Конспект урока по рассказу Л. Н. Толстого После бала

Конспект урока литературы в 8 классе. Тема урока: « Личная ответственность человека за всё, что совершается в жизни ». ( По рассказу Л.Н.Толстого « После бала»).              Цели урока: -        понять, в чём состоит обличительная сила рассказа; -        увидеть, как происходит «срывание масок» с людей , нарушающих законы добра ; -        понять главную мысль рассказа: личная ответственность человека за всё, что совершается в жизни.                                                Ход урока -   ...                     БАЛ             ПОСЛЕ БАЛА   1. Полковник 2. красивый, нежный 3. улыбается, танцует, подводит ( дочь к герою) 4. Полковник любит дочь и заботится о ней 5. Отец 1. Полковник 2. безразличный, жестокий 3. нахмурился, бьёт, отвернулся ( от героя) 4. Полковник исполняет приказ об истязании солдата. 5. Палач     -        Итак, мы видим одного человека в разных ситуациях. В сцене бала полковник красивый. Милый, нежный , ласковый по отношению к людям светского круга. Искренен ли он в отношении дочери и других гостей?                                       (Да, танцует, подводит к влюблённому в дочь человеку) -        С помощью какой художественной детали показана эта искренность?                                        (По замечанию Ивана Васильевича, полковник носит домодельные сапоги, не покупает модные... Черновой вариант Окончательный вариант   « Я реже стал видеться с ней. И любовь моя так и кончилась ничем, а я поступил, как хотел, в военную службу, и старался выработать в себе такое сознание своего долга,- я так называл это,- как у полковника, и отчасти достигал этого. И только к старости теперь понял весь ужас того, что я видел и делал сам». « Что ж вы думаете, что я тогда решил, что то, что я видел, было — дурное дело? Ничуть. « Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал»,- думал я и старался узнать это. Но сколько ни старался и потом не мог узнать этого. А не узнав, не мог поступить в военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной, но нигде не служил и никуда, как видишь, не годился».   -        Сравните оба варианта и ответьте на вопрос: Почему Толстой изменил историю жизни Ивана Васильевича? -        Что можно сказать о жизненной позиции героя?                                              ( Человек не должен быть равнодушным к жизни                                         других людей. Он должен чувствовать                                                                    ответственность за всё, что происходит рядом.)                                         -        Обрати...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока литературы в 8 классе.

Тема урока: « Личная ответственность человека за всё, что совершается в жизни ». ( По рассказу Л.Н.Толстого « После бала»).

Цели урока:

  • понять, в чём состоит обличительная сила рассказа;

  • увидеть, как происходит «срывание масок» с людей , нарушающих законы добра ;

  • понять главную мысль рассказа: личная ответственность человека за всё, что совершается в жизни.

Ход урока

  • На прошлом уроке мы говорили о контрастном построении рассказа, о том, что противопоставленные эпизоды связаны друг с другом, так как развивают единую художественную идею. Дома вы подготовили краткий сопоставительный рассказ двух картин, построенных на контрасте: картина бала и после бала. Пожалуйста расскажите. ( Рассказ учащегося)

    • Скажите, кто встречается и в той, и в другой картинах ?

( Иван Васильевич и полковник)

    • Что нам даёт для понимания рассказа такого рода сопоставление?

(Не всегда людей судят по внешности)

    • Об этом можно сказать на примере отца Вареньки. Многие исследователи творчества Толстого основу конфликта этого рассказа видят в изображении двоедушия полковника. По их мнению, полковник на балу изображён в маске, а после бала в истинном свете, без маски. Так ли это? Мы тоже постараемся ответить. Открываем тетради, подписываем число, тему урока, делим страничку на две колонки. Наша задача - составить синквейн по образу полковника. Напоминаю структуру синквейна:

1. существительное (ключевое слово)

2. два прилагательных

3. три глагола

4. предложение ( 4 слова)

5. синоним к ключевому слову

БАЛ

ПОСЛЕ БАЛА

1. Полковник

2. красивый, нежный

3. улыбается, танцует, подводит ( дочь к герою)

4. Полковник любит дочь и заботится о ней

5. Отец

1. Полковник

2. безразличный, жестокий

3. нахмурился, бьёт, отвернулся ( от героя)

4. Полковник исполняет приказ об истязании солдата.

5. Палач


  • Итак, мы видим одного человека в разных ситуациях. В сцене бала полковник красивый. Милый, нежный , ласковый по отношению к людям светского круга. Искренен ли он в отношении дочери и других гостей?

(Да, танцует, подводит к влюблённому в дочь человеку)

  • С помощью какой художественной детали показана эта искренность?

(По замечанию Ивана Васильевича, полковник носит домодельные сапоги, не покупает модные, чтобы вывозить и одевать любимую дочь)

  • Мы видим, что полковник очень любит дочь и заботится о ней. Каким предстаёт полковник после бала?

( Прогоняет сквозь строй провинившегося солдата)

  • Найдите в тексте этот эпизод. Давайте сравним полковника и наказываемого по такому плану:

1. внешний вид

2. походка

3. лицо

4. общий вид, впечатление

( Работа с эпизодом « Наказание татарина за побег» со

слов « Я стал смотреть...» до слов « статная фигура

полковника рядом с наказываемым»)

  • Толстой показывает вопиющий контраст между самоуверенным полковником и несчастным татарином, усиливая сцену многократным повторением « такой же удар упал на него с другой стороны, и опять с этой, и опять с той».

  • Скажите, почему полковник , внимательный и чуткий во время бала, оказался жестоким и бессердечным по отношению к солдату?

( Полковник добросовестно, не рассуждая, выполняет свои обязанности. )

  • Да, Полковник убеждён, что делать надо всё по закону: перед танцем натягивает перчатку на правую руку, а пришёл случай, он ударил этой рукой провинившегося солдата. Скажите, а почему , увидев Ивана Васильевича, полковник отворачивается?

( Стыдно, делает вид, что не узнал)

  • Это не снимает с него вины, а лишь объясняет мотивы его поступков. Он. Как офицер, верит в необходимость жестокой расправы с теми солдатами, кто посмел ослушаться.

  • Итак, судить о внешности о человеке нельзя, на деле он может оказаться палачом. Скажите, Толстой хотел показать только критическое отношение к полковнику или его задача шире?

( Шире. Толстой показывает жизнь людей, которые не работают, живут за счёт угнетённых. Они богаты, хорошо одеты, у них нет забот.( два социальных круга)

  • Толстой не только показывает злые и добрые начала в человеке, не только осуждает жестокость, но и разоблачает социальную несправедливость, которая искажает характер человека, как бы внушая ложные понятия о долге, чести, достоинстве, а также срывает маску с действительности николаевской России. Беззаботная, сытая жизнь одних; бесправие, угнетение, попрание человеческого достоинства других - вот истинное « лицо» русской действительности. Писатель заставляет нас, читателей, задуматься над проблемой ответственности человека за всё, что совершается в жизни

Обратимся к другому герою, которого мы также видим в двух сценах: бала и после бала- Ивану Васильевичу. Молодой человек охладел к любимой девушке после того, как увидел её отца, полковника, распоряжающегося

жестоким наказанием солдата. Мы видим психологический, внутренний конфликт в душе Ивана Васильевича. Восторженное мироощущение рухнуло,

когда герой встретился с неприкрытым, торжествующим злом и насилием.

Иван Васильевич видит, как полковник выполняет установленный закон, предусматривающий наказание за побег и слышит просьбу татарина о милосердии: « Братцы, помилосердуйте» . Чем более праздничным , роскошным представлял себе окружающий мир студент вначале, тем неожиданнее, трагичнее, горше оказалось его прозрение.

Обратимся к тексту. Найдите и проанализируйте мысли Ивана Васильевича

после того, что он увидел на плацу.

( Чтение , анализ, выводы)

        • Что пытается понять Иван Васильевич?

( Что такое знает полковник, что заставляет его

быть таким жестоким.)

        • Понял ли он причины противоречий в поведении полковника?

( Не понял)

        • Для Ивана Васильевича понять того, кто искренне добр в одной обстановке и страшно зол в другой - невозможно. А почему он не вмешался в происходящее? Зачитайте.

( Ученики зачитывают: Он был настолько ошеломлён, что не мог отдать себе отчёта в том, что произошло).

        • Писатель вскрывает противоречия жизни в царской России и в то же время показывает силу переживаний Ивана Васильевича, увидевшего мир с другой стороны.

( Если есть время, можно составить синквейн по образу Ивана Васильевича, если времени нет, задание на дом)

        • Иван Васильевич не может понять всего происходившего. Чтобы понять душевные муки рассказчика, надо сравнить одну из первых (черновых) редакций и последнюю редакцию концовки рассказа.

( На партах лежат листки с материалом:

Черновой вариант

Окончательный вариант

« Я реже стал видеться с ней. И любовь моя так и кончилась ничем, а я поступил, как хотел, в военную службу, и старался выработать в себе такое сознание своего долга,- я так называл это,- как у полковника, и отчасти достигал этого. И только к старости теперь понял весь ужас того, что я видел и делал сам».

« Что ж вы думаете, что я тогда решил, что то, что я видел, было - дурное дело? Ничуть. « Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал»,- думал я и старался узнать это. Но сколько ни старался и потом не мог узнать этого. А не узнав, не мог поступить в военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной, но нигде не служил и никуда, как видишь, не годился».

  • Сравните оба варианта и ответьте на вопрос: Почему Толстой изменил историю жизни Ивана Васильевича?

  • Что можно сказать о жизненной позиции героя?

( Человек не должен быть равнодушным к жизни других людей. Он должен чувствовать ответственность за всё, что происходит рядом.)

  • Обратимся к началу рассказа, зачитайте.... Смог ли изменить Иван Васильевич условия, среди которых живут люди?

( Герой не смог изменить мир, но он себя изменил в этом мире)

  • Итак, значение рассказа « После бала» огромно. Писатель своим произведением выразил отношение к существующим законам, он затронул широкие гуманистические проблемы, которые волновали и волнуют не одно поколение русского общества: почему одни живут беззаботной жизнью, а другие влачат нищенское существование. Он задаётся вопросами: Что такое честь, достоинство, справедливость? Я думаю, сегодня вы сделали выводы и для себя: в первую очередь - не допускать зла и неправды, во-вторых, нести нравственную ответственность за свои поступки.

Домашнее задание: подготовиться к письменной работе :

  1. Полковник на балу и после бала.

  2. Утро, изменившее жизнь.

© 2010-2022