Разработка открытого урока русского языка в 8 классе

 Урок русского языка  на материале  творчества А.С.Пушкина в 8 «А» классе по теме: «Типы простых предложений по наличию главных членов: односоставные и двусоставные предложения». На данном уроке сочетаются различные методы и приёмы проведения занятий:  наглядная презентация по ходу выполнения заданий урока,  беседа, практическая работа, творческая работа (написание миниатюр),  фронтальный опрос.           Цель такой формы урока – развитие навыков самостоятельной аналитической работы и публичного...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Разработка открытого урока русского языка в 8 классеРазработка открытого урока русского языка в 8 классе

Санаторная школа-интернат №2




« Типы простых предложений по наличию главных членов: односоставные и двусоставные предложения».


Провела: учитель русского языка и литературы

Абеуова Зарема Узаковна






2014 год

Урок № 23

Предмет: урок русского языка на материале творчества А.С.Пушкина

Класс: 8 класс

Тема: Типы простых предложений по наличию главных членов: односоставные и двусоставные предложения.

Число:

Цели: 1) обучающая - совершенствование знаний о двусоставных предложениях; знакомство с односоставными предложениями: с главным членом предложения подлежащим и с главным членом сказуемым; распространенные и нераспространенные предложения;

2 ) развивающая - развитие навыков определения грамматической основы предложения; односоставные или двусоставные предложения на основе творчества А.С.Пушкина.

3) воспитательная - воспитание любви к литературному наследию, русскому слову, природе;

Оборудование: мультимедийный проектор; ноутбук, презентация; портрет А.С.Пушкина, сборники стихотворений А.С.Пушкина.

Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение изучаемого материала, эвристический, практический, частично-поисковый.

Применение элементов инновационных технологий:

- межпредметная интеграция (в рамках урока сближаются предметы, близкие по способу познания мира: русский язык и литература),

-дифференцированное обучение,

-использование иллюстративного материала из областей «Литература», «Искусство».

Тип урока: комбинированный урок

Вид урока: решение познавательных задач

Формы работы: индивидуальная, коллективная, в группе.

Ход урока

  1. Орг. момент - подготовка учащихся к уроку.



- Ребята, на дворе осень. Холодно, часто льют дожди. Но несмотря на это, многие любят эту пору года больше, чем остальные сезоны. Осень радует богатым урожаем, красивыми пейзажами и приливом энергии.

Недавние исследования американских учёных показали, что люди, родившиеся осенью, имеют большую продолжительность жизни. Дети, рождённые осенью, имеют хороший иммунитет и крепкое здоровье. Наибольшее количество свадеб приходится именно на осень. Осенние месяца предрасполагают к счастливому браку. Как известно, именно в октябре празднуют «Покрову». Этот религиозный праздник ассоциируется с готовностью свободных девушек выйти замуж. (слайд 2,3)



  1. Целеполагание.



- Мы приступаем к работе над односоставными предложениями и их видами.

Задача нашего урока: - научиться различать виды односоставных предложений, совершенствовать умения сопоставлять односоставные и двусоставные предложения. (слайд 4)



  1. Актуализация знаний.



Обратим внимание на эпиграф нашего урока:



«Поэзия Пушкина - неиссякаемый источник, который, как в сказке, поит « живую воду» всех, кто прикоснется к ней». (слайд 6)



Беседа с классом:



- Почему именно эти слова я записала как эпиграф? ( Сегодня на уроке мы будем говорить о Пушкине и о его стихах).

ОТВЕТЫ: Поэзия А.С.Пушкина вечна, каждое поколение находит в ней для себя самое важное: любовь к родной природе, Родине, женщине; она учит дружбе, помогает стать добрее, гуманнее.

- Сегодня на уроке будут звучать только произведения А.С.Пушкина, и мы будем говорить и писать о нѐм. (слайд 7)



- Что в записанном предложении требует объяснения? ( правописание слов неиссякаемый, прикоснется)



Работа в группах:



( учащиеся объясняют написание и делают морфемный разбор слов)



  1. группа- неиссякаемый -не- иссяк- а- ем- ый



  1. группа- прикоснется- при-кос-н-ет-ся



Один мудрец сказал:



« Я сорвал цветок - и он завял,

Я поймал жука - и он умер у меня на ладони.

И тогда я понял, что прикоснуться к красоте

можно только сердцем». (слайд 8)



И поэзия Пушкина помогает нам всем именно вот в этом: прикасаться к красоте сердцем.

Значит, говоря о стихах Пушкина, можно говорить о сердце, душе, языке.

Обратимся к Пушкинским строкам (записываем в тетради): (слайд 9)



Задание 1



Фонтан любви! Фонтан живой!

Принес я в дар тебе две розы.

Люблю немолчный говор твой

И поэтические слезы.



(«Фонтану Бахчисарайского дворца»)



Словарная работа:



НЕМО́ЛЧНЫЙ- звучащий непрерывно, не затихающий ни на мгновение. (слайд 10)



Задание по группам:



1 гр.- выделить грамматические основы;



2 гр.- морфемный анализ слова немолчный

III. Новая тема.

1) Работа с таблицей.

- На какие группы по характеру грамматической основы делятся предложения? (Односоставные и двусоставные.)

- Какие предложения называются двусоставными? Какие - односоставными?

Все односоставные предложения в зависимости от того, какой главный член предложения

составляет их грамматическую основу, делятся на 2 группы:

-с главным членом предложения - сказуемым;

-с главным членом предложения - подлежащим.

Задание по группам:

Выборочное списывание

- Выпишите только односоставные предложения.

1. Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя. 2. Ведут ко мне коня. 3. Во глубине сибирских руд храните гордое терпенье. 4. Сквозь волнистые туманы пробирается луна. 5. Татьяне грустно. 6. Вот опальный домик.7. Сижу за решёткой в темнице сырой…8. Мороз и солнце! 9. И на обломках самовластья напишут наши имена!

- Какие виды односоставных предложений вы выписали?

Выделите грамматические основы. На какие группы по строению грамматической основы делятся простые предложения? ( Односоставные и двусоставные)

- Как определить, двусоставное или односоставное предложение нам дано?

( Определяем наличие подлежащего и сказуемое, или только одного из них.)

Запишем предложение ( слайд 8)

Задание 2

Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой,

Красою тихою, блистающей смиренно.

(А.С.Пушкин)

-Какую картину рисует поэт?

-Что мы видим за несколькими словами поэта?

Подберите синонимы к слову бранить. (Ругать, выговаривать, отчитывать, порицать, журить.)

-Почему именно этот глагол берется в данном предложении? (Поэт выбирает "бранить", т.к. этот глагол выражает добродушие, ласку - ведь невозможно сердиться на осень, потому что она так хороша!).

-Почему красота осени тихая, смиренная? (Нет гомона птиц, нет яркого солнца, утихли все звуки, природа отдыхает после весѐлого шумного лета и готовится погрузиться в зимний долгий сон).

Выделите односоставное предложение.

-Как вы думаете, почему именно строки об осени мы записали? Ведь у Пушкина много стихов о природе?

(Осень - самая любимая пора поэта, она его вдохновляла). Слайд 11

«Осень подходит, - писал Пушкин Плетневу. - Это - любимое мое время - здоровье мое обыкновенно крепнет, пора моих литературных трудов нарастает». (слайд 12)

И с каждой осенью я расцветаю вновь;

Здоровью моему полезен русский холод;

К привычкам бытия вновь, чувствую любовь,

Чредой слетает сон, чредой находит голод;

Легко и радостно играет в сердце кровь,

Желания кипят - я снова счастлив, молод,

Я снова жизни полон - таков мой организм.

Проведѐм дальнейшие исследования.

Запишем строчки из стихотворений А.С.Пушкина об осени и определим, двусоставные или односоставные предложения использованы в данных отрывках. (слайд 14)

Задание 3

1) Роняет лес багряный свой убор,

Серебрит мороз увянувшее поле. («19 октября».)

2) Октябрь уж наступил - уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей. («Осень».)

3) Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса. (« Осень».)

- А что говорил он о других временах года? ( слайд 15)

4) Пришла, рассыпалась клоками,

Повисла на суках дубов… (« Евгений Онегин».)

5) Зима. Что делать нам в деревне? (« 2 ноября».)

6) Мороз и солнце! День чудесный! ( «Зимнее утро».)

7) По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит. ( « Зимняя дорога».)

ВЫВОД: Что вы можете сказать об этих односоставных предложениях?

(Односоставные предложения имеют только один главный член предложения: или сказуемое, или подлежащее.) (слайд 16)

Задание 4

1. Зима.

2. Оглашено мое уединение.

3. Волшебная зима.

4. Рассыпалась клоками.

Односоставные предложения могут быть распространенными и нераспространенными.

Найдите в записанных нами предложениях нераспространенные.

СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ. (слайд 17)

… Люблю ее снега…4 ( Повествовательное, невосклицательное, простое, односоставное, распространенное).

ВЫВОД ОБ ОДНОСОСТАВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА.

«Пушкин… Это имя нам знакомо с детства»… (слайд 18)

-Создать сочинение-миниатюру с использованием односоставных и двусоставных предложений. (сильные учащиеся 2-3 человека)

А в это время коллективно выполняется следующая работа

Задание 5

ВЫСЛУШАЙТЕ РАССКАЗАННУЮ МНОЮ СИТУАЦИЮ, ПРИВЕДИТЕ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ СТРОЧКИ ИЗ СТИХОВ А.С.ПУШКИНА.

( для этого предлагаю ребятам расслабиться, закрыть глаза и представить воображаемые картины)

- На улице буран. Снег валит, ветер подхватывает снежные хлопья и крутит в бешеном танце. Ветер кричит и воет

( Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя,

То как зверь она завоет,

То заплачет, как дитя.)

- Вы проснулись. Зимнее утро. Холодно. Но светит ярко солнце. Красиво разукрасил мороз окна, и сразу вспоминаются строчки А.С.Пушкина:

( Мороз и солнце! День чудесный!

Еще ты дремлешь друг прелестный!

Пора, красавица, проснись.)

Природа просыпается от долгого сна, оживает под лучами ласкового солнца.

(Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года,

Синея блещут небеса.

Ещѐ прозрачные, леса как будто

Пухом зеленеют).

- Вам трудно расстаться с морем, у которого вы провели прекрасные дни. Как вы с ним попрощаетесь?

( Прощай же, море! Не забуду твоей торжественной красы

И долго, долго слышать буду твой гул в вечерние часы.)

Задание 6- фонетический разбор слов

1 группа- осень

2 группа- мороз

ПРОСЛУШИВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ

(чтение сочинений-миниатюр)

IV. ИТОГ УРОКА.

- К какому выводу мы пришли сегодня на уроке?

- Чему вы научились? ( учились отличать односоставные предложения от двусоставных; узнали, на какие группы делятся односоставные предложения)

-Понравился ли вам урок?

- Да, теперь мы постараемся чаще использовать в своей речи односоставные предложения.

- Вы читали отрывки из стихотворений А.С.Пушкина, разбирали их, обратили внимание на то, что в художественных текстах очень часто встречаются односоставные предложения. Как меняют односоставные предложения произведение?

(ОТВЕТ: при помощи односоставных предложений художественные произведения становятся ярче, действие описывается динамичней).

Вспомним строчки из стихотворения М.Дудина:

« И мир живет, пока в том мире живы твоей души прекрасные порывы, оплаченные пушкинской судьбой». (слайд 19)

V. Домашнее задание. Сообщение оценок за урок.

- Молодцы. Все работали хорошо. А это значит, что тема урока вами усвоена.

Для слабых учеников- составить 6-7 предложений на тему «Осень», подчеркнуть грамматическую основу.

Для сильных учеников- привести примеры односоставных предложений из произведений русских поэтов: А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.А. Фета, Ф.И. Тютчева, А.А. Блока и др. ( Слайд 20)

Урок окончен. Все свободны.









Методический анализ урока русского языка урок русского языка на материале творчества А.С.Пушкина в 8 «А» классе по теме: «Типы простых предложений по наличию главных членов: односоставные и двусоставные предложения».

Предмет: русский язык

Тип урока: урок-изучение нового материала

Тема: «Предложения двусоставные и односоставные»

Продолжительность: 45 минут

Класс: 8

Технологии: межпредметная интеграция (в рамках урока сближаются предметы,

близкие по способу познания мира: русский язык и литература);

дифференцированное обучение; использование иллюстративного материала из

областей «Литература», «Искусство».

Перед школой 21 информационного века стоит задача развития познавательной активности и самостоятельности учащихся. С изменением содержания образования, подходов к образовательному процессу, появлением новых педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных, возможности решения данной задачи существенно расширились.

Сегодня учитель имеет возможность качественно изменить процесс обучения и воспитания: информационные и коммуникационные технологии облегчают творческую работу педагога, помогают совершенствовать и развивать своё мастерство.

При переходе на интенсивный путь развития образования необходимо, в первую очередь, изменить сами методы обучения, найти другие, более современные и доступные способы подачи знаний. Умение самостоятельно работать с информацией, находить, осмысливать, преобразовывать, и, наконец, синтезировать на базе имеющейся информации новые знания - это наиболее перспективное направление развития учебного процесса, которое позволит учащимся в дальнейшем выстроить линию самообразования и саморазвития.

Применение передовых технологий в своей работе я считаю необходимым.

Самое главное - урок рассматривается сегодня не только как деятельность учителя, т.е. как форма обучения, но и как деятельность ученика, т.е. как форма учения.

Тема урока « Предложения двусоставные и односоставные» считается новой для учащихся 8-ого класса, хотя в курсе 5-7 классов мы говорим о предложениях, в которых не бывает или подлежащего, или сказуемого, так как в речевой практике такие предложения встречаются часто. В качестве опережающего обучения я ввожу термин «Двусоставные и односоставные » еще в 5 классе, поэтому эти немногие известные учащимся сведения об односоставных предложениях надо активно использовать, и большое внимание будет уделяться на использование таких предложений в произведениях А.С. Пушкина.

На данном уроке сочетаются различные методы и приёмы проведения занятий: наглядная презентация по ходу выполнения заданий урока, беседа, практическая работа, творческая работа (написание миниатюр), фронтальный опрос.

Цель такой формы урока - развитие навыков самостоятельной аналитической работы и публичного выступления с сообщением, приобретение опыта получения информации.

Цель применения ИКТ на уроке:

- повышение эффективности образовательного процесса за счет одновременного изложения теоретических сведений и показа демонстрационного материала с высокой степенью наглядности;

возможность научить школьников применять компьютерную технику для решения учебных и трудовых задач, за счет практической обработки учебной информации на компьютере,

-организация индивидуальной работы школьников, развитие их познавательной самостоятельности и творчества,

-повышение мотивации к учению за счет привлекательности компьютера, которая возрастает за счет мультимедийных эффектов,

-развитие наглядно-образного мышления, моторных и вербальных коммуникативных навыков учащихся, способствуя тем самым формированию информационной культуры школьников.

В ходе урока достигнуты следующие цели:

-совершенствование знаний о двусоставных предложениях;

- знакомство с односоставными предложениями: с главным членом предложения подлежащим и с главным членом сказуемым; совершенствование знаний о распространенных и нераспространенных предложений;

- развитие навыков определения грамматической основы предложения; односоставные или двусоставные предложения на основе творчества А.С.Пушкина. развитие логических мыслительных операций (сравнение, обобщение), внимание к слову, обогащение речи.

-воспитание любви к литературному наследию, родному слову, природе способствовать воспитанию у учащихся познавательной активности.

Методика данного урока позволила проявить учащимся познавательную активность и интерес к изучаемой теме. Учащиеся отвечали на вопросы, делали верные выводы, делились полученной информацией и мнениями.

При актуализации знаний я обратила внимание учащихся на эпиграф, который

- создает сильную мотивационную установку процессу обучения,

- задает тон всему уроку; выполняет психологическую функцию, обостряя внимание учащихся;

- повышает работоспособность и творческий потенциал коллективной деятельности на уроке;

Эпиграф помог учащимся определить, какой материал будет использован на уроке.

Высказывание мудреца в начале урока определяет взаимоотношения учителя и ученика на уроке, вызывает интерес к изучаемому научному материалу, что повышает работоспособность обучающихся.

Презентация к уроку была выполнена с учетом интеграции ( учащиеся слушали отрывки из произведений писателя, сами читали, рисуя словесный образ и видя наглядно картины природы, отражающие лирическое настроение поэта). Это позволяет активизировать абстрактное мышление детей.

При работе над темой урока был затронут и лексический аспект языка:

( учащиеся определяют лексическое значение слова, подбирают синонимы ( а этот вопрос затрагивается в ЕНТ по русскому языку), обосновывают свои ответы)

Особая роль отводится на уроке творческой работе ( сильные учащиеся пишут сочинения миниатюры на предложенное начало, используя в тексте односоставные и двусоставные предложения, а слабые учащиеся стараются вспомнить отрывки из стихотворений А.Пушкина по словесным прозаическим картинам, нарисованные учителем).

Домашнее задание дано дифференцировано:

Простое задание: составить 6-7 предложений на тему «Осень», подчеркнуть грамматическую основу.

Сложное задание: привести примеры односоставных предложений из произведений русских поэтов: А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.А. Фета, Ф.И. Тютчева, А.А. Блока и др.

Я считаю, что на данном уроке поставленные цели были достигнуты, так как учащиеся усвоили теорию материала, увидели разницу между односоставными и двусоставными предложениями, увидели роль таких предложений в поэзии и прозе.

Использование ИКТ на уроке ориентировало учеников на результативность и успех.

Особое внимание на уроке с применением компьютерной техники уделяются здоровьесберегающим технологиям. На разных этапах урока проводилось смена деятельности, зарядка для глаз, которая органично вписывается в структуру урока.

Этот урок вписывается в мою концепцию преподавания данного предмета, занимая своё нужное место.




© 2010-2022