Статья на тему Размышление словесника

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Размышления словесника.

Напрасны будут все усилия учителя, если у ребенка будет отсутствовать желание учиться.

Сложность обучения русскому языку состоит в том, что русскоязычному ребёнку трудно объяснить, зачем ему нужно изучать русский язык, когда он прекрасно уже общается на этом языке со своими сверстниками. Подчеркну, со сверстниками. И здесь цель учителя обучить ребенка правильно говорить, читать и писать на русском языке не находит о отклика в уме учащегося. Их цели не совпадают.

Заставить любить нельзя, и «кнут» учения, необходимо заменить «пряником» интереса, вызвать желание узнать как можно больше о предмете.

А для чего нужно учить ребенка любить родной язык?

У В.И. Даля, датчанина по родителям, сложилось мнение, что человек является той национальности, язык которой он считает родным. В.И. Даль считал русский язык родным языком, а себя русским. А как знал русский язык В.И. Даль известно: составленный им полтора столетия тому назад словарь русского языка до сих пор поражает полнотой, красочностью изложения, любовью к русскому языку.

Итак, для того чтобы человек считал себя русским, чтобы Родина у него была Россия, чтобы человек мог впитать в себя всю историю своего народа, чтобы доблесть, слава, менталитет предков переходили по наследству ему, то этому человеку надо знать всё богатство, достоинство, правила языка, на котором он говорит и мыслит, Неграмотному человеку трудно иметь достоинство, трудно выйти победителем в жизни, трудно быть ведущим, чаще всего такой человек - ведомый, т.е. зависимый от обстоятельств.

И чем младше возраст ребенка, с которым проводится работа по обучению любви к родному языку, для нас к русскому языку, тем лучшего результата можно ожидать.

Учеными доказано, что особое восприятие к обучению, в нашем примере к языку, к чтению у ребенка сохраняется до 5-ти летнего возраста, дальше идёт только накопление к имеющемуся. Потеря времени в начале обучения практически невосполнима. На этой особенности развития человеческого интеллекта и построено образовательное воспитание детей в учреждениях дошкольного возраста. Но роль семьи, в которой проживает ребенок, в деле воспитания любви к языку - одна из важнейших. Наглядный пример важности языка и связанной с ним жизни. Если в семье брань заменяет язык А.С. Пушкина, а просмотром глянцевого журнала или сводок индекса рубля заканчивается интерес к чтению, то ожидать любви к родному языку у ребенка будет не к месту. Поэтому в семье, где присутствует ребенок, просто необходимо со стороны взрослых, в его присутствии и с его участием не только разговаривать, но читать и писать на родном языке. Пусть недолго, немного, но постоянно и с удовольствием. Личный пример родителей играет огромную роль в воспитании у ребенка любви к родному языку.

С каким удовольствием я слушала маму, когда она в короткие минуты отдыха читала для всей семьи особенно ей понравившиеся места из Шолоховской «Поднятой целины» о деде Щукаре, из рассказов Лескова, из «Мертвых душ» Гоголя. Как сочно, с каким удовольствием она повторяла понравившиеся предложения или слова. Как она смеялась! Как мы смеялись! Конечно, были прочитаны и места, где можно было и поплакать. Как можно было не полюбить русский язык и как можно было не полюбить читать, если все это так нравилось и любилось мамой!

О самом чтении.

Кажется, что сложного читать книгу: зная буквы, складывай их в слоги, слоги в слова, слова в предложение - и всё!

Оказывается, нет. К чтению надо приобщиться.

И не просто к чтению, а к правильному чтению. А что такое правильное чтение я хочу показать на примере, где рассказчица едет в поезде с мальчиком и его мамой, и мама восхищается умением сына быстро читать. Участники действа все заняты чтением и происходит следующее:

- А вы за сколько минут страницу прочитываете?- вдруг услышала я голос моего попутчика.

-Не замечала… не считала!

Но тут мой спутник опять заговорил:

-А я заметил: пока вы пятнадцать страниц прочли, я уже двадцать три успел!

- Да зачем ты торопишься: тебе книга не нравится?

-Еще как нравится-то! - ответил он.

-Не торопись, вдумывайся в то, что читаешь, - сказала я.- А то пропустишь что-нибудь важное.

- Важное-то я не пропущу, - ответил он самоуверенно.- Я только одну природу пропускаю, всякие там облака, цветочки-лепесточки.

Поезд уже подходил к станции, я затягивала ремни рюкзака. Хотелось поговорить с парнем. «А ведь читать-то ты, дружок, не умеешь, - хотела я сказать ему. - Из книги берешь самую малость, только цепочку событий. А книга готова дать тебе бесценный клад мыслей и чувств, научит тебя читать не только строки, но и между строк…»

И пока мне думалось, что этих слов он вовсе не поймёт да и не захочет понять, пока я сердилась сама на себя, решая, как бы мне растревожить этого самоуверенного мальчишку, как бы заставить его понять, что вовсе он не победитель в соревновании читателей, а наоборот - тащится позади всех, поезд стал замедлять ход.

Мать мальчика сказала:

- Вы только взгляните: он уже проглотил книгу! Читает лучше всех в классе!

И тут я, наверно, обидела её:

- Вы заблуждаетесь, - сказала я.- Он вовсе не умеет читать. (По Э. Цурупа).

Кстати сказать, русский читатель узнал о природе своей страны в конце XVIII- начале XIX в. из стихов выдающегося русского поэта Гаврилы Державина.

Спросите себя, что вы знаете о кузнечике? А вот что мы можем узнать со слов поэта:

Стихотворение Державина «Кузнечик»

Счастлив, золотой кузнечик,

Что в лесу куешь один!

На цветочный сев лужечик,

Пьешь с них мед, как господин;

Всем любуяся на воле,

Воспеваешь век ты свой;

Взглянешь лишь на что ты в поле,

Всем доволен, все с тобой.

Земледельцов по соседству

Не обидишь ты ничем;

Ни к чьему не льнешь наследству,

Сам богат собою всем.

Песнопевец тепла лета!

Аполлона нежный сын!

Честный обитатель света,

Всеми музами любим!

Вдохновенный, гласом звонким

На земле ты знаменит;

Чтут живые и потомки:

Ты философ! ты пиит!

Чист в душе своей, не злобен,

Удивление ты нам:

О! едва ли не подобен -

Мой кузнечик - ты богам! (Орфография авторская).

Мы узнали цвет кузнечика - золотой, Песню кузнечика (куешь) - частые удары молоточком, стрекот, говорим мы сегодня. Место обитания - «цветочный лужечик». Приветствуется свобода «Всем любуяся на воле, / Воспеваешь век ты свой;». Когда автор этих строк писал о воле, в России свирепствовало крепостное право. Люди покупались и продавались. Приветствуется мирная жизнь, без стяжательства - Земледельцов по соседству / Не обидишь ты ничем;/ Ни к чьему не льнешь наследству, /Сам богат собою всем. Проповедуется честь: только честный всеми музами любим, честного «чтят живые и потомки».

Вся эта добродетель приравнивается к богам. Хочешь быть подобием богов, будь чист душою, не будь злобным, чти волю, не будь стяжателем, уважай соседей.

Вот как много можно узнать о правилах общественной жизни, прочитав стихотворение о природе, о цветочках.

Читать нужно внимательно и всё! Только тогда можно понять смысл прочитанного.

Конечно, дети разные по темпераменту, по интересу, по психике, но тут задача родителей методом проб и ошибок найти тему, которая была бы интересной конкретному ребенку. Родители, родители и еще раз родители своим личным примером делают своего ребенка или гражданином России или жителем России. Гражданину России будет интересно изучать свой родной язык, жителю России достаточно зачаточного знания языка, на котором он вынужден общаться с окружающими.

Родители, сами следите за своей речью, общайтесь с ребенком на правильном русском языке, окружите его предметами национальной культуры, национальных обычаев. Сами относитесь к этим предметам с подобающим уважением. Ненавязчиво возбудите интерес к ним у ребенка или историей, связанной с предметом, или добрым вымыслом.

Поощряйте проявленный интерес, особенно если ребенок захочет выучить наизусть понравившееся стихотворение, песню, рассказ. Это относится как к ребенку дошкольного возраста, так и к школьнику (школьнице).

Эдуард Радзинский ставил перед собой задачу: каждый день наизусть выучить одно стихотворение. И делал это. Ко всему прочему это очень способствует развитию памяти.

Что же касается преподавания в школе, то тут всё зависит от специалиста, учителя, педагога.

Его знание, желание, умение доходчиво объяснить, сделать простыми сложные для ученика правила родного языка и являются основой для возникновения желания изучать этот предмет. При этом все вышеперечисленные способы воспитания в учащемся любви к родному языку, применяемые родителями, с успехом используются и преподавателями.

Особо необходимо отметить, где есть переплетение интереса родителей и учителя, там наблюдается качественный результат. Интерес с одной стороны такого результата не дает.

Учитель русского языка и литературы

высшей категории ГБОУ Школа №423

Пряхина Татьяна Михайловна




Литература:

- «Русская поэзия 1801-1812». Составители А. Архангельский, А.Немзер. Москва «Художественная литература» 1989 г.

- Интернет. «Русский язык: учить или любить?» Статья Светланы и Елены Синякиных.


© 2010-2022