Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средство создания условий к саморазвития

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средство создания условий к саморазвитию творческих и интеллектуальных способностей учащихся.

Березко Елена Вячеславовна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ г. Иркутска СОШ №21

«Мы живем в эпоху, когда расстояние от самых безумных фантазий до совершенно реальной действительности сокращается с невероятной быстротой», - писал в свое время М. Горький. И сейчас, в век сплошной компьютеризации, в век, когда техника шагнула далеко вперед, особенно актуально звучат слова М. Горького: «В карете прошлого никуда не уедешь…»

Развитие технологий во всех сферах человеческой деятельности влечет за собой изменения в требованиях, предъявляемых к выпускникам общеобразовательных учреждений. В настоящее время от выпускников школ требуются не только знания самых разнообразных наук, но и качества свободной, творческой и ответственной личности, способной оптимально строить свою жизнь в быстроменяющемся информационном социуме. В этих условиях становится все более очевидным, что традиционное образование, ориентированное на прямую передачу эталонных знаний, уже не в полной мере способно решать поставленные перед ним задачи. Исходя из этого, я определила цель своей педагогической деятельности: содействовать качественному гуманитарному образованию личности через развитие исследовательской, творческой и познавательной деятельности учащихся с вытекающими отсюда задачами:

  • формирование гражданской личности, способной эффективно реализовать свои знания и умения на практике;

  • приобретение учащимися компетентных, интеллектуальных и коммуникативных навыков в условиях модернизации образования;

  • создание оптимальных условий для развития личности ученика через предоставление ему качественного гуманитарного образования на разных возрастных этапах развития как на базовом, так и на профильном уровнях.

С целью развития исследовательских умений, познавательной активности учащихся, подготовки личности информационного общества, повышения мотивации обучения, стимулирования самостоятельности учащихся при подготовке к урокам в течение последних четырех лет я активно применяю информационно-коммуникационные технологии в своей педагогической деятельности, работая над методической темой, заявленной в названии доклада.

За это время прослеживается динамика общей успеваемости учащихся по предметам русский язык и литература. Рост качества знаний и степень обученности обусловлены активным использованием на уроках ИКТ.

С помощью мониторингов, выполненных в программах Exel, Word, (приложение № 2) отслеживаю результативность каждого учащегося при выполнении компьютерных и «бумажных» тестовых заданий. Одновременно веду наблюдение за работой сильных учащихся, позволяющее определить максимальный уровень усвоения учебного материала, оперативно выявить наиболее «запавшие вопросы», пробелы и неточности в знаниях изучаемого материала, внести соответствующую коррекцию и предупредить непонимание определенных дидактических единиц. Мониторинг состоит из табличной базы данных (список учащихся, количество заданий теста, результативность их выполнения); таблицы качества выполнения; вопросов тестовых заданий с процентным отображением в виде диаграммы. Значимость применения мониторинга контрольных и проверочных работ довольно велика: ученик может взвешивать свои возможности, регулярно следить за результатами, улучшать их. После получения оценки «2» и «3», как правило, учащиеся проявляют активность для исправления отметки, выполняя дополнительные задания: презентации, рефераты, сообщения, поиск дополнительной информации в Интернете по вопросу (на выбор учащегося) из неправильно выполненных заданий. Применяемая система оценки качества знаний учащихся позволяет удерживать его на постоянном уровне или с увеличением, вызывает интерес к изучению предмета.

Используя программу Word, создаю мониторинг успешности каждого учащегося с позиции личностно-ориентированного обучения (приложение № 3), где прослеживаю уровень способностей учащихся, мотивацию обучения, навыки пересказа, умения отвечать на вопросы, знание теории литературы, применение теории литературы на практике, активность в групповых формах работы, в создании творческих работ. Особое внимание уделяю работе со справочными материалами (с использование Интернета), созданию проектов, умению работать с компьютерными дисками, выполнению компьютерных тестовых заданий. Мониторинг успешности позволяет решать проблему стандартизации оценки знаний, умений и навыков, а также обеспечивает всемерный учёт возможностей и способностей обучаемых, создаёт необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.

Неотъемлемым звеном в использовании компьютерных технологий является метод проектов. Он делает учебный процесс творческим, сжатым, целенаправленным, а ученика - ответственным и целеустремленным, способствует развитию коммуникативных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, анализировать полученную информацию, выдвигать гипотезы и способы достижения развития критического мышления. Проектную деятельность учащихся оцениваю с помощью педагогического мониторинга с использованием ИКТ (приложение 4). Работы оцениваются по представленным критериям (максимальное количество баллов - 60 (100%); более 54 набранных баллов соответствует 90 % и оценке «5»; более 48 набранных баллов соответствует 80 % и оценке «4»; более 42 набранных баллов соответствует 70 % и оценке «3»; менее 42 набранных баллов соответствует оценке «2») , а в роли оценки выступают смайлы.

На своих уроках широко использую презентации, где размещаю различные таблицы, схемы, рисунки, иллюстрации, аудио- и видеоматериалы. Прежде чем создать презентацию, формулирую тему и определяю концепцию и место презентации в уроке. Если презентация становится основой урока, то выделяю этапы урока, определяю содержание текстового и мультимедийного материала и только после этого создаю слайды в соответствии с планом урока в программе Power Point. Если презентация лишь часть урока, один из его этапов, то четко формулирую цель использования презентации и, исходя из неё, отбираю, структуирую и оформляю материал. В данном случае четко ограничиваю время показа презентации, продумываю варианты работы с презентацией на уроке: вопросы и задания учащимся. Если презентация - творческая работа учащегося или группы учеников, то как можно более точно формулирую цель работы, определяю контекст работы в структуре урока, обсуждая с учащимися содержание и форму презентации, время на ее защиту. С презентацией, созданной учеником, знакомлюсь заранее, особенно если она играет концептуальную роль в уроке.

В последнее время стараюсь использовать на уроке и интерактивное оборудование, возможности которого находятся ещё в процессе изучения и апробации. Пытаюсь разнообразить используемые методы, привить интерес к изучаемому предмету, повысить эффективность урока. Урок литературы по теме «Поэма «Двенадцать» в 10 классе, урок русского языка в 5 классе по теме «Имя существительное» являются примерами моего постижения возможностей интерактивной доски.

Я убеждена, что возможности использования ИКТ на уроках русского языка и литературы неограниченны, они, безусловно, создают условия к саморазвитию творческих и интеллектуальных способностей учащихся. Всё зависит от тех целей и задач, которые пытается решить учитель в соответствии с темой урока или программными требованиями.


© 2010-2022