- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Пословицы и поговорки в повести А. С. Пушкина Капитанская дочка
Пословицы и поговорки в повести А. С. Пушкина Капитанская дочка
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Григорьева Н.И. |
Дата | 20.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ В ПОВЕСТИ А.С. ПУШКИНА «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»
Григорьева Наина Ивановна,
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Мастахская средняя общеобразовательная школа имени А.А. Миронова», с. Балагачча, Вилюйский район, Республика Саха (Якутия)
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей [3].
Это позволяет выделить основные результаты воспитания, выраженные в терминах ключевых воспитательных задач. Их содержание отражает основные направления развития личности:
-
личностная культура;
-
социальная культура;
-
семейная культура.
Человек, оторванный от глубинных национальных корней, теряет самые ценные духовные и нравственные качества личности. Но и человек, который замыкается в своей национальности как в скорлупе, также теряет лучшие качества личности. Поэтому необходимо параллельное изучение культурных и исторических традиций народов, проживающих на одной территории [3].
Благодаря фольклору, ребенок легче входит в окружающий мир, через сопереживание лирическим героям полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, обрядами, - словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности просто невозможно [1].
Одними из наследий национальной истории и культуры являются пословицы и поговорки.
За свою многовековую историю народы нашей страны создали огромное количество пословиц и поговорок. Меткие и образные, эти маленькие жемчужины народной мудрости веками передавались от одного поколения к другому, сохраняя глубину мысли и художественную силу. В яркой чеканной форме в них запечатлен богатый жизненный опыт народа, его высокие моральные качества [2].
Известен интерес русских писателей, в том числе и А.Пушкина, к фольклору. До Пушкина лишь немногие писатели обращались к великим языковым сокровищам, которыми владел простой русский народ. М.Ломоносов, П.Катенин, И.Крылов были особенно близки и дороги Пушкину прежде всего потому, что они начинали сближать книжный язык с языком простого народа.
До наших дней дошло 786 писем А.Пушкина 186 адресатам. В них можно выделить около 120 пословиц и поговорок. Пословицы и поговорки встречаются в письмах к наиболее близким людям, друзьям поэта. Это приблизительно два десятка получателей писем.
Особенно много пословиц, поговорок, сказок, народных песен использует Пушкин в прозаических произведениях. В неоконченном романе «Арап Петра Великого» встречаем 5 поговорок, в «Повестях Белкина» - 14, в «Дубровском» - 5, в «Капитанской дочке» не менее 40 пословиц и поговорок.
В «Капитанской дочке» пословицы и поговорки, разговорные выражения Пушкин использует многократно. Пословицы вошли и в эпиграфы глав «Капитанской дочки»: Незваный гость хуже татарина (глава VIII); Мирская молва - морская волна (глава XIV), Береги честь смолоду [2].
Знакомить детей с пословицами можно и на уроках, и на внеклассных мероприятиях, и при организации режимных моментов. Главное, чтобы сам педагог знал и любил этот малый жанр устного народного творчества, органично использовал его в своей речи.
В качестве примера работы с пословицами и поговорками приведём сценарий урока в 8 классе «Пословицы и поговорки в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»».
Цели урока: развивать навыки самостоятельной работы с текстом, умение находить и определять значения пословиц; помочь учащимся понять многогранность русских пословиц; воспитывать способности к нравственному выбору.
Задачи: образовательная: повторить значения русских пословиц и поговорок, уметь находить с текста и толковать их; развивающая: совершенствовать навыки связной речи учащихся, развивать чувство слова и языковое чутье учащихся, пополнить словарный запас учащихся; воспитательная: воспитывать умение работать в коллективе, чувство взаимопомощи и поддержки, прививать любовь к языку
Тип урока: урок-закрепление
Вид урока: урок-практикум
Эпиграф к уроку: «Береги платье снову, а честь смолоду»
Ход урока:
1. Вступительное слово учителя:
«Береги платье снову, а честь смолоду». Этой пословицей начинается повесть «Капитанская дочка». Почему Пушкин употребил эту пословицу? К концу урока мы найдем ответ на этот вопрос.
На прошлых уроках мы прочли произведение А.С. Пушкина «Капитанская дочка» , которое было завершено 19 октября 1836 года. Кому-то из вас книга показалась сложной, кому-то простой. Но безразличными не остался никто. Наша задача - найти толкования пословиц и поговорок, которые употребил А.С. Пушкин.
2. Актуализация знаний.
На сегодняшнем уроке мы попытаемся осмыслить пословицы и поговорки, использованные автором в произведении. Чтобы проверить, насколько усвоили пройденные темы, проведу небольшой опрос:
1. Какая пословица взята Пушкиным в качестве эпиграфа ко всей повести "Капитанская дочка"? (Береги честь смолоду.)
2. Какую пословицу припомнит Пугачёв в ответ на слова Гринёва: "Ах! я было и забыл благодарить тебя за лошадь и тулуп. Без тебя я не добрался бы до города и замёрз бы на дороге"? (Долг платежом красен.)
3. Разговаривая с Василисой Егоровной, Иван Игнатьевич скажет: "Бог милостив: солдат у нас довольно, пороху много, пушку я вычистил. Авось дадим отпор Пугачёву". И закончил свою речь пословицей. Какой именно? (Господь не выдаст - свинья не съест.)
4. Какую пословицу дважды употребляет в "Капитанской дочке" Савельич? Подсказка: ею он оправдывает участие молодого барина в дуэли и разбой пугачёвцев в офицерских домах. (Конь и о четырёх ногах, да спотыкается.)
3. Практическая работа. Работа с текстом.
Учитель: Пословицы и поговорки - жемчужины народного творчества, в которых отразился опыт, граненный веками и передаваемый из уст в уста, из поколение в поколение. В русской и книжной и литературной традиции пословицы овеяны особым авторитетом.
Информация, заключенная в пословицах, как правило, имеет двойную направленность. С одной стороны, пословицы - это назидания, афоризмы, краткие рекомендации на различные случаи жизни.
Дома вы должны были найти пословицы и поговорки. Прочитайте, какие пословицы вы нашли.
Ученики:
1. Береги платье снову, а честь смолоду.
2. Семь бед - один ответ.
3. Зашел к куме, да засел в тюрьме.
4. Лошади чужие, хомут не свой, погоняй, не стой.
5. В огород летал, конопли клевал: швырнула бабушка камушком, да мимо.
6. Стали к вечерне звонить, да попадья не велит.
7. Поп в гостях, черти на погосте.
8. Будет дождик - будут и грибки.
9. Частый гребень, да веник, да алтын денег.
10. Худой мир лучше доброй ссоры.
11. Быль молодцу не укор.
12. Конь о четырех ногах, да спотыкается.
13. Вместе жить- вместе и умирать.
14. Незваный гость хуже татарина.
15. Небо с овчинку показалось.
16. Кто ни поп, тот батька.
17. Послужи верой и правдой.
18. Бог тебе судья.
19 Казнить так казнить, миловать так миловать.
20. С лихой собаки хоть шерсти клок.
21. Семи пядей во лбу.
22. Долг платежом красен.
23. Утро вечера мудренее.
24. Держать ухо востро.
25. Закутим, запьем - и ворота запрем.
26. Совет вам да любовь.
27. Не все то ври, что знаешь.
Учитель: Ребята, дайте толкования данных пословиц:
Семь бед - один ответ. (Все равно; раз придется отвечать, так за все сразу. Говорится в решимости сделать еще что-либо рискованное)
Худой мир лучше доброй ссоры. (Напряженные, но все же мирные, отношения предпочтительнее открытой вражды, конфликта)
Конь о четырех ногах, да спотыкается. (Каждый может ошибиться, оказаться в затруднительном положении. Говорится в оправдание совершившего ошибку)
Незваный гость хуже татарина. (Говорится обычно с досадой о человеке, пришедшем в гости без приглашения или не вовремя)
Долг платежом красен. (Совершенное кем-либо добро должно быть оплачено тем же)
Утро вечера мудренее. (Говорят, когда откладывают какие-нибудь дела до следующего утра, в надежде на более четкое, быстрое, правильное решение)
Оставшиеся пословицы попытайтесь растолковать сами. (Ученики работают со словарем. Находят и записывают толкования пословиц)
4. Подведение итогов урока.
Учитель: Вот и разобрали мы пословицы и поговорки. Совесть, благородство, честь - понятия вечные, неизменные во все времена и во всех эпохах. Как воспитать в себе эти качества? Обратимся в прошлое за уроком на будущее.
А теперь, вернемся к нашему эпиграфу: «Береги платье снову, а честь смолоду» (Свое доброе имя, честь, достоинство нужно беречь с юности.)
Это прощальные слова, обращенные к сыну, в виде пословицы, который начинает самостоятельную жизнь, нельзя рассматривать как случайные, как нравоучение, обязательное при прощании. Это - напутствие сыну, это то, что особенно важно для Андрея Петровича. Это традиционный завет семьи, который он, как знамя, передает своему сыну.
В заключение вспомним высказывание Я.А. Каменского: «Пословица или поговорка есть краткое и ловкое какое-нибудь высказывание, в котором одно говорится и иное подразумевается, то есть слова говорят о некотором внешнем физическом, знакомом предмете, а намекают на нечто внутреннее, духовное, менее знакомое». В этом высказывании содержится признание педагогических функций пословиц и учета в них определенных закономерностей, свойственных народной педагогике: во-первых, намек выступает как средство воздействия на сознание воспитуемых, во-вторых, обучение идет от известного к неизвестному (знакомый предмет порождает незнакомую мысль.)
Работа с пословицами интересна детям, родителям и педагогам. Она помогает по-новому взглянуть на нашу жизнь. Вполне возможно, что поколение, воспитанное на знании и уважении культурных традиций народов своей страны, своего края, планеты, будет строить жизнь и политику на качественно ином уровне, когда не будет экологических катастроф, межнациональных и религиозных конфликтов, когда наша планета будет процветать.
Список литературы:
-
Назарова О.В. Роль словесного фольклора в духовно-нравственном воспитании личности. [Электронный ресурс] / О.В. Назарова. Электронная статья. Режим доступа к статье: sociosphera.com/publication/conference/2012/131/rol_slovesnogo_folklora_v_duhovnonravstvennom_vospitanii_lichnosti/
-
Романов А. Пословицы и поговорки в письмах и произведениях Пушкина. [Электронный ресурс] / А. Романов. Электронная статья. Режим доступа к статье: rus.1september.ru/article.php?ID=200200706
-
Стрекалова М.В. Пословицы как средство духовно-нравственного развития и воспитания школьников. [Электронный ресурс] М.В. Стрекалова. Электронная статья. Режим доступа к статье nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2011/11/30/poslovitsy-kak-sredstvo-dukhovno-nravstvennogo-vospitaniya