Рабочая программа Чтение и развитие речи (8 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №33

города Ставрополя»


«Рассмотрено»

Руководитель МО

__________________

Протокол № _______ от

«____»_____________ 20____ г.

«Согласовано»

Заместитель по УВР ГКС(К)ОУ

№33 города Ставрополя


____________ А.И.Бойко

«____»____________ 20____ г.

«Утверждено»

Директор ГКС(К)ОУ

«Специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа №33»

____________ С.В.Егорова Приказ № ____ от

«____»_____________

20____ г.



Адаптированная рабочая программа

по учебному курсу «Чтение и развитие речи»

8 класс



Составитель: Лучкина Ольга Николаевна,


учитель высшей квалификационной категории


ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №33


города Ставрополя»










2015-2016 учебный год

  1. Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по чтению и развитию речи составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида для 5-9 классов, под редакцией Воронковой В. В., М., «Владос», 2010 г.; учебного плана специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, УМК учебников «Чтение» 5, 8 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авторова З.Ф. Малышевой М.: Просвещение, 2013 г.; 6 класс «Чтение» авторов: И.М. Бгажноковой, Е.С. Погостиной, М., «Просвещение», 2013 г.; 7 класс «Чтение» автора А.К.Аксёновой. М., «Просвещение», 2013 г.; 9 класс «Чтение» автора А.К.Аксёновой, М.И. Шишковой, М., «Просвещение», 2013 г. и согласно нормативно - правовым документам:

- Конвенции о правах ребенка,

- Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

- приказу Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. № 1015 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования,

- постановлению Правительства РФ от 12.03.1997 № 288 (ред. от 10.03.2009) «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образова-тельном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возмож-ностями здоровья»,

- федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, от «17» декабря 2010 г. № 1897,

- приказу Министерства образования и науки Российской Федерации (Мин-обрнауки России) № 253 от 31.03.2014 "Федеральный перечень учебников на 2014/2016учебный год»,

- концепции специальных федеральных государственных стандартов для детей с ОВЗ,

- уставу школы,

- положению о рабочей программе.

Структура документа

Рабочая программа по чтению и развитию речи представляет собой документ, включающий разделы:

пояснительная записка,

общая характеристика предмета,

описание места учебного предмета в учебном плане,

описание ценностных ориентиров содержания учебного плана,

личностные, метапредметные результаты освоения учебного плана,

содержание учебного курса,

тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности,

описание учебно - методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса,

планируемые результаты изучения учебного предмета.

Срок реализации программы - 5 лет.

Вклад предмета в достижение целей основного общего образования

Литература (чтение и развитие речи) как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей - необходимое условие становления человека.

Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями. Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью.

Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Особенности рабочей программы по предмету

Программа направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствующее их умственному развитию, обеспечивающее гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации. Данная программа ориентирована не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей и формирует целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также ключевые компетентности, определяющие современное качество образования.

Предлагаемая программа по чтению учитывает особенности познавательной деятельности (своеобразие речевого и психофизиологического развития) детей с ограниченными возможностями здоровья (VIII вид), направлена на всестороннее развитие личности учащихся и способствует их умственному развитию, что необходимо для их последующей социальной адаптации. Программа по чтению построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению.

Учитывая сложный состав учеников специальной (коррекционной) школы, программы по всем учебным предметам указывают на разноуровневые требования к овладению знаниями: 1-й - базовый уровень, 2-й - минимально необходимый. Это дает возможность учителю практически осуществлять дифференцированный подход к обучению ребенка с нарушенным интеллектом.
В отдельных случаях, когда дети не усваивают минимально необходимый уровень знаний, учитель вправе самостоятельно определить индивидуальную программу обучения и утвердить ее на педагогическом совете школы.

Актуальность рабочей программы направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствующее их умственному развитию, обеспечивающее гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации. Данная программа ориентирована не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей и формирует целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также ключевые компетентности, определяющие современное качество образования.

Предлагаемая программа по чтению учитывает особенности познавательной деятельности (своеобразие речевого и психофизиологического развития) детей с ограниченными возможностями здоровья (VIII вид), направлена на всестороннее развитие личности учащихся и способствует их умственному развитию, что необходимо для их последующей социальной адаптации. Программа по чтению построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению.

Общие цели и задачи учебного предмета

Цели учебного предмета:

  • развивающая: развитие личности ребенка на основе формирования учебных универсальных действий средствами предмета «Чтение»;

  • образовательная: продолжение формирования
    у школьников техники чтения -
    на основе понимания читаемого материала;

  • воспитывающая: продолжение воспитания потребности в самостоятельном чтении произведений;

  • коммуникативная: продолжение совершенствования культуры речи и развития устной речи.

Задачи курса:

освоение учащимися навыков правильного, осознанного, выразительного чтения целыми словами вслух, «про себя» и наизусть;

формирование у учащихся навыков пересказа по плану с помощью учителя и самостоятельно;

коррекция и развитие речи, мышления и других психических функций школьников с особыми образовательными потребностями в процессе формирования знаний, умений и навыков, в процессе воспитания личности;

формирование у учащихся навыка правильного и последовательного изложения мыслей в устной и письменной форме;

коррекция и развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе выполнения творческих и самостоятельных работ (изложение, сочинение, творческие диктанты и другие виды работ);

воспитание позитивного ценностного отношения к миру;

иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для различных видов деятельности: трудовой, коммуникативной, познавательной; формирование нравственных качеств личности.

Формы организации образовательного процесса

В коррекционной школе особое внимание обращено на исправление имеющихся у воспитанников специфических нарушений. При обучении русскому языку используются следующие принципы: принцип коррекционно-речевой направленности, воспитывающий и развивающий принципы, принцип доступности обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.

Коммуникативно-речевая направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач, так как предполагает большую работу над значением таких языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст, и над способами выражения смыслового различия с помощью этих единиц.

При последовательном изучении курса русского языка может быть использован разноуровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.

С целью достижения высоких результатов образования в процессе реализации программы целесообразно использовать:

формы организации учебного процесса - традиционной формой является урок (в программе предусмотрены разные типы уроков: комбинированный урок, урок изучения нового материала, урок закрепления изученного материала, урок обобщения и систематизации знаний, вводный урок), также возможно проведение экскурсий, нетрадиционных уроков (викторины, КВН, конкурсы, урок-путешествие).

технологии обучения - индивидуальная работа с учащимися, здоровьесберегающие технологии, личностно-ориентированные технологии.

методы обучения - словесный (беседа, рассказ, объяснение, работа с книгой); наглядный (демонстрация, наблюдения); практический (дидактическая игра, драматизация, иллюстрирование прочитанного).

методы мониторинга знаний и умений обучающихся - контроль за знаниями, умениями и навыками осуществляется в ходе устных опросов, проведения открытых и закрытых тестов, заданий на установление соответствия, ответов на вопросы, выразительное чтение, чтение наизусть, чтение по ролям, составление плана текста, пересказ по плану (краткий, выборочный, пересказ эпизода, художественный (близкий к тексту), толкование слов и пословиц, характеристика героя и мотивация его поступков, сочинение, изложение, драматизация.

Тексты контрольно-измерительные материалы создает учитель в соответствии с психофизическим особенностями каждого ученика. Контроль осуществляется по завершению изучения творчества писателя (промежуточный контроль).

2.Общая характеристика предмета

Содержание курса.

Обучение чтению и развитию речи имеет практическую направленность. На уроках чтения у школьников 5-9 классов продолжается формирование техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала вслух, «про себя». На уроках чтения уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного, называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, обобщения. При отборе программного материала по чтению учтена необходимость воспитания нравственных качеств и свойств личности, формирование положительных черт характера и всей личности в целом, что позволит выпускникам стать полезными членами общества, включиться в трудовую деятельность в условиях современного производства.

Программный материал школьного курса по чтению и развитию речи в 5-9 классах подобран с учетом психофизических и возрастных особенностей учащихся и расположен по степени нарастания сложности и объема изучаемых произведений.

На уроках чтения и развития речи в 5 классе продолжается формирование
у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразитель-
ности на основе понимания читаемого материала. Изучение каждого художественного
произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимании
содержания, т.к. изучаемые в 5 классе произведения разножанровые и при
работе с ними требуется большая методическая вариативность.

В 5 классе ведется работа по развитию полноценного восприятия доступных по содержанию художественных произведений, правильному установлению смысловых связей с ориентацией не только на предметный план произведения, но и на его внутренний подтекст. Чрезвычайно важно добиваться эмоционального отклика на прочитанное, проводить направленную работу на понимание образного языка литературного текста, на использование выразительных средств (тон голоса, синтаксические паузы, логические ударения).

Чтение и развитие речи как вид речевой деятельности является одним из значимых способов коммуникации. В связи с этим придается большое значение работе с авторским словом, развитие умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения, активно используя лексику и образные выражения текста.

С учетом того, что подростковый период характеризуется более осознанным восприятием социальных связей и отношений, программа по чтению предусматривает комплексное решение задач нравственно-эстетического и гражданского воспитания школьников на основе произведений художественной литературы. Их содержание позволяет учащимся осваивать эталоны нравственного поведения человека в обществе.

Следуя основным положениям уроков литературного чтения, рекомендуется сообщать учащимся некоторые литературоведческие понятия, отрабатывая их в процессе практической деятельности. Среди них жанры народного творчества (сказка, былина, песня, пословица, поговорка, потешка, загадка); виды сказок (волшебные, бытовые, сказки о животных); языковые особенности сказки (присказка, зачин, троекратные повторы); жанры художественных произведений (рассказ, повесть, басня, стихотворение, поэма). Учащиеся учатся различать тему и идею произведения, выявлять характерные черты литературного героя, понимать юмор как способ выражения авторского замысла, овладевать средствами выразительности чтения. В ходе обучения дети учатся овладеть монологической и диалогической речью.

Внеклассное чтение в специальной (коррекционной) школе VIII вида носит рекомендательный характер с постепенным увеличением доли самостоятельности учащихся в чтении дополнительной литературы.

Требования к результатам изучения данного учебного предмета включают формирование всех видов универсальных учебных действий.

Речевая деятельность (слушание, говорение, чтение, письмо) - основное доступное всем средство самопознания, самовыражения, поэтому овладение системой языка, навыками речевой деятельности позволяет лучше понять себя и других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей.

Важнейшей функцией художественной литературы является трансляция духовно-нравственного опыта общества. В связи с этим в 5 классе наиболее важным является формирование у учащихся понимания авторской позиции, отношения автора к героям произведения и отображаемой действительности. Концептуальной особенностью курса «Чтение и развитие речи» является осознанная установка на дистанционное (посредством чтения текста) общение с писателем, откуда вытекают базовые позиции курса «Чтение и развитие речи»:

  • обеспечение мотивационной стороны (желание вступить в общение с писателем посредством чтения);

  • бережное отношение к авторскому замыслу, реализовавшемуся в отборе, трактовке содержания и придании ему той или иной формы;

  • наличие ответного коммуникативного акта, выраженного в оценке и интерпретации полученной информации (эмоциональной, интеллектуальной, эстетической).

Структура и специфика курса чтение и развитие речи в 5-9 классах

Курс чтения и развития речи для учащихся 5- 9 специальных коррекционных классов, обучающихся по программе VIII вида, направлен

-на формирование у учащихся навыков правильного, осознанного и выразительного чтения вслух и «про себя»;

-на развитие устной и письменной речи;

-на формирование практически значимых навыков работы с текстом и пересказа;

-на воспитание интереса к родному языку и на формирование навыков самостоятельного чтения;

-на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития;

-на социальную адаптацию учащихся;

-на формирование нравственных качеств.

Содержание курса выстроено с учётом особенностей познавательной деятельности детей с особыми образовательными потребностями, с учётом их возрастных особенностей. Основу изучения курса чтения и развития речи составляет принцип коррекционной направленности обучения: исправления недостатков общего, речевого, физического развития, нравственного воспитания; особое внимание обращается на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом; в соответствии с этим в содержании программы присутствуют разделы:

- произведения устного народного творчества;

- литературная сказка;

- произведения о родной природе;

- произведения о дружбе и товариществе;

- произведения о труде людей; - произведения о животных и об отношении к ним человека;

- произведения о героическом прошлом нашего народа; - произведения русских классиков XIX и XX веков;

- произведения зарубежных писателей;

- произведения для самостоятельного (внеклассного) чтения.

На уроках чтения в 5 - 9 классах продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимании содержания. Требуется большая методическая вариативность. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ними требуется большая методическая вариативность. Умственно отсталые школьники трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте. Биографию писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя. На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественного произведения уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного, кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно - следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана. Это требует серьёзной методической подготовки учителя к уроку по каждому художественному произведению, способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям. Проверка навыков чтения проводится на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по текстам учебника.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Одним из результатов обучения чтению является осмысление учащимися системы ценностей.

Ценность жизни - признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе. Ценность добра - направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви, осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступили с тобой). Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии - основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность - одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья - первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд - естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу. Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

3. Место курса «Чтение и развитие речи» в учебном плане

Учебный предмет «Чтение и развитие речи», как один из наиболее важных для развития и коррекции познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ, включен в федеральную (инвариантная) часть учебного плана специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Согласно учебному плану всего на изучение учебного предмета «Чтение и развитие речи» в старших классах выделяется 607 час, из них в

5-м классе - 136 часов (3 часа в неделю, 34 учебных недель);

6-м классе - 102 часов (3 часа в неделю, 34 учебные недели);

7-м классе -102 часов (3 часа в неделю, 34 учебные недели);

8-м классе 102 часов - (3 часа в неделю, 34 учебные недели);

9-м классе 102 часов - (3 часа в неделю, 33 учебные недели).

Распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов по программе осуществляется следующим образом:

5 класс

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Краткое содержание темы

Обязательный минимум

ЗУН

1.

Снова в школу

10 часов

Стихотворения и рассказы о школе, о школьных делах, об учительнице, о правилах подготовки домашних зада-ний. Работа с выделенными словами.

УДЗ: наизусть 6-10 стихотворений.

УДУ: читать осознанно, правильно, выразительно, целыми словами вслух; «про себя», выполняя зада-ния учителя; отвечать на вопросы учителя; пересказывать текст по плану с помощью учителя, неслож-ные по содержанию тексты - само-стоятельно. Правильное осознанное чтение вслух целыми словами с со-блюдением норм литературного произношения. Работа над бегло-стью и выразительностью чтения : темп и соответствующая содержа-нию и смыслу текста интонация (пауза, логическое ударение, тон голоса) «драматизация» (чтение по ролям). Выделение с помощью учи-теля главной мысли художествен-ного произведения, выявление от-ношения к поступкам действующих лиц. Выбор слов и выражений, ха-рактеризующих героев, события, картины природы. Нахождение в тексте непонятных слов и выраже-ний, пользование подстрочным словарем. Ответы на вопросы к тексту. Деление текста на части с помощью учителя. Озаглавливание частей текста и составление с помо-щью учителя плана в форме пове-ствовательных и вопросительных предложений. Пересказ по плану. Использование при пересказе слов и оборотов речи из текста. Передача содержания иллюстраций к произ-ведению по вопросам учителя. Самостоятельное чтение несложных рассказов с выполнением разли-чных заданий учителя: найти ответ на поставленный вопрос, подгото-виться к пересказу, выразительному чтению. Заучивание наизусть стихотворений.

Внеклассное чтение:

Формирование читательской само-стоятельности школьников. Выбор в школьной библиотеке детской книги на указанную учителем тему. Беседы о прочитанном и пересказ интересных отрывков, коллекти-вное составление кратких отзывов о книгах.

2.

Наша Родина - Россия

9 часов

Стихотворения о Родине, о Москве, о родной деревне. Словарная работа. Заучи-вание стихотворений наи-зусть (2 стихотворения)

3.

Сказки народов России

7 часов

Чтение сказок разных наро-дов. Пересказ и сравнение сказок

4.

Осень

16 часов

Стихотворения и рассказы об осени, об особенностях осенней природы. Заучи-вание 1 стихотворения. Сло-варная работа.

5.

Спешите делать добро.

14 часов

Рассказы о доброте, о взаи-моотношениях людей, о добрых и одиноких людях.

6.

Зима.

26 часов

Стихотворения и рассказы о зиме, об особенностях зим-ней природы. Словарная ра-бота. Заучивание 2 сти-хотворений

7.

Страницы русской классики.

10 часов

Сказки и басни русских классиков. Чтение наизусть

2 отрывков.

8.

Одноклас-сники.

12 часов

Рассказы о взаимоотно-шениях людей, смешные рассказы.

9.

Историчес-кие сказки, былины, рассказы.

7 часов

Былины, сказки, рассказы о подвигах, жизни русского народа.

10.

Весна.

5 часов

Стихотворения и рассказы о весне, об особенностях ве-сенней природы. Словарная работа.

11.

Твои зарубежные сверстники.

3 часа

Рассказы о жизни зарубеж-ных героев, о приключени-

ях, происходящих с ними, вза-имоотношениях людей, обы-чаях.

12.

Праздник со слезами на глазах.

5 часов

Рассказы о подвигах рус-ских солдат, о ВОВ.

13.

Страницы зарубежной классики.

8 часов

Рассказы зарубежных клас-сиков.

14.

Лето.

3

часа

Стихотворения и рассказы о лете, об особенностях лет-ней природы. Словарная ра-бота. Заучивание 1 стихо-творения.

7 класс

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Краткое содержание темы

Обязательный минимум

ЗУН

I.

Повторение.

8 часов

Простое и сложное предложение. Простые предложения с однородны-ми членами. Перечисление без сою-зов, с одиночным союзом и, союзами а, но. Сложные предложения с союза-ми и, а, но. Изложение по данному плану и опорным словам. Текст- опи-сание. Телеграмма.

Строить простое распро-страненное предложение, простое предложение с однородными членами. СП. расставлять знаки препина-ния в СП. Уметь оформлять телеграмму. Знать типы текстов. Составлять рассказ по плану.

II.

Состав слова.

Текст.

25 часов

Состав слова. Корень, приставка, суффикс, окончание. Единообразное написание гласных и согласных в корнях слов, в приставках. Непро-веряемые гласные и согласные в корне слов. Сложные слова. Простей-шие случаи написания сложных слов с соединительными гласными о и е. Объяснительная записка. Изложение с элементами сочинения. Изложение описательного текста (описание природы) с предварительным анна-лизом и опорой на план-схему.

Знать части слова, уметь подбирать однокоренные слова. Разбирать слова по составу, образовывать сло-ва с помощью приставок и суффиксов. Уметь состав-лять связный рассказ с по-мощью учителя. Уметь со-ставлять объяснительную записку. Подбор сложных слов по единой теме, состав

ление текста с этими словами.

III.

Части речи.

74 часа

Имя существительное. Основные грамматические категории имени существительного - род, число, па-деж, склонение, падежные окончания имен сущ. в ед. и мн. числе. Имя при-лагательное. Значение имени прила-гательного в речи. Согласование им. прил. с им. сущ. в роде, числе и паде-же. Местоимение. Понятие о местои-мении. Значение местоимения в речи.

Глагол. Понятие о глаголе. Измене-ние глагола по временам ( настоящее, прошедшее, будущее) и числам, час-тица не с глаголами. Изменение гла-голов по лицам, глаг 2-го лица -ишь, -шься. Глаголы на -ся (сь). Заявление - вид деловой бумаги. Письмо. Построение текста по аналогии.

Знать грамматические при-знаки им. сущ.-род, число, пакдеж. Умение определять падеж сущ-го, изменять по числам. Грамматические признаки прил-го. Уметь согласовывать прил. с сущ. в роде, числе, падеже. Оп-

ределять местоимение в ре-чи, значение местоимения.

Знать значение глагола, из-менять глагол по временам. Писать под диктовку текст, применять правила провер-ки написания слов; разли-чать части речи; Знать на-иболее распространенные правила правописания.

IV.

Предложение. Текст.

16 часов

Простое предложение. Предложения распространенные и нераспрост-раненные. Главные и второстепенные члены предложений. Простое пред-ложение с однородными членами. Знаки препинания при однородных членах. Обращение. Знаки препина-ния при обращении. Виды предложе-ний по интонации. Знаки препинаний в конце предложений. Сложное пред-ложение. Сложные предложения с союза и, а, но и без союзов. Сравне-ние простых предложений с одноро-дными членами, соединенными сою-зами и, а, но со сложными предложе-ниями с теми же союзами. Сложные предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что.По

становка знаков препинания перед этими словами. Изложение по расска

зу с оценкой описываемых событий

Знать главные и второсте-пенные члены предложе-ния. Уметь расставлять зна

ки препинания в предложе-ниях с однородными чле-нами. Расставлять знаки препинания в конце пред-ложения. Уметь находить в тексте обращения, расста-влять запятые. Расставлять запятые в СП. Уметь писать изложение и сочинение;

оформлять деловые бумаги;

пользоваться словарем.

V.

Повторение.

13 часов

Состав слова. Типы текстов. Право-писание гласных и согласных в кор-не. Части речи. Правописание падеж-ных окончаний имён существитель-ных. Правописание падежных окон-чаний имён прилагательных. Скло-нение личных местоимений. Правопи

сание глаголов. Предложение (прос-тое и сложное). Члены предложения. Составление рассказа с помощью учи

теля по предложенным темам («Про-гулка в лес», «Летом на реке», «Лес осенью», «Катание на лыжах»). Сочинение по картине с дополнением предшествующих или последующих событий.

Знать части слова. Типы тек

стов (описание, повество-вание, рассуждение). Уметь подбирать однокоренные слова. Различать части ре-чи. Умение определять па-деж сущ-го, изменять по числам. Знать правописа-ние глаголов. Различать ПП и СП. Знать и находить члены предложения. Стро-ить простые распростра-нённые и нераспростра-нённые предложения, пред-ложения с однородными членами, сложные пред-ложения.


  1. Предполагаемые личностные и метапредметные результаты

Личностными результатами, формируемыми при изучении предмета «Литература» (Чтение и развитие речи), являются:

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.);

Метапредметные результаты изучения предмета проявляются в:

• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты состоят в следующем:

1) в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка;

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы.

Планирование формируемых учебных универсальных действий

5 класс

Ценностно-смысловые личностные универсальные учебные действия формируются при изучении всех разделов учебника для 5 класса и предложенных произведений художественной литературы.

Основы гражданской идентичности формируются при чтении и обсуждении произведений о героическом историческом прошлом России в разделе «Из прошлого нашего народа».

Выработке нравственно-этической ориентации способствует чтение, фактически, любых художественных произведений эпической формы. Этому вопросу, например, посвящен раздел учебника по чтению «Спешите делать добро». В курсе «Чтение и развитие речи » с помощью специальных заданий формируются такие психические качества, как способность и привычка к рефлексии (этому способствуют вопросы и задания типа: «Представь себя в такой ситуации. Как бы ты повел себя на месте …?»), эмпатия (на основе сопереживания героям литературных произведений), эмоционально-личностная децентрация (на основе отождествления себя с героями произведения, соотнесения и сопоставления их взглядов и позиций).

Способность к самооценке вырабатывают задания типа: «Оцени свой пересказ. Что тебе удалось, а что не получилось?»; «Оцени своё исполнение» и другие.

Учебный курс «Чтение и развитие речи» закладывает основы всех регулятивных учебных действий. Наибольшее внимание уделяется развитию способности к прогнозированию (типичные задания: «Прочитай заголовок следующего произведения. Подумай, о ком оно, страшное или нет, сказка или рассказ»; «Как, по-твоему, развернутся события дальше и чем они закончатся?»). Способность к контролю, самоконтролю и к коррекции вырабатываются, в частности, при выполнении упражнений, типа: «Читай внимательно», «Найди, исправь ошибки и прочитай правильно» (редактирование).

Особое внимание в курсе «Чтение и развитие речи» уделено заданиям, формирующим такие общеучебные универсальные действия, как: выделение ключевых (опорных) слов; выделение главного; составление различных видов плана (цитатного, простого и сложного). Кроме того учебник по чтению содержит задания, направленные на формирование логических операций: анализ содержания, установление причинно-следственных связей, сравнение персонажей одного произведения и персонажей из разных произведений. Умение обосновывать свои суждения вырабатывается благодаря типичным подвопросам, сопровождающим задания учебника: «Почему ты так думаешь (считаешь, полагаешь)?», «Обоснуй свое мнение», «Подтверди словами из текста» и т.п.

Формированию коммуникативных УУД способствует проведение бесед по прочитанному, викторины, конкурсы чтецов и некоторые другие.

Формированию способности к управлению поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действий партнера) способствует совместная деятельность учащихся, а также специальные задания учебника, направленные на взаимный анализ учащимися результатов учебных действий (например: «Оцени, как ты считаешь, что тебе особенно удалось? Согласны ли с тобой одноклассники?» и т. п.)

Работа над умением с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владеть монологической и диалогической формами речи традиционно является приоритетной для курса «Чтение и развитие речи». Развитию монологической формы речи способствует работа над пересказом прочитанного. В 5 классе ведется обучение подробному и краткому пересказу. Творческие задания на словесное иллюстрирование, составление словесного диафильма и воображаемую экранизацию также имеют прямое отношение к освоению монологической и диалогической форм речи. Кроме того, обучению адекватному использованию речевых средств в целях эффективного решения разнообразных коммуникативных задач способствует качественная организация языкового анализа литературных произведений.


  1. Содержание учебного курса

5 класс (135 часов)

Примерная тематика

Рассказы, статьи, стихотворения о прошлом нашего народа, о его героизме в труде и ратных подвигах; о политических событиях в жизни страны; о труде людей, их отношении к Родине, друг к другу; о родной природе и бережном к ней отношении, о жизни животных.

Навыки чтения

Правильное, осознанное чтение вслух целыми словами с соблюдением норм литературного произношения. Работа над беглостью и выразительностью чтения: темп и соответствующая содержанию и смыслу текста интонация (паузы, логическое ударение, тон голоса), «драматизация» (чтение по ролям).

Чтение «про себя» с выполнением заданий.

Выделение с помощью учителя главной мысли художественного произведения, выявление отношения к поступкам действующих лиц. Выбор слов и выражений, характеризующих героев, события, картины природу. Нахождение в тексте непонятных слов и выражений, пользование подстрочным словарем.

Ответы на вопросы к тексту. Деление текста на части с помощью учителя. Озаглавливание частей текста и составление с помощью учителя плана в форме повествовательных и вопросительных предложений.

Пересказ по плану. Использование при пересказе слов и оборотов речи из текста. Передача содержания иллюстраций к произведению по вопросам учителя.

Самостоятельное чтение несложных рассказов с выполнением различных заданий учителя: найти ответ на поставленный вопрос, подготовиться к пересказу, выразительному чтению.

Заучивание наизусть стихотворений.

Внеклассное чтение

Формирование читательской самостоятельности школьников. Выбор в школьной библиотеке детской книги на указанную учителем тему, чтение статей из детских газет, журналов. Беседы о прочитанном, чтение и пересказ интересных отрывков, коллективное составление кратких отзывов о книгах, анализ учетных листов по внеклассному чтению, по усмотрению учителя.

6 класс (135 часов)

Примерная тематика

Рассказы, статьи, стихотворения и доступные по содержанию и языку отрывки из художественных произведений о героическом прошлом и настоящем нашей Родины; о событиях в мире; о труде людей; о родной природе и бережном отношении к ней; о знаменательных событиях в жизни страны.

Навыки чтения

Сознательное, правильное, беглое, выразительное чтение вслух в соответствии с нормами литературного произношения; чтение «про себя».

Выделение главной мысли произведения и его частей. Определение основных черт характера действующих лиц.

Разбор содержания читаемого с помощью вопросов учителя. Выделение непонятных слов; подбор слов со сходными и противоположными значениями; объяснение с помощью учителя слов, данных в переносном значении, и образных выражений, характеризующих поступки героев, картины природы.

Деление текста на части. Составление под руководством учителя простого плана, в некоторых случаях использование слов самого текста.

Пересказ прочитанного по составленному плану. Полный и выборочный пересказ.

Самостоятельное чтение с различными заданиями: подготовиться к выразительному чтению, выделить отдельные места по вопросам, подготовить пересказ.

Заучивание наизусть стихотворений.

Внеклассное чтение

Систематическое чтение детской художественной литературы, детских газет и журналов. Ведение дневника или стенда внеклассного чтения по данной учителем форме.

Обсуждение прочитанных произведений, коллективное составление кратких отзывов о книгах, пересказ содержания прочитанного по заданию учителя, называние главных действующих лиц, выявление своего к ним отношения.

7 класс (102 часа)

Устное народное творчество.

Урок внеклассного чтения. Русская народная сказка «Сивка бурка». Русская народная сказка «Журавль и Цапля». Русская народная сказка «Умный мужик». Былина «Три поездки Ильи Муромца». Народные песни. Пословицы. Загадки

Из произведений русской литературы XIX века.

А.С.Пушкин. Биографические сведения. А.С. Пушкин «Сказка о царе Cалтане…». Просмотр мультфильма по одноименной сказке А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…». А.С. Пушкин «Зимний вечер». А.С. Пушкин « У Лукоморья».

М.Ю. Лермонтов. Биографические сведения. М.Ю. Лермонтов «Бородино».

И.А.Крылов. Жанр басня. Особенности басен Крылова. Басня «Кукушка и Петух». Басня «Волк и Журавль». Басня «Слон и Моська».

Н.А.Некрасов. Биографические сведения; «Несжатая полоса», «Генерал Топтыгин».

Проверка техники чтения. Урок внеклассного чтения.

Л.Н.Толстой. Биографические сведения. Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Просмотр фильма по одноименной повести Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»

А.П.Чехов. Биография писателя; «Хамелеон». Урок внеклассного чтения.

В.Г.Короленко. Биографические сведения. Повесть «Дети подземелья». Проверка техники чтения. Тестирование по пройденному материалу. В.Г.Короленко «Дети подземелья».

Из произведений русской литературы XX века.

М.Горький. Биографические сведения. Отрывки из повести «Детство». Отрывки из повести «В людях». Обобщающий урок по творчеству М. Горького

М.Исаковский «Детство», «Ветер», «Весна»

Урок внеклассного чтения.

К. Паустовский. Биографические сведения. Рассказ «Последний черт».

М. Зощенко «Великие путешественники»

Урок внеклассного чтения.

К.Симонов. Биографические сведения. К.Симонов «Сын артиллериста»

В.Катаев. Биографическая справка. «Флаг»

Н. Рыленков. Биографическая справка. «Деревья», «Весна без вещуньи-кукушки», «Все в танцующей дымке». Библиотечный урок. Обобщающий урок по творчеству Н. Рыленкова

Проверка техники чтения. Вспоминаем прочитанное.

Литературные игры

Ю.Коваль. Биографическая справка. «Капитан Клюквин», «Картофельная собака»

Ю.Яковлев «Багульник». Библиотечный урок.

Р.Погодин. Биографическая справка. «Время говорит - пора»

А.Алексин. Биографическая справка. «Двадцать девятое февраля»

К.Ваншенкин. Библиографическая справка. «Мальчишка». Урок внеклассного чтения. Моя любимая книга. «Снежки».

Обобщающий урок по теме «Русские писатели XX века».

Проверка техники чтения. Тестирование по пройденному материалу.

8 класс (102 часа)

Устное народное творчество.

Русская народная сказка «Волшебное кольцо», пословицы и поговорки, Баллады «Перчатка» В. А. Жуковского, «Нашла коса на камень» И. З. Суркова, Былина «Добрыня и Змей».

Произведения русских писателей ХIХ века.

А. С. Пушкин.

Воспоминания о поэте: М. Я. Басина «Публичное испытание», И. И. Пущин «Записки о Пушкине» (отрывок); стихотворения «Памятник» (отрывок), «Во глубине сибирских руд…», «Зимнее утро», «И. И. Пущину», «19 октября 1827 года», «Няне», «На холмах Грузии…», «Сожжённое письмо» (отрывок), «Я вас любил…»; «Сказка о попе и о работнике его Балде».

М. Ю. Лермонтов.

Стихотворения «Смерть Поэта» (отрывок), «Родина» (отрывок), «Парус», «Сосна»; «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

И. А. Крылов. Басни «Волк на псарне», «Осёл и Соловей», «Муха и Пчела».

Н. А. Некрасов. Стихотворения «Размышления у парадного подъезда» (отрывок), «В полном разгаре страда деревенская…», отрывки из поэм «Мороз, Красный нос», «Русские женщины».

И. С. Никитин. Стихотворения «Русь»(отрывок), «Утро на берегу озера».

И. С. Тургенев. Рассказ «Муму» (в сокращении).

Л. Н. Толстой Рассказ «После бала» (в сокращении).

Произведения русских писателей 1-й половины ХХвека.

А. П. Чехов. Рассказ «Лошадиная фамилия».

В. Г. Короленко. Отрывок из повести «Слепой музыкант».

М. Горький. Рассказ «Макар Чудра».

С. А. Есенин. Стихотворения «Спит ковыль…», «Пороша», «Отговорила роща золотая…».

А. П. Платонов. Сказка «Разноцветные бабочки».

А. Н. Толстой. Рассказ «Русский Характер».

Н. А. Заболоцкий. Стихотворение «некрасивая девочка».

Произведения русских писателей 2-й половины ХIХ века.

К. Г. Паустовский. Рассказ «Телеграмма».

Р. И. Фраерман. Отрывки из повести «Дикая собака Динго, или повесть о первой любви».

Л. А. Кассиль. Рассказ «Пекины бутсы».

А. Т. Твардовский. Отрывки из поэмы «Василий Тёркин».

В. М. Шукшин. Рассказ «Гринька Малюгин».

В. П. Астафьев. «Далёкая и близкая сказка» (глава из повести «Последний поклон»).

Р. П. Погодин. Рассказ «Алфред».

А. А. Сурков. Стихотворение «Родина».

Произведения для внеклассного чтения.

А. Пушкин «Метель», М. Лермонтов «Беглец», Ф. Искандер «Молельное дерево», И. Крылов «Басни», И. Тургенев «Записки охотника», А. Чехов «Толстый и тонкий», Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке», Р. Фраерман «Дикая собака Динго, или повесть о первой любви», В. Астафьев «Конь с розовой гривой».

Произведения для заучивания наизусть.

А. Пушкин «Во глубине сибирских руд…», «Няне», М. Лермонтов «Родина» (отрывок), «Парус», отрывок из «Песни про царя…», И. Крылов «Осел и Соловей» (отрывок), И. Никитин «Русь» (отрывок), С. Есенин «Спит ковыль…», «Пороша», А. Твардовский «Василий Теркин» (отрывок).

9 класс (102 часа)

Художественные произведения и отрывки из художественных произведений классиков русской и отечественной литературы. Краткие сведения об их жизни и творчестве.

Произведения УНТ: сказки, загадки, поговорки, былины, баллады.

Литературные сказки.

Произведения современных писателей русской и зарубежной литературы.

На примере художественной литературы воспитание морально-этических и нравственных качеств личности подростка.

Произведения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.А. Крылова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, Л.Н. Толстого, А.Н. Майкова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.П. Чехова, А.И. Куприна, И.А. Бунина.

Произведения А.М. Горького, В.В. Маяковского, С.А. Есенина, А. Н. Толстого, А.А. Фадеева, М.А. Шолохова, К.Г. Паустовского, К.М. Симонова, В.М. Инбер, Р. Гамзатова, В.М. Шукшина, Ф.А. Абрамова, Ч. Айтматова, Л.Н. Ошанина, С.В. Михалкова, Ф. А. Искандера, Л. Рыбакова, Б. Окуджава.

Навыки чтения.

Совершенствования техники чтения, соблюдение при чтении норм русской орфоэпии. Выделение главной мысли произведения.

Составление характеристик героев, обоснование своего отношения к героям и их поступкам, объяснение причин тех или иных поступков героев (с помощью учителя).

Работа над планом, средствами языковой выразительности.

Пересказ содержания прочитанного; составление рассказа по предложенной теме на материале нескольких произведений.

Знание основных сведений о жизни писателей.

Заучивание наизусть стихотворений, прозаических отрывков.

Внеклассное чтение

Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Обсуждение прочитанного.

Составление отзыва о прочитанной книге, статье из газеты или журнала.

Ведение дневника или стенда внеклассного чтения.

Рекомендуемая литература (на выбор)

Ахматова А.А. Стихотворения.

Беляев А.Р. «Человек-амфибия».

Богомолов В.О. «Иван».

Бондарев Ю.В «Последние залпы, «Горячий снег».

Быков В.В. «Альпийская баллада», «Обелиск».

Васильев Б.Л. «А зори здесь тихие».

Жюль Верн «Таинственный остров».

Воскресенская З. «Сердце матери».

Горький А.М. «В людях», «Мои университеты».

Есенин С.А. Стихотворения.

Зощенко М.М. Рассказы.

Искандер Ф.А. «Сандро из Чегема».

Паустовский К.Г. «Во глубине России», «Телеграмма», «Великий сказочник», «Разливы рек», «Исаак Левитан», «Приточная трава».

Сурков А.А. Стихотворения.

Толстой Л.Н. «Севастопольские рассказы» (выборочно).

Цветаева М.Н. Стихотворения.

Шукшин В.М. «Кляуза», «Мечты», «Чужие», «Жил человек», «Привет Сивому».


  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета

Планируемые результаты

освоения программы по чтению и развитию речи к концу 5 класса


К концу учебного года пятиклассники должны знать:

1 уровень:

• наизусть 6-8 стихотворений;

• виды произведений устного народного творчества, уметь приводить примеры;

уметь:

• читать осознанно, по слогам (сложные случаи) и целыми словами (слова из 3-4-х слогов) вслух; читать «про себя», выполняя задания учителя;

• отвечать на вопросы учителя;

• пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию тексты - самостоятельно;

• распознавать стихотворение, рассказ, басню, доказывать жанровые особенности басни.

2 уровень:

знать:

• наизусть 6-8 отрывков из стихотворений (от 4-х до 12 строк);

уметь:

• читать по слогам и целыми словами (слова из 2-3-х слогов) вслух; читать «про себя», выполняя задания учителя;

• отвечать на вопросы учителя с помощью наводящих вопросов;

• пересказывать текст по плану с помощью учителя.

Планируемые результаты

освоения программы по чтению и развитию речи к концу 6 класса

1-й уровень

• читать вслух доступные тексты осознанно, правильно, выразительно, с переходом на беглое чтение (словосочетаниями), в трудных случаях - целым словом;

• читать про себя, выполняя различные задания к проанализированному тексту;

• делить текст на части под руководством учителя;

• пересказывать текст (полностью или частично) по плану, используя опорные слова;

• определять мотивы поступков героев, выражать свое отношение к ним;

• выделять незнакомые слова в тексте (с помощью учителя);

• выучить наизусть 8-10 стихотворений;

• читать внеклассную литературу под контролем учителя или воспитателя.

2-й уровень

• читать вслух правильно, целым словом, трудные слова - по слогам, соблюдая синтаксические паузы, интонацию конца предложения в зависимости от знаков препинания;

• читать про себя проанализированный заранее текст, выполняя несложные задания учителя;

• отвечать на вопросы учителя;

• пересказывать несложные по содержанию фрагменты текста;

• оценивать поступки героев (с помощью учителя);

• заучивать стихотворения наизусть (объем текста с учетом индивидуальных особенностей учащихся);

• участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя посильные задания по прочитанным текстам.

Планируемые результаты

освоения программы по чтению и развитию речи к концу 7 класса

1-й уровень

• читать вслух правильно, выразительно, бегло (словосочетанием, в трудных случаях - целым словом);

• читать про себя с предварительным заданием легкие по содержанию тексты;

• выделять тему и идею произведения с помощью учителя;

• формулировать вопросы к тексту (с помощью учителя);

• делить текст на части или озаглавливать данные части под руководством учителя, в простейших случаях - самостоятельно;

• характеризовать главных действующих лиц (с помощью учителя), давать оценку их поступкам;

• выделять незнакомые слова в тексте, правильно их объяснять (с помощью учителя);

• соотносить читаемые произведения с определенным жанром (с помощью учителя);

• выучить наизусть не менее 10 стихотворений;

• читать внеклассную литературу под контролем учителя, участвовать в ее обсуждении. Составлять отзывы под руководством учителя.

2-й уровень

• читать вслух правильно, выразительно доступные тексты целым словом;

• читать про себя проанализированные ранее тексты;

• отвечать на вопросы учителя;

• пересказывать близко к тексту отдельные части произведения, доступные учащимся по изображенным событиям;

• высказывать свое отношение к поступкам героев в доступной учащимся форме;

• выделять в тексте незнакомые слова (с помощью учителя);

• учить стихотворения наизусть (объем текста с учетом особенностей учеников);

• участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя доступные задания по прочитанному тексту.

Планируемые результаты

освоения программы по чтению и развитию речи к концу 8 класса

1-й уровень

• читать вслух правильно, бегло, выразительно;

• читать про себя доступные по содержанию тексты;

• выделять тему и определять идею произведения (последнее задание - с помощью учителя);

• определять черты характера главных героев и выражать свое отношение к ним (с помощью учителя);

• самостоятельно делить текст на части по данному плану или составлять план к выделенным частям текста;

• отбирать (коллективно) опорные слова для пересказа, обращая внимание на лексику, характеризующую эмоциональное состояние действующих лиц, природы, образные выражения, и употреблять их в пересказе;

• пересказывать прочитанный текст с ориентацией на план и опорные слова;

• ставить вопросы к тексту, задавать их одноклассникам;

• выделять незнакомые слова и давать им объяснения (с помощью учителя);

• заучить наизусть 10 стихотворений;

• читать внеклассную литературу, в том числе отдельные статьи из периодической печати, и принимать участие в их обсуждении.

2-й уровень

• читать вслух правильно, выразительно, целыми словами;

• читать про себя проанализированные тексты, читать короткие, доступные тексты самостоятельно;

• пересказывать отдельные части произведения, доступные по изображаемым событиям;

• выделять тему произведения, участвовать в обсуждении идеи;

• выражать свое отношение к поступкам героев и событиям (с помощью учителя);

• находить в тексте незнакомые слова, учиться объяснять их, опираясь на текст (с помощью учителя);

• учить стихотворения наизусть (объем текста с учетом особенностей учеников);

• участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя доступные задания по прочитанному тексту.

Планируемые результаты

освоения программы по чтению и развитию речи к концу 9 класса

Учащиеся должны знать:

  • наизусть 10 стихотворений, 2 прозаических отрывка.

Учащиеся должны уметь:

  • читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»;

  • выделять главную мысль произведения;

  • давать характеристику главным героям;

  • высказывать свое отношение к героям и их поступкам;

  • пересказывать содержание произведения, рассказывать по предложенной теме в связи с прочитанным.

Оценка знаний, умений и навыков обучающихся

Критерии и нормы оценки ЗУН учащихся по русскому языку и развитию речи

При оценке устных ответов по письму и развитию речи принимаются во внимание:

  1. правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;

б) полнота ответа;

в) умение практически применять свои знания;

г) последовательность изложения и речевое оформление ответа.

Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.

8.Учебно-методическое обеспечение

«Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы» / под редакцией В. В. Воронковой. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011.

Учебники:

Чтение. Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Малышева З. Ф. Москва, Просвещение, 2013 г., 255 с;

Чтение. Учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. И.М.Бгажнокова, Е.С.Погостина. М., «Просвещение», 2013 г, 251 с..

Чтение. Учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. А.К.Аксёнова. М., «Просвещение», 2013 г., 260 с.

Чтение. Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. З.Ф.Малышева, М., «Просвещение», 2013 г., 287 с.

Чтение. Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. А.К.Аксенова, М.И.Шишкова . М., «Просвещение», 2013, 270 с.

1. Гусева Г.М. Уроки чтения в 8 классе специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида: пособие для учителя. - М.: «Просвещение», 2007.

2. Г.М. Гусева, Т.И. Островская. Чтение 9 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. - М.: «Просвещение», 2008г.

3.В.Волина. Учимся играя. - М.: «Новая школа», 1994г

Альбомы с демонстрационным материалом по литературе: А.С.Пушкин. М.Ю.Лермонтов. Литература, 5 класс. Литература, 6 класс. Литература, 7 класс. Литература, 8-9 класс

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ

  1. Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения. - СПб.: КАРО, ДЕЛЬТА, 2005. - 384с.

  2. Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества: 1 класс. - М.:ВАКО, 2008. - 176с.

  3. Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества: 2 класс. - М.:ВАКО, 2009. - 176с.

  4. Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества: 3 класс. - М.:ВАКО, 2009. - 160с.

  5. Калмыкова И.Р. Мы читаем и играем: Книга для учащихся младшего школьного возраста. - М.: ООО ТИД «Русское слово - РС», 2008. - 72с.

  6. Кутявина С.В. Универсальные поурочные разработки по внеклассному чтению: 4 класс. - М.: ВАКО, 2007. - 288с.

  7. Методика преподавания русского языка для детей с нарушениями интеллекта: учеб. Для студентов пед. Вузов/ А.К.Аксёнова, С.Ю.Ильина. - М.: Просвещение, 2011. - 335с.

  8. Никитина М.И., Красильникова О.А. Чтение и развитие речи: учебно-методическое пособие. - СПб.: КАРО, 2006. - 256с. - (Серия «Коррекционная педагогика»)

  9. Пименова Т.И. Новые скороговорки на все звуки: пособие для логопедов-практиков и внимательных родителей. - СПб.:КАРО, 2010. - 160с.

  10. Розе Т.В. Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского языка для детей. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011. - 224с.

  11. Сказочная игротека: праздники, игры, викторины для детских коллективов от 6 до 12 лет/Авт.-сост. М.С.Коган. - Новосибирск: Сиб. унив. Изд-во, 2009. - 221с.

  12. Яценко И.Ф. Универсальные поурочные разработки по внеклассному чтению: 1 класс. - М.: ВАКО, 2007. - 160с.

  13. Яценко И.Ф. Универсальные поурочные разработки по внеклассному чтению: 2 класс. - М.: ВАКО, 2007. - 192с.

  14. Методика преподавания русского языка для детей с нарушениями интеллекта: учеб. Для студентов пед. Вузов/ А.К.Аксёнова, С.Ю.Ильина. - М.: Просвещение, 2011. - 335с.

  15. Никитина М.И., Красильникова О.А. Чтение и развитие речи: учебно-методическое пособие. - СПб.: КАРО, 2006. - 256с. - (Серия «Коррекционная педагогика»)

  16. Пименова Т.И. Новые скороговорки на все звуки: пособие для логопедов-практиков и внимательных родителей. - СПб.:КАРО, 2010. - 160с.

  17. Розе Т.В. Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского языка для детей. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011. - 224с.

  18. Сказочная игротека: праздники, игры, викторины для детских коллективов от 6 до 12 лет/Авт.-сост. М.С.Коган. - Новосибирск: Сиб. унив. Изд-во, 2009. - 221с.

  19. Методика преподавания русского языка для детей с нарушениями интеллекта: учеб. Для студентов пед. Вузов/ А.К.Аксёнова, С.Ю.Ильина. - М.: Просвещение, 2011. - 335с.

  20. Никитина М.И., Красильникова О.А. Чтение и развитие речи: учебно-методическое пособие. - СПб.: КАРО, 2006. - 256с. - (Серия «Коррекционная педагогика»)

  21. Пименова Т.И. Новые скороговорки на все звуки: пособие для логопедов-практиков и внимательных родителей. - СПб.:КАРО, 2010. - 160с.

  22. Розе Т.В. Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского языка для детей. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011. - 224с.

Медиатека.

1. Мультфильмы по басням Крылова

2. Аудио записи с народными песнями.

3. Фильм «Кавказский пленник»

4. Мультфильм «Сказка о царе Салтане…»

1. Аудио записи народных сказок.

2. Фильмы о жизни и творчестве писателей

3. Мультфильмы по басням Крылова

1. Аудио записи с народными песнями и былинами.

2. Фильмы о жизни и творчестве писателей

3. Фильмы «Руслан и Людмила», «Майская ночь или утопленница», «Приключение Васи Куролесова»-



© 2010-2022