Конспект мастерской на тему Учитель

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастерская творческого письма на тему: «Учитель»

Урок развития речи

Интерес к чтению и учению появляется

только тогда, когда есть вдохновение,

рождающееся от творческой деятельности.

В.А.Сухомлинский.

Цели:

  1. формирование ценностных ориентаций (уважительного отношения учащихся к профессии учителя, его труду);

  2. развитие творческого мышления, воображения;

  3. формирование коммуникативной компетенции у учащихся.

Оборудование: мультимедийная презентация, видеоряд, посвященный учительской профессии, карточки с высказываниями, отрывки из рассказа Ю.Яковлева «Учитель».

Методы: аналитическая беседа, отбор культуроведческого и языкового материала, работа в парах, постановка проблемных вопросов.

Форма работы: групповая.

Тип урока: мастерская творческого письма.

Ход мастерской.

Организационный момент. Я рада вас видеть в мастерской творческого письма. С каким настроением вы пришли на урок? Покажите соответствующий смайлик. Подарите свои улыбки нашим гостям.

  1. «Индуктор» - включение в работу. Ребята, посмотрите на слайд и определите, чей памятник вы видите на изображении. (Если не угадывают, показываются другие памятники). По каким признакам вы догадались?

Каждый день вхожу я в класс,

И летит за часом час,

И в мелу моя ладонь,

Знаний как зажечь огонь?

Все за партами сидят,

У кого глаза горят,

В это время кто-то спит,

Что ни спросишь, он молчит!

Каждый день вхожу я в класс,

Вижу взгляды многих глаз,

Но своих учеников,

Я всегда учить готов!

Как вы думаете, ребята, какова тема нашего урока - мастерской творческого письма? Учитель. Какие цели мы поставим перед собой? Узнать что? Развивать что? Воспитывать что? Сегодня мы поразмышляем об учительской профессии. При выполнении заданий вам дается полная свобода выбора пути, поступайте так, как вы чувствуете.

  1. Самоконструкция. Работаем на листах формата А-4. Вы можете положить его как угодно и писать, где хотите. Запишите слово учитель. Давайте вместе поработаем с этим словом, посмотрим на него с разных сторон. Поделитесь своими знаниями с другими. Записав свое слово, передайте листок другому, он запишет свое и отдаст третьему. Можно по два слова. Старайтесь не повторяться.

Работа со словом «учитель» в микрогруппах по 4 человека. После каждого этапа желающие зачитывают слова. В этот момент можно дополнять свои ряды.

  1. Подберите однокоренные слова. (учительница, ученик, учиться, учительская, научить, переучивать, поучительный, заучивать и др.)

  2. Подберите синонимы (педагог, мастер, наставник, преподаватель, воспитатель, руководитель, гувернер, ментор, репетитор и др.).

  3. Подберите ассоциации (опора, труд, любовь к детям, книги, тетради, указка, Родина, искусство и др.).

  4. Продолжите предложение: «Учитель - это…».

  5. Напишите имя человека, рядом с которым можно смело написать слово «учитель».

  6. Рецепт "здорового" учителя. (слайд)

У - ум,

Ч - честь,

И - истина,

Т - терпение -

Ежедневно.

Л - любовь и

Ь - мягкость - ежечасно.

  1. Работа с культурным аналогом.

Словарь Ожегова дает следующее значение этого слова. Учитель - лицо, которое обучает чему-нибудь, преподаватель. Школьный учитель. Учитель математики. Домашний учитель. Заслуженный учитель (почётное звание). 2. Глава учения, человек, который учит (научил) чему-нибудь (высок.). Великие учители-философы.(слайд)Символом Учителя в России является птица Пеликан. По легенде, эта птица являет собой образец самоотверженной родительской любви: разрывая клювом собственную грудь, она кормит голодный выводок своей кровью. Победители конкурса «Учитель года России» награждаются хрустальными фигурками пеликана, изготовленными на Дятьковском хрустальном заводе Брянской области.

Физминутка.

Здравствуй, птица - Пеликан. (кивки головой)

Клюв у птицы - великан. (широко разводим руки в стороны)

В нём, как в тазике, могли бы

Плавать утки, гуси, рыбы, (плавательные движения руками)

Если б клюв свой, как капкан,

Не захлопнул Пеликан. (хлопки руками)

И пошел наш Пеликан (шаги на месте)

Важный, гордый великан (выпрямляем гордо спинки)

Ждет его там пеликанчик (присаживаемся)

Распахнул уж свой карманчик (разводим руки в стороны)

Ну и нам, друзья, пора

Приниматься за дела. (садимся за парты)

  1. Социоконструкция и социализация. Ребята, у вас на партах лежат высказывания известных людей об учителях, прочитайте их, обменяйтесь мыслями с соседом по парте. Желающие могут высказать свои мысли всем.

Работа в парах с высказываниями об учителях

  1. Кто учитель до мозга костей, тот относится серьезно ко всем вещам, лишь принимая во внимание своих учеников, - даже к самому себе. Фридрих Ницше.

  2. Поставь над собой сто учителей - они окажутся бессильными, если ты не сможешь сам заставлять себя и сам требовать от себя. Василий Сухомлинский.

  3. Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян. Дмитрий Менделеев.

  4. Те, у которых мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя. Иоганн Гёте.

  5. Хороший учитель может научить других даже тому, чего сам не умеет. Тадеуш Котарбиньский.

  6. Учитель не открывает истины, он - проводник истины, которую каждый ученик должен открыть для себя сам. Хороший учитель - лишь катализатор. Брюс Ли.

  7. Жалок тот ученик, который не превосходит своего учителя. Леонардо да Винчи.

  8. Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить. Адольф Дистервег.

  9. Я не учитель. Я просто помогаю тебе изучать себя. Брюс Ли.

  10. Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь. Василий Ключевский.

  11. От врачей и учителей требуют чуда, а если чудо свершится, никто не удивляется. Мария-Эбнер Эшенбах.

  12. Задавая домашнее задание, учителя метят в учеников, а попадают в родителей. Жорж Сименон.

А теперь пришла пора поработать с текстом. Это отрывок из рассказа Юрия Яковлева, известного писателя, создавшего много замечательных произведений для детей и о детях. (слайд) Рассказ называется «Учитель». Прочтите его внимательно про себя. Прочитав, закройте глаза и осмыслите. Чтение учителем.

Работа с отрывками из рассказа Юрия Яковлева «Учитель»

Говорят, наступает время, когда Учитель становится не нужен. Он научил, чему мог научить, и - поезд отправился дальше, а Учитель остался один на пустой платформе. И если высунуться из окна, то долго еще будешь видеть маленькую, одинокую фигурку человека, провожающего поезд. Потом поезд превратится в точку, замрет железный стук колес, а он все будет стоять. И ему мучительно захочется остановить поезд, вернуть его, ведь с этим поездом навсегда уходит частица его самого, самая дорогая частица. А потом, когда вопреки его желанию поезд скроется и как бы растворится в тумане, сольется с полями и рощами, Учитель оглянется и с удивлением увидит, что платформа полна ребят. Они нетерпеливо переступают с ноги на ногу, дышат в затылок друг другу, толкают соседей - ждут своей очереди. И в их глазах написано: «Поторопись, Учитель, мы ждем тебя! Ты наш, и мы тебя ни с кем не желаем делить. Идем же, Учитель!» <…>

Поезд мчится вперед. И когда бы я ни открыл вагонное окно и, жмурясь от встречного ветра, ни оглянулся назад, - я вижу пустую платформу и маленькую, одинокую фигурку человека, который вложил в меня частицу своего сердца. Он жив! Он задумчиво смотрит мне вслед, словно хочет убедиться, что я мчусь в верном направлении, и, может быть, он до сих пор видит во мне мальчика?.. Гремят колеса, ветер гудит в ушах. И я вижу, как по платформе бегут дети - наступая на пятки друг другу, они спешат к Учителю.

Мокрый желтый листок березы припечатал свою ладошку к стеклу.

Первое сентября.

Работа с текстом.

  1. Каково впечатление от прочитанного?

  2. Что вы поняли?

  3. Кто такой учитель для ребят?

  4. И кто ребята для учителя?

  5. Почему слово «учитель» в тексте написано с большой буквы?

  6. Как вы понимаете значимость профессии учителя?


  1. Творческая работа («Учитель моей мечты», «Учитель - это звучит…», «Я хочу быть учителем…» и др.)

Напишите текст в любом жанре (письмо, рассказ, стихотворение и др.), посвящённый учителю. Постарайтесь отразить своё настроение, ощущения в ходе проживания сегодняшней мастерской. Дописать дома.


  1. Рефлексия. Ребята, ответьте себе на вопросы:

- Что я открыл сегодня нового?

-На какие вопросы я получил ответ?

-Какие чувства, эмоции, мысли возникали во время обсуждения высказываний, текста и создания собственной творческой работы?

-Какие вопросы остались?

Спасибо за урок. Покажите, с каким настроением вы покидаете кабинет?




© 2010-2022