План-конспект урока по литературе: Поэтический мир М. Ю. Лермонтова

«Как часто силой мысли в краткий час/ Я жил века и жизнию иной,/ И о земле позабывал, Не раз/ Встревоженный печальною мечтой,/ Я плакал, но все образы мои,/ Предметы мнимой злобы иль любви,/ Не походили на существ земных./ О нет! Всё было ад иль небо в них», – эти строки написаны Лермонтовы в 17 лет. «Ад иль небо», кромешный мрак и божественный свет, две столь противоположные крайности в душе, между которыми разрывается она, всякий раз являя в своих стремлениях то хаос смятения, то гармонию устр...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока по литературе: Поэтический мир М.Ю. Лермонтова.

Автор: преподаватель русского языка и литературы Луферчик Ангелина Станиславовна

Организация: ГБОУ РХ СПО «Черногорский горно-строительный техникум»

Тип урока: комбинированный

Цели:

  1. Знать основные темы и мотивы лирики М.Ю.Лермонтова;

  2. Понимать своеобразие художественного мира поэта;

  3. Совершенствовать навык анализа текста на уровне содержания (темы, мотивы, идеи) и формы (изобразительно-выразительные средства);

  4. Развивать основные рече-мыслительные умения (сравнение, обобщение, анализ, синтез);

  5. Развивать эмоционально-ценностные компетенции.

Концепция: монографическое изучение творчества поэта.

Факторы изучения данной темы:

  • субъективизм лирики М.Ю.Лермонтова;

  • условность выделения в лирике поэта определенных тем и мотивов;

  • взаимопроникновение поэтических образов и символов;

  • трудность выделения временных этапов эволюции поэта;

  • постоянное творческое переосмысление раннее написанного (возврат поэта к темам ранней лирики).

«Утеряв «бездну пространства» каждого

пушкинского слова, Лермонтов создает

«бездну движений», в которой тонут

слова и стихи»

Л.В.Пумпянский

План:

  1. Вступление: Лермонтов наряду с Пушкиным основоположник русской классической литературы.

  2. Создание субъективного представления о лирическом герое М.Ю. Лермонтова через восприятие художественного текста.

  3. Определение основных тем и мотивов лирики Лермонтова через истолкование поэтических текстов

  4. Определение концепции мира и человека в лирике М.Ю.Лермонтова.

Словарик для дальнейшей работы:

  1. Рифма - созвучие окончаний стихов. Рифма - важнейший фактор ритма в стихотворном тексте: она отмечает границы стихов и связывает стихи между собой (рифмы мужские (- -̷) и женские (-̷ -); парная (аабб), перекрестная (абаб, опоясывающая (абба)).

  2. Эпитет - образная характеристика какого-либо предмета или явления, выраженная прилагательным. Функция эпитета - в выделении среди других определенного свойства или признака изображаемого предмета.

  3. Сравнение - уподобление изображаемого предмета, явления какому-либо другому по общему признаку. Сравнение включает в себя объект сравнения (описываемое явление), средство сравнения (предмет, с которым сравнивают) и основание сравнения (общий признак).

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний и умений: стихотворение А.С. Пушкина наизусть.

  3. Новая тема. Слово учителя.

    1. Вступление: М.Ю.Лермонтов - крупнейший поэт России, основоположник наряду с А.С.Пушкиным русской классической литературы.

Вопрос к студентам: Как вы думаете, почему на уроках литературы в изучение творчества Лермонтова следовало, как правило, сразу же за творчеством Пушкина? (По хронологическому порядку (дате жизни)).

Лермонтов такое же «светило русской поэзии», как и Пушкин. Лермонтова называют «преемником Пушкина».

- Вопросы к студентам :

- Какие стихотворения вам известны? («Море», «Парус», «Узник», «Три пальмы»).

- Нет ли у Лермонтова стихотворений созвучных с пушкинскими? («Узник», «Пророк»)

3.2. Создание субъективного представления о лирическом герое М.Ю. Лермонтова через восприятие художественного текста.

Выразительное чтение стихотворений М.Ю.Лермонтова («Ангел», «Монолог», «Молитва», «Благодарность»).

Работа с цитатой М.М.Дунаева, автора книги «Православие и русская литература».

Задание: Выскажите свое мнение по цитате М.М.Дунаева.

«Как часто силой мысли в краткий час/ Я жил века и жизнию иной,/ И о земле позабывал, Не раз/ Встревоженный печальною мечтой,/ Я плакал, но все образы мои,/ Предметы мнимой злобы иль любви,/ Не походили на существ земных./ О нет! Всё было ад иль небо в них», - эти строки написаны Лермонтовы в 17 лет. «Ад иль небо», кромешный мрак и божественный свет, две столь противоположные крайности в душе, между которыми разрывается она, всякий раз являя в своих стремлениях то хаос смятения, то гармонию устремленности к Творцу, но чаще всего парадоксальное смешение того и другого… Противозначные полюса создают мощно напряженное пространство. Это полярное напряжение не успокаивает душу, но способно лишь сильнее взорвать боль, страдание, муку, терзание страстей. Любимые слова Лермонтова: страдание, страсть, мука».

Слово учителя: Лирика Лермонтова - это лирика одиночества, тоски. Так, даже переводы делая переводы стихотворений, Лермонтов находил в них свою тематику.

Лирический герой - образ поэта в лирике, художественный «двойник» автора в условном мире художественного произведения. Это четко очерченная фигура, имеющая свою художественную биографию.

Лирический герой Лермонтова одинок, печален.

Особенности лирического героя Лермонтова:

  • свобода - абсолютная ценность - идеал свободы недостижим, но он готов заплатить за нее даже жизнью («Мцыри»);

  • погружен в безысходное разочарование, необыкновенно чуток к природе («Тучи», «Утес», «Парус»);

  • всегда ярко представляет романтическое двоемирие - чем хуже земная жизнь, тем сильнее устремление к небу, к Богу;

  • в реалистической лирике («Бородино», «смерть поэта») переживает враждебное отношение к власти.

Вывод: Мотив одиночества неотделим от темы любви в лирике поэта. По Лермонтову, «любить стоит только невозможное - тот идеал или в будущем («бесплотное видение»). Тоска, тревога лирического героя раскрываются и через мир природы.

3.3. Определение основных тем и мотивов лирики Лермонтова через истолкование поэтических текстов

Задание: соотнесите каждое стихотворение с предложенными темами (мотивами).

  1. «Письмо» (1829), «Чаша жизни» (1831), «И скучно и грустно» (1840), «Нет, я не Байрон…» (1836), «Нет, не тебя так пылко я люблю…» (1841)

  2. «Монолог» (1829), «Пророк» (1841), «Исповедь» (1831), «Листок» (1841), «Как часто пестрою толпою окружен…» (1840)

  3. «Жалобы турка» (1829), «Парус» (1832), «Желание» (1832), «Кинжал» (1837), «Когда волнуется желтеющая нива…» (1837)

  4. «Бородино» (1827), «Прощай, немытая Россия» (1840), «На севере диком…» (1841), «Ангел» (1831), «Нищий» (1830)

  5. «Из-под таинственной, холодной полумаски…» (1841), «Утес» (1841), «Узник» (1837), «Сосед» (1837), «Пленный рыцарь» (1840)

  6. «Я к вам пишу» (1840), «Кавказ» (1830), «Родина» (1841), «Соседка» (1840), «Тучи» (1840)

Основные темы и мотивы:

а) Тема судьбы поколения (отрицание существующей действительности, бездуховность общества)

б) Тема одиночества (мотив непонятости, усталости и безысходности)

в) Тема Родины (обращение к отечественной истории и поиск идеалов в прошлом)

г) Тема природа (природа как одухотворенная красота и как отражение трагических моментов жизни человеческой души)

д) Тема любви и дружбы (страсть и страдание как составляющие любви, поиск духовной близости и понимания)

е) Тема самопознания (противоборство земных и небесных сил, богоборческие мотивы)

ж) Тема избранности (судьба поэта и его творений)

Вопрос к студентам:

В чем своеобразие каждой предложенной темы в лирике М.Ю.Лермонтова?
Всегда ли можно однозначно определить тему стихотворения? Почему?

Вывод: поэтический мир М.Ю.Лермонтова характеризуется сильным субъективным началом, и как следствие - условность выделения в лирике поэта определенных тем и мотивов и взаимопроникновение поэтических образов и символов.

3.4. Определение концепции мира и человека в лирике М.Ю.Лермонтова.

Задание студентам: составить монологическое высказывание на тему «Я» и природа», «Я» и люди», «Я» и Творец» с опорой на предложенные стихотворения и вопросы; выбирать близкую им тематическую группу стихотворений М.Ю.Лермонтова.

«Я» и природа

«Я» и люди

«Я» и Творец

Парус

Дума

Сон

Тучи

Монолог

Когда волнуется желтеющая нива…

Сосна

Как часто пестрою толпою окружен…

Молитва

Утес

И скучно, и грустно…

Благодарность

Листок

Отчего

Выхожу один я на дорогу…

Синие горы Кавказа…

Нет, не тебя так пылко я люблю…

Когда волнуется желтеющая нива…

Я не унижусь пред тобой…

Горные вершины…

4. Вывод-обобщение:

Выбрать и прокомментировать цитату, которая, по вашему мнению, наиболее точно отражает своеобразие поэтического мира М.Ю.Лермонтова.
- «Лермонтов никуда не приходит, а только уходит… Вы его вечно видите «со спины». Какую бы вы ему «гармонию» ни дали, какой бы вы ему «Рай» ни насадили, - вы видите, что он берется «за скобку двери»… «Прощайте! ухожу!» - сущность всей поэзии Лермонтова. Ничего, кроме этого. А этим полно все». (В.В.Розанов)
- «Я - та особа, у которой бываю с наибольшим удовольствием… лучший мой родственник - я сам». (М.Ю.Лермонтов)

  1. Домашнее задание (на выбор): Выучить стихотворение М.Ю.Лермонтова

Справка для учителя:

Основные темы и мотивы творчества М.Ю. Лермонтова:

  • тема судьбы поколения (отрицание существующей действительности, бездуховность общества);

  • тема одиночества (мотив непонятости, усталости и безысходности);

  • тема Родины (обращение к отечественной истории и поиск идеалов в прошлом);

  • тема природы (природа как одухотворенная красота и как отражение трагических моментов жизни человеческой души);

  • тема любви и дружбы (страсть и страдание как составляющие любви, поиск духовной близости и понимания);

  • тема самопознания (противоборство земных и небесных сил, мотив духовных посков);

  • тема избранности (судьба поэта и его творений).

Основные темы и мотивы лирики М.Ю. Лермонтова:

  • жажда свободы, вольности, борьбы («Парус», «Узник», «Пленный рыцарь);

  • разочарование, одиночество, поиск гармонии в отношениях с окружающим миром («В минуту жизни трудную...», «И скучно и грустно», «Горные вершины», «Утес», «Листок», «Когда волнуется желтеющая нива...»);

  • любовь-страдание («Нищий», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Расстались мы, но твой портрет...»);

  • критика самодержавия и светского общества («Прощай, немытая Россия...», «Смерть поэта»); осмысление судьбы своего поколения («Дума»); положение народа и Родины («Родина», «Бородино»);

  • трудность поэтического призвания и высокое предназначение поэзии («Я жить хочу! хочу печали...», «Не обвиняй меня, Всесильный...», «Поэт», «Пророк»);

Главная тема творчества Лермонтова - личность в процессе самопознания и самовоплощения. Лирика Лермонтова - это летопись процессов самопознания и самовоплощения, становления души, и в этой исповедальности - истинное художественное открытие автора. Лирический герой Лермонтова предельно близок автору.

Душа и личность интересуют Лермонтова как главные реальности бытия. Тайна жизни и смерти воспринимается им в рамках вечной жизни духа. Миропонимание поэта строится на понятиях личности и Судьбы. Духовный мир поэта и мир внешний поражают своей раздробленностью, нарушением взаимосвязей. Тяга к идеалу, к высшему совершенству при осознании несовершенства мира и человека - удивительная, чисто лермонтовская черта. Противоборство сил добра и зла в душе человека - основной конфликт лирического героя Лермонтова. Именно поэтому одного из ранних своих автобиографических героев назвал он «странным человеком». Исследование духовного мира человека бесконечно, и эту бесконечность открыл русской литературе М.Ю. Лермонтов.

Основной творческий принцип поэта сформулирован в «Герое нашего времени»: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа...» Исследуя истоки добра и зла, Лермонтов приходит к пониманию важнейшего жизненного закона: и добро и зло находятся не вне человека, но внутри него, в его душе.

Своеобразие художественного мира М.Ю. Лермонтова

Творческая деятельность М.Ю. Лермонтова протекала в годы жесточайшей политической реакции, наступившей после восстания декабристов в 1825 году. Эта общественная обстановка наложила отпечаток на поколение, к которому принадлежал и Лермонтов, на его характер и творчество. По стихам поэта можно проследить судьбу поколения. Между поэтом и жестокой действительностью, которая извращала и уничтожала самые возвышенные чувства, сложились враждебные отношения, конфликт, который не мог закончиться примирением. Его разрешение неминуемо предполагало гибель одного из действующих лиц исторической драмы. Созданный реакцией общественный климат убил Лермонтова-человека, но Лермонтов-поэт, как бы предугадавший свою участь задолго до катастрофы у подножия горы Машук, нанес самодержавному режиму неотразимый нравственный удар. Права личности стали для Лермонтова единственным критерием оценки действительности.

Лермонтов начал свой творческий путь как поэт романтического направления и, воплощая идеи протеста против окружающего его общества, увлекаясь мечтами о светлом будущем, стал ярким творцом гражданственного, философско-психологического романтизма. Но уже в первых романтических произведениях Лермонтова возникали и росли реалистические тенденции (социальная среда в «Маскараде»). Отражая более сложный период развития общественной мысли, Лермонтов, по мнению И.А. Гончарова, «опередил Пушкина глубиною мысли, смелостью и новизною идей и полета».

Поэт разделяет передовые политические идеи, отвергая деспотизм. В стихотворении «Жалоба турка» лирическому герою душно в государстве рабства и цепей:

Там рано жизнь тяжка бывает для людей,

Там за утехами несется укоризна,

Там стонет человек от рабства и цепей!..

Друг! Этот край… моя отчизна!

В зрелой лирике критика Лермонтова становится социально острой и более конкретной. Протест и желание «дерзко бросить железный стих, облитый горечью и злостью», реализуются. Именно таким «железным стихом» стало стихотворение «Дума». В нем звучит упрек поколению в бесцельности и бесследности его существования, в бездушности и внутренней опустошенности:

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее - иль пусто, иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно.

Толпой угрюмою и скоро позабытой

Над миром мы пройдем без шума и следа,

Не бросивши векам ни мысли плодовитой,

Ни гением начатого труда.

В стихотворении «Прощай, немытая Россия…» горький оттенок скорби и негодования сменяется презрением и ненавистью к «стране рабов, стране господ», «к мундирам голубым» и «преданному им народу». Поэт противопоставляет себя этой «немытой России» и стремится покинуть ее:

Быть может, за стеной Кавказа

Сокроюсь от твоих пашей,

От их всевидящего глаза,

От их всеслышащих ушей.

Но даже в обстановке жесточайшей реакции поэта не покидает желание бунта. В стихотворении «1 января 1840 года» он опять упрекает поколение в бездушности, внутренней опустошенности.

Сложное противоборство чувств, трагизм судьбы поэта в светском обществе открывается в стихотворении «Смерть Поэта», написанном Лермонтовым после трагической гибели А.С. Пушкина. Скорбь и горечь, грусть и восхищение, боль и негодование звучат в стихотворении. В стихотворении три героя: Пушкин - «невольник чести», светская толпа и поэт, ее клеймящий и оплакивающий Пушкина. Толпа не оценила истинного таланта, не поняла подлинного искусства. Поэт открыто указывает на истинных убийц - это бездушное светское общество, которое направляло руку убийцы:

Вы, жадною толпой стоящие у трона,

Свободы, Гения и Славы палачи!

И в этом обществе Пушкин был так же одинок, как и Лермонтов:

Восстал он против мнений света

Один, как прежде… и убит!

В последней части стихотворения поэт выносит приговор убийцам и высказывает веру в возмездие:

И вы не смоете всей вашей черной кровью

Поэта праведную кровь!

Восхищаясь мятежностью поэта, Лермонтов одновременно осознает напрасность этого одинокого бунта, потому что свет неисправим, он равнодушен, низок и вероломен. В этом стихотворении по-декабристски звучат набатные ноты обличения рабства и деспотизма и остро поднят вопрос о роли и положении поэта в современном обществе.

Лермонтов выступал с гневным обличительным протестом против тех порядков, которые царили в России. В его произведениях звучит презрение к современности, отрицание ее, жажда борьбы и тоска, отчаянье от сознания своего одиночества и бессилия. Но это презрение поэта выражено не к родине, а к историческому моменту, в котором жил поэт.

Тема Родины занимает в творчестве М.Ю. Лермонтова одно из ведущих мест, но раскрывается им неоднозначно. Лермонтов создает конкретно-исторический образ России, он тесно связан с темой «потерянного поколения», важной для творчества поэта. Тема исторической судьбы поколения 30-х годов раскрыта в стихотворении «Бородино». Это отклик на события 1812 года, поэт говорит о героическом прошлом России. Стихотворение представляет собой как бы диалог поколения поэта с поколением отцов, участников войны, в лице старого солдата. Устами старого солдата автор упрекает «нынешнее племя» в бессилии:

Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри - не вы!

При этом Лермонтов явно делает на этом акцент, повторяясь. Прославляя подвиги предшественников, поэт осуждает современников за бесславно прожитую жизнь. Образ России и отношение к ней у поэта двояки. В стихотворении «Родина» он говорит:

Люблю отчизну я, но странною любовью!

а в стихотворении «Прощай, немытая Россия…» поэт презирает «страну рабов, страну господ». В стихотворении «Жалоба турка» поэт пишет о стране, где «стонет человек от рабства и цепей», и с горечью признается:

Друг! этот край… моя отчизна.

Лермонтов выступал с гневным обличением порядков самодержавной России николаевского времени, но социальная несправедливость, царящая в обществе, не способна была искоренить его любовь к отчизне. В стихотворении «Спеша на север из далека…» он говорит:

Боюсь сказать! - душа дрожит!

Что если я со дня изгнанья

Совсем на родине забыт!

Необычность любви Лермонтова к Родине в том, что эта любовь контрастна - духовной жизни лирического героя противопоставлена общественная, и они не гармонируют друг с другом. И зрительные впечатления преобразуются в философские раздумья, где реальные образы становятся воплощением общих закономерностей бытия. Это такие стихотворения, как: «Тучи», «На севере диком…», «Утес», «Три пальмы», «Парус» и другие. Здесь запечатлена не просто одухотворенная красота природы, а трагические явления в жизни человеческой души. В 1840 году перед отъездом на Кавказ Лермонтов пишет стихотворение «Тучи». Стихийное странничество туч сопоставлено с изгнанничеством поэта:

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

С милого севера в сторону южную.

Тучи, облака - устойчивые символы абсолютной свободы у поэтов-романтиков. В стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива…» запечатлены редкие мгновения гармоничного слияния поэта с природой и состояние просветленности, которое смиряет душевную тревогу поэта, его сомнения в возможности счастья на земле, его одиночество:

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе,

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога…

Для Лермонтова природа - предпочтительный собеседник, бесконечный источник гармонии и жизни, верный путь к единению человека и мира. Это та красота, ради которой стоит жить. В стихотворении «Родина» поэт задает вопрос:

Но я люблю - за что, не знаю сам -

Ее степей холодное молчанье,

Ее лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек ее, подобные морям…

Все, что дорого поэту, роднит его со своей страной. Он любит простой и надежный лад деревенской мирной жизни, ему дорога «чета белеющих берез», радостна «пляска с топаньем и свистом». Пейзажные детали меняют друг друга: то захудалые, крытые соломой избенки, то признаки довольства - полное гумно и резные ставни - и герой откликается душой на все впечатления окружающей народной жизни. Через образы природы в лирике Лермонтова воссоздается и тот идеальный мир, в который лирический герой уносится мечтой, памятью или воображением. В стихотворении «Как часто, пестрою толпою окружен…» именно мир природы в знакомых герою с детства чертах противостоит маскарадному, подложному, насквозь пропитанному фальшью и неискренностью пестрому свету. «Спящий пруд», туман над полями, темная аллея, опавшие и шуршащие под ногами желтые листья - все это приметы подлинного, реального мира, воссозданного памятью героя. В образах природы материализуется мечта о прошлом, лишь на время заменившая наскучившую, утомительную реальность:

И память их жива поныне

Под бурей тягостных сомнений и страстей,

Как свежий островок безвредно средь морей

Цветет на влажной их пустыне.

Подлинный облик Родины запечатлевается в поэзии Лермонтова через конкретные природные реалии - «желтеющую ниву», скромную «чету белеющих берез», «дымок спаленной жнивы».

Желая сжато сформулировать самое главное отличие Лермонтова от его гениального предшественника Пушкина и подчеркнуть то новое, что Лермонтов сделал в русской литературе, критик-демократ В.Г. Белинский писал в 1843 году: «Пафос поэзии Лермонтова заключается в нравственных вопросах о судьбе и правах человеческой личности».

В творчестве Лермонтова проблема личности не только определяет весь комплекс его остальных идей, но во многом формирует его поэтическую систему. Изучение этого круга вопросов отчасти разъясняет своеобразие художественного метода Лермонтова.

Мир философских идей и представлений Лермонтова своеобразен. Его ни в коем случае нельзя считать поэтическим вариантом какой-либо современной Лермонтову философской системы. Лермонтовские представления о мире самостоятельно складывались на основе социального опыта поэта, а также в результате творческого освоения и переработки им философского опыта современной ему русской, европейской и отчасти восточной культуры.

В статьях Белинского о Лермонтове содержится много важных и точных наблюдений над идейным и художественным своеобразием произведений Лермонтова, не утративших своего значения до наших дней. Белинский видел в Лермонтове народного поэта, выдвигавшего в своем творчестве на первый план «нравственные вопросы о судьбах и правах человеческой личности», и считал его талант могучим, блиставшим почти на пустынном поэтическом небосклоне конца 30-х годов, «без соперников по величине и блеску». В поэзии Лермонтова он видел «бездонный океан» мыслей и чувств.

Вслед за Белинским многие критики, писатели, общественные деятели и литературоведы характеризовали творчество Лермонтова, его художественное мастерство и роль в литературе словами благоговейного преклонения, восторженного восхищения и национальной гордости. Н.Г. Чернышевский считал, что он стал «оригинальнейшим из всех бывших у нас до него поэтов, не исключая и Пушкина». Н.А. Добролюбов, отмечая проницательное умение Лермонтова постичь недостатки современного ему общества, сослался на стихотворение «Родина», в котором поэт стал «решительно выше всех предрассудков патриотизма и понимает любовь к отечеству истинно, свято и разумно». По его мнению, «полнейшего выражения чистой любви к народу, гуманнейшего взгляда на его жизнь нельзя и требовать от русского поэта». Не случайно некоторые исследователи говорят о лермонтовском этапе в развитии русской литературы.



© 2010-2022