Кружок Русская речь. Разработка занятия

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Князевская средняя общеобразовательная школа»



Кружок «Русская речь». Разработка занятия.





Руководитель кружка:

Загумёнова И.А.-учитель русского

языка и литературы.


п. Татарстан

2012 г.

Тема: История челнинской литературы.

Цель:1)Проанализировать причины и истоки распространения грубости, сквернословия, полного отсутствия культуры речи у молодежи.

2)Знакомство с творчеством поэтов, живущих в городе Набережные Челны (Н.Алешков, М.Гоголев).

3)Верлибры. Сборник стихов М.Гоголева «Смотрите, люди, на закат».

Ход занятия:

1.Слово учителя.

В последнее время мы наблюдаем распространение грубой нецензурной речи не только среди взрослых, но и среди молодежи и подростков. Многие уже не могут объяснить свою мысль, не пренебрегая бранным выражением. И эта проблема стала будничной, привычной. Анализируя причины и источники распространения сквернословия, полного отсутствия культуры речи. Приходишь к выводу, что молодежь хочет казаться «суперсовременной», боится отстать от сверстников, показаться смешной. Причем, эта проблема не только наша отечественная. Она становится международной. Например: правительство Сингапура опубликовало «Программу вежливости», которая должна превратить граждан этой страны в «абсолютно вежливых людей». Согласно одному из пунктов программы, жалоба на грубость может привести к понижению в должности, а в некоторых случаях и к увольнению с работы.

Поэтому, ребята, вы должны помнить, что дар слова - одна из величайших примет человека, которая возвышает его над другими обитателями планеты м делает собственно человеком.

В результате использования жаргонных слов, молодежного сленга язык искажается, теряет черты национального достояния. Поэтому его надо беречь .Можно привести высказывание К.Г.Паустовского, которое вам всем знакомо: «Человек, равнодушный к своему языку - дикарь».

Красив и могуч русский язык! Жаль, что сейчас люди стали забывать его могущество и величавость. Из года в год литературный язык все больше и больше разбавляется новомодными жаргонными словами. Все богатство русского языка, его прозрачность сейчас можно увидеть лишь на страницах классических произведений. Поэтому я призываю вас читать как можно больше. Вы увидите, умные фразы и красивые слова зафиксируются в вашей памяти. Вы и не заметите, как в вашей речи начнут проскальзывать, а потом и приживутся потрясающие по красоте обороты родного языка.

2.Первый докамазовский период (до 1969 года)- выступление учащегося.

Этот период охватывает обширный отрезок времени, но, к сожалению, малоизученный. В докамазовском периоде литературы челнинского края сверкают такие имена, как Тази Гиззат, Борис Пастернак, Владимир Короленко, Дмитрий Стахеев, ДаутГубайди, Надежда Дурова, Марина Цветаева, Егор Уткин, Нур Баян, Софья Радзиевская, Маргарита Алигер, Эдуард Касимов, Мударрис Аглямов и другие. Здесь бывали и писали о челнинском крае А.Радищев, О.Мандельштам, А.Чехов и другие. Этот пласт истории нашего края нуждается в больших и обстоятельных литературно-краеведческих исследованиях.

В докамазовском периоде активно работало татарское литературное объединение(с 1963 года) при районной газете «Коммунизм байрагы», где начинали писать такие ныне известные писатели, как Разиль Валеев, Ханиф Хуснуллин, Фаннур Сафин, Муддарис Аглямов.

3.Второй период истории челнинской литературы-выступление учащегося.

Приходится на годы строительства первой и второй очереди КамАЗа (условно с 1969 по 1981 годы).С началом строительства КамАЗа и Нижнекамской ГЭС литературная жизнь в Набережных Челнах круто пошла вверх, заметно активизировалась литературная деятельность челнинцев. Здесь было создано одно из крупнейших в стране литературных объединений «Орфей»(авторов, пишущих на русском языке) и вышло на более высокий уровень развития татарское литературное объединение «Лейсян» за счет увеличения притока творческой молодежи со всех краев Советского Союза.

Почти с самого начала строительства автогиганта, на этой земле опявились известные на всю страну писатели: Эдуард Касимов, Валерий Суров, Газиз Кашапов, Петр Прихожан, Руслан Галимов и т.д .У каждого из них есть свое лицо, своя творческая индивидуальность, свой круг тем и привязанностей, на формирование которых повлияла их биография, судьба. Естественно, что и тема КамАЗа не могла не отразиться в творчестве этих, уже ставших челнинскими, писателей. Заметными являются и другие поэты. Это Евгений Кувайцев, Инна Лимонова, Рина Асылбаева, Юрий Котов. Именно им в самой сильной и доходчивой форме удалось выразить пафос большой камазовской стройки. Все перечисленные писатели приехали сюда в первые же годы развернувшегося строительства и впитали в себя все то, что было тогда характерным для камазовской творческой молодежи. Именно здесь в гуще единомышленников, романтиков-энтузиастов новостройки приобрели свои голоса поэты Валерий Хотюшин, Николай Алешков.

3 ученик:

Николай Петрович Алешков. Родился 26 июня 1945 года в селе Орловка, ныне в черте г. Набережные Челны. Поэт окончил литературный институт имени М.Горького в 1982 году. В 1984 году принят в Союз писателей СССР и РТ. Автор 7 книг стихов, изданных в Казани и в Наб.Челнах. Он долгое время считался «камазовским поэтом», даже был награжден знаком «Ударник строительства КамАЗа», хотя по своей природе, просто-напросто КамАЗ не принял и не мог принять. Он писал с любовью о своем отчем крае, о малой родине-селе Орловка, беспокоясь за ее судьбу, тревожась за будущее своих земляков:

Будь негромким слово о России.

О любви не принято кричать.

Вот опять рассветы оросили

Землю, что добра ко мне, как мать.

Да, видя, как исчезает, как погибает милая его сердцу красота, он с нескрываемой горечью вынужден писать:

Помнишь ты не одно поколение.

Что же ныне с тобою, река?

Вот течешь - воробью по колено:

Мне ль забыть, как была глубока?

Но и все же, поэт знает, город неумолимо наступает, город неотступно входит в судьбу его земляков-односельчан:

Из трамвая выйду я на остановке

Под названием «Орловское кольцо»,

Поднимусь на уцелевшее в Орловке

Деревянное скрипучее крыльцо.

В дом родимый привела меня дорога.

С чем вернулся?

Спросят сына старики.

Я отвечу: «Виден город от порога,

Он, как парусник, белеет у реки».

В 1976-1986 годах возглавляет литературное объединение «Орфей», сплотившее молодых литераторов прикамья. Первые публикации поэта появились в середине 1970-х годов. В поэтический сборник «Запомни меня счастливым» (1983 г.) вошли стихи о послевоенном детстве, красоте природы Поволжья; в сборнике «Орловское кольцо»(1988 г.)стихи о малой родине, рождение города Набережные Челны.

В сборнике «Дальние луга»(1995 г.)- результат многолетних литературных исканий поэта.

В настоящее время Н.П.Алешков- председатель Татарстанского отделения Союза российских писателей. Он также успешно работает и в области переводов с татарского языка на русский.

4 ученик :

Михаил Николаевич Гоголев родился 27 мая 1956 года в селе Ижёвка Елабужского района РТ, ныне Менделеевский район.

С детских лет Михаил не уважал людей пассивных, поэтому активно участвовал как в спортивных соревнованиях, так и в художественной самодеятельности.

До 8 класса Михаил учился в местной школе, а 9 и 10 классы закончил в городе Менделеевске, что в 25 километрах от села. Школу закончил с хорошими отметками и с отличной характеристикой Там в Менделеевске он начал активно писать стихи, которые заметил и оценил учитель литературы.

Михаил поступил в Казанский химико-технологический институт. Студенческая жизнь Михаила так закрутила, что он забыл о стихах и кинулся познавать окружающую действительность, которая сверкала огнями кафе, концертных залов, манила шумными компаниями. Посещал музеи, театры, сам участвовал в работе самодеятельных театров, был комсомольским секретарем курса. А летом были стройотряды…В одном из них он ночью прыгнул с обрыва в Каму и получил перелом позвоночника. Пролежав долго в больнице, Михаил заново переосмыслил жизнь. Стал писать, стараясь через литературу обрести смысл жизни, стать нужным людям. Вскоре его небольшие очерки и рассказы стали публиковаться в районной газете «Новая Кама», а затем и в республиканских.

Поступил и окончил Елабужский педагогический институт, филологический факультет (с1982 по 1987 гг.) Работал учителем русского языка и литературы. В 1983 году Михаил переехал в город Набережные Челны.

Работает руководителем детской литературной студии в городском Доме пионеров с 1985 по 1991 год. Редактирует детскую газету «Росток».

Он нашел в себе мужество и силы продолжать активную жизнь и стал известным писателем-профессионалом, удостоился Премий Эдуарда Касимова и Егора Уткина. Его перу принадлежат сотни стихотворений, рассказов, десятки сказок, эссе, повестей, юморески. Книги, вышедшие первыми,- «Белый шар» (Казань, 1987), «Пираты на Каме»(Набережные Челны, 1990), «Смелый щуренок» (Наб.Челны, 1991).Сейчас он автор более двадцати книг. Он -член Союза писателей России.

5 ученик:

К третьему периоду истории челнинской литературы, когда уже отошел пафос ударной стройки на второй план и в городе начала целенаправленно раборать писательская организация, можно отнести творчество таких талантливых писателей, как Рашит Башар, Ямаш Игеней, Владимир Гофман, Факил Амак, Александр Макаров-Век, Михаил Волостнов, Фаузия Байрамова, Айдар Халим, Нияз Валиев, Михаил Гоголев, Юрий Кучумов, Владимир Кирилев,Рахмай Хисматуллин, Вахит Имамов и других, чья активность пришлась на восьмидесятые и последующие годы, когда КамАЗ уже был построен и полностью вошел в строй.

Слово учителя:

Сегодня я познакомлю вас со стихами, которые вошли в сборник «Смотрите, люди, на закат». Автор-Михаил Гоголев. Это не совсем обычные стихотворения. Это-верлибры.

Верлибр- свободный стих. Это нерифмованные стихи, расчлененные на стихотворные строки, но не обладающие постоянными признаками их соразмеримости: ближе всего к безрифменному акцентному стиху, но иногда и к более четким рифмам(разностопный дольник и пр.). В новоевропейской поэзии упротребителен с конца 18 века. Широко- с начала 20 века. В русской поэзии разработан меньше ( «Она пришла с мороза…» А.А.Блок).

Ритм речи - чередование ударных и безударных, долгих и кратких слогов.

Рифма-созвучие окончаний стихотворных строк.

М.Н. Гоголев о верлибрах.

«Однажды Лев Николаевич Толстой сказал, что писать стихи в рифму-это все равно, что ходить пританцовывая. Как гений он иногда позволял себе такие полемические высказывания. Впрочем, доля истины в его словах есть. И про многих нынешних поэтов можно сказать то же самое -

их стихи не что иное, как приукрашенная «па» легкая прогулка. При всей, может быть, натянутости сравнения, я бы сравнил верлибриста- того, кто пишет без рифм- с пахарем, который делает борозду и не думает о том, как это смотрится со стороны. Как у пахаря сразу видно его дело, так и в верлибре видно, есть в нем мысль или нет...

В раннем детстве я начал писать стихи, как и все, естественно, в рифму. Мне казалось, что других стихов и быть не может. Прошло немало времени, прежде чем я понял, что поэзия отнюдь не всегда одевает на себя одежды рифм и ритма. Понял и то, что есть поэзия, а есть просто поэтичность, которая большинством за поэзию и принимается.

Каким большинству представляется «стих»? Несколько романтическим, с тщательно подобранными литературными словесами. Это у них еще со школы. Кто для большинства мастер стиха? Естественно Пушкин, Лермонтов, Есенин, Блок…

Увы, верлибр далек от них. В нем несколько иная образность. К верлибру ближе Маяковский, особенно в своих ранних стихах. Ну, а для меня наставником является Уолт Уитмен - американский поэт конца девятнадцатого века , который всю жизнь писал одну, правда, очень большую книгу- «Листья травы», добавляя при каждом переиздании новые стихи. Сегодня на суд читателя я выношу свои верлибры. Возможно, его, привыкшего к определенной напыщенности и «красивости», покоробит то, что я сравниваю влюбленных мужчину и женщину с пластилиновыми шариками, а в другом верлибре поцелуй с огнетушителем…Что могу ответить? Мне так нравится. Меня не шокирует, если подобное встречаю у других. В этих, кажется, донельзя приземленных бытовых сравнениях вижу глубокий смысл-это свежо, неожиданно, не захватано еще чужими руками».

Чтение верлибров(учащимися).

О творчестве:

а) Поэзия мудра, потому что искрення,

Свежа как утро, потому что выстрадана.

Сильна как выстрел, потому что пламенна.

Вечна как выстрел, потому что коротка.

б) На разбитой пишущей машинке судьбы,

Ударяя одним пальцем по буквам-дням,

Сочиняю упорно свою жизнь

на серых листках бытия.

Может быть, в моей исчерканной рукописи

Безжалостный редактор-время

Обнаружит пару талантливых строк?

О любви:

а) Мы как два пластилиновых мягких шарика,

Которых легко катало по жизни.

Столкнувшись, мы словно срослись,

Обретя друг в друге опору…

Но теперь мы снова по - одному.

А сплюснутые наши бока

Все ищут и ищут былую опору.

Сколько еще надо кататься,

Чтоб вновь стать круглыми?

б) Мне хочется обнимать тебя так,

Чтобы ты кусала губы

И плакала от боли.

А потом хочется взять тебя на руки

И закрывать, оберегая

Даже от прикосновения ветра.

Если ты желаешь второго,

Пройди через первое.

Философские стихи.

а) Есть две породы людей: старатели

И те, кто пришел в жизнь как на прогулку.

Последние лениво перелопачивают

Отмерянный судьбой участок,

Надеясь, что в « пустой породе» дней

Мелькнет вдруг золотая песчинка удачи.

Первые же знают, где искать.

И каждый день им прибавляет уверенности,

Что где-то, за многометровым слоем труда и забот,

Ждет их золотая жила истины.

б) Когда на пути есть гора-

Человек взбирается на нее

И становится высоким!

Когда путь ровен-

Человек садится

И смотрит на стертые подошвы…

в) « Не смотри в окно, когда несут умершего,-

Говорит бабушка.-

Смотреть нехорошо, надо выйти на улицу».

И считает это указаньем божьим…

Но мудрость ее проста:

«Если не выйдем сегодня из дома мы,

То кто завтра выйдет проводить нас?!»

Набережные Челны.

Ты живешь на первом этаже-

и видишь среди цветочных клумб

играющих веселых детей.

Он живет на втором-

и видит зеленеющие кроны

молодых березок и лип.

Третий живет на третьем-

и видит светящиеся окна общежития,

где живет любимая.

Четвертый живет на четвертом-

и видит на своем балконе

целующихся голубей.

Пятый живет на пятом-

и видит высотные белые дома

больших новостроек.

Шестой живет на шестом-

и видит за широкой дорогой

корпуса родного «КАМАЗА».

Седьмой живет на седьмом-

и видит грибной лес

за зеркальной камской гладью.

Я живу на восьмом-

и вижу одним из первых,

как встает над степью солнце.

Слово учителя.

Ребята, вот и подошло к концу наше занятие. Надеюсь, что оно заставит вас задуматься о том, какой должна быть ваша речь. Конечно, на уроках вы изучаете литературный язык, его нормы, готовитесь к ЕГЭ. Но хочется, чтобы и повседневная ваше общение друг с другом было приятным не только для вас самих, но и для слуха окружающих. Ведь еще Н.М.Карамзин писал: «Богатство языка есть богатство мыслей…». Учитесь у поэтов, наших земляков, бережному отношению к слову. И как советовал М.Гоголев, смотрите чаще на закат!

Во время безоблачного заката,

Когда солнце заходит за горизонт,

В глаза может сверкнуть

Яркий зеленый луч.

Есть примета:

Кто его видел - будет в жизни счастлив!

Я теперь всегда смотрю на закаты,

Но в счастье, которое приносит луч,

Не верю.

Но нет!

Не наивен был тот,

Кто придумал примету.

При закате невольно думаешь

О смысле жизни,

О прожитом дне

И понимаешь, что всему есть свой закат…

Если б мы почаще думали над этим,

То давно бы знали,

Где оно- Счастье!

Смотрите!

Смотрите, люди, на закат!











© 2010-2022