• Преподавателю
  • Русский язык и литература
  • Рабочая программа по русскому языку для 10 класса по учебникуГ. Ф. Хлебинской. Рабочая программа состоит из пояснительной записки и календарно-тематического планирования

Рабочая программа по русскому языку для 10 класса по учебникуГ. Ф. Хлебинской. Рабочая программа состоит из пояснительной записки и календарно-тематического планирования

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда средняя общеобразовательная школа №11

«Рассмотрено»

Руководитель методического объединения учителей _______________________

________/______________/

Протокол №_______

от «___» __________20___

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

________/_____________/

«___» __________20____

Утверждаю

Директор школы

__________/_____________/



Приказ №______

от «___» ___________20___


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку

(наименование учебного курса, предмета, дисциплины, модуля)

ДЛЯ 10 КЛАССА



НА 2015/2016 ГОД







Составитель программы

Мартынова Ольга Владимировна





Калининград

2015 г.





Пояснительная записка

Программа по русскому языку для 10 класса разработана на основе:

- требований федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования 2004 г.;

- примерной основной образовательной программы;

-учебного плана МАОУ СОШ №11 (с учётом федерального и регионального компонента, компонента ОУ);

- программы по русскому языку для 10-11классов, автор Хлебинская Г.Ф. (Москва, «Мнемозина» 2012г)

-учебника:Хлебинская Г.Ф. Русский язык. 10 класс.

Учебник для общеобразовательных учреждений (базовый и профильный уровни).

Москва «Мнемозина», 2012.

Цели изучения предмета в контексте целей основного общего образования с учетом специфики учебного предмета «Русский язык»:

1) повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний, полученных в основной школе;

2) закрепление и развитие навыков применения полученных знаний на практике в конкретных ситуациях речевого общения;

3) подготовка учащихся к единому государственному экзамену по русскому языку, а также вступительным экзаменам в высшие учебные заведения.

Отличительной особенностью курса является осуществление последовательной подготовки учащихся к ЕГЭ. Содержание курса позволяет выпускникам освоить весь необходимый объём теоретических знаний, а также выработать и закрепить навыки практического использования языка. Структура ЕГЭ требует от выпускников умения анализировать и классифицировать языковые явления, оценивать их с точки зрения правильности. Тестовая форма предполагает способность давать оценку различным вариантам решения учебной задачи, разграничивать верные и неверные интерпретации.

Для развития этих умений в учебниках, обеспечивающих данный курс, представлены упражнения, структурно повторяющие экзаменационные задания.

Итоговые контрольные работы, завершающие изучение каждого крупного раздела, также ориентированы на формат единого государственного экзамена.

Особое внимание уделяется написанию сочинения по прочитанному тексту, которое требует от учащихся умения понимать, интерпретировать чужой текст и создавать собственное речевое произведение, следуя заданной композиционной схеме. Чтобы обеспечить успешное выполнение данного задания, в учебниках даётся алгоритм работы, образцы сочинений по прочитанному тексту (различных функциональных стилей) и материал для отработки навыков.

В соответствии с современными требованиями содержание курса русского (родного) языка обеспечивает формирование у учащихся языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой компетенций.

Лингвистическая (языковедческая) компетенция предполагает усвоение необходимых знаний о языке как о знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; усвоение основных лингвистических понятий; овладение умениями опознавать, анализировать и оценивать языковые явления и факты.

Языковая компетенция предусматривает овладение основными нормами русского литературного языка, определенным лексическим запасом и грамматическим строем, умениями правильно употреблять слова, образовывать формы слов, строить предложения, грамотно писать.

Коммуникативная компетенция предусматривает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в разных сферах и ситуациях общения: умениями проводить языковой анализ текста, пересказывать текст, создавать тексты различных стилей и типов речи, совершенствовать и редактировать тексты, оценивать выразительную сторону речи, соблюдать нормы речевого этикета.

Культуроведческая компетенция предусматривает осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национальной специфики русского языка, владение культурой межнационального общения.

Общая характеристика учебного предмета «Русский язык»

Русский язык - родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе. Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный обобщающий характер воздействия предмета «Русский язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский (родной) язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в различных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступками с позиции моральных норм.

Содержание курса русского языка обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.

Языковая и лингвистическая компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; знаниями о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования представлений о нормативной речи и практических умений нормативного употребления слов, фразеологических выражений, грамматических норм, синтаксических конструкций; совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; умения пользовать различными видами лингвистических словарей.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоения норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.

Описание места учебного предмета «Русский язык»

в учебном плане МАОУ СОШ №11

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Русский язык» изучается с 5-го по 9-й класс. Учебный план МАОУ СОШ №11 предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в 10 классе -68 ч, в 11 классе - 68 ч. (с учётом школьного компонента)

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык»

Личностными результатами освоения выпускниками средней школы программы по русскому языку

1) бережное отношение к русскому языку как неотъемлемой части русской культуры, как основе гражданской идентичности; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

2) уважение к своему народу, его прошлому, отражённому в языке;

3) осознание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;

4) осознание своего места в поликультурном мире;

5) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития гуманитарной науки; готовность участвовать в диалоге культур;

6) потребность саморазвития, в том числе речевого, понимание роли языка в процессах познания;

7) готовность к самостоятельной творческой и ответствен- ной деятельности; 8) готовность и способность вести диалог с другими людьми; Метапредметными результатами освоения выпускниками средней школы программы по русскому языку являются:

1) умение эффективно общаться в процессе совместной деятельности со всеми её участниками, не допускать конфликтов;

2) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности; использование различных методов познания; владение логическими операциями анализа, синтеза, сравнения;

3) способность к самостоятельному поиску информации, в том числе умение пользоваться лингвистическими словарями;

4) умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

5) владение всеми видами речевой деятельности: говорением, слушанием, чтением и письмом;

6) умение выражать своё отношение к действительности и создавать устные и письменные тексты разных стилей и жанров с учётом речевой ситуации (коммуникативной цели, условий общения, адресата и т. д.);

7) свободное владение устной и письменной формой речи, диалогом и монологом;

8) умение определять цели деятельности и планировать её, контролировать и корректировать деятельность;

9) умение оценивать свою и чужую речь с эстетических и нравственных позиций;

10) умение выбирать стратегию поведения, позволяющую достичь максимального эффекта.

Предметными результатами освоения выпускниками средней школы программы по русскому языку являются:

1) сформированность представлений о лингвистике как части общечеловеческого гуманитарного знания, основных направлениях развития русистики, выдающихся учёных-русистах;

2) сформированность представлений о языке как знаковой системе, закономерностях его развития, функциях языка;

3) освоение базовых понятий лингвистики: язык и речь, функции языка, речевая деятельность, речевая ситуация;

4) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского

; 5) владение знаниями о языковой норме, её функциях и вариантах; практическое овладение основными нормами современного литературного языка;

6) владение нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; 7) сформированность умений анализировать языковые единицы; владение различными видами анализа слов, слово- сочетаний и предложений, текстов разных типов речи;

8) сформированность умений анализировать языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;

9) владение различными приёмами редактирования текстов;

10) сформированность умений лингвистического анализа текстов разных стилей и жанров;

11) сформированность умений проводить лингвистический эксперимент и использовать его результаты в речевом общении.

Содержание учебного предмета «Русский язык» (10-11 класс)

Основное содержание программы

10 класс

68 часов (2 часа в неделю)

Русский язык и русистика (2 ч)

Русский язык как национальный язык русского народа. Основные этапы исторического развития русского языка. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Формы существования русского национального языка. Русский литературный язык как высшая форма существования национального языка. Русский язык - государственный язык Российской Федерации, один из ведущих языков мира. Русский язык как развивающееся явление. Сведения из истории русской письменности.

Русский язык как объект научного изучения. Выдающиеся отечественные языковеды.Основные направления развития русистики на современном этапе. Общие сведения о языке и речи.

Культура речи (3 ч)

Предмет и задачи языкознания. Основные разделы науки о языке. Структура языка (уровни, основные единицы, взаимосвязь единиц языка разных уровней). Основные функции языка. Язык как знаковая система. Языки естественные и искусственные.

Языки государственные, мировые, межнационального общения.

Общее и различное в русском и других языках.

Язык и речь. Культура речи. Основные аспекты культуры речи: коммуникативность, нормативность, этичность. Языковая норма, ее функции и типы. Динамика языковой нормы. Варианты норм. Типичные ошибки, вызванные отклонениями от литературной нормы. Преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы. Трудные случаи анализа языковых явлений и фактов, возможность их различной интерпретации.

Текст, стили и жанры (12ч)

Текст как продукт речевой деятельности. Устная и письменная формы текста. Структурно-смысловые признаки текста. Речевая ситуация. Тема, основная мысль (идея) текста. Тема и микротема. Абзац, его назначение в тексте. Соотношение микротемы и абзаца. Типы связи между предложениями в тексте: цепная связь, параллельная, смешанная; средства связи предложений.

Функционально-смысловые типы речи. Типологическая структура описания, повествования, рассуждения.

Функциональные разновидности языка: разговорная и книжная.

Понятие о функциональных стилях книжной речи (научном, официально-деловом, публицистическом); о разговорном стиле; о литературно-художественном стиле и его принципиальном отличии от остальных стилей речи. Жанр как форма организации речевого материала определённого стиля речи.

Характеристика научного стиля речи: функция, сфера общения, разновидности, специфические черты, жанры, языковые особенности. Стилистический анализ текста научного стиля речи. Доклад и реферат как жанры научного стиля речи.

Характеристика официально-делового стиля речи: функция, сфера общения, разновидности, специфические черты, жанры, языковые особенности. Стилистический анализ текста официально-делового стиля речи. Отличительные черты некоторых жанров официально-делового стиля речи: заявления, объяснительной записки, доверенности, характеристики, автобиографии, резюме.

Характеристика публицистического стиля речи: функция, сфера общения, разновидности, специфические черты, жанры, языковые особенности. Стилистический анализ текста публицистического стиля речи. Некоторые жанры публицистического стиля речи:

статья, очерк, интервью, аннотация, отзыв, рецензия, заметка.

Характеристика разговорного стиля речи: функция, сфера общения, разновидности, специфические черты, жанры, языковые особенности. Стилистический анализ разговорного стиля речи. Некоторые жанры разговорного стиля речи: беседа, дневниковые записи, частная переписка, дискуссия.

Культура устного и письменного общения.

Эстетическое богатство и разнообразие литературно-художественного стиля речи. Роль художников слова в развитии и совершенствовании русского литературного языка.

Комплексный анализ текста.

Виды переработки текста (план, тезисы, конспект).

Изложение как разновидность текста.

Сочинение по прочитанному публицистическому и литературно-художественному тексту. Сочинение в жанре эссе.

Лексика. Фразеология. лексикография (15 ч)

Слово - основная единица языка. Лексическое значение слова. Грамматическое значение слова. Однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение слова. Многозначность и омонимия. Паронимы, синонимы, антонимы; их выразительные возможности.

Активный и пассивный словарь русского языка. Исконно русские и заимствованные слова. Заимствования из славянских языков. Заимствования из неславянских языков.

Общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления. Профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы. Виды стилистической окраски слова.

Лексический разбор слова.

Фразеологизмы.Употребление фразеологизмов в различных стилях речи. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова.

Источники фразеологии. Выразительные возможности фразеологических единиц.

Изобразительно-выразительные средства лексики, их использование в художественном тексте.

Лексические нормы. Типичные ошибки, связанные с нарушением лексических норм.

Лексикография. Словарные описания языковых единиц. Различные виды лингвистических словарей. Объем и характер информации о слове в различных словарях.

Фонетика. орфоэпия. Графика (8 ч)

Предмет изучения фонетики. Звуковой состав русского языка.

Основные единицы фонетики: звуки речи, слог, ударение, интонация. Характеристика звуков речи: гласные (ударные и безударные) и согласные (твёрдые и мягкие, звонкие и глухие). Исторические изменения в звуковом составе русского языка.

Понятие о графике. Звуки и буквы, алфавит. Исторические изменения в буквенном составе русского языка. Фонетическая транскрипция.

Понятие об орфоэпии. Звук и фонема. Чередования звуков (исторические и позиционные). Основные нормы современного литературного произношения: произношение гласных и согласных звуков, сочетаний согласных. Особенности произношения слов иноязычного происхождения. Нормы ударения в современном русском языке. Допустимые варианты произношения и ударения.

Фонетический разбор слова.

Изобразительно-выразительные средства фонетики.

Морфемика и словообразование (5 ч)

Понятие о морфемике и словообразовании. Значимые части слова. Корневая морфема и основа. Аффиксальные морфемы (приставки, суффиксы, окончания, постфиксы). Интерфиксы, их назначение в слове.

Материально выраженные и нулевые окончания. Материально выраженные и нулевые суффиксы. Словообразующие и формообразующие суффиксы. Приставки, их роль в слове. Синонимия, омонимия, паронимия приставок; синонимия, антонимия суффиксов. Постфиксы, их отличия от других значимых частей слова.

Формообразование и словообразование. Способы образования слов. Словообразовательная цепочка и словообразовательное гнездо.

Морфемный и словообразовательный разборы слова.

Понятие об этимологии.

Орфография (17ч)

Принципы русской орфографии: морфемный, фонетический и традиционный. Слитные, раздельные и дефисные написания.

Орфограмма. Орфографические нормы.

Написание слов и их значимых частей:

- правописание безударных гласных в корне слова; правописание чередующихся гласных в корне слова; правописание звонких и глухих согласных в корне слова; правописание согласных корня перед суффиксами; правописание непроизносимых согласных в корне слова; правописание удвоенных согласных;

- правописание приставок, правописание букв ы, и после приставок;

- правописание букв а, и, у после шипящих; правописание букв ы, и после ц; правописание букв о, е, ё после шипящих и ц;

- употребление ь для обозначения мягкости согласных; употребление ь после шипящих для обозначения грамматической формы слова; употребление разделительных ъ и ь;

- употребление букв э, е, ё и буквосочетания йо.

Употребление прописной и строчной букв.

Правила переноса слов.

Исторические изменения, под влиянием которых сложилась современная система орфографических норм: утрата гласных ъ и ь, возникновение закрытых слогов, редукция безударных гласных, отвердение шипящих и ц, произношение звука о на месте буквы е, совпадение в звучании «ять» и е.

Итоговое повторение, обобщение, контроль (5ч)


Тематическое планирование с определением основных видов деятельности (10 класс)

№ п/п

Раздел /тема

Универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные)

Кол-во часов

Контрольные работы

10 класс


1

Русский язык и русистика

Познавательные: постановка проблемы, аргументация ее актуальности; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; перевод устной речи в письменную.

Коммуникативные: адекватное восприятие устной и письменной речи, умение точно и ясно выражать свои мысли, построение продуктивного речевого взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Личностные: устойчивая учебно-познавательная мотивация к учебе, адекватная позитивная самооценка, готовность к самообразованию и самовоспитанию.


3


2

Культура речи

Познавательные: постановка проблемы, аргументация ее актуальности; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; перевод устной речи в письменную.

Коммуникативные: адекватное восприятие устной и письменной речи, умение точно и ясно выражать свои мысли, построение продуктивного речевого взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Личностные: устойчивая учебно-познавательная мотивация к учебе, адекватная позитивная самооценка, готовность к самообразованию и самовоспитанию.


3

Диктант

3

Текст, стили речи, жанры

Познавательные: постановка проблемы, аргументация ее актуальности; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; перевод устной речи в письменную.

Коммуникативные: адекватное восприятие устной и письменной речи, умение точно и ясно выражать свои мысли, построение продуктивного речевого взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Личностные: устойчивая учебно-познавательная мотивация к учебе, адекватная позитивная самооценка, готовность к самообразованию и самовоспитанию.

12

Сочинение

тест

4

Лексика,фразеология, лексикография

Познавательные: постановка проблемы, аргументация ее актуальности; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; перевод устной речи в письменную.

Коммуникативные: адекватное восприятие устной и письменной речи, умение точно и ясно выражать свои мысли, построение продуктивного речевого взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Личностные: устойчивая учебно-познавательная мотивация к учебе, адекватная позитивная самооценка, готовность к самообразованию и самовоспитанию.


15

Изложение

Диктант

Тест

5

Фонетика, орфоэпия, графика

Регулятивные:

прогнозирование, целеполагание; постановка учебных задач; понимание алгоритма работы; поиск путей решения проблемы; высказывание предположений на основе наблюдений; соотнесение цели и результатов деятельности; умение корректировать написанное; выработка критериев оценки и определение степени успешности работы.

Познавательные: постановка проблемы; аргументация ее актуальности; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; самостоятельное проведение исследований на основе применения методов наблюдений; поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; перевод устной речи в письменную.

Коммуникативные: участие в продуктивном диалоге; адекватное восприятие устной и письменной речи; умение точно и ясно выражать свои мысли; построение речевого взаимодействия со сверстниками и взрослыми; соблюдение основных норм устной и письменной речи.

Личностные: устойчивая учебно-познавательная мотивация к учебе; нравственно-этическая ориентация; адекватная позитивная самооценка; готовность к самообразованию и самовоспитанию

8

сочинение

6

Морфемика и словообразование

Регулятивные:

прогнозирование, целеполагание; постановка учебных задач; понимание алгоритма работы; поиск путей решения проблемы; высказывание предположений на основе наблюдений; соотнесение цели и результатов деятельности; умение корректировать написанное; выработка критериев оценки и определение степени успешности работы.

Познавательные: постановка проблемы; аргументация ее актуальности; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; самостоятельное проведение исследований на основе применения методов наблюдений; поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; перевод устной речи в письменную.

Коммуникативные: участие в продуктивном диалоге; адекватное восприятие устной и письменной речи; умение точно и ясно выражать свои мысли; построение речевого взаимодействия со сверстниками и взрослыми; соблюдение основных норм устной и письменной речи.

Личностные: устойчивая учебно-познавательная мотивация к учебе; нравственно-этическая ориентация; адекватная позитивная самооценка; готовность к самообразованию и самовоспитанию

5

изложение

7

Орфография

Регулятивные:

прогнозирование, целеполагание; постановка учебных задач; понимание алгоритма работы; поиск путей решения проблемы; высказывание предположений на основе наблюдений; соотнесение цели и результатов деятельности; умение корректировать написанное; выработка критериев оценки и определение степени успешности работы.

Познавательные: постановка проблемы; аргументация ее актуальности; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; самостоятельное проведение исследований на основе применения методов наблюдений; поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; перевод устной речи в письменную.

Коммуникативные: участие в продуктивном диалоге; адекватное восприятие устной и письменной речи; умение точно и ясно выражать свои мысли; построение речевого взаимодействия со сверстниками и взрослыми; соблюдение основных норм устной и письменной речи.

Личностные: устойчивая учебно-познавательная мотивация к учебе; нравственно-этическая ориентация; адекватная позитивная самооценка; готовность к самообразованию и самовоспитанию

17

Тест

Диктант

Сочинение

Сочинение

8

Повторение

Регулятивные:

прогнозирование, целеполагание; постановка учебных задач; понимание алгоритма работы; поиск путей решения проблемы; высказывание предположений на основе наблюдений; соотнесение цели и результатов деятельности; умение корректировать написанное; выработка критериев оценки и определение степени успешности работы.

Познавательные: постановка проблемы; аргументация ее актуальности; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; самостоятельное проведение исследований на основе применения методов наблюдений; поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; перевод устной речи в письменную.

Коммуникативные: участие в продуктивном диалоге; адекватное восприятие устной и письменной речи; умение точно и ясно выражать свои мысли; построение речевого взаимодействия со сверстниками и взрослыми; соблюдение основных норм устной и письменной речи.

Личностные: устойчивая учебно-познавательная мотивация к учебе; нравственно-этическая ориентация; адекватная позитивная самооценка; готовность к самообразованию и самовоспитанию

5


Итого




Учебно-методическое и материально-техническое обеспечения

Перечень учебно-методического обеспечения

1. Учебник Хлебинская Г.Ф. Русский язык. 10 класс.

Учебник для общеобразовательных учреждений (базовый и профильный уровни).

Москва «Мнемозина», 2012.

2. Учебные пособия: Тренировочные варианты экзаменационных работ для

проведения итоговой аттестации. Авт.-сост. И.П. Цыбулько,

Л.С.Степанова. - М.:АСТ; Астрель, 2014.

3. Методические пособия: Хлебинская Г.Ф. Авторские материалы

планирования уроков по русскому языку в 10-11 классах

Изд-во: ОЛМА Медиа Групп, 2010 г.


Планируемые результаты изучения учебного предмета «Русский язык»

1) в области языковой и лингвистической (языковедческой):

Знать/понимать

- основные сведения о функциях языка; о лингвистике как науке; о роли старославянского языка в развитии русского языка; о формах существования русского национального языка; о литературном языке и его признаках;

- системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;

- понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;

уметь

- проводить различные виды лингвистического анализа языковых единиц, а также языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;

- привлекать сведения из истории русского языка при проведении лингвистического анализа языковых единиц;

- разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;

- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и типов речи;

- оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения соотнесенности содержания и языкового оформления;

- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

- применять знания о нормах литературного языка на практике;

- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

- извлекать необходимую информацию из различных учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации;

- производить лингвистический анализ текста (полный и частичный);

- иллюстрировать орфографические и пунктуационные нормы примерами из предложенного текста;

- находить и исправлять орфографические, пунктуационные, стилистические ошибки в тексте;

- классифицировать орфограммы и пунктограммы в тексте;

- производить все виды разбора как слова, так и предложения;

- конструировать предложения, строить их схемы;

- определять роль конструкций, не являющихся членами предложения;

- заменять обособленные члены предложения, предложения с прямой речью и т. д. синонимическими конструкциями;

- комментировать выбор орфограмм и пунктограмм; доказывать, где это возможно, свое мнение графически;

2) в области коммуникативной:

Знать/понимать

- компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения; основные особенности каждого вида речевой деятельности;

- основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, деловой и обиходно-бытовой сферах общения;

Уметь

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

-использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной установки и характера текста;

- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях (компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета).

- владеть основными приёмами информационной переработки устного и письменного текста;

- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания разных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале различных учебных дисциплин) и деловой сферах общения; редактировать собственный текст;

- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;

- применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

- оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.

При работе с текстом:

уметь

- определять тему, основную мысль;

- озаглавливать текст; находить ключевые слова (словосочетания);

- определять принадлежность текста к тому или иному типу и стилю речи;

- определять языковые средства связи предложений в тексте;

- делить текст на абзацы, объяснять уже имеющееся абзацное членение;

- определять авторскую позицию, высказывать и аргументировать свою точку зрения;

- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста: составлять планы (простой и сложный), конспекты, выделять тезисы;

-оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе художественных текстов;

- создавать (владеть навыками написания) изложения (в том числе с элементами сочинения), сочинения в жанре эссе, сочинения по прочитанному тексту;

- производить комплексный анализ текстов различных типов, стилей и жанров.

3) в области культуроведческой:

знать и понимать

- осознавать русский язык как духовную, нравственную и культурную ценность народа;

- осознавать связь языка и истории, культуры русского и других народов;

- осознавать взаимосвязь развития языка и литературного процесса;

уметь

- соблюдать нормы русского речевого этикета, культуры межнационального общения.





Нормы оценки письменных работ и устных ответов учащихся по русскому языку

Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по литературе и русскому языку.

Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:

1) полноту и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

Балл

Степень выполнения учащимся общих требований к ответу

«5»

1) ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

«4»

ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 - 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 - 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

«3»

ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого

«2»

если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом

Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Оценка письменных работ

Рекомендуемые нормы оценки за ДИКТАНТ

Диктант - одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Объём диктанта устанавливается:

- для V класса - 90-100 слов,

- для VI класса - 100-110 слов,

- для VII класса - 110-120 слов,

- для VIII класса - 120-150 слов,

- для IX класса - 150-170 слов.

(При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.)

Отметка

Число ошибок (орфографических и пунктуационных)

«5»

0/0, 0/1, 1/0 (негрубая ошибка)

«4»

2/2, 1/3, 0/4, 3/0, 3/1 (если ошибки однотипные)

«3»

4/4, 3/5, 0/7, 5/4 в 5 классе; 6/6 (если есть ошибки однотипные и негрубые)

«2»

7/7, 6/8, 5/9, 8/6

В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и т.п.) задания, выставляются две оценки (за диктант и за дополнительное задание).

При оценке выполнения дополнительных заданий:

«5» ученик выполнил все задания верно

«4» ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий

«3» выполнено не менее половины заданий

ПРИМЕЧАНИЕ

Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определённой теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретённых навыков.

Итоговые контрольные работы, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.

Контрольный словарный диктант

Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов:

для V класса - 15-20 слов,

для VI класса - 20-25 слов,

для VII класса - 25- 30 слов,

для VIII класса - 30-35 слов,

для IX класса - 35-40 слов.

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

«5» ошибки отсутствуют

«4» 1 - 2 ошибки

«3» 3 - 4 ошибки

«Нормы оценки...» не только указывают, за какое количество ошибок в диктанте ставится та или иная оценка, но и варьируют допустимое количество ошибок. Такой подход связан с тем, что одновременно оценивается и количество, и характер ошибок, для чего вводятся понятия грубые/негрубые ошибки и однотипные/неоднотипные ошибки.

Критерии и нормативы оценки изложений и сочинений

Сочинения и изложения - основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Сочинения и изложения в V-IX классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи».

Примерный объём текста для подробного изложения:

в V классе - 100-150 слов,

в VI классе - 150-200 слов,

в VII классе - 200-250 слов,

в VIII классе - 250-350 слов,

в IX классе - 350-450 слов.

Объём текстов итоговых контрольных подробных изложений в VIII и IX классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.

Примерный объём классных сочинений:

в V классе - 0,5-1,0 страницы,

в VI классе - 1,0-1,5,

в VII классе - 1,5-2,0,

в VIII классе - 2,0- 3,0,

в IX классе - 3,0-4,0 страницы.

С помощью сочинений и изложений проверяются:

1) умение раскрывать тему;

2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Нормативы оценки содержания и композиции изложений и сочинений выражаются в количестве фактических и логических ошибок и недочетов.

Так, отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух недочетов в содержании.

Критерии и нормативы оценки языкового оформления изложений и сочинений

Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:

- богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;

- стилевое единство и выразительность речи;

- правильность и уместность употребления языковых средств.

Изложение и сочинение оценивается двумя оценками: первая - за содержание работы и речь, вторая - за грамотность (в журнале ставится на странице «Русский язык» и учитывается при выставлении итоговой оценки по русскому языку).

При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений.

Основные критерии оценки за изложение и сочинение

Оценка

Содержание и речь

Грамотность


«5»

1.Содержание работы полностью соответствует теме.

2.Фактические ошибки отсутствуют.

3.Содержание излагается последовательно.

4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета.

Допускаются:

1 орфографическая,

или 1 пунктуационная,

или 1 грамматическая ошибки

«4»

1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются:

2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки,

или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки,

или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок,

а также 2 грамматические ошибки

«3»

1.В работе допущены существенные отклонения.

2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения

4.Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5.Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются:

4 орфографические и

4 пунктуационные ошибки,

или 3 орф. и 5 пунк.,или

7 пунк. при отсутствии

орфографических (в 5 кл.-

5 орф. и 4 пунк., а также

4 грамматических ошибки

«2»

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случат неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов.

Допускаются:

7 орф. и 7 пунк. ошибок, или

6 орф. и 8 пунк., или

5 орф. и 9 пунк., или

9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк.,

а также 7 грамматических

ошибок

ПРИМЕЧАНИЯ

1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинения на один балл.

2. Если объём сочинения в полтора - два раза больше указанного в настоящих «Нормах оценки…», то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2-3-2, 2-2-3; «3» ставится при соотношениях: 6-4-4, 4-6-4, 4-4-6. При выставлении оценки «5» превышение объёма сочинения не принимается во внимание.

3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведённые в разделе «Оценка диктантов».

Оценка обучающих работ

Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы).

При оценке обучающих работ учитываются:

1) степень самостоятельности учащегося;

2) этап обучения;

3) объем работы;

4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

Выведение итоговых оценок

За учебную четверть и учебный год ставится итоговая оценка. Она является единой и отражает в обобщённом виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности.

Итоговая оценка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих оценок. Решающим при её определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой оценки.

Однако для того чтобы стимулировать серьёзное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых оценок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.

При выведении итоговой оценки преимущественное значение придаётся оценкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая оценка за грамотность не может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство контрольных диктантов, сочинений, изложений за орфографическую, пунктуационную, речевую грамотность оценивались баллом «2» или «1».

В старших классах обе оценки за сочинение, характеризующие знания учащихся по литературе и их грамотность, выставляются в виде дроби в классном журнале на страницах по литературе.

Нормативы оценок за устные ответы и письменные работы учащихся с ОВЗ V-IX классов (учащихся 7 вида), могут увеличиваться на 1-2 ошибки, допустимые для соответствующей оценки.







Оценивание контрольных работ в формате ОГЭ и ОГВ, мониторингов учебных достижений учащихся по русскому языку осуществляется в соответствии с критериями оценки заданий КИМов.






муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

города Калининграда средняя общеобразовательная школа №11


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

НА 2015- 2016 ГОД

по русскому языку

Класс 10

Учитель Мартынова О.В.

Количество часов: 68 в неделю 2 часа;

Планирование составлено на основе рабочей программы учителя Мартыновой О.В.,утвержденной директором школы; приказ №____от ____.08.20__


№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту

Виды и формы контроля


Русский язык и русистика. 3ч


1

Русский язык как национальный язык русского народа

1


2

Выдающиеся отечественные языковеды.

1

Комбинированный опрос

3

Основные направления русистики на современном этапе.

1

Конспект учебной статьи


Культура речи. 3ч


4

Предмет и задачи языкознания. Основные разделы науки о языке.

1

Конспект учебной статьи

5

Основные функции языка. Язык как знаковая система.

1

Сочинение-миниатюра

6

Коннтрольная работа №1 входной контроль

Диктант


Текст, стили и жанры. 12ч


7

Структурно-смысловые признаки текста

1

Представление презентаций

8

Функционально-смысловые типы речи

1

Словарный диктант

9

Понятие о функциональных стилях

1

Решение тестовых заданий

10

Характеристика научного стиля речи

1

Анализ текста научного стиля

11

Характеристика публицистического стиля речи:

1

Конспект учебной статьи

12

Некоторые жанры публицистического стиля речи:

статья, очерк, интервью, аннотация, отзыв, рецензия, заметка.

1

Написание заметки

13

Характеристика разговорного стиля речи

1

Представление презентаций

14

Контрольная работа №2 сочинение публицистического стиля

1

Сочинение

15

Эстетическое богатство и разнообразие литературно-художественного стиля речи

1

Языковой анализ текста

16

Изложение как разновидность текста.

1

Сжатие текста

17

Сочинение по прочитанному публицистическому и литературно-художественному тексту.

1

Сочинение-рассуждение

18

Контрольная работа №3 тестирование

1

Контрольный тест


Лексика. Фразеология. Лексикография. 15ч


19

Слово и его значение

1

Комбинированный опрос

20

Многозначность и омонимия

1

Взаимопроверка

21

Паронимы

1

Тест

22

Синонимы

1

Языковой анализ текста

23

Антонимы

1

Комплексный анализ текста

24

Контрольная работа №4

Сжатое изложение

1

Изложение

25

Исконно русская лексика. Заимствования из славянских языков

1

Представление презентаций

26

Общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления

1

Тест

27

Контрольная работа№5

Диктант

Диктант

28

Виды стилистической окраски слова.

1

Составление схем

29

Лексический разбор слова.

1

Лексический разбор слова

30

Изобразительно-выразительные средства лексики, их использование в художественном тексте.

1

Решение тестовых заданий в формате ЕГЭ

31

Фразеологизмы. Употребление фразеологизмов в различных стилях речи. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова

1

Комплексный анализ текста

32

Повторение и обобщение изученного материала;

1

взаимопроверка

33

Контрольная работа №6

Тест в формате ЕГЭ

1

Тест


Фонетика. Орфография. Графика. 8ч


34

Звуковой состав русского языка.

1

Фонетический разбор

35

Фонетическая транскрипция.

1

Фонетический разбор

36

Чередования звуков (исторические и позиционные).

1

Сообщения учащихся

37

Основные нормы современного литературного произношения.

1

Практикум

38

Слог. Ударение.

1

Решение тестовых заданий в формате ЕГЭ

39

Фонетический разбор слова.

1

Фонетический разбор

40

Изобразительно-выразительные средства фонетики.

1

Решение тестовых заданий в формате ЕГЭ

41

Контрольная работа№7

Сочинение-рассуждение

1

Сочинение


Морфемика и словообразование. 5ч


42

Значимые части слова. Корневая морфема и основа.

1

Комбинированный опрос

43

Аффиксальные морфемы (приставки, суффиксы, окончания, постфиксы).

1

Практикум

44

Формообразование и словообразование

1

Практикум

45

Способы образования слов

1

Взаимопроверка

46

Контрольная работа №8

Сжатое изложение

1

Изложение


Орфография. 17ч


47

Принципы русской орфографии

1

Конспект учебной статьи

48

Правописание безударных гласных в корне слова

1

Решение тестовых заданий в формате ЕГЭ

49-50

Правописание чередующихся гласных в корне слова

2

Решение тестовых заданий в формате ЕГЭ

51

Правописание согласных корня перед суффиксами

1

Практикум

52

Контрольная работа №9

Сочинение-рассуждение

1

Сочинение

53

Правописание непроизносимых согласных в корне слова

1

Решение тестовых заданий в формате ЕГЭ

54

Правописание удвоенных согласных

1

Словарный диктант

55

Правописание приставок

1

Практикум

56

Контрольная работа №10

Диктант

1

Диктнт

57

Правописание букв а, и, у после шипящих

1

Взаимопроверка

58

Правописание букв о, е, ё после шипящих и ц;

1

Решение тестовых заданий в формате ЕГЭ

59

Употребление ь после шипящих для обозначения грамматической формы слова;

1

Составление таблицы

60

Контрольная работа №11

Сочинение-рассуждение

1

Сочинение

61

Употребление прописной и строчной букв.

1

Комплексный анализ текста

62-63

Конрольная работа №12

Промежуточная аттестация

Тестирование в формате ЕГЭ

2

тест



Итоговое повторение, обобщение(5)


64-68

Повторение и обобщение изученного материала

5

Решение тестовых заданий в формате ЕГЭ


Контрольные диктанты - 3

Контрольные сочинения -4

Контрольные изложения -2

Другие контрольные работы (мониторинги, тесты, ….) -3













© 2010-2022