Тема Родины в творчестве писателей (внеклассное мероприятие)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассное мероприятие «Тема Родины в творчестве писателей».

(литературная гостиная)

Цель: показать учащимся как воспевалась Родина в произведениях русской литературы, как она отразилась в живописи и музыке.

Воспитательные задачи:

  1. Развить интерес учащихся к литературе, музыке, живописи.

  2. Воспитание патриотических чувств к Родине.

  3. Формирование чувства ответственности перед семьей.

Подготовительный этап.

Для учителя:

  1. Выбор темы внеклассного мероприятия в соответствии с планом воспитательной работы школы и индивидуальным планом воспитательной работы классных руководителей.

  2. Составление предварительного плана внеклассного мероприятия.

  3. Ознакомление с методической и художественной литературой.

  4. Составление окончательного плана классного часа.

  5. Приглашение родителей и учителей на мероприятие.

  6. Извещение классного руководителя, директора, и завуча по воспитательной работе о проведении мероприятия.

  7. Работа по подготовке к проведению классного часа (распределение ответственных за чтение стихотворений, за организацию слайд-презентации, музыкального оформления, встречу гостей, приглашение корреспондента газеты, фотосъемку).

Для учеников:

  1. Распределение стихотворений между учащимися (за две недели до мероприятия).

  2. Распределение ответственных за организацию слайд-презентации и музыкального сопровождения.

  3. Выучивание стихотворений и выразительное их чтение наизусть.

  4. Просмотр слайд-презентации, прослушивание подобранного музыкального материала.

  5. Консультация с организатором по поводу подготовки к проведению мероприятия.

Ход классного часа.

Тема Родины в творчестве русских писателей.

(Литературная гостиная проводится в библиотеке. Организована выставка книг. Вывешены портреты писателей, репродукции картин о Родине: Саврасов «Грачи прилетели», Левитана «Белая роща». Вывешены эпиграфы:

О, Россия! С нелегкой судьбою страна… У меня ты, Россия, Как сердце одна, Я и другу скажу, Я скажу и врагу - Без тебя, как без сердца, Прожить не смогу. (Юлия Друнина) и Я люблю родину. Я очень люблю родину! (С.Есенин). На литературную гостиную приглашаются учителя, родители).

Ученик 1:

О России петь - что стремиться в Храм.

По лесным горам, полевым коврам…

О России петь - что весну встречать,

Что невесту ждать, что утешить мать…

О России петь - что тоску забыть,

Что любовь, любить, что бессмертным быть.

(И. Северянин.)

Учитель: Тема нашего занятия «Стихи русских писателей о Родине». Мы поговорим о том, как воспевали в своём творчестве поэты нашу Родину, какое значение в творчестве каждого занимает образ Родины.

С. Есенин о Родине говорил так: "Россия! Слово - то, какое звонкое и чистое! Как родниковая вода! Крепкое - как алмаз! Нежное - как младенец… Дорогое, как мама!".

С чего, по-вашему, начинается Родина? (звучит песня «С чего начинается родина» слова Михаила Матусовского, музыка Вениамина Баснера). Родина у поэтов - это картины «малой родины», родины «сельской», «деревенской». «Родина» имеет как широкое, так и узкое значение. В широком значении - это представление в объеме всей страны, а в узком - это место, где ты родился, вырос, живешь.

Ученик 2:

Люблю отчизну я, но странною любовью

Не победит ее рассудок мой.

Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой,

Ни темной старины заветные преданья

Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

Но я люблю - за что, не знаю сам -

Ее степей холодное молчанье,

Ее лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек ее подобные морям;

Проселочным путем люблю скакать в телеге

И, взором медленным пронзая ночи тень,

Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,

Дрожащие огни печальных деревень.

Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи ночующий обоз,

И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез.

С отрадой многим незнакомой

Я вижу полное гумно,

Избу, покрытую соломой,

С резными ставнями окно;

И в праздник, вечером росистым,

Смотреть до полночи готов

На пляску с топаньем и свистом

Под говор пьяных мужичков.

(М.Ю.Лермонтов)

Ученик 3:


Стаи птиц. Дороги лента.

Повалившийся плетень.

С отуманенного неба

Грустно смотрит тусклый день,

Ряд берез, и вид унылый

Придорожного столба.

Как под гнетом тяжкой скорби,

Покачнулася изба.

Полусвет и полусумрак, -

И невольно рвешься вдаль,

И невольно давит душу

Бесконечная печаль.

(К.Бальмонт)

Учитель: (Слайд-презентация из репродукций картин). Тема природы является близкой для темы Родины. Природа является символом родины, ее неотъемлемой частью. Берёза - любимое дерево русских людей. Стройную, кудрявую, белоствольную, её всегда сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой, невестой. Ей посвящали свои лучшие произведения наши поэты и художники. Русскую берёзу запечатлели на своих картинах художники Пластов, Левитан и Саврасов.

Умение словом рисовать картины русской природы стало самой сильной стороной Есенинского поэтического дарования. Краски, которыми он рисовал, - те самые, которые он увидел в детстве: голубые, лазоревые, малиновые. Сердце Сергея Есенина больше всего болело о России.

Ученик 4:

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

(С.Есенин).

Ученик 5:

Край ты мой заброшенный.

Край ты мой - пустырь,

Сенокос некошеный,

Лес да монастырь.

Избы забоченились,

А и всех-то пять.

Крыши их запенились

В заревую гать.

Под соломой-ризою

Выструги стропил.

Ветер плесень сизую

Солнцем окропил.

В окна бьют без промаха

Вороны крылом.

Как метель, черемуха

Машет рукавом.

Уж не сказ ли в прутнике

Жизть твоя и быль,

Что под вечер путнику

Нашептал ковыль.

Ученик 6:

Прекрасны вы, поля земли родной,

Еще прекрасней ваши непогоды;

Зима сходна в ней с первою зимой

Как с первыми людьми ее народы!..

Туман здесь одевает неба своды!

И степь раскинулась лиловой пеленой,

И так она свежа, и так родня с душой,

Как будто создана лишь для свободы...


Но эта степь любви моей чужда;

Но этот снег летучий серебристый

И для страны порочной - слишком чистый

Не веселит мне сердца никогда.

Его одеждой хладной, неизменной

Сокрыта от очей могильная гряда

И позабытый прах, но мне, но мне бесценный.

(М.Ю.Лермонтов).

Ученик 7:

По горам две хмурых тучи

Знойным вечером блуждали

И на грудь скалы горючей

К ночи медленно сползали.

Но сошлись - не уступили

Той скалы друг другу даром,

И пустыню огласили

Яркой молнии ударом.

Грянул гром - по дебрям влажным

Эхо резко засмеялось,

А скала таким протяжным

Стоном жалобно сказалась,

Так вздохнула, что не смели

Повторить удара тучи

И у ног скалы горючей

Улеглись и обомлели…

(Я.Полонсий)

Писатель В.М.Гаршин, глядя на картину А.К.Саврасова "Грачи прилетели", сказал: "Я бы назвал эту картину "Чувство Родины". И весенняя звонкая капель, и дымка, и тонкие берёзы - всё это такое знакомое и такое родное. Эта удивительная картина рождает любовь к России, Родине.

Картина И.И.Левитана "Берёзовая роща". Белоствольные берёзки, покрытые молодой, яркой зеленью листвы, густой ковёр изумрудной травы, солнечные лучи не могут оставить равнодушными никого. Картина очаровывает свежестью и игрой красок, трепетом самой жизни.

Ученик 8:

Я люблю, когда шумят березы,

Когда листья падают с берез.

Слушаю - и набегают слезы

На глаза, отвыкшие от слез.

Все очнется в памяти невольно,

Отзовется в сердце и в крови.

Станет как-то радостно и больно,

Будто кто-то шепчет о любви.

Только чаще побеждает проза,

Словно дунет ветер хмурых дней.

Ведь шумит такая же береза

На могиле матери моей.

На войне отца убила пуля,

А у нас в деревне у оград

С ветром и с дождем шумел, как улей,

Вот такой же желтый листопад…

Русь моя, люблю твои березы!

С первых лет я с ними жил и рос.

Потому и набегают слезы

На глаза, отвыкшие от слез…

(Н.М.Рубцов)

Ученик 9:

Учись у них - у дуба, у березы.

Кругом зима. Жестокая пора!

Напрасные на них застыли слезы,

И треснула, сжимаяся, кора.

Все злей метель и с каждою минутой

Сердито рвет последние листы,

И за сердце хватает холод лютый;

Они стоят, молчат, молчи и ты!

Но верь весне. Ее промчится гений,

Опять теплом и жизнию дыша.

Для ясных дней, для новых откровений

Переболит скорбящая душа.

(А.Фет)

Ученик 10:

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтевшие по ветру летят;

Лишь вдали красуются, там на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин.

Весело и горестно сердцу моему,

Молча твои рученьки грею я и жму,

В очи тебе глядючи, молча слезы лью,

Не умею высказать, как тебя люблю.

(А.К.Толстой)

Ученик 11:

Кроет уж лист золотой

Влажную землю в лесу...

Смело топчу я ногой

Вешнюю леса красу.

С холоду щеки горят;

Любо в лесу мне бежать,

Слышать, как сучья трещат,

Листья ногой загребать!

Нет мне здесь прежних утех!

Лес с себя тайну совлек:

Сорван последний орех,

Свянул последний цветок;

Мох не приподнят, не взрыт

Грудой кудрявых груздей;

Около пня не висит

Пурпур брусничных кистей;

Долго на листьях, лежит

Ночи мороз, и сквозь лес

Холодно как-то глядит

Ясность прозрачных небес...

(Аполлон Майков)

Учитель: Давайте подумаем над словами Анатолия Абрамова. Как вы понимаете эти строки.

«Я должен все переупрямить,

Все вспомнить бывшее окрест.

Кто перечеркивает память,

Тот над грядущем ставит крест».

(Без прошлого нет будущего. Память помогает нам узнать, что было в прошлом. И мы не можем забыть это, не можем перечеркнуть память).

Ученик 12:

Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?

Царь, да Сибирь, да Ермак, да тюрьма!

Эх, не пора ль разлучиться, раскаяться...

Вольному сердцу на что твоя тьма?

Знала ли что? Или в бога ты верила?

Что' там услышишь из песен твоих?

Чудь начудила, да Меря намерила

Гатей, дорог да столбов верстовых...

Лодки да грады по рекам рубила ты,

Но до Царьградских святынь не дошла...

Соколов, лебедей в степь распустила ты -

Кинулась из степи черная мгла...

За' море Черное, за' море Белое

В черные ночи и в белые дни

Дико глядится лицо онемелое,

Очи татарские мечут огни...

Тихое, долгое, красное зарево

Каждую ночь над становьем твоим...

Что' же маячишь ты, сонное марево?

Вольным играешься духом моим?

(А.Блок).

Учитель: Родина и история - это две темы, которые близко соприкасаются друг с другом. Многие поэты по разным причинам были вынуждены покинуть свою Родину, уехать за границу. Жизнь в чужих краях была тяжела для поэтов, они постоянно вспоминали о стране, которую покинули, о родине, с которой связана их жизнь. они не могли забыть свою Родину, потому что воспоминая о детстве, том месте где они родились, всплывали в памяти. В стихотворениях поэтов серебряного века, такая тоска прослеживается в полной силе.

О том, что пейзажи новгородской земли отразились в музыке Рахманинова, говорить не принято: на своей малой родине Сергей Васильевич прожил лишь первые девять лет. В глубокой, взволнованной рахманиновской музыке прекрасно узнаётся Ивановка - его любимый уголок среди бескрайних тамбовских степей, где до отъезда из России он проводил почти каждое лето. В Ивановке, кажется, для Рахманинова сосредоточилась вся Россия... В сердце композитора всегда была Россия. (Звучит "концерт №2" для фортепьяно с оркестром Рахманинова).

Марина Цветаева, находясь 17 лет в эмиграции, писала так:

Ученик 13:

«Тоска по Родине! Давно

Разоблаченная морока!

Мне совершенно все равно -

Где совершенно одинокой

Быть, по каким камням домой

Брести с кошелкою базарной

В дом, и не знающий, что - мой,

Как госпиталь или казарма.

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,

И все - равно, и все - едино.

Но если по дороге - куст

Встает, особенно - рябина…».

Учитель: В 1891 году Иваном Буниным написано стихотворение, в котором он обвиняет тех, кто не любит и не дорожит своей родиной.

Ученик 14:

Они глумятся над тобою,

Они, о родина, корят

Тебя твоею простотою,

Убогим видом черных хат…

Так сын, спокойный и нахальный,

Стыдится матери своей -

Усталой, робкой и печальной

Средь городских его друзей,

Глядит с улыбкой состраданья

На ту, кто сотни верст брела

И для него, ко дню свиданья,

Последний грошик берегла.

В апреле 1922 года, уже эмигрантом, Бунин написал строки, проникнутые живой скорбью прощания с Родиной.

У зверя есть нора, у птицы есть гнездо.

Как бьется сердце, горестно и громко,

Когда вхожу, крестясь, в чужой, наемный дом

С своей уж ветхою котомкой.

Ученик 15:

Еще и холоден и сыр

Февральский воздух, но над садом

Уж смотрит небо ясным взглядом,

И молодеет Божий мир.

Прозрачно-бледный, как весной,

Слезится снег недавней стужи,

А с неба на кусты и лужи

Ложится отблеск голубой.

Не налюбуюсь, как сквозят

Деревья в лоне небосклонов,

И сладко слушать у балкона,

Как снегири в кустах звенят.

Нет, не пейзаж влечет меня,

Не краски жадный взор подметит,

А то, что в этих красках светит:

Любовь и радость бытия.

Как противопоставление своей поэзии, как протест тем, кто в трудное время покинул свою родину, звучит голос Анны Ахматовой:

Ученик 16:

Не с теми я кто бросил землю

На растерзание врагам.

Их грубой лести я не внемлю,

Им песен я своих не дам.

Но вечно жалок мне изгнанник,

Как заключенный, как больной.

Темна твоя дорога, странник,

Полынью пахнет хлеб чужой.


А здесь, в глухом чаду пожара

Остаток юности губя,

Мы ни единого удара

Не отклонили от себя.

И знаем, что в оценке поздней

Оправдан будет каждый час...

Но в мире нет людей бесслезней,

Надменнее и проще нас.

Учитель: Много было тяжёлых и трудных моментов у нашей
Родины, но всё преодолевал русский народ. В 1942 году в своём рассказе "Наука ненависти" М. Шолохов написал (лейтенант Герасимов): "… И воевать научились по-настоящему, и ненавидеть, и любить. На таком оселке, как война, все чувства отлично оттачиваются. Казалось бы, любовь и ненависть никак нельзя поставить рядышком; знаете, как это говориться: "В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань", - а вот у нас они впряжены и здорово тянут! Тяжко я ненавижу фашистов за всё, что они причинили моей родине и мне лично, и в то же время всем сердцем люблю свой народ и не хочу, чтобы ему пришлось страдать под фашистским игом. Вот это-то и заставляет меня, да и всех нас, драться с таким ожесточением, именно эти два чувства, воплощённые в действие, и приведут к нам победу. И если любовь к родине хранится у нас в сердцах и будет храниться до тех пор, пока эти сердца бьются, то ненависть всегда мы носим на кончиках штыков".

Можно уехать, покинуть, оставить свою страну, но забыть Родину, то, с чем связана твоя жизнь невозможно. Многие писатели и поэты проникновенно пишут о своей родине. Но трудно кого-то сравнить с писателем, который всегда нес в себе, в своих рассказах горячую любовь к Родине - это Василий Шукшин. В книге «Слово о «малой родине» он пишет: «Родина… Я живу с чувством, что когда-нибудь я вернусь на родину навсегда… и не зря верится, что родной воздух, родная речь, песня, знакомая с детства, ласковое слово матери врачуют душу… Когда буду помирать, если буду в сознании, в последний момент успею подумать о матери, о детях и о родине, которая живет во мне. Дороже у меня ничего нет. Может, потому что она живет постоянно в моем сердце, и образ ее светлый погаснет со мной вместе. Видно так. Благослови тебя, моя родина, труд и разум человеческий! Будь счастлива! Будешь ты счастлива, и я буду счастлив».

Завершить нашу встречу я хотела бы песней «Родина моя», слова Р.Рождественского, музыка Д.Тухманова.

Оборудование: мультимедийный проектор, проекционный экран, цифровой фотоаппарат.




© 2010-2022