружбы. Свобода - это условие творчества. Жизнь без свободы окрашивается в мрачные и зловещие тона. Даже судьба, которая у поэта всегда связывалась с представлениями о несвободе, ибо человек, по Пушкину, зависит от её всевластья, становилась «святым провидением», когда сквозь её тучи брезжил луч света. Представления о свободе всегда были основой пушкинского мировоззрения. Сегодня мы познакомимся с одним из стихотворений Пушкина, в котором звучит гимн свободе.
-
Чтение стихотворения «Узник» учителем
-
Словарная работа
Узник - человек, который находится в заключении.
Темница - помещение, в котором находится заключённый, человек, лишённый свободы.
Неволя - 1) отсутствие свободы, плен, рабство;
2) принуждение.
Орёл - 1) крупная сильная хищная птица семейства ястребиных с изогнутым клювом, живущая в гористых или степных местностях.
2) переносное: о гордом, смелом, сильном человеке.
Молвить - устаревшее: сказать, произнести
Вольные - 1) свободные, независимые;
2) устар.- свободолюбивые;
3) не ограниченные какими-нибудь правилами, нормами, законами.
-
Анализ стихотворения
-
Какая история рассказана в стихотворении?
-
Что и с кем происходит?
-
Сколько персонажей?
-
Где они находятся?
Историческая справка
Охотничьих птиц на открытом воздухе не содержали. Их «выгуливали», но недолго, привязывая на это время за ногу к особым пенькам. Все же остальное время птиц держали поодиночке в темных прохладных помещениях. И делалось это для того, чтобы птица выше поднималась в небо во время охоты.
Птичья охота была одной из царских забав. При Алексее Михайловиче, отце Петра I, даже боярам была запрещена соколиная охота. Право на неё имел только сам царь. И охотничьих птиц у него содержалось несколько тысяч! То было время расцвета соколиной забавы, и тогда вряд ли узника могли посадить в темницу к птице или птицу к узнику. А вот уже с Петра птичья охота перестает быть царской монополией. И состарившихся охотничьих птиц по дешевке могли продать кому угодно. Может быть, и смотреть за такой птицей мог по договоренности арестант.
-
Первая строфа
-
Почему после первой строчки поставлена точка, а не запятая?
-
От чьего лица идет повествование?
-
Глагол «сижу» употреблен в прямом значении (на полу) или в переносном (в тюрьме)?
-
Какой эпитет поэт подбирает к слову «темница»?
-
Как вы понимаете значение слова «вскормлённый»?
-
Почему орёл - «товарищ» человека?
-
Как вы понимаете эпитет «грустный»?
-
Почему орёл не улетает на свободу во время охоты, а возвращается к хозяину?
-
Такой орёл может быть символом свободы?
-
Почему он машет одним «крылом»?
-
Почему пища «кровавая»?
-
Какие тропы в первой строфе использовал Пушкин?
-
Вторая строфа
-
Почему орёл «бросает» пищу?
-
Что значат слова «как будто»?
-
Кому принадлежит прямая речь?
-
Почему в конце стоит восклицательный знак?
-
Найдите тропы во второй строфе.
-
Третья строфа
-
Что значит фраза «пора, брат, пора»?
-
Что обозначает слово «пора»? Может быть, пора кому-то отомстить?
-
Зачем трижды в начале строчек повторяется слово «туда»?
-
Почему глагол «гуляем» в форме настоящего времени множественного числа, ведь орёл прикован?
-
Какую роль играют глаголы «белеет» (гора), «синеют» (морские края)?
-
Как эти глаголы противопоставлены эпитету «в темнице сырой»?
-
Подберите синонимы и антонимы к слову «воля»
-
После чтения
-
Как звучит в стихотворении мысль о невозможности вырваться на волю?
-
Почему Пушкин использовал образ орла-невольника?
-
Какова тема стихотворения?
-
Какова идея стихотворения?
-
Это произведение о свободе или о предательстве свободы?
-
Смысл названия стихотворения «Узник»?
-
Подведение итогов урока. Выставление оценок
Домашнее задание: выучить стихотворение «Узник» наизусть