Элективный курс Выразительные средства художественной речи

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



«Рассмотрено»

Руководитель МО

____________/__________________

ФИО

Протокол № _____ от

«___»___________ 2013г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя

по УВР МОУ «СОШ №1 »

__________/Л.В.Коновалова/

ФИО

«___»____________ 2013г.


«Утверждено»

Руководитель МОУ«СОШ№1»

_______ _/_М.Н.Никулина /

ФИО

Приказ № _____ от

«___»___________ 2013г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

высшей квалификационной категории

Куркиной Веры Николаевны

Элективный курс «Выразительные средства художественной речи»

по русскому языку в 9 классе



Рассмотрено на заседании

методического совета

протокол № ____от «___»_______2013




2013 -- 2014 учебный год

Пояснительная записка

Элективный курс «Выразительные средства художественной речи» составлен для 9 класса, рассчитан на 12 часов.

Изучение изобразительно-выразительных средств языка на уроках русского языка и литературы является вопросом, который ни одного словесника не оставляет равнодушным. Программы по литературе практически не позволяют выделять целые уроки на изучение теории и те или иные языковые явления изучаются вскользь, по ходу изучения художественного произведения. Но в связи с тем, что итоговая аттестация в 9-х и 11-х классах предполагает комплексный анализ художественного текста, составной частью которого является и анализ языковых средств выразительности, считаю необходимым уделить этому вопросу особое внимание.

Цели элективного курса:

  • углубить и расширить основные понятия науки о языковых стилях, культуре речи;

  • научить различным приёмам использования выразительных средств;

  • способствовать росту речевой культуры школьника.

Задачи элективного курса:

  • знакомство учащихся с особенностями употребления той или иной стилистической конструкции (анализ образца) и использование её в речи;

  • изучение приемов индивидуально-авторского использования языковых средств;

  • обеспечение расширения лингвистического кругозора;

  • формирование языкового вкуса;

  • наблюдение над особенностями языка в художественном произведении;

  • обеспечить дальнейшее овладение основными нормами современного русского литературного языка в соответствии с "Требованиями к уровню подготовки выпускников средней школы по русскому языку".

В результате изучения курса учащиеся должны знать:

  • общие, основные сведения о тропах и стилистических фигурах речи;

  • грамматические нормы литературного языка;

  • нормы произношения современного литературного языка.

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

  • владеть устной и письменной речью;

  • правильно употреблять выразительно-художественные средства русского языка в собственной речи (как в отдельном высказывании, так и в связной речи);

  • самостоятельно исследовать текст с целью решения поставленных перед ним задач;

  • выразительно читать художественное произведение;

  • работать с различными видами словарей.

Применяемые технологии:

- технология исследовательской деятельности учащихся;

- технология проблемного обучения.

-информационные технологии

Программа базируется на межпредметных связях с литературой, историей.




Наименование разделов и тем

Календарные сроки

Дано фактически

Вид занятия

Наглядные пособия и технические средства

Задания для учащихся

Виды контроля

Повторение

1

I. Выразительные средства фонетики.

Звукопись: ассонанс, аллитерация, звукоподражание. Звукоподражания в загадках. Орфоэпия. Орфоэпия поэтическая. Рифма.



Коллективная работа.

Стихотворения А.С.Пушкина.

Малые жанры фольклора: загадки, пословицы, поговорки.

Анализ текста

Проблемы текста

2

II. Выразительные средства словообразования.

Паронимы, парономасы. Выразительные средства словообразования в пословицах, поговорках, загадках.



Практикум

likbez.spb.ru/.

Малые жанры фольклора: загадки, пословицы, поговорки.

Анализ текста

Средства выразительн.

3

III. Выразительные средства лексики.

Метафора... "Скрытое сравнение". Инверсия и метафора в стихотворении М.Ю.Лермонтова "Парус".



Практическое занятие

gramota.ru/,

М.Ю.Лермонтов "Парус"

Анализ текста

Стили речи

4

Метонимия и синекдоха. Тропы и фигуры в стихотворении М.Ю.Лермонтова "Бородино".



Практикум

М.Ю.Лермонтов "Бородино"

Редактирование

Композиция

5

Перифраза. Разновидности перифразы и особенности её функционирования.



Практикум

likbez.spb.ru/.

С.А.Есенин "Поёт зима - аукает…"

Анализ текста

Средства выразительн

6

Эпитет как разновидность тропа.

Сравнение - простейший вид тропа.



Тренинг

Тренинг по определению сравнения

К.Г.Паустовский "Мещёрская сторона"

Тренинг по определению эпитета

К.Д.Бальмонт "Снежинка"

Анализ текста

Речевые нормы

7

Олицетворение (персонификация) - один из распространённых художественных тропов.



Тренинг

Тренинг по определению олицетворения

Тренинг

Анализ текста

Правила пунктуации

8

Гипербола и литота.



Практическое занятие

К.Д.Бальмонт "У чудищ"

Анализ текста

Анализ текста

Синтаксис

9

IV. Юмор, ирония, сарказм, гротеск, каламбур.

Юмор, ирония, сарказм, гротеск. Каламбур.



Практическое занятие

А.П.Чехов "Пересолил"

М.М.Зощенко "Обезьяний язык"

Анализ текста

Анализ текста

Орфография

10

V. Выразительные средства синтаксиса.

Риторические вопросы и обращения. Риторическое восклицание. Инверсия.



Практическое занятие

А.С.Пушкин "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях"

И.И.Хемницер "Лев, учредивший совет"

Анализ текста

Орфография

11

Словесные повторы. Градация. Оксюморон. Антитеэа.



Практическое занятие

Н.М.Рубцов "Острова свои обогреваем"

А.А.Блок "Полный месяц встал над лугом..."

И.С.Шмелёв "Русская песня"

Тренинг по определению оксюморона

Синтаксис

12

Умолчание и эллипсис как особенные стилистические фигуры.



Практическое занятие

Давид Самойлов "Сороковые"

Общий анализ текстов с использованием нескольких изобразительно-выразительных средств.

Анализ текста

Синтаксис









Литература

Г.С.Меркин, Т.М.Зыбина, Н.А.Максимчук, О.С.Рябикова. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи: Пособие для учителя / Под общей редакцией Г.С. Меркина, Т.М. Зыбиной. - М.: ООО "ТИД "Русское слово - РС", 2012. - 208 с.

Русский язык и литература. Средства и приёмы выразительной речи. 5 - 9 классы: тренинговые задания на уроках / сост. М.Е. Кривоплясова. - Волгоград: Учитель, 2012. - 78 с.

Васильева А.Н. Стилистический анализ языка художественного произведения. - М., 1966.

Виноградов В.В. О теории художественной речи. - М.: Наука, 1971.

Голуб И.Б. Грамматическая стилистика современного русского языка. - М.: Высш. шк., 2011.

Москвин В.П. О разновидностях перифразы // Рус. яз. в шк. -2001. - № 1. - С. 74-77.

Студнева А.И. Лингвистический анализ художественного текста. - Волгоград, 2012.

Использование ЦОРов Грамота.ру gramota.ru/, на котором помимо словарей активно используются на уроках интерактивные диктанты; коллекция диктантов кроме того находится на Российском образовательном портале language.edu.ru/ ;

Тесты по русскому языку likbez.spb.ru/.

Полный свод правил вместе с алгоритмами этих правил на портале «Основные правила грамматики русского языка» stihi-rus.ru/pravila.htm





© 2010-2022