- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок по литературе Коста Хетагуров
Урок по литературе Коста Хетагуров
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Фигурина М.Г. |
Дата | 05.11.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Открытый урок, посвященный юбилею Коста Хетагурова, «Нет, весь я не умру…»
ЦЕЛЬ: познакомить учащихся с творчеством великого творца, прививать любовь к прекрасному.
Ход урока:
1.Вступление.
(На доске: портрет и слова:
Коста Леванович Хетагуров (1859 - 1906)
«Я не ищу у сильных
состраданья,
Не дорожу участием друзей,
Я не боюсь разлуки и изгнанья,
Предсмертных мук, темницы и цепей.
Везде для всех я песнь свою слагаю,
Везде разврат открыто я корю
И грудью грудь насилия встречаю
И смело всем о правде говорю».
К.Хетагуров)
Учитель : С именем Коста Левановича Хетагурова связана вся культура осетинского народа. Именно он открыл русскому читателю горные пейзажи и быт осетин. Образ поэта-борца за счастье вдохновляет многих композиторов, поэтов, художников, скульпторов на создание новых шедевров. И наш урок посвящен его творчеству.
2. Биография и творческий путь.
Учитель: Коста Леванович Хетагуров родился 15 октября 1859 года в ауле Нар, Алагирского ущелья. Здесь в окружении суровой природы он и провел свое детство. Свой аул он вспоминал во многих произведениях.
Ученик : Люблю я целый мир, люблю людей бесспорно,
Люблю беспомощных, обиженных сирот,
Но больше всех люблю, чего скрывать позорно? -
Тебя , родной аул и бедный наш народ.
Учитель : Отец Коста , Леван Елизбарович, горец-осетин, был офицером русской армии. Мать, Мария Гавриловна Губаева, вскоре после родов умерла. Тоска по ней, вся сила сыновней любви вылилась в ряд произведений Коста.
Ученик : «Но ты пойми, - я в пору малолетства
Жестоко был лишен безжалостной судьбой
Священной радости ликующего детства -
Играть под звуки песни матери родной».
Учитель : Прослушайте, пожалуйста, стихотворение «Мать» на осетинском языке.(Ученик читает стихотворение).
Учитель : Отец Хетагурова мечтал видеть сына военным и устроил его в русскую школу во Владикавказе. Спустя 2 года после переездов с отцом Коста был определен в Ставропольскую гимназию, которую он , не заканчивая, вскоре бросает и в 1881 году поступает в Петербургскую Академию художеств. В 1883 его как вольнодумца исключают. В 1885 скиталец Коста возвращается на родину - в Осетию. Здесь и начинается карьера Хетагурова как поэта. На протяжении следующих 6 лет Коста пишет стихи и начинает приобретать славу народного поэта, становится признанным певцом Осетии и борцом за справедливость. Вашему вниманию предлагается «Походная песня» (ученик читает стихотворение).
Сюжеты для многих стихотворений Коста брал из народных песен, сказок. Он тщательно изучал быт и нравы осетин. Особую страницу в его творческой биографии занимают басни. А в русской литературе кто из писателей обращался к этому жанру?
Ученик : И. А. Крылов
Учитель : Правильно. А сейчас мы предлагаем вам инсценировку басни К. Хетагурова «Волк и журавль». (Ребята выносят декорации и инсценируют басню). Понравилось вам , ребята?? А вот еще одно маленькое представление - инсценировка басни «Гуси». (ставят сценку)
Потрясенный тяжелым положением родного народа, Коста в 1889 году пишет одну из лучших своих поэм - «Фатима». Прослушайте отрывок из поэмы.
(Ученик читает начало поэмы).
Учитель : В июне 1891 Коста за выступления в защиту прав народа был сослан в глушь гор Западного Кавказа. Эта разлука также оставила след в душе и в творчестве
(Ученик читает стихотворение «Я не пророк» ).
Но ссылка разлучила Коста не только с его народом , но и с возлюбленной -
- А. А. Цаликовой, которую он любил всю жизнь
(Ученик читает стихотворение «Мне нравится , мой друг». )
Ссылка не оставила надежды Коста на то , что они с Цаликовой будут вместе. Часто он просит у нее прощение в стихах. (Звучат стихотворения «Расстаться не трудно» и «Прости»).
Многолетние лишения окончательно подорвали здоровье поэта и привели к преждевременной смерти. Он умер 1 апреля 1906 года и был похоронен в селении Георгиевско-Осетинском, на Кубани. Через несколько дней по требованию властей его тело перевезли во Владикавказ.
3.Заключение.
Имя Коста Хетагурова вошло в ряд самых высоких имен человечества. И сегодня мы неслучайно отмечаем круглую дату 150 лет со дня рождения Великого поэта. В завершении нашего урока хотелось бы вспомнить следующие строки Хетагурова о смысле жизни.
(Учитель читает стихотворение «Прости, если отзвук рыданья…»).
Я думаю, мы постарались оставить в сердце каждого частичку поэзии Коста, и пусть каждый теперь возьмет из нее свое.
4.Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение К. Хетагурова.