НЕ с глаголами

Урок можно использовать и в начальной школе.Цели: повторение раздельного написания не с глаголами, знакомство с глаголами – исключениями; развитие умения применять правило написания не с глаголами; воспитание любви к родному языку.Языковым материалом урока являются пословицы и загадки. На уроке используется грамматическая сказка Ф. Кривина " Сила любви".
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Не с глаголами.

Цели: повторение раздельного написания не с глаголами, знакомство с глаголами - исключениями; развитие умения применять правило написания не с глаголами; воспитание любви к родному языку.

Ход урока.

  1. Орг. момент.



  1. Сообщение темы и цели урока.



  1. Словарная работа.

-На доске вы видите уже знакомые вам словарные слова: беседовать, желать, гореть, сверкать, стремиться. Докажите, что все эти слова являются глаголами.

(Слова беседовать, желать, гореть, сверкать, стремиться являются глаголами, так как они обозначают действие предмета и отвечают на вопрос что делать?)

-В какой форме даны эти глаголы?

(Эти глаголы даны в неопределенной форме.)

4. Переход к теме урока.

-Запишите эти глаголы в форме прошедшего времени с не. Как вы их напишите с не?

(Раздельно.)

-Почему?

Запись в тетрадях и на доске:

Не_беседовал, не_желал, не_горел, не_сверкал, не_ стремился.



  1. Работа с карточками.

Выписать из пословиц не с глаголами, обозначить орфограмму .

1)Волков бояться - в лес не ходить. 2)Не гордись званьем, а гордись знаньем. 3)Упрямого ничем не убедишь. 4)Ученый знает, а все - таки спросит, а невежда не знает и не спрашивает. 5)Без удобрений не будет растений.



  1. Запись под диктовку.

Записать под диктовку загадки вместе с отгадками, обозначить орфограмму.

1)Конь стальной овса не просит, а пашет и косит. (Трактор.) 2)Черненькая собачка, свернувшись, лежит, не лает, не кусает и в дом не пускает. (Замок.) 3)В огне не горит, в воде не тонет. (Лед.)



  1. Чтение грамматической сказки «Сила любви».

Гордую и упрямую частицу НЕ полюбил благородный глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю!», а она ему: «Не верю».

Частица НЕ никогда не подходила к глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды не и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь».

Вздохнул глагол печально и отправился по словарям да учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» И вдруг замерла от неожиданности, оказавшись в объятиях глагола. Так глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама частица НЕ жить друг без друга не могут. ( По Ф. Кривину.)

-Почему в некоторых случаях НЕ пишется слитно с глаголом?

-Чем в этом случае является частица НЕ: словом или частью слова?

-Запишите глаголы, которые с НЕ пишутся слитно.

Невзлюбить, недолюбливать, недомогать, нездоровиться, негодовать, ненавидеть.



  1. Лексическая работа.

Заменить определение понятия одним словом.

1)Сомневаться, удивляться, не понимать (недоумевать).

2)Возмущаться, выражать неудовольствие (негодовать).

3)Принуждать, заставлять делать что - то против воли (неволить).

4)Чувствовать себя не совсем хорошо (недомогать).



  1. Объяснение д/з.

  2. Подведение итогов урока.

© 2010-2022