- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Роль природы в рассказе Бежин луг
Роль природы в рассказе Бежин луг
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Бондаренко Е.В. |
Дата | 19.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок по литературе в 6 классе по теме: «Роль пейзажа в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»
Тип урока: Урок открытия нового знания
Цель: формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием, чувства патриотизма на основе изучения рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг»
Задачи:
- выявить своеобразие пейзажа и его роль в художественных произведениях И.С. Тургенева на основе анализа текста;
- определить роль изобразительно-выразительных средств в изображении пейзажа.
- развивать коммуникативную компетентность обучающихся;
- формировать информационную культуру обучающихся через работу с текстом художественного стиля; воспитывать духовные ценности на основе личностного осмысления прочитанного, нравственного опыта других людей.
Планируемые результаты
Личностные результаты
-Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к Отечеству.
Метапредметные
-
познавательные: способность извлекать информацию из текста, анализировать её, выдвигать гипотезу
-
регулятивные: умение вести самостоятельный поиск информации, анализ и отбор
-
коммуникативные: уметь слышать собеседника, вести конструктивный диалог
Предметные
-
Определение в произведении изобразительно-выразительных средств языка, пейзажа, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения
Ученик по окончании изучения темы урока:
- знает понятия: пейзаж, эпитет, метафора, сравнение;
-умеет находить эпитет, метафору, сравнение в тексте - описание природы;
-владеет навыками анализа художественного текста - описание природы.
Оборудование урока: презентация, музыка Чайковского, рисунки учащихся, карточки с текстом, таблицы.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Этап
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
1) Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
Здравствуйте те, кто любит читать!
Здравствуйте те, кто любит исследовать!
Здравствуйте те, кто любит творить!
Демонстрирует слайды с картинами природы под музыку П. И. Чайковского «Июнь. Баркарола» читает стихотворение Рыленкова Н. «Все в тающей дымке…»
- Какие чувства вызывают у вас картины родной природы?
Настраиваются на урок, трое учащихся перед классом читают стихотворения под музыку.
Познавательные УУД: активизация мышления при рассматривании фото
Формирование познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД через чтениеучащимися литературных произведений.
6 уч-ся читают стихи.
Общеучебные УУД: построение логической цепочки рассуждений.
2) Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.
Создает проблемную ситуацию:
-Как вы думаете, о чём сегодня мы будем говорить?
Определите тему нашего урока.
- Что такое пейзаж?
- Мы не случайно начали наш урок так, предполагая продолжить работу над произведением, с которым познакомились на предыдущем уроке.
-Как оно называется и кто его автор?
- Какие цели поставим?
- Отвечают на вопросы
- Пейзаж
Описание картин природы
Рассказ «Бежин луг» Ивана Сергеевича Тургенева
Роль пейзажа в рассказе И.С.Тургенева
«Бежин луг»
- Мы познакомимся со своеобразием тургеневского пейзажа, определим его роль в рассказе, проанализируем, как писатель использует выразительные средства языка для создания картин природы.
ПУУД:структурирования знания;
РУУД: принятие и сохранение учебной задачи;
КУУД: формулирование собственного мнения;
ЛУУД: формирование ценностных ориентиров
3) Этап выявления места и причины затруднения.
- Человек с чутким сердцем, человек, любящий землю, открывает для себя много нового, интересного, постигает величие, красоту в малом, неярком, неброском. Кто-то скажет, и вы, наверное, слышали это утверждение, что за границей все красивее, лучше, чем у нас, в том числе и природа. Как тут не вспомнить высказывание К. Паустовского:
"Я никому не поверю, что есть на нашей земле места скучные и не дающие никакой пищи ни глазу, ни слуху, ни воображению, ни человеческой мысли. Только так, исследуя какой - нибудь клочок нашей страны, можно понять, как она хороша и как мы сердцем привязаны к каждой ее тропинке, роднику и даже к робкому попискиванию мелкой пичуги"
Любил свой родной край и И.С. Тургенев. Будучи охотником, он исходил десятки верст по родной земле. Тонкий наблюдатель, психолог, художник, он мастерски отобразил увиденное в слове, создавая неповторимые пейзажные зарисовки, например, в цикле рассказов "Записки охотника". Один из этих рассказов - "Бежин луг".
И.С.Тургенев был необычайно чуток к жизни природы, создавая свои пейзажные зарисовки. Приступим к их анализу.
1. Анализ пейзажей
Создает проблемную ситуацию:
На какой вопрос мы должны ответить при анализе?
- С чего начинается рассказ?
- Давайте послушаем описание «прекрасного июльского дня» (стр. 178-179).
- Какое настроение создаётся при чтении?
- В какой части рассказа ещё создается жизнеутверждающее настроение?
- В каких частях рассказа располагаются данные пейзажные зарисовки?
- Как описание летнего дня и описание наступления утра перекликается с настроением охотника?
Отвечают на вопросы.
С описания июльского дня
Слушают отрывок
Создаётся настроение бодрости и ликования, возникает радость встречи с природой
-В описании наступления утра, завершающем рассказ
Они образуют зачин и концовку произведения
Настроение бодрости и радости охотника созвучно состоянию природы в эти периоды
- Писатель создаёт описание с помощью слов, красочных эпитетов, метафор, сравнений и т.д.- образных средств.
П: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий;
РУУД: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей;
КУУД: использование речи для регуляции своего действия
4) Этап построения проекта выхода из затруднения.
Работа над художественно-изобразительными средствами
- У мастеров различных видов искусств есть свои изобразительно-выразительные средства. У художника - краски, ракурс, свет, у композитора - ритм, мелодия, голос. А у писателя - скажите, что?
Предлагаю вспомнить основные выразительные средства, которые возможно встретятся в эпизодах, предложенных для анализа.
Запишите в тетрадь определения, которые вы видите на слайде
Вспоминаем термины. (Эпитет, сравнение, метафора, олицетворение)
Организует совместное действие детей как внутри одной группы, так и между группами: направляет на совместное выполнение задания:
- Исследовать изобразительные средства картин природы в рассказе мы будем в группах. Фрагмент рассказа каждой группе предлагается свой. Вы должны отметить в нем образные средства, использованные писателем. Задания перед вами. Приступайте.
Работа в группах по составлению таблицы «Июльский день, наступление ночи, июльская ночь, утро».
-
Краски, цвет.
-
Запахи, звуки.
-
Тропы.
-
Ощущения, чувства героя.
Работа с текстом и таблицей.
Краски
Звуки, запахи
Средства художественной выразительности (тропы)
Ощущения, чувства героя
Ваши чувства
Таблица выведена на слайде и распечатана каждой группе
Записывают в тетрадь определения тропов
Заполняют таблицу, извлекая из текста необходимую информацию
ПУУД: поиск разнообразных способов решения задач;
РУУД: различение способа и результата действия;
КУУД: адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач;
ЛУУД: выполнение моральных норм
5) Этап реализации построенного проекта.
Обращаемся к разбору картин природы в рассказе. Пока одна группа выступает, другие внимательно слушают, чтобы в заключение сделать совместный вывод по теме урока.
- Обращаемся к разбору картины ясного летнего дня. Какие образные средства преобладают? Почему?
- Но на смену дню приходит ночь Изменился ли тон рассказа?
- Почему?
- Ночь мы видим глазами обеспокоенного, встревоженного человека.
- И вот появляются первые признаки пробуждающегося утра Определить, какой изобразительный прием преобладает у Тургенева в описании пробуждения летнего утра?
- Почему для изображения пробуждающегося утра Тургенев выбрал олицетворения и метафоры?
- А для чего в описание утра введены также изобразительные, зрительные эпитеты?
Выступление групп:
1группа. Июльский день
1. Выразительное чтение фрагмента заранее подготовленным учеником "Около полудня обыкновенно появляется: до слов то сеется едва заметный дождь".
2. В ходе исследования мы пришли к выводу, что преобладают такие изобразительные средства, как эпитеты (золотисто-серые, с нежными краями облака, прозрачные рукава синевы, легкий цвет небосклона:) в сочетании с метафорами (облака теснятся:, они проникнуты светом и теплотой). Встречаются и сравнения (подобно островам, так же лазурны, как небо..). Автор по преимуществу изображает эпитеты. Цель - отметить наиболее яркие признаки природы в один из летних дней; показать богатство красок озаренной солнцем природы и выразить свои самые сильные впечатления от нее.
2 группа. Наступление ночи
1. Выразительное чтение фрагмента заранее подготовленным учеником "Между тем ночь приближалась и росла:до слов :побледневшее небо стало опять синеть - но то уже была синева ночи"./Дополнительное задание: отбор языковых средств, характеризующих состояние охотника в сумерках./
2. В ходе исследования мы пришли к выводу, что характер и значение изобразительных средств уже иной. Цель, которая стояла перед автором, - показать не только картину наступления ночи, но и нарастание ночной таинственности, чувство нарастающей тревоги при потере дороги. Для фрагмента характерны эмоциональные, выразительные эпитеты, передающие тревожные чувства заблудившегося рассказчика. И.С. Тургенев использует сложный комплекс языковых средств: и эмоционально-выразительные эпитеты (угрюмый мрак, пугливо нырнула, странное чувство, неприятная, неподвижная сырость, было жутко:); и сравнения (ночь росла, как грозовая туча: громадными клубами надвигался мрак); и метафоры (лилась темнота, все было немо и глухо, уныло висело небо:). Автор не столько изображает природу, сколько выражает свои беспокойные чувства, которые она у него вызывает (от сгущения красок, от таинственных звуков)
3 группа.Ночь
1. Выборка предложений о торжестве и величии ночи. Зачитываются фрагменты./от слов "Картина была чудесная:до слов :мрак боролся со светом", "Я поглядел кругом:Странный, резкий :крик раздался вдруг:"
2. В ходе исследования мы пришли к выводу, что автор создает торжественные, спокойные и величавые картины природы, так как герой- повествователь нашел дорогу, увидел крестьянских детей в ночном и успокоился, почувствовал особый приятный аромат русской летней ночи. Ощущение торжественности и величавости ночи усиливается при страшных рассказах мальчиков о водяных, русалках, домовых, леших. Тургеневскую ночь мы слышим (:странный, резкий, болезненный крик: тонкий, острый хохот: слабый шипящий свист:, плеснет большая рыба, тростник слабо зашумит), видим (бесчисленные золотые звезды, тонкий язык свет, тонкое чистое небо: со всем своим таинственным великолепием, луны не было на небе), обоняем (в воздухе уже не так сильно пахло:, особенный томительный и свежий запах - запах русской летней ночи). Автор восхищается величественной красотой русской летней ночи, очаровали его и дети. Таинственным великолепием и торжественностью отличается этот фрагмент. Цель автора - через богатство красок, звуков, запахов, ощущений передать свое восхищение этим временем суток.
4 группа. Пробуждение летнего утра (стр. 205)
- Писатель привлекает в изобилии олицетворения и глагольные метафоры, куда включает также изобразительные, зрительные эпитеты.
Приводят примеры из текста
- Чтобы показать самый процесс пробуждения и оживления природы. Иные средства для данной цели были бы менее выразительны
ПУУД: построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
КУУД: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
6) Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
- А теперь сопоставьте эти описания природы, обратив внимание на то, какие ощущения преобладают утром, а какие - ночью?
- Чем вы это объясните?
Прочитав эти замечательные тургеневские описание, хочется взять в руки кисть и нарисовать чудесные картины, некоторые из вас попробовали это сделать, расскажите, почему вы изобразили именно это.
Картины наступающей ночи вызвали у художника чувство беспокойства и тревоги, а картины летнего утра и дня - чувство радости жизни.
Ночь - это неизвестность, загадка, тайна, поэтому все чувства обострены. Предметы теряют реальные очертания и кажутся огромными. Человек насторожен, поэтому он вслушивается, вглядывается.
Утром мы, как правило, расслаблены. Мы ждём от наступающего дня чего-то хорошего, радостного. Кроме того, тьма рассеивается, всё видно, нас ничто не пугает.
Защищают свои рисунки
ПУУД: структурирование знаний;
РУУД: различение способа и результата действий;
КУУД: построение понятных для партнера высказываний, учитывающих, что он знает, а что нет
7) Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
Ребята, предлагаю вам тоже побыть творцами и нарисовать картины словом. Попробуйте составить синквейн Природа…..или Пейзаж…
Составляют синквейн, потом зачитывают свои работы
Природа
Восхитительная, родная
Чарует, удивляет, тревожит
Писателя, его героев и читателей.
Волшебство!
ПУУД: самостоятельное создание способов решения проблем;
РУУД: оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
ЛУУД: развитие познавательных интересов
8) Этап включения в систему знаний и повторения.
Слово учителя о мастерстве И.С.Тургенева-пейзажиста.
- Подведем итог. Какую же роль играет пейзаж в рассказе? В чем его значение?
- Какие настроения вызывала природа у мальчиков, сидевших у костра?
- Имеет ли какое-либо значение изображенный писателем пейзаж для построения рассказа?
- А почему так много картин природы в произведении?
- В чём мастерство И.С.Тургенева?
Приходят к выводу, что природа показана Тургеневым как сила, активно воздействующая и на автора, и на его героев-мальчиков
(Она «своим таинственным великолепием» предрасположила их к рассказам о непонятном и чудесном и загадочными звуками породила самое чувство страха). Таким образом, природа показана Тургеневым как сила, активно воздействующая на автора и на его героев-мальчиков.
Но она выступает в рассказе и в значении величественного и прекрасного зрелища. успокаивающего запуганное воображение детей и доставляющего им истинно эстетическое удовольствие.
Эстетический восторг, вызванный у мальчиков зрелищем высокого, усеянного золотыми звездами неба, разделяет автор.
- Пейзаж служит зачином и концовкой произведения.
-Мальчики живут в деревне. Их всегда окружает природа. Она является фоном их жизни.
- Его картины всегда верны, мы узнаём в них родную русскую природу, и вместе с тем видим любовь писателя к своей родине
ПУУД: построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
РУУД: осуществление итогового и пошагового контроля по результату;
КУУД: построение монологического высказывания;
ЛУУД: формирования границ собственного знания и «незнания»
9) Этап рефлексии учебной деятельности.
• Итак, какую задачу мы с вами ставили?
• Удалось решить поставленную задачу?
• Каким способом?
* Как вы оцениваете результат работы класса?
• Как вы оцениваете результаты деятельности своих групп?
Д/з
Написать сочинение сочинение-рассказ «Признание в любви малой родине».
Заполняют листы оценивания.
Отвечают на вопросы, записывают домашнее задание
РУУД6 адекватное восприятие оценки учителя;
КУУД: понимание возможности различных позиций других людей;
ЛУУД: развитие самооценки личности
Краски
Звуки, запахи
Средства художественной выразительности (тропы)
Ощущения, чувства героя
Ваши чувства