Текст к презентации на научно-практическую конференцию

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

Суторминская основная общеобразовательная школа

Текст к презентации на научно-практическую конференцию

Проект Тема: «Молитвеница Земли Смоленской»

Номинация : Православие

Автор: Ученик 7 класса Немченков Андрей

Руководитель: Алексеева Юлия Сергеевна

учитель русского языка и литературы

Д. Сутормино

Февраль 2014

1

Оглавление……………………………………………………………2

Введение………………………………………………………………3

Почему я взял эту тему?....................................................................3

Основная часть

Жизнеописание Матушки Макарии.

-детство;………………………………………………………………………4

-юность;………………………………………………………………………5

-служение людям и Богу (подвиг)………………………………….6-7

-Почитание Матушки Макарии……………………………………………8

-вывод………………………………………………………………8

Социологическое исследование…………………………………….9

Заключение…………………………………………………………….9

Список используемых источников…………………………………10

Приложение…………………………………………………………….11



2

Введение

Однажды на уроке православия учительница нам рассказывала о святых людях на Руси и сказала, что и на нашей смоленской земле жила совсем недавно схимонахиня Макария. Она сказала, кто такие схимонахи, что это высший чин монашества. Это люди, которые ведут аскетический образ жизни. Юлия Сергеевна показывала нам фотографии подвижницы, дом где она жила. Меня это очень заинтересовало.

Я начал изучать ее жизнеописание.

Актуальность выбранной темы обозначена проблемой:

Многие мои сверстники не знают святых подвижников Руси и смоленской области. Не знают кто такие монахи и схимонахи, не знают о тех людях, которые молились за наш народ и нашу землю.

Я поставил перед собой цель узнать как можно больше о великой подвижнице 20 века на смоленской земле схимонахине Макарии;

Рассказать сверстникам о том, каким высоким подвигом была неустанно ни днем ни ночью не прекращавшаяся молитва за Россию, за всех россиян.

Для достижения цели я поставил задачи:

1.Найти информацию по теме исследования( в библиотеке, в музее, из рассказов жителей бывавших у Матушки Макарии).

2.Провести социологическое исследование в школе.

3.Подобрать фотографии по теме.

4.Создать мультимедийное сопровождение по теме

5.Приобщить своих сверстников к изучению жизнеописания схимонахини Макарии.

Предмет исследования: жизнеописание Матушки Макарии.

Методы исследования: исследовательский метод.

Гипотеза: нужно ли знать о святых подвижниках смоленской области.

3

В Смоленской области недалеко от поселка Темкино стоит небольшая деревенька с таким же названием Темкино. Славна эта деревня удивительной Божьей подвижницей, почитаемой многими верующими старицей- схимонахиней Макарией.

Схимонахиня Макария ( в миру Артемьева Феодосия Михайловна) родилась в день Отдания Пасхи, 11 июня в 1926 года, когда Церковь празднует Икону Божией Матери «Споручница грешных» и вспоминает деву-мученицу Феодосию. Она родилась вместе с братом-близнецом. На второй день детей окрестили, в церкви великомученика Георгия, что в селе Кулиши. Настоятелем храма тогда был иеромонах Василий, имевший дар прозорливости. Он хорошо знал семью Артемьевых. Иеромонах Василий сначала окрестил мальчика, дав имя ему Иван, а затем девочку и нарек ей имя Феодосия, что значит «Богом данная». Вынимая ребёнка из купели и подавая её крестной матери на пелёнку, сказал, что девочка хорошая, жить будет, а ходить не будет. Как только младенца Ивана окрестили, он умер. Семья Артемьевых была самой большой в округе: родители, четверо сыновей с женами и детьми, шесть дочерей, одна из которых была замужем, - всего двадцать человек.

Родители Феодосии, пятидесятилетние Михаил Артемович и Феодосия Никифоровна Артемьевы, жили в деревне Карпово Вяземского уезда Смоленской губернии. Глава семейства Михаил Артемович был тогда старшим рабочим на железной дороге. Мать Феодосия Никифоровна работала вместе с мужем на железной дороге. Кроме того, она занималась портняжным делом, шила одеяла, ткала холсты, и в дом к ней приходили с заказами много людей.

Между тем девочка быстро росла, не отставая от сверстников. Однажды к ним в дом пришла старуха- заказчица. Глядя на ребенка, она удивленно произнесла: «Какая маленькая, а уже ходит»- и погладила ее по спинке. Тут же у девочки подогнулись коленки, и она упала. Ей было полтора года, а с трёх она уже не ходила, а только ползала. Несчастные родители возили ребенка к докторам, но лечение результатов не давало.

Когда Феодосии было два года и три месяца, произошло событие, оставившее заметный след в ее жизни. Девочка сидела на полу, на подосланном одеяле, а мать - на лавке. Неожиданно в комнату заглянул неизвестный человек пятидесяти лет. Только отворил дверь и тут же спросил маленькую Феодосию: «Есть ли у вас в доме иконы?»- «А как же удивленно отвечает она,- и здесь, и в другой комнате. Вот икона Святой Троицы, вот Спасителя, вот мученицы Варвары. И лампадочка у нас красивая». Неизвестный человек поведал, чтобы девочку больше по врачам не возили и не отдавали ее в приют. Когда он сидел на лавке от него разливался неземной аромат. Уходя, он сказал: » выучи молитву преподобному Тихону Калужскому» (Основанная им Тихонова пустынь от деревни была километрах в ста). 4

Впоследствии, Феодосия поймет, что этот неизвестный человек был Тихон Калужский Медынский, ставший ее небесным покровителем. ( Имя этого святого она примет, будучи послушницей и монахиней).

Больная девочка стала обузой для большой семьи. Феодосию часто забывали кормить, голодная девочка ползала под столом и рада была найденной там корочке хлеба, оброненной кем-то. Спала прямо на полу под кроватью. Утешение Феодосия находила только в молитве.

В восемь лет засыпает летаргическим сном на две недели. По благословению царицы Небесной она получает дар исцеления. Когда началась война, отца и братьев забрали на фронт, невестки с детьми разъехались по отчим домам, мать уехала к брату в Калугу, а больную девочку оставили умирать. Девочка осталась совсем одна в опустевшем доме, в единственном платьице и без куска хлеба, никому не нужна. Когда немцы занимали деревню, местные жители, положившись на волю Божию привели всех своих маленьких детей в дом к Феодосии, оставили, кто что мог из продуктов, а сами ушли прятаться в лес. Так около юной избранницы Христовой оказалось тридцать шесть детей. «Я зажгла 7 лампад и 12 свечей. Одного младенца взяла на руки, стою на коленочках, молюсь Богу,- вспоминала Матушка. Узнав, откуда- то, что в этом доме прозорливая девочка, пришел немецкий офицер и обратился к Феодосии через переводчика о своей семье, девочка ему ответила все. Офицер остался доволен ответом. И написал записку, предупредив, чтобы она никому не открывала, а показывала записку в окно, тогда ее никто не тронет. Она так и делала. После ухода немцев из деревни, многие жители вернулись, но обнаружили, что некоторым было не куда идти. В дом, где жили прежде Артемьевы, поселился колхозный бригадир. Дом ее заняли, а девочку выгнали .И никто не приютил бедную больную девочку.

В годы войны она осталась на улице, где прожила 700 дней, жила она где попало: спала на снегу, под сараями, пила иногда даже грязную воду, ела зимой снег или, если кто-нибудь даст хлеб, летом ела травку, цветочки. Так и прожила Феодосия на улице. Она много страдала и горячо молилась Господу и Пречистой Матери Божьей. Как - то ей явилась сама Божья Матерь сообщив, что ее возьмут в дом, больше она на улице жить не будет.

Вскоре её подобрала старая 72-х летняя монахиня, мать Наталия, управляющая церковным хором в соседнем селе, которая взяла девочку жить к себе в село Тёмкино. В 1946 году в возрасте 20 лет Феодосия постриглась в послушницы с именем Тихона в честь преподобного Тихона Медынского Калужского. Ещё через 30 лет постриглась в монашество. Через 2 года в 1978 году Тихона принимает высшую степень монашества - схиму под именем- Макария.

Царица Небесная избрала 50-летнюю схимонахиню на Подвиг: она должна была брать на себя страдания и болезни всех, кто обращался к ней за помощью, вместить в свое сердце боль и скорбь России, днем и ночью не переставая молиться за нашу многострадальную Родину, за всех людей. 5

Многие тысячи людей получали по ее молитвам исцеления от своих душевных и телесных болезней. Когда в 90-е годы настало тревожное время, грозящее целостности страны, неустанно молилась она Пресвятой Богородице и услышала в ответ:

- Россия не погибнет!

И в другой раз Царица Небесная являлась: - Землю Российскую никому нельзя продавать! - передавала схимонахиня Ее повеление.

- Матерь Божия запрещение дает, земля хоть и не освященная, но она огражденная. Матерь Божия говорит: «Я наблюдаю!» - Россию бережет и землю Она не отдаст никому».

Эта маленькая хрупкая женщина являла собой пример мужественного и стойкого воина Христова, который всю жизнь положил на алтарь служения Богу и людям. Удивительной чертой, по единодушному мнению тех, кто хорошо знал ее, была премудрость. Однако основой всех дарований ее были смирение и целомудрие.

Сутки напролет, день и ночь, она бодрствовала и молилась о людях, которые шли и ехали к ней со всех концов необъятных российских просторов. Ее молитвенное стояние на коленях напоминало древних столпников и начиналось в 11.00- 11.30 вечера, когда были уже прочитаны общие для всех молитвы на сон грядущий. Перед матушкой ставили для освещения два эмалированных бака с водой и большой керамический чайник с маслом. Гасили многочисленные лампадки, и лишь у иконы, что висела в изголовье кровати, теплился огонек.

Бывали дни, когда в доме собиралось так много народа, что стелили прямо на полу, в том числе и в Матушкиной комнате. Несмотря на неудобства, к полуночи все, находившиеся в доме спали крепким сном.

О ночных молитвах схимонахиня никому не рассказывала. Часам к пяти утра она заканчивала ночное бдение, и ее поворачивали на бок полежать, ведь сама она без посторонней помощи не могла ни лечь, ни усталые ножки вытянуть. Не пропускала она ночного бдения даже во время тяжелой болезни, когда была совсем недвижимой.

Скромный домик, где проживала схимонахиня Макария, превратился в место паломничества. Сюда приезжали со всех концов страны. Были здесь представители духовенства и простые миряне, верующие и неверующие. Старые и молодые, и Матушка знала, кто из них, в чем нуждается и как помочь каждому из них.

Не раз бывала в Темкино и мать Юрия Алексеевича Гагарина Анна Тимофеевна. Гагарин приезжал, и не раз. В последний раз Макария предостерегла его: «Больше не летай, тебе нельзя летать!»

После гибели космонавта схимонахиня попросила отпеть его заочно и молилась об упокоении его души.

Был и такой случай. Жена иерея Владимира приезжала к схимонахине Макарии с больным сыном Васей. Однажды Матушка попросила приехать ее еще раз с мужем, чтобы причаститься. 6

Дорога в Темкино была неблизкая и отцу Владимиру она показалась накладной - жалование он получал маленькое, семья жила бедно. С этими мыслями священник переступил порог Матушкиного дома. А как он вошел в Матушкину комнату, то она протянула ему свернутые в трубочку деньги со словами: «возьмите это на обратную дорогу». А было их там ровно столько, во сколько ему обошелся приезд до Темкино.

О домике своем матушка Макария своим духовным чадам пела такую песню:

«Сей дом благодатный,

Упование Божие, Прибежище Христово

При пути, Яко с нами Бог».

И, действительно, дом Матушки был не только самый нарядный в деревне, но и именно благодатный. Здесь много раз служилась для схимонахини Макарии на антиминсе литургия. Освящалась священниками вода из источника. Здесь на протяжении многих лет являлась своей Избраннице схимонахине Макарии, Сама Царица Небесная. А в феврале 1989 г. в ее доме было явление Божественного Света. При созерцании его прежде всего является чувство живого Бога.

Мы видим перед собой строгую постницу, погруженную в непрестанную молитву. Перед нами человек, наделенный от Бога многими благодатными дарами. Видим удивительную народную утешительницу, которая брала на себя чужие физические болезни и душевные страдания и безропотно несла этот ни с чем несравнимый груз. И именно поэтому внешне она была лет на 20 старше.

18 июня 1993 года, в половине двенадцатого ночи, схимонахиня Макария отошла ко Господу. Последние ее слова были обращены ко всем нам: «Поститесь, молитесь, в этом спасение». Похоронили ее на сельском кладбище села Темкино, где она прожила 50 лет.

Мы с вами видим, как в образе схимонахини Макарии Господь, Своей правдой и благодатью превосходил силы человеческие, и как эта подвижница, превозмогая боль, совершала великое дело Божие, приводя ко Христу и к Его Святой Церкви многих и многих людей. И, видимым знаком того, какова сила Божия, действующая в ней, является нам сегодня и в другие дни, когда народ Божий во множестве своем притекает сюда из разных уголков не только Смоленской области, но из Московской, Калужской, иных областей для того, чтобы почить память этой подвижницы благочестия.

Будем надеяться, что образ схимонахини Макарии будет отзываться в наших сердцах, прежде всего, любовью к Богу. Только Он соделывает из немощного сосуда - Своих подвижников. Многие отцы Церкви, например, Иоанн Кронштадтский, предупреждали христиан о том, что почитание того или иного подвижника больше, чем почитание, Самого Бога, дающего благодать этому подвижнику, является нарушением заповеди любви к Самому Богу. 7

Поэтому, обращаясь молитвенно к схимонахине Макарии, почитая ее подвиг во Христе, мы, прежде всего, преклоняем наше сердце перед Богом, давшему ей и дающему нам Свою нетленную благодать».

Храм-часовня был построен в селе Темкино по повелению Царицы Небесной и на том самом месте, которое указала Матушка Макария в 1990 году. За основу был выбран древнейший из соxранившихся Богородичных храмов 1486 года. В 2000 году по благословению Преосвященнийшего Митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла инициативная группа приступила к строительству Храма.

В алтарную его часть была замурована капсула с закладной грамотой следующего содержания: «В лето 5508-е от Сотворения мира и 2000-е от Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в день Святой Живоначальной Троицы и в седьмую годовщину памяти схимонахини Макарии 5/18 июня заложен сей храм-часовня во имя Смоленской иконы Божией Матери при Патриархе Московском и всея Руси Алексие».

«Сей Крест воздвигнут в память явлений Пресвятой Богородицы схимонахине Макарии» в селе Темкино. «Сей памятный знак установлен в честь неоднократных посещений схимонахини Макарии первым в мире летчиком-космонавтом, Героем Советского Союза, Депутатом Верховного Совета СССР Юрием Алексеевичем Гагариным в 75 годовщину со дня его рождения»

После смерти монахини построили церковь во имя Смоленской иконы Божией Матери в с. Темкино.

Слава о Схимонахине Макарии распространилась по всей России и далеко за пределы нашей Родины .О ней печатаются многие периодические издания газеты и журнал «Православный паломник» выпущен фильм «Пребудет память праведных в веках»,аудио диски. Ныне собирается материал на канонизацию Матушки Макарии.

Вывод

В результате изучения жизнеописания схимонахини Макарии, просмотрев фильм, я понял какой великий подвиг совершала Матушка Макария- терпеливо переносить и брать на себя чужие болезни на себя и через все это воссылать благодарственные молитвы Богу и как сильно надо любить ближнего.



8

Социологическое исследование.

В ходе изучения данной темы меня заинтересовал вопрос, что знают мои ровесники и другие ученики и другие ученики нашей школы о Матушке Макарии.

Я решил провести социологический опрос.

Мною были предложены 4 вопроса:

1.Знаете ли вы кто такие святые, схимонахи, монахи?

2.Нужно ли нам знать о них?

3.Знаете ли вы кто такая схимонахиня Макария, и где она живет?

4.Хотите ли вы узнать подробно о ней?

Мною было опрошено 15 человек с 5 по 8 классы.

В результате выяснилось, что многим ученикам не знакомы такие понятия как схимонах, жизнеописание, не известны такие великие подвижники.

Многие учащиеся считают необходимым знать о подвижниках живших на нашей смоленской земле.

Причины, которые наиболее часто встречались в ответах:

-Чтобы знать и уметь сострадать, чтобы стать добрее, глядя на этих «божьих людей»;

-Чтобы духовно развиваться;

- чтобы просит помощи и защиты через этих людей у Бога.



9

Заключение

Изучение жизни подвижников - эта увлекательная работа, которая закаляет дух, учит смирению, состраданию, доброте, любви к Богу и людям. В своей работе я рассмотрел вопросы о жизни Макарии, о ее подвиге , о почитании людьми великой подвижницы нашего времени.

Проанализировав ответы учащихся школы, я сделал вывод, что все ребята интересуются православной верой и ее праведниками.

Итогом моей работы стала презентация о блаженной Макарии.

В будущем я продолжу работу по изучению жизнеописания святых подвижников земли смоленской. Я очень надеюсь на то, что в скором времени Матушку Макарию канонизируют.

5. Список используемых источников:

1.Книга «Богом данная» жизнеописание схимонахини Макарии.

Автор: Геннадий Дурасов

Издание шестое, исправленное и дополненное

Санкт- Петербург 2002 год

2.Журнал « 1000 советов» за 2013 год.

3.Вырезки из газет «Рабочий путь» за 2006 год

4.Вырезка и газеты «Родные просторы2 за 13 августа 2009 года.

5.Аудио- диск «Пребудет память праведных в веках»

Документальный фильм посвященный 18 летию со дня представления схимонахини Макарии (Артемьевой) 1926-18.06.1993.

6.Интернет- ресурсы

10

Приложение

«Результат опроса учащихся»

Вопросы:

1.Знаете ли вы кто такие святые, схимонахи, монахи?

2.Нужно ли нам знать о них?

3.Знаете ли вы кто такая схимонахиня Макария, и где она живет?

4.Хотите ли вы узнать подробно о ней?

Диаграмма

Текст к презентации на научно-практическую конференцию





11

© 2010-2022