Технологическая карта с дидактической структурой урока

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта c дидактической структурой урока.

Учитель: Богданова Е.В.

Тема урока: «Понятие о БСП. Интонация в БСП».

Тип урока: Урок «открытия» нового знаний

Универсально-учебные действия (УУД)

Л- личностные

П- познавательные

Р- регулятивные

К- коммуникативные

№ п\п

Дидактическая структура урока

(этапы урока)

Цель и содержание учебного материала.

Функции и виды деятельности преподавателя

Формы и виды деятельности студентов

Планируемые результаты УУД

Оценка результатов деятельности

студента

1

Мотивация к учебной деятельности

Цель: выработать на личностно-значимом уровне внутреннюю готовность к выполнению нормативов учебной деятельности

Приветствие преподавателем студентов, эмоциональный настрой на работу.

Создаёт условия для возникновения внутренних потребностей включения в деятельность (хочу!)

Активизирует требования к студенту со стороны учебной деятельности

(- надо!)

- устанавливает тематические рамки учебной деятельности (могу!)

Студенты поприветствовали преподавателя, настроились на работу, проверили наличие учебных предметов, поделились эмоциями.

Самоопределение к деятельности - (Л);

Планирование учебного сотрудничества с преподавателем и сверстниками (К);

2

Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии







1.Сравнительный анализ предложений.



2. Самопроверка


Цель: подготовить мышление студентов и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действий

- Сегодня на уроке нам предстоит закрепить все ранее полученные знания о БСП. Этот материал включён в экзаменационные задания. А начать предлагаю с работы над ранее изученным материалом.

(Слайд 2)

Распределите предложения в зависимости от их вида: ПП, ССП, СПП.

Какие из предложений не относятся ни к одной группе? Почему?

- Проверьте себя. (Слайд 3)

И оцените.



Активизирует все мыслительные операции, познавательные процессы (внимание, речь, память, мышление) и предоставляет индивидуальные задания на повторение изученного материала.

Организует подготовку к изучению нового материала.

Воспроизводят и фиксируют ЗУНы, достаточные для построения нового способа действий.

Актуализируют изученный ранее материал ( знаю, могу)

Пытаются выполнить самостоятельно индивидуальные задания на повторение, необходимые для изучения нового материала на данном уроке.

-Мыслительные операции (обобщение, анализ, синтез, сравнение)-П;

-осознанные и произвольные речевые высказывания - К;

-волевая саморегуляция в затруднении - Р;

-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью - К;

-аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации- К .

Устная оценка преподавателя

Самооценка студентов.

3

Выявление места и причины затруднения.

Цель: поставить цель учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средства её реализации

Запишите эти предложения в тетрадь, подчеркните грамматические основы, обозначьте предикативные части. Как они связаны?

- Сделайте вывод, какие предложения мы будем сегодня изучать на уроке?(Слайд 4)

-сформулируйте свои, важные для вас, цели урока. Используйте опорные слова:

1)Познакомиться с …

2)Учиться …(Слайд 5)

-Сообщение целей урока преподавателем.

- Запишите тему урока в тетрадь.

(Какое орфографическое правило надо повторить, чтобы правильно написать слово «бессоюзное»?) (Слайд 6)

Преподаватель выступает в роли организатора.

После ответов студентов уточняет цель и тему урока.

Выдвигают гипотезы.

Формулируют конкретную цель своих будущих, учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения(чему учиться)

Предлагают и согласовывают тему урока.

Ведут записи в тетради.

Самоопределение - Л;

Смыслообразование -Л;

Мыслительные операции - П;

Самостоятельное выделение и формирование цели-Р;

Выдвигают гипотезы и обосновывают их-П;

Развитие монологической речи -К

4

Построение проекта выхода из затруднения.

Работа с теоретическим материалом учебника.







Наблюдение над текстами

Цель: построить новый способ действия и сформировать умение применять его при решении задачи, которая вызвала затруднение.

- Где мы с вами можем получить более подробную информацию о БСП ? Из каких источников? ( из книги)

- Я предлагаю вам поработать с теоретическим материалом учебника.

- Что вы будете выяснять?

(что такое БСП).

- Сравните два текста (предлагается два текста с разной эмоциональной окрашенностью)

- Какой отрывок более эмоциональный?

- Благодаря чему возникла разница в эмоциональной окрашенности текстов?

(интонация)

Преподаватель выступает в роли организатора.



Следит за хронометрией урока.

Студенты работают с теоретическим материалом учебника.

Пытаются решить причину затруднения.

Мыслительные операции - П;

-поиск и выделение необходимой информации- П.

Установление причинно - следственных связей -П;

Устная оценка преподавателя

5

Первоначальное закрепление.



Цель: определить роль интонации в БСП, реализовать новый способ действия и сформировать умение применять его.

- В БСП, как и в союзных, простые предложения объединены в одно сложное для того, чтобы между ними установить определённые смысловые отношения.



-Преобразуйте простые предложения в сложное бессоюзное. Произнесите с разной интонацией.(слайд 7)

(Слайд 8)

Вывод: При бессоюзной связи смысловые отношения между частями СП не явно выражены и должны извлекаться адресатом речи из содержания частей с опорой на общие знания слушающего и говорящего.

Схема: (Слайд 9)Виды интонации и смысловые отношения в БСП.

Виды интонации и смысловые отношения в БСП

перечислительная

интонация при

соединительных отношениях

между частями БСП

пояснительная интонация

при причинно-

пояснительных отношениях

между частями БСП

результативно-следственная

интонация при

противопоставлении или времени,

условии и следствии

Преподаватель выступает в роли организатора.

Организует процесс совместного творчества.

Организует обсуждения студентов.

Следит за хронометрией урока



На основе изученного студентами материала они разрабатывают алгоритм применения нового знания, используя схемы, чертежи и др.



Работают в группах.

Формирование критического и творческого мышления

Умение сверять свои действия с целью- Р

Развитие связной речи, умение отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее, умение учиться подтверждать аргументы фактами- К

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Устная оценка преподавателя

6

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Формирование адекватной самооценки и самоконтроля.

Цель: усвоение студентами новых способов действия.

(Слайд 10) Алгоритм анализа БСП:

• найти грамматические основы;

• определить интонацию и определить смысловые отношения между частями БСП;

• поставить необходимый знак препинания;

• построить схему БСП.

Для слабых : подписать карточку;

• подчеркнуть грамматические основы,

• построить схему, указав смысловые отношения между частями БСП.

Для сильных :

Заменить ССП и СПП БСП.

Организовывает работу на новый способ действия.

Организует самопроверку учебных решений по эталону. Предоставляет возможность выявления причин ошибок и их устранения (индивидуальная коррекционная деятельность)

Студенты пошагово проверяют свои действия самостоятельного задания.

Оценивают свои результаты в освоении нового способа действия.

Выполняют предложенные преподавателем задания.

Осознанные и произвольное речевые высказывания - К;

Построение логической цепи рассуждений и доказательств- К,Р

Умение преодолевать трудности в выполнении -Л.

Мыслительные операции -П

Самооценка.

Устная оценка преподавателя

7

Включение в систему знаний и повторение.








Цель: включить новый способ действий в систему знаний, при этом повторить и закрепить раннее изученные способы подготовки к изучению следующих разделов.

- Давайте подведём итог нашего урока. Какую тему мы изучили? Что мы пытались с вами выяснить на уроке?

- А сейчас я вам предлагаю поработать над предложениями.

(Слайды 11 -15)

(СЛАЙД 16)

- Какой вывод мы с вами можем сделать о проделанной работе?

Организует выполнение заданий, в которых новый способ действий связан с ранее изученными.

Организует тренинг ЗУНов , раннее сформированных доведением их до автоматизма.

Выполняют предложенные преподавателем задания.



Оценивают свои результаты в освоении нового способа действия.

Все познавательные УУД + контроль, коррекция, оценка -Р,

формирование критического и творческого мышления,

Самооценка.

8

Домашнее задание

Комментируется выполнение домашнего задания (слайд 17)

Инструктаж

Определяет домашнее задание для самостоятельной работы с элементами выбора и творчества.

Выбор задания

Планирование, прогнозирование -Р

Оценивание трудности выполнения -Л.

Самооценка

9

Рефлексия учебной деятельности

1.Обмен

мнениями

2.Оценивание деятельности

Цель: оценка студентами собственной учебной деятельности , осознание методов построения и границ применения нового способа действий

- А теперь давайте поделимся впечатлениями от сегодняшнего урока.

Я понял….

Я узнал…..и т.д.

Что можно было сделать по-другому?

- В чём вы испытали затруднение?

- Что у нас получилось лучше всего?

(слайд 18)

- А теперь я вам предлагаю подумать немножко и оценить свою работу на уроке. ( Листы оценивания на партах)

- Кто получил 5? Почему? 4. Почему?......

Организует рефлексию ( по вопросам) и самооценку собственной учебной деятельности.

Какова была цель урока? Достиг ли урок цели? Что нового узнали?

Соотносят цель и результат учебной деятельности

Фиксируют степень соответствия.

Намечают цели дальнейшей деятельности.

Рефлексия способов и условий действий - П;

Контроль и оценка способов своей деятельности -Р;

Самооценка на основе критерий успешности-Л;

Адекватное понимание успешности или неуспешности;

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью -К;

Планирование успешного сотрудничества - К

Следование моральным нормам и этическим требованиям - Л

Самооценка. Устная оценка преподавателя







© 2010-2022