Конспект урока на тему «Мягкий знак на конце существительных после шипящих»

Учитель – Скоринова В.И. 3 класс Русский язык Тема урока: Мягкий знак на конце существительных после шипящих Цели: Углубить знания о функциях мягкого знака: показатель мягкости согласных, разделительный знак; показатель женского рода имён существительных (грамматическая роль); расширение словарного запаса; развитие речи учащихся и орфографической зоркости; воспитание любознательности, любви к родной природе и детской литературе; расширение кругозора Оборудование: 1) Словарь русского языка С.И. О...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Учитель - Скоринова В.И.

3 класс Русский язык

Тема урока: Мягкий знак на конце существительных после шипящих

Цели: Углубление знаний о функциях мягкого знака: показатель мягкости согласных, разделительный знак; показатель женского рода имён существительных (грамматическая роль); расширение словарного запаса; развитие речи учащихся и орфографической зоркости; воспитание любознательности, любви к родной природе и детской литературе; расширение кругозора

Оборудование: 1) Словарь русского языка С.И. Ожегова;

2) С. Маршак «Багаж»;

3) Таблицы орфограмм: ь - разделительный, ь - показатель рода

существительного с шипящим на конце;

4) Словарные слова: багаж, саквояж, пейзаж;

5) Кроссворд

6) Репродукция картины И. Шишкина «Рожь»

Ход урока


I. Повторение о мягком знаке разделительном и мягком знаке - показателе мягкости согласного

1) - Начинаем наш урок. Как думаете, стоит ли вам заниматься русским языком, ведь вы уже умеете читать, писать? Зачем нам русский язык, может быть найдём дела поинтереснее? (Дети говорят о значении знаний в их жизни(

- Я согласна с вами

Век живи, век учись.

Ученье - путь к уменью

- Так говорят русские пословицы, знание которых вы сейчас мне объясняли своими словами.

Запись в тетрадях второй пословицы

2) - Русский язык - богатый язык. Об одной вещи, признаке, действии можно сказать разными словами. Как называются слова близкие по своему значению, но разные по написанию? (Синонимами)

Запись синонимов к словам:

метель - (вьюга)

перстень - (кольцо)

- Посмотрите на все слова пословицы и синонимы. Что общего в их написании? (ь знак)

- Какую работу выполняет ь?

1) ь - показатель мягкости согласного

2) ь - разделительный

- Сегодня на уроке мы узнаем ещё об одной работе ь знака. А что это за работа, вы мне сами скажите, но чуть позже.

- Давайте продолжим игру в слова - синонимы.

II. Ознакомление с употреблением ь после шипящих

1) Подготовка к усвоению правила.

Задание.

- Замените синонимами данные понятия, назвав их одним словом. (Запись слов в столбик, отступив вниз одну строку от предыдущей)


  • Родник - ключ

  • огородный плод, употребляемый в пищу - овощ

  • маленький ребёнок - малыш

  • упакованные вещи, груз пассажира - багаж

(запись слов в другой столбик)

  • мелкие деньги - мелочь

  • всякое изделие, предмет - вещь

  • тихое, глухое, отдалённое от людей место - глушь

  • хлебный злак, из зёрен которого пекут чёр-

ный хлеб - рожь

- Почему же на конце слов второго столбика появился ь знак? Разберёмся

* - Дайте характеристику последним звукам:

мелочь [ч`] ключ

вещь [щ`] овощ

(Согласные, непарные, шипящие, мягкие)

глушь [ш`] малыш

рожь [ш`] багаж

(Согласный, парный, шипящий, твёрдый)

- В алфавите только 4 буквы, обозначающие шипящие звуки, но сколько хлопот они приносят!

Мягко слышится - твёрдо пишется ча - ща чу - щу

Твёрдо слышится - мягко пишется жи - ши

* - Исследуем слова 1-го столбика. Что их объединяет? (существительные, ед. число, мужской род, 2 склонение, на конце шипящий)

- Запишите на свободной строке вверху: ед. ч., м.р.

- Исследуем слова 2-го столбика. Что их объединяет? существительные, ед.ч., женский род, 3 склонение, на конце шипящий)

- Запишите на свободной строке вверху: ед.ч., ж.р.

- Теперь, ответьте, когда пишется ь знак на конце существительных с шипящими на конце (если это существительные женского рода, 3 склонения)

2) Работа с правилом

- Какое правило мы с вами «изобрели»?

(На конце существительных женского рода единственного числа 3 склонения после шипящих пишется ь знак)

- Какую же «работу» ещё выполняет ь знак?

(ь - показатель рода существительного с шипящим на конце)

* Работа с правилом по учебнику с.

III. Упражнение в написании слов с шипящими на конце

1) - Мы заслужили отдых. Отдохнём и послушаем стихотворение С. Маршака «Багаж» (чтение отрывка учителем или прослушивание аудиозаписи)

2) Словарная работа

- Что же сдавала дама в багаж? (Дети называют)

С помощью веера показывают, какую букву надо вставить в слово. Слова проецируются на экран: д.ван, ч.модан, с.кв.яж., к.ртину, к.рзину, к.ртонку, с.бачонку.

- Что означает слово саквояж? (…)

(Саквояж - дорожная сумка с запором, обычно кожаная. Словарь Ожегова, стр. 617)

- Почему на конце этого слова не написали ь? (Существительное мужского рода)

Запись в тетради: Саквояж (м. р.),

3) Игра «Угадай слово с шипящим на конце»

- Картина, которую везла с собой дама, принадлежит кисти замечательного русского художника Ивана Ивановича Шишкина.

- Название узнаем, если отгадаем кроссворд:


г

р

а

ч

н

о

ч

ь

ё

ж


м

ы

ш

ь

1. Чёрный, проворный, кричит: «Крак!» Червякам враг. (грач)

2. Махнула птица крылом. И покрыла весь свет одним пером. (ночь)

3. Ползёт, ползёт, иголки везёт (ёж)

4. Под полом - полом шевелит хвостом. В щели глядится, вылезти боится. (мышь)

Дети в тетрадях и на доске записывают слова, объясняют их написание

Саквояж (м.р.), грач (м.р.), ночь (ж.р.), ёж (м.р.), мышь (ж.р.). и отгадывают, что картина называется «Рожь»

На экране проекция картины с надписью: И.И. Шишкин «Рожь»

4) Знакомство с картиной

- Что на ней изображено? Скажите одним словом.(природа)

- Как называется картина, изображающая природу? (пейзаж)

Пейзаж - вид какой-нибудь местности; рисунок, картина, изображающая природу, Словарь Ожегова, стр. 439)

- Подходит ли это слово к изучаемому сегодня правилу? Докажите.

* - Чтение текста учителем.

И.И. Шишкин «Рожь»

Пейзаж картины очень прост. Золотая спеющая рожь стеной стоит до горизонта. В этом хлебном море теряется дорога. А в призрачную синеву неба величаво поднялись могучие сосны

* Выявление значения слова «величаво»

Величавый - исполненный внутреннего достоинства, величия, внушающий почтение к себе, (словарь Ожегова, стр. 66)

* - Каким синонимом можно заменить слово величаво? (торжественно)

- Могучие? (богатырские)

5) Запись текста под диктовку учителя. Нахождение орфограмм в словах и объяснение их написания.

6) Самостоятельная работа

- Какое правило помогло правильно писать слова с шипящими на конце?

IV. Итог урока

1) - Какое правило вы сегодня вывели?

- На что указывает ь знак на конце существительных ед. числа после шипящих? (сущ., ж.р., 3 склонения)

2) - И напоследок загадка - шутка: «Чем кончается как день, так и ночь?»

(ответ: ь знак)

3) Выставление оценок.

V. Домашнее задание

Справка: Иван Иванович Шишкин (1832-1892) - создатель русского эпического пейзажа. Картина «Рожь» написана в 1878 году. Она стала воплощением образа самой России.

На уроке повторили написание 15 слов с непроверяемым написанием, к 12 словам подобрали слова- синонимы, записали 15 слов на изучаемое правило.

5

© 2010-2022