Урок по литературе Коста Хетагуров

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок, посвященный юбилею Коста Хетагурова, «Нет, весь я не умру…»

ЦЕЛЬ: познакомить учащихся с творчеством великого творца, прививать любовь к прекрасному.

Ход урока:

1.Вступление.

(На доске: портрет и слова:

Коста Леванович Хетагуров (1859 - 1906)

«Я не ищу у сильных

состраданья,

Не дорожу участием друзей,

Я не боюсь разлуки и изгнанья,

Предсмертных мук, темницы и цепей.

Везде для всех я песнь свою слагаю,

Везде разврат открыто я корю

И грудью грудь насилия встречаю

И смело всем о правде говорю».

К.Хетагуров)

Учитель : С именем Коста Левановича Хетагурова связана вся культура осетинского народа. Именно он открыл русскому читателю горные пейзажи и быт осетин. Образ поэта-борца за счастье вдохновляет многих композиторов, поэтов, художников, скульпторов на создание новых шедевров. И наш урок посвящен его творчеству.

2. Биография и творческий путь.

Учитель: Коста Леванович Хетагуров родился 15 октября 1859 года в ауле Нар, Алагирского ущелья. Здесь в окружении суровой природы он и провел свое детство. Свой аул он вспоминал во многих произведениях.

Ученик : Люблю я целый мир, люблю людей бесспорно,

Люблю беспомощных, обиженных сирот,

Но больше всех люблю, чего скрывать позорно? -

Тебя , родной аул и бедный наш народ.

Учитель : Отец Коста , Леван Елизбарович, горец-осетин, был офицером русской армии. Мать, Мария Гавриловна Губаева, вскоре после родов умерла. Тоска по ней, вся сила сыновней любви вылилась в ряд произведений Коста.

Ученик : «Но ты пойми, - я в пору малолетства

Жестоко был лишен безжалостной судьбой

Священной радости ликующего детства -

Играть под звуки песни матери родной».

Учитель : Прослушайте, пожалуйста, стихотворение «Мать» на осетинском языке.(Ученик читает стихотворение).

Учитель : Отец Хетагурова мечтал видеть сына военным и устроил его в русскую школу во Владикавказе. Спустя 2 года после переездов с отцом Коста был определен в Ставропольскую гимназию, которую он , не заканчивая, вскоре бросает и в 1881 году поступает в Петербургскую Академию художеств. В 1883 его как вольнодумца исключают. В 1885 скиталец Коста возвращается на родину - в Осетию. Здесь и начинается карьера Хетагурова как поэта. На протяжении следующих 6 лет Коста пишет стихи и начинает приобретать славу народного поэта, становится признанным певцом Осетии и борцом за справедливость. Вашему вниманию предлагается «Походная песня» (ученик читает стихотворение).

Сюжеты для многих стихотворений Коста брал из народных песен, сказок. Он тщательно изучал быт и нравы осетин. Особую страницу в его творческой биографии занимают басни. А в русской литературе кто из писателей обращался к этому жанру?

Ученик : И. А. Крылов

Учитель : Правильно. А сейчас мы предлагаем вам инсценировку басни К. Хетагурова «Волк и журавль». (Ребята выносят декорации и инсценируют басню). Понравилось вам , ребята?? А вот еще одно маленькое представление - инсценировка басни «Гуси». (ставят сценку)

Потрясенный тяжелым положением родного народа, Коста в 1889 году пишет одну из лучших своих поэм - «Фатима». Прослушайте отрывок из поэмы.

(Ученик читает начало поэмы).

Учитель : В июне 1891 Коста за выступления в защиту прав народа был сослан в глушь гор Западного Кавказа. Эта разлука также оставила след в душе и в творчестве

(Ученик читает стихотворение «Я не пророк» ).

Но ссылка разлучила Коста не только с его народом , но и с возлюбленной -

- А. А. Цаликовой, которую он любил всю жизнь

(Ученик читает стихотворение «Мне нравится , мой друг». )

Ссылка не оставила надежды Коста на то , что они с Цаликовой будут вместе. Часто он просит у нее прощение в стихах. (Звучат стихотворения «Расстаться не трудно» и «Прости»).

Многолетние лишения окончательно подорвали здоровье поэта и привели к преждевременной смерти. Он умер 1 апреля 1906 года и был похоронен в селении Георгиевско-Осетинском, на Кубани. Через несколько дней по требованию властей его тело перевезли во Владикавказ.

3.Заключение.

Имя Коста Хетагурова вошло в ряд самых высоких имен человечества. И сегодня мы неслучайно отмечаем круглую дату 150 лет со дня рождения Великого поэта. В завершении нашего урока хотелось бы вспомнить следующие строки Хетагурова о смысле жизни.

(Учитель читает стихотворение «Прости, если отзвук рыданья…»).

Я думаю, мы постарались оставить в сердце каждого частичку поэзии Коста, и пусть каждый теперь возьмет из нее свое.

4.Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение К. Хетагурова.

© 2010-2022