Конспект урока по русской литературе «А. С. Пушкина «Узник». Вольнолюбивый характер стихотворения»

"Описание материала: Материал к изучению – южная ссылка А.С. Пушкина, стихотворение «Узник». Для обучения учащихся "использованы кейс-технологии. По этой технологии до начала занятий учитель формирует пакеты (кейсы) по определенной теме (текстовые, аудиовизуальные и мультимедийные материалы) и рассылает по электронной почте для самостоятельного изучения учащимися с организацией регулярных консультаций. Изучаемое произведение относится к началу XIX века, у современных детей не вызывает активного отклика и живого интереса, поэтому есть необходимость подготовить учащихся к восприятию стихотворения, раскрыв последовательность определенных исторических событий, "познакомить с биографическими фактами биографии Пушкина, которые помогут понять его настроение, сделать стихотворение волнующим и понятным.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: А.С. Пушкин «Узник». Вольнолюбивый характер стихотворения

Цель урока: вспомнить биографические сведения о Пушкине А.С., познакомиться с вольнолюбивой лирикой поэта, проанализировать стихотворение «Узник»; развивать самостоятельность в решении учебных проблем, умение добывать необходимую информацию, перерабатывать ее; формировать у учащихся навыки анализа поэтического текста; воспитывать интерес к творчеству А.С. Пушкина

Тип урока: кейс-технологии

Ход урока

  1. Организационный момент

До начала урока за две недели все учащиеся были распределены на 3 группы. Каждая группа получила пакеты (кейсы) по определенной теме (текстовые, аудиовизуальные и мультимедийные материалы), которые были по электронной почте отправлены для самостоятельного изучения учащимися.

№ кейса

Название источника

ссылки

Кейс №1

Тема к изучению «Лицейские годы А.С. Пушкина»

Лицейские годы Пушкина

nivasposad.ru/school/homepages/all_kurs/konkurs2006/web-page/mavlyashov_ruslan_a/html/li.htm

Царскосельский лицей. Историческая справка

newacropol.ru/study/child/licey/history/

Пушкин в лицее

journal-shkolniku.ru/pushkin-v-licee.html

Видео «Пушкин. Лицейские годы»

youtube.com/watch?v=nr4SegjOm6Y

Кейс №2

Тема к изучению «Южная ссылка А.С. Пушкина»

Южная ссылка

proekt.ts6.ru/ujnaia.html

Биография Пушкина. Биографии известных людей

artbio.ru/pushkin-aleksandr-sergeevich.php

Биография А.С. Пушкина

pushkin.ellink.ru/pushkin/push1.asp

Презентация «А.С. Пушкин в Южной ссылке»

literata.ru/pojety/7-as-pushkin-v-yuzhnoy-ssylke.html


Пушкин. Южная ссылка

youtube.com/watch?v=o_4BLEk4saM

Кейс №3

Тема к изучению «История создания стихотворения Пушкина «Узник»

Александр Пушкина «Узник»

stihi-xix-xx-vekov.ru/pushkin667.html

Каким настроением пронизано стихотворение Пушкина «Узник»?

testsoch.net/kakim-nastroeniem-pronizano-stixotvorenie-a-s-pushkina-uznik/

Анализ стихотворения Пушкина «Узник»

literhome.ru/article/analiz_stih_uznik.html

А.С. Пушкин Узник. Обучающее видео

youtube.com/watch?v=xvA_NT7l7oQ

Наталия Власова - Узник

youtube.com/watch?v=fG_tKleWgjY





  1. Актуализация опорных знаний учащихся

  2. Объявление темы и цели урока

  3. Работа над темой урока

  1. Вступительное слово учителя

«Земли чудесный посетитель…» - это сказано о Пушкине. Прекрасные строки написал о поэте Ф.И. Тютчев:

Тебя ж, как первую любовь,

России сердце не забудет!..

  1. Вопросы к учащимся:

  • Что вы знаете о Пушкине? Что вы помните о нем?

  • Поясните слова поэта Плещеева: «Мы чтить тебя привыкли с юных лет…»

  • Кто из поэтов сыграл важную роль в жизни Пушкина?

  • 1812 год - какое историческое событие пробудило в обществе сознание собственной силы, жажду деятельности, чувство протеста против крепостного права?



  1. Слово учителя

Ребята! Приглашаю вас отправиться на два века назад, в 1811 год, и познакомиться с историей одного класса - с 30-тью мальчишками, среди которых находился и А.С. Пушкин - впоследствии великий поэт.


  1. Выступление группы «Лицейские годы А.С. Пушкина»

  2. Слово учителя

9 июня 1817 года А.С. Пушкин закончил лицей и был определен на службу в Коллегию иностранных дел. Служба его мало интересует - он пишет стихи, принимает участие в заседаниях литературного общества «Зеленая лампа», «Арзамас». В эти годы создает поэму «Руслан и Людмила», которую высоко оценил Жуковский.

Вдохновленный идеями о свободе человека, сочиняет вольнолюбивые стихотворения: ода «Вольность», стихотворение «К Чаадаеву».

Осуждает рабство и мечтает о времени, когда Россия будет свободной:

Товарищ, верь: взойдет она, звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна, и на обломках самовластья напишут наши имена!..

Над Пушкиным нависает «если не туча, то по крайней мере облако, и громоносное… он написал и распустил стихи на вольность… эпиграммы на властителей… Это узнала полиция… Опасаются последствий…» (из письма Карамзина).

Пушкин встревожен. Он встретился с приятелем, который рассказал о своих опасениях, о том, что «вчера приходил в квартиру неизвестный человек и давал ему 50 рублей, прося дать ему прочитать моих сочинений». Пушкин сжигает бумаги.

Александр І за оду «Вольность» и политические эпиграммы хотел сослать поэта в Сибирь. Вступились друзья, и Пушкина отправили не в Сибирь, а на юг, в Екатеринослав (ныне Днепропетровск). Четыре года он провел в южной ссылке.


  1. Выступление группы «Южная ссылка А.С. Пушкина»

  2. Слово учителя

Живя в ссылке, Пушкин несколько раз посетил местный острог. Однажды вечером один каторжник сказал Пушкину, что ночью он сбежит: «клетка надломлена, настанет ночь, а мы ночные птицы и вольные…». «Многих переловили, а мой друг убежал», - вспоминал позже Пушкин. Потом появилось стихотворение «Узник», которое стало народной песней.

  1. Выступление группы «История создания стихотворения «Узник»

  2. Слово учителя. Мотивация познавательной активности

Свобода для Пушкина - высшая жизненная ценность, без неё он уже в юности не мог представить своего существования. Свобода - основа дружбы. Свобода - это условие творчества. Жизнь без свободы окрашивается в мрачные и зловещие тона. Даже судьба, которая у поэта всегда связывалась с представлениями о несвободе, ибо человек, по Пушкину, зависит от её всевластья, становилась «святым провидением», когда сквозь её тучи брезжил луч света. Представления о свободе всегда были основой пушкинского мировоззрения. Сегодня мы познакомимся с одним из стихотворений Пушкина, в котором звучит гимн свободе.


  1. Чтение стихотворения «Узник» учителем

  2. Словарная работа

Узник - человек, который находится в заключении.

Темница - помещение, в котором находится заключённый, человек, лишённый свободы.

Неволя - 1) отсутствие свободы, плен, рабство;

2) принуждение.

Орёл - 1) крупная сильная хищная птица семейства ястребиных с изогнутым клювом, живущая в гористых или степных местностях.

2) переносное: о гордом, смелом, сильном человеке.

Молвить - устаревшее: сказать, произнести

Вольные - 1) свободные, независимые;

2) устар.- свободолюбивые;

3) не ограниченные какими-нибудь правилами, нормами, законами.


  1. Анализ стихотворения

  • Какая история рассказана в стихотворении?

  • Что и с кем происходит?

  • Сколько персонажей?

  • Где они находятся?

Историческая справка

Охотничьих птиц на открытом воздухе не содержали. Их «выгуливали», но недолго, привязывая на это время за ногу к особым пенькам. Все же остальное время птиц держали поодиночке в темных прохладных помещениях. И делалось это для того, чтобы птица выше поднималась в небо во время охоты.

Птичья охота была одной из царских забав. При Алексее Михайловиче, отце Петра I, даже боярам была запрещена соколиная охота. Право на неё имел только сам царь. И охотничьих птиц у него содержалось несколько тысяч! То было время расцвета соколиной забавы, и тогда вряд ли узника могли посадить в темницу к птице или птицу к узнику. А вот уже с Петра птичья охота перестает быть царской монополией. И состарившихся охотничьих птиц по дешевке могли продать кому угодно. Может быть, и смотреть за такой птицей мог по договоренности арестант.


  • Первая строфа

  • Почему после первой строчки поставлена точка, а не запятая?

  • От чьего лица идет повествование?

  • Глагол «сижу» употреблен в прямом значении (на полу) или в переносном (в тюрьме)?

  • Какой эпитет поэт подбирает к слову «темница»?

  • Как вы понимаете значение слова «вскормлённый»?

  • Почему орёл - «товарищ» человека?

  • Как вы понимаете эпитет «грустный»?

  • Почему орёл не улетает на свободу во время охоты, а возвращается к хозяину?

  • Такой орёл может быть символом свободы?

  • Почему он машет одним «крылом»?

  • Почему пища «кровавая»?

  • Какие тропы в первой строфе использовал Пушкин?



  • Вторая строфа

  • Почему орёл «бросает» пищу?

  • Что значат слова «как будто»?

  • Кому принадлежит прямая речь?

  • Почему в конце стоит восклицательный знак?

  • Найдите тропы во второй строфе.



  • Третья строфа

  • Что значит фраза «пора, брат, пора»?

  • Что обозначает слово «пора»? Может быть, пора кому-то отомстить?

  • Зачем трижды в начале строчек повторяется слово «туда»?

  • Почему глагол «гуляем» в форме настоящего времени множественного числа, ведь орёл прикован?

  • Какую роль играют глаголы «белеет» (гора), «синеют» (морские края)?

  • Как эти глаголы противопоставлены эпитету «в темнице сырой»?

  • Подберите синонимы и антонимы к слову «воля»



  • После чтения

  • Как звучит в стихотворении мысль о невозможности вырваться на волю?

  • Почему Пушкин использовал образ орла-невольника?

  • Какова тема стихотворения?

  • Какова идея стихотворения?

  • Это произведение о свободе или о предательстве свободы?

  • Смысл названия стихотворения «Узник»?


  1. Подведение итогов урока. Выставление оценок

Домашнее задание: выучить стихотворение «Узник» наизусть



© 2010-2022