Отзвук любимой сказки (по сказке Г. Х. Андерсена Русалочка)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Отзвук любимой сказки

(по сказке Г.-Х. Андерсена «Русалочка») в 6 классе


ФИО

Абашева Ирина Витальевна

Место работы

МБОУ « Воткинский лицей»

Должность

Учитель русского языка и литературы

Предмет

литература

Класс

6

Тема и номер урока в теме

единственный

Базовый учебник

« Год после детства» (по системе «Школа 2100») под ред. Р. Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой)


  1. Цель урока:

нравственное воздействие на учащихся посредством сказки Г.-Х. Андерсена «Русалочка»

9. Задачи:

- обучающая :

развитие навыков характеристики героя эпического произведения, изучаемого текстуально, на примере характеристики Русалочки из одноимённой сказки Г.-Х. Андерсена

-развивающая:

формирование базовых представлений о нравственных категориях ( любовь, предательство , красота и др.)

-воспитательная:

воспитание отзывчивости , доброты, неравнодушного отношения к окружающему миру.

  1. Тип урока : урок построения знаний

  2. Формы работы учащихся : индивидуальная , групповая, фронтальная

  3. Необходимое техническое оборудование :компьютер(ы), мультимедийный проектор или интерактивная доска

  4. Структура и ход урока : см. ниже


Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность учеников

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1

Оргмомент

-

Демонстрирует колокольчик, задаёт вопрос

Высказывают предположения

1мин.

№1 (иллюстрация «Портрет Г.-Х. Андерсена»),

№2 (фотография «Г.-Х. Андерсен у калитки дома»)

Обращает внимание на портреты Андерсена

Анализируют портреты

3 мин

2.

Актуализация знаний

-

Просит сформулировать, чем похожи автор и его героиня

Отвечают

на вопрос

2 мин

3

Новый материал

-

Дает задания для работы в группах

Работают

в группах

10 мин

-

Слушает ответы учащихся , анализирует работу групп

Озвучивают результаты работы в группах

10 мин

№3(отрывок из финальной части сказки «Русалочка»)

Обращает внимание на финал сказки ,

просит выписать «радостные» и «грустные» слова и посчитать , каких слов больше, объяснить почему

Выписывают «радостные» и «грустные» слова, комментируют полученные результаты

7 мин

4

Закрепление

№4 (стихотворение А. Шамиссо «На мельнице» )

Рассказывает об истории

создания стихотворения

А. Шамиссо «На мельнице»

Читают стихотворение , сопоставляют стихотворение и сказку

7 мин

5

Подведение итогов

-

Представляет фотографию памятника Русалочке, рассказывает притчу о хрупких игрушках

Отвечают на вопрос, высказывают предположения о том , чем заканчивается притча

5 мин


Ход урока:

I.Оргмомент

1.Учитель (звенит колокольчиком): Ребята, а вы знаете , благодаря чему колокольчик звенит?

Выслушиваются предположения учеников.

2.Учитель: Оказывается, в каждый, даже самый маленький колокольчик, добавляют немного серебра. Один мудрый человек , писатель Геннадий Циферов, писал , что если в сказку добавить немного грусти , она тоже зазвенит. Но только великие сказочники могут сделать это мастерски. Имя нашего сегодняшнего сказочника, знакомо вам с детства. А как вы думаете, ребята, у самого сказочника были любимые сказки?

Звучат предположения учащихся.

«Чудеснейшая из сказок - это жизнь»,- писал Андерсен.

3.Учитель (представляя ЭОР №1 и №2 ) : Давайте вглядимся в портреты Андерсена. Какую часть его лица можно считать самой выразительной?

Учащиеся озвучивают свои наблюдения

4.Учитель: Глаза. Эти глаза были даны великому мастеру от Бога, ведь они могли замечать необычное в обычном, видеть то, что недоступно взгляду обычного человека.

Сегодня мы с вами обращаемся к сказке, героиня которой полюбилась миллионам людей во всем мире.

За что же люди полюбили Русалочку , мы с вами и попытаемся сегодня выяснить.

II.Основная часть.

1.Учитель: Характеристику любого персонажа мы начинаем с портрета, как и в жизни: мы в первую очередь смотрим на человека. Давайте подумаем : чем же внешне похожи автор и его героиня?

Звучат предположения учащихся

Учитель: Действительно, и у Русалочки были прекрасные глаза. Темно-синие, как море. Сказочник наградил свою героини похожим даром - смотреть на жизнь широко открытыми глазами. Чем же еще наградила природа Русалочку?

Ученики : Необыкновенным голосом, какого не было ни у одного человека.

2.Учитель : Но если бы мы судили о герое только по внешности, мы очень ошиблись бы, ведь как говорила героиня М.Метерлинка: «Главного глазами не увидишь». А откуда ещё мы можем почерпнуть информацию о герое?

В ходе обсуждения с учащимися выясняем , что информацию о герое могут дать:

- семья героя;

- его увлечения;

- поступки героя;

-отношение к нему других персонажей и др.

Учитель : Давайте обратимся к сказке и попробуем понять , за что же так полюбилась людям Русалочка.

3.Работа по группам.

Все 1-е парты обращаются к тексту сказки, чтобы собрать всю информацию о семье Русалочки, 2-е парты собирают информацию об увлечениях героини, 3-и парты вспоминают значимые поступки Русалочки, а 4-е парты анализируют взаимоотношения Русалочки с другими персонажами , в первую очередь, с принцем.

Поэтапное озвучивание результатов работы каждой группы.

4.Работа с финалом сказки.

Учитель: Как много узнали мы о Русалочке. а теперь давайте обратим внимание на финал сказки. Как вам кажется, оптимистическим или пессимистическим можно считать финал сказки?

Проводится словарная работа с терминами «оптимистический» и «пессимистический», учащиеся делятся своими предположениями, учитель корректирует представления учащихся. Далее ребята объясняют , каким они видят финал.

Учитель , предлагая учащимся обратиться к ЭОР №3 ,просит учащихся посчитать «радостные» и «грустные» слова в трех заключительных абзацах сказки и выписать их в 2 столбика.

Сопоставляются выводы ребят с материалом ресурса, выясняется, что « радостных» слов намного больше. Почему? Ребята высказывают предположения.

5. Учитель рассказывает учащимся о том , что французский поэт А. Шамиссо, вдохновленный сказкой Андерсена, написал стихотворение «На мельнице». Учитель демонстрирует ЭОР № 4 ,звучит вопрос : что сближает стихотворение и сказку?

Ученики высказывают предположения .

6.Демонстрируется фотография , на которой представлен памятник Русалочке.

Учитель: Как вы думаете, ребята, что это? В 1913 году жители Дании поставили памятник Русалочке. Как вы думаете , почему они выбрали именно эту героиню Андерсена? Ответьте на этот вопрос в тетради.

Озвучивание ответов по желанию учащихся, с остальными работами учитель ознакомится после урока.

III.Подведение итогов.

1.Учитель говорит о том, что сам Андерсен замечал : «Русалочка»- это единственная из моих работ , которая трогает меня самого…»

2.Завершить урок уместно небольшой притчей.

Притча о мудреце и хрупких игрушках.

В одном селении жил мудрец. Он любил детей и часто дарил им что- нибудь, но всегда это были очень хрупкие предметы. Дети старались обращаться с ними осторожно , но их новые игрушки часто ломались , и они очень горевали. Мудрец снова дарил им игрушки, но ещё более хрупкие. Однажды родители не выдержали и пришли к нему, говоря: «Ты мудрый и добрый человек, зачем ты даришь нашим детям хрупкие игрушки? Они горько плачут, когда игрушки ломаются.» «Пройдёт совсем немного времени, - улыбнулся мудрец , - и кто- то подарит им своё сердце. Может быть, с моей помощью они научатся обращаться с этим бесценным даром бережнее.»

3.Учитель (звенит колокольчиком) : Вот и заканчивается урок. Геннадий Циферов точно подметил : «Всякий раз после сказки Андерсена вы словно слышите звон , долгий и робкий. Потом можно забыть, о чём она, но робкий звон остаётся в сердце…»Надеюсь, что отзвук этой прекрасной сказки останется и в вашем сердце.







Приложение к плану-конспекту урока

«Отзвук любимой сказки» (по сказке Г.-Х. Андерсена «Русалочка») в 6 классе


Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Портрет Г.-Х. Андерсена

Иллюстрация

Иллюстрация

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5c5ac794-9cb1-46fe-8639-b2532616ed64/%5BLI5RK_10-01%5D_%5BIL_01%5D.htm

2

Г.-Х.Андер

сен у калитки дома

Иллюстрация

Иллюстрация

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f3b7ad76-662c-4d2e-84f0-e7ab1dea50f7/%5BLI5RK_12-01%5D_%5BIL_02%5D.htm

3

«Русалоч

ка»

Текст

Текст с иллюстрациями

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3050a3d9-8ae9-472d-9265-c5741d4f3e3d/%5BLI5RK_12-01%5D_%5BTE_07%5D.htm

4

«На мельнице»

Текст

Текст с иллюстрациями

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7cac3327-db9b-ad50-4b75-e47840d76bda/Shamisso_Na%20melnitse.pdf



© 2010-2022