- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Технологическая карта с дидактической структурой урока
Технологическая карта с дидактической структурой урока
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Богданова Е.В. |
Дата | 15.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Технологическая карта c дидактической структурой урока.
Учитель: Богданова Е.В.
Тема урока: «Понятие о БСП. Интонация в БСП».
Тип урока: Урок «открытия» нового знаний
Универсально-учебные действия (УУД)
Л- личностные
П- познавательные
Р- регулятивные
К- коммуникативные
№ п\п
Дидактическая структура урока
(этапы урока)
Цель и содержание учебного материала.
Функции и виды деятельности преподавателя
Формы и виды деятельности студентов
Планируемые результаты УУД
Оценка результатов деятельности
студента
1
Мотивация к учебной деятельности
Цель: выработать на личностно-значимом уровне внутреннюю готовность к выполнению нормативов учебной деятельности
Приветствие преподавателем студентов, эмоциональный настрой на работу.
Создаёт условия для возникновения внутренних потребностей включения в деятельность (хочу!)
Активизирует требования к студенту со стороны учебной деятельности
(- надо!)
- устанавливает тематические рамки учебной деятельности (могу!)
Студенты поприветствовали преподавателя, настроились на работу, проверили наличие учебных предметов, поделились эмоциями.
Самоопределение к деятельности - (Л);
Планирование учебного сотрудничества с преподавателем и сверстниками (К);
2
Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии
1.Сравнительный анализ предложений.
2. Самопроверка
Цель: подготовить мышление студентов и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действий
- Сегодня на уроке нам предстоит закрепить все ранее полученные знания о БСП. Этот материал включён в экзаменационные задания. А начать предлагаю с работы над ранее изученным материалом.
(Слайд 2)
Распределите предложения в зависимости от их вида: ПП, ССП, СПП.
Какие из предложений не относятся ни к одной группе? Почему?
- Проверьте себя. (Слайд 3)
И оцените.
Активизирует все мыслительные операции, познавательные процессы (внимание, речь, память, мышление) и предоставляет индивидуальные задания на повторение изученного материала.
Организует подготовку к изучению нового материала.
Воспроизводят и фиксируют ЗУНы, достаточные для построения нового способа действий.
Актуализируют изученный ранее материал ( знаю, могу)
Пытаются выполнить самостоятельно индивидуальные задания на повторение, необходимые для изучения нового материала на данном уроке.
-Мыслительные операции (обобщение, анализ, синтез, сравнение)-П;
-осознанные и произвольные речевые высказывания - К;
-волевая саморегуляция в затруднении - Р;
-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью - К;
-аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации- К .
Устная оценка преподавателя
Самооценка студентов.
3
Выявление места и причины затруднения.
Цель: поставить цель учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средства её реализации
Запишите эти предложения в тетрадь, подчеркните грамматические основы, обозначьте предикативные части. Как они связаны?
- Сделайте вывод, какие предложения мы будем сегодня изучать на уроке?(Слайд 4)
-сформулируйте свои, важные для вас, цели урока. Используйте опорные слова:
1)Познакомиться с …
2)Учиться …(Слайд 5)
-Сообщение целей урока преподавателем.
- Запишите тему урока в тетрадь.
(Какое орфографическое правило надо повторить, чтобы правильно написать слово «бессоюзное»?) (Слайд 6)
Преподаватель выступает в роли организатора.
После ответов студентов уточняет цель и тему урока.
Выдвигают гипотезы.
Формулируют конкретную цель своих будущих, учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения(чему учиться)
Предлагают и согласовывают тему урока.
Ведут записи в тетради.
Самоопределение - Л;
Смыслообразование -Л;
Мыслительные операции - П;
Самостоятельное выделение и формирование цели-Р;
Выдвигают гипотезы и обосновывают их-П;
Развитие монологической речи -К
4
Построение проекта выхода из затруднения.
Работа с теоретическим материалом учебника.
Наблюдение над текстами
Цель: построить новый способ действия и сформировать умение применять его при решении задачи, которая вызвала затруднение.
- Где мы с вами можем получить более подробную информацию о БСП ? Из каких источников? ( из книги)
- Я предлагаю вам поработать с теоретическим материалом учебника.
- Что вы будете выяснять?
(что такое БСП).
- Сравните два текста (предлагается два текста с разной эмоциональной окрашенностью)
- Какой отрывок более эмоциональный?
- Благодаря чему возникла разница в эмоциональной окрашенности текстов?
(интонация)
Преподаватель выступает в роли организатора.
Следит за хронометрией урока.
Студенты работают с теоретическим материалом учебника.
Пытаются решить причину затруднения.
Мыслительные операции - П;
-поиск и выделение необходимой информации- П.
Установление причинно - следственных связей -П;
Устная оценка преподавателя
5
Первоначальное закрепление.
Цель: определить роль интонации в БСП, реализовать новый способ действия и сформировать умение применять его.
- В БСП, как и в союзных, простые предложения объединены в одно сложное для того, чтобы между ними установить определённые смысловые отношения.
-Преобразуйте простые предложения в сложное бессоюзное. Произнесите с разной интонацией.(слайд 7)
(Слайд 8)
Вывод: При бессоюзной связи смысловые отношения между частями СП не явно выражены и должны извлекаться адресатом речи из содержания частей с опорой на общие знания слушающего и говорящего.
Схема: (Слайд 9)Виды интонации и смысловые отношения в БСП.
Виды интонации и смысловые отношения в БСП
перечислительная
интонация при
соединительных отношениях
между частями БСП
пояснительная интонация
при причинно-
пояснительных отношениях
между частями БСП
результативно-следственная
интонация при
противопоставлении или времени,
условии и следствии
Преподаватель выступает в роли организатора.
Организует процесс совместного творчества.
Организует обсуждения студентов.
Следит за хронометрией урока
На основе изученного студентами материала они разрабатывают алгоритм применения нового знания, используя схемы, чертежи и др.
Работают в группах.
Формирование критического и творческого мышления
Умение сверять свои действия с целью- Р
Развитие связной речи, умение отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее, умение учиться подтверждать аргументы фактами- К
Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера
Устная оценка преподавателя
6
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Формирование адекватной самооценки и самоконтроля.
Цель: усвоение студентами новых способов действия.
(Слайд 10) Алгоритм анализа БСП:
• найти грамматические основы;
• определить интонацию и определить смысловые отношения между частями БСП;
• поставить необходимый знак препинания;
• построить схему БСП.
Для слабых : подписать карточку;
• подчеркнуть грамматические основы,
• построить схему, указав смысловые отношения между частями БСП.
Для сильных :
Заменить ССП и СПП БСП.
Организовывает работу на новый способ действия.
Организует самопроверку учебных решений по эталону. Предоставляет возможность выявления причин ошибок и их устранения (индивидуальная коррекционная деятельность)
Студенты пошагово проверяют свои действия самостоятельного задания.
Оценивают свои результаты в освоении нового способа действия.
Выполняют предложенные преподавателем задания.
Осознанные и произвольное речевые высказывания - К;
Построение логической цепи рассуждений и доказательств- К,Р
Умение преодолевать трудности в выполнении -Л.
Мыслительные операции -П
Самооценка.
Устная оценка преподавателя
7
Включение в систему знаний и повторение.
Цель: включить новый способ действий в систему знаний, при этом повторить и закрепить раннее изученные способы подготовки к изучению следующих разделов.
- Давайте подведём итог нашего урока. Какую тему мы изучили? Что мы пытались с вами выяснить на уроке?
- А сейчас я вам предлагаю поработать над предложениями.
(Слайды 11 -15)
(СЛАЙД 16)
- Какой вывод мы с вами можем сделать о проделанной работе?
Организует выполнение заданий, в которых новый способ действий связан с ранее изученными.
Организует тренинг ЗУНов , раннее сформированных доведением их до автоматизма.
Выполняют предложенные преподавателем задания.
Оценивают свои результаты в освоении нового способа действия.
Все познавательные УУД + контроль, коррекция, оценка -Р,
формирование критического и творческого мышления,
Самооценка.
8
Домашнее задание
Комментируется выполнение домашнего задания (слайд 17)
Инструктаж
Определяет домашнее задание для самостоятельной работы с элементами выбора и творчества.
Выбор задания
Планирование, прогнозирование -Р
Оценивание трудности выполнения -Л.
Самооценка
9
Рефлексия учебной деятельности
1.Обмен
мнениями
2.Оценивание деятельности
Цель: оценка студентами собственной учебной деятельности , осознание методов построения и границ применения нового способа действий
- А теперь давайте поделимся впечатлениями от сегодняшнего урока.
Я понял….
Я узнал…..и т.д.
Что можно было сделать по-другому?
- В чём вы испытали затруднение?
- Что у нас получилось лучше всего?
(слайд 18)
- А теперь я вам предлагаю подумать немножко и оценить свою работу на уроке. ( Листы оценивания на партах)
- Кто получил 5? Почему? 4. Почему?......
Организует рефлексию ( по вопросам) и самооценку собственной учебной деятельности.
Какова была цель урока? Достиг ли урок цели? Что нового узнали?
Соотносят цель и результат учебной деятельности
Фиксируют степень соответствия.
Намечают цели дальнейшей деятельности.
Рефлексия способов и условий действий - П;
Контроль и оценка способов своей деятельности -Р;
Самооценка на основе критерий успешности-Л;
Адекватное понимание успешности или неуспешности;
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью -К;
Планирование успешного сотрудничества - К
Следование моральным нормам и этическим требованиям - Л
Самооценка. Устная оценка преподавателя