Урок русского языка в 5 классе по теме Лексика учебник С. И. Львовой

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока по ФГОС


Предмет______русский язык____________________

Класс_______________5________________________________
Автор УМК________Львова С.И., Львов В.В.______________
Тема урока__ «Устаревшие слова»_______________________
Тип урока___урок усвоения новых знаний________

Учитель___Моисеева О.В._________________


Этап

урока

Время, мин

Цель

Содержание взаимодействия с учащимися

Методы
и приемы работы


ФОУД*

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный

1

Проверка готовности обучающихся, их мотивация на работу

Приветствие, настрой на работу


мотивация на учебную деятельность

Ф

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

Коммуникативные:

- формирование умения слушать и слышать.

Выход на тему, цель, учебные задачи в соавторстве.

4

Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы

Просмотр сценки «На балу» Зизи. Завтра, Китти, мы с маман уезжаем в имение на долгих. Уговаривала поехать в дормезе, так нет, экономим!

Китти. А ты видела, княгиня Воронцова приехала в карете с гайдуками, форейтором на шестерне. Эффектно, ничего не скажешь! Она может себе это позволить!! Вы уже расписали сегодняшние танцы?

З. Котильон я уже обещала Оболенскому. Об остальных еще не решила. А где твой папа?

К. У него талия в штосс - вон там, в кабинете.

З. Посмотри, Мими сегодня в платье от новой модистки: с турнюром и шамизетками. Да и фероньерки небывалой красоты.

К. Сегодня обещал быть император, поэтому на маман парюра.

З. Пойдемте, Китти, нас ожидают.

-Все ли было понятно? Почему? Каких слов много в сценке? Как вы считаете, о чем пойдет речь на уроке? Давайте проверим свои предположения.

На доске

Уход - взять приставку

Старик - взять корень

Лелеет - взять суффикс

Съевшая - взять суффикс

Синие - взять окончание

Словарь - взять корень

Трава - взять окончание

Тема «Устаревшие слова»

Постановка целей урока

-научусь

-буду уметь

-узнаю


- все устаревшие слова делятся на 2 группы:

Архаизмы и историзмы (карточки)

Архаизмы, слова, которые в наше время имеют синонимы, а историзмы, слова, которые полностью вышли из употребления


Наблюдение, проблемная ситуация. Работа по плану урока

Ф

Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует понятие "орфограмма", формулирует некоторые задачи урока, составляет совместно с обучающимися план урока

Дописывают на доске и в тетради, производят взаимооценку, сравнивают произношение слов с их написанием. Объясняют, почему в данных словах присутствует орфограмма. Формулируют тему и задачу урока

Регулятивные:

- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

Познавательные:

- постановка и решение проблемы;

Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

Работа над темой Работа с учебником §50

3

Откройте учебник, §50, прочитайте правило. Назовите слова, приведенные для примера. Объясните, какие из них являются архаизмами, а какие историзмами

Наблюдение, сравнение ,

Ф

Указывает объект наблюдения

Выполняют упражнение в тетради. Обосновывают выбор написания

Регулятивные:

- оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

Познавательные:

- классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку)

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

Логические упражнения и упражнения на развитие памяти

10

Использование знако-символических средств

Разгадывание ребусов, работа со словарями, запись слов по памяти, взаимопроверка (с доски)

Наблюдение, (сравнение)

Ф, П

Организует подводящий диалог, уточняет правило

Отгадывают ребусы, смотрят значение слов в словаре, затем самостоятельно по памяти записывают, осуществляют взаимопроверку

Регулятивные:

- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

- знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Физминутка

2


Первичное закрепление нового материала

3

Развитие умения распознавать и подбирать слова - архаизмы

На доске изображение человека

Подобрать соответствующие части тела (око-глаза, чело-лоб, ланиты-щеки, шея - выя, плечи - рамена, перст-палец, длань - ладонь)

Те слова, которые произносили являются историзмами или архаизмами?


Ф, И

Проводит инструктаж обучающихся. Организует выступление групп, обмен мнениями

По очереди соединяют слова, доказывая. Один человек объясняет решение группы у доски. Произво-дят взаимо-проверку, рефлек-сию

Регулятивные:

- умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств;

Личностные:

- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;

- оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор;

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Проверка усвоения материала

3

Игра «Верю-не верю»

верю

Не верю

Длань

Глаза

-

Око

Плечи

-

Уста

Губы

+

Чело

Лоб

+

Выя

Ладонь

-

Рамена

Шея -

-

Перст

Палец

+

Ланиты

Щеки

+


Из истории слов

2

Очень часто, читая исторические произведения, мы встречаемся со старорусскими мерами длины. Кто знает эти меры?

Сажень-2,13м

Верста -1,06м

Аршин - 71,12см

Пядь-17,78см

Вершок -4,4см

Ответы подготовленных учеников

И

Организация психофизической тренировки

Выполняют упражнение для релаксации

Коммуникативные:

- умение работать в паре, слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

5

Разделимся на группы и поработаем

1 гр Почему в природе не может существовать конька, изображенного в сказке П.П. Ершова «Конек - горбунок».

Записать стихотворение, сосчитать , каков был его рост и какова длина ушей в см? показать с помощью линейки

Да игрушечку-конька
Ростом только в три вершка,
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами. (рост 13,2 см, уши - 71,12 см)

2 гр. Вставить подходящие по смыслу меры длины во фразеологизмы, записать фразеологизмы в тетрадь

«Косая ___ в плечах» (о крепком широкоплечем человеке).

«Семи ____ во лбу» (об очень умном человеке).

«От горшка два ___ » (об очень маленьком).

«Будто ___ проглотил» (о человеке, который держится неестественно прямо»).

«За семь ___ киселя хлебать» (очень далеко).

3 группа (работа со словарями)

Какими профессиями обладали следующие люди? Записать значение

Стряпчий, цирюльник, сановник, оратай

4 группа

Расшифровать старорусскую запись

Вельми радовали днесь мя, отроки, зрю усердие ваше (Очень порадовали сегодня меня, дети, вижу ваше прилежание)

Г, П

Организует выполнение гимнастики для глаз

Выполняют гимнастику для глаз по упражнениям презентации

3

Работа с текстами

1 группа

Выписать из текста устаревшие слова

Двор был пустынен... Обнесённый кругом частоколом, он придавал усадьбе характер острога. С одного краю, в некотором отдаление от дома, виднелись хозяйственные постройки: конюшни, скотный двор, людские, но и там не слышно было никакого движения, потому что скот был в стаде, а дворовые на барщине.

2. Прочитайте строки из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина. Какое выражение вызвало у вас недоумение? Чем же на самом деле угрожала царица девице?

И царица налетела
На Чернавку: «Как ты смела
Обмануть меня? и в чём!..»
Та призналася во всём:
Так и так. Царица злая.
Ей рогаткой угрожая,
Положила иль не жить,
Иль царевну погубить.

3. Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно

Сам алый сахарный; кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз)

Маленький мальчишка в сером армячишке по двору шныряет, крошки собирает. (Воробей)

С виду он похож на зонтик, только меньше во сто крат. Коль гроза на горизонте он бывает очень рад. (Гриб)

Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых

Меня увидишь за версту-

Зовусь я? (Подосиновик)

Игра «Редактор», Диктовка, самопровер-

ка, самооценка

И,
Г,

Диктует слова

Производят предварительную оценку работы. Записывают слова, сверяют с записями
на доске, ставят констатирующую оценку

Коммуникативные:

- умение работать в статичных и мигрирующих группах, делегировать полномочия, распределять роли, владение монологической и диалогической формами речи;

Познавательные:

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Личностные:

- ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;

- умение выделить нравственный аспект поведения;

- готовность к сотрудничеству и дружбе;

Регулятивные:

- умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.

Вещи из музея выставка


Объяснение домашнего задания

Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

1 гр

Составить бестолковый словарь

2 гр

Распределите устаревшие слова по тематическим группам, пользуясь толковым словарем.

Еда:

Посуда:

Одежда:

Женские головные уборы


Кокошник, кулебяка, кафтан, коврига, лохань, ступа, ботвинья, душегрейка, зипун, армяк, квашня, корчага, ушат, повойник.

3 гр

Используя картину Васнецова «Богатыри», написать как можно больше устаревших слов (не менее 10)


Подведение итогов

2

Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей

Рефлексия, контроль, интерактивная игра «Суета»

Ф,П, Г

Задает вопросы
о задачах урока. Спрашивает, какая задача останется
на следующие уроки

Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают предположения

Регулятивные:

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий;

- установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства, выдвижение гипотез и их обоснования;

Личностные:

- оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей;

Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников.

1

Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Работа с учебником №90, стр 55

Ф,И

Проводит разбор домашнего задания, проводит пояснения к упражнению, дает конструктивные задания

Записывают задание на дом, задают вопросы

Регулятивные:

- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения;

Познавательные:

- преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.

- самостоятельное формулирование познавательной цели;

- построение логической цепи рассуждений;

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

Коммуникативные:

- постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- умение слушать и вступать в диалог;

Заключительный этап и рефлексия.

КОД (контрольно-оценночная деятельность)

1

Обеспечение позитивного настроя на получение знаний

Заполнение листа самооценки

Я научился …

Я знаю…

Я умею….

Рефлексия, КОД

Ф

Обеспечивает положитель

ную реакцию учащихся на уроки русского языка

Получают позитивный настрой от урока

Регулятивные:

- оценка - осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

- осуществлять итоговый контроль

Личностные:

- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

- проявлять активность в деятельности.

* ФОУД - форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф - фронтальная, И - индивидуальная, П - парная, Г - групповая


© 2010-2022