Конспект по литературе М. Ю. Лермонтов Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова

Конспект рассчитан на продолжение изучения поэмы М. Ю. Лермонтова, формирование умений давать портретные характеристики героям;развитие  навыков групповой работы, исследовательской деятельности, построения аргументированного высказывания, выразительного чтения.   Учащиеся работают индивидуально, в группе. Карточки представлены в дифференцированном виде, с учетом интересов учащихся. Также предложен тест на знание деталей произведения и умение анализировать текст, мысля логически и самостоятельно...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект по литературе "М.Ю. Лермонтов "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова""

Цель: продолжить изучение поэмы М. Ю. Лермонтова, формировать умение давать портретные характеристики героям;

Задачи урока: - развивать навыки групповой работы, исследовательской деятельности, построения аргументированного высказывания, выразительного чтения; - прививать любовь к художественному слову

Оборудование: презентация, план характеристики героя, карточки с заданиями

Тип урока : комбинированный

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя. Поэт от настоящего мира не удовлетворяющей его русской жизни перенесся в историческое прошедшее (В. Г. Белинский)

«Песня про купца Калашникова. . . » - это историческая поэма, написанная в фольклорной традиции. Лермонтов показывает суровую эпоху Ивана Грозного. Лермонтов обращается к истории, описывая сильные личности, которые, по его мнению, должны были явиться примером для современников. Сегодня на уроке мы расскажем о главных героях поэмы, имена которых вынесены в название произведения. Цель нашего урока - выяснить, кто же является настоящим героем, авторским идеалом, какими чертами русского национального характера обладает этот герой.

3. А как будет называться наш урок, какова его цель вы мне сейчас подскажите сами

4. Проверим, как вы знаете текст поэмы

Вариант 1.

1. Назовите век, в котором происходят события поэмы

А) 14 Б) 15 В) 16 С) 17

2. По какой причине опричник Кирибеевич на пиру не веселился?

1) задумал недоброе дело 2) служба надоела 3) захромал его конь 4) влюбился

3. Что, убегая, оставила, в руках у Кирибеевича Алена Дмитриевна?

1) узорный платок и фату 2) кольцо 3) туфельку 4) шаль

4. Как звали мужа Алены Дмитриевны?

1) Парамон Пахомович 2) Степан Парамонович 3) Степан Прохорович 4) Прохор Степанович

5. Кого призвал к себе купец Калашников, узнав о случившемся с Аленой Дмитриевной?

1) отца 2) царя Ивана Васильевича 3) младших братьев 4) лучшего друга

Вариант 2.

1. Что Кирибеевич утаил от Ивана Васильевича, рассказав о причине своей кручины?

1) что Алена Дмитриевна замужем 2) что он собирается покинуть службу 3) что у него мало казны

4) что он собирается в степь на «вольное житье»

2. Чем закончилась встреча Алены Дмитриевны с Кирибеевичем?

1) опричник, получив отказ, ушел 2) Алена Дмитриевна решила уйти от мужа 3) Алена Дмитриевна вырвалась и убежала 4) опричник ушел, поклявшись убить ее мужа

3. В каком месте состоялся кулачный бой?

1) возле лавки Калашникова 2) в палатах царских 3) в лесу 4) на Москве - реке

4. Каким способом был казнен Калашников?

1) его повесили 2) его расстреляли 3) ему отрубили голову 4) его четвертовали

5. Стратегия «6 шляп»

6. «Лингвистический ералаш»

Это что за ералаш?

Здесь из слов сварили кашу?

Я приказываю вам:

Все расставить по местам

7. «Узнай героя»

Критик В. Г. Белинский, анализируя поэму, дал характеристику трем ее главным героям. Прослушайте отрывки из статьи критика и определите кого из основных персонажей поэмы они характеризуют:

«. . . Взгляд очей его - молния, звук речей его - гром небесный, порыв гнева его - смерть и пытка; но сквозь все это, как молния сквозь тучи, проблескивает величие падшего. . . но сильного и благородного по природе своей духа. . . . »

- О ком так пишет критик? (Об Иване Грозном)

Иван Грозный советует подарить ей «перстенек яхонтовый и ожерелье жемчужное». Царь как бы толкает Кирибеевича на преступление. Взяв драгоценности из рук царя и воспользовавшись его советом, Кирибеевич преследует Алену Дмитриевну. Иван Грозный - свирепый тиран, он жесток, суров по отношению к тем, кого он считает своим врагом. Милостив по отношению к опричникам. Способен на добрые поступки (отношение к семье Калашникова)

- К кому относится данная характеристика?

« Какая сильная, могучая натура! Ее страсть - лава, ее горесть тяжела и трудна. . . Вы видите, что любовь. . . - не шуточное дело, не простое волокитство, но страсть натуры сильной, души могучей. Вы понимаете, что для этого человека нет середины: или получить или погибнуть!» ( Кирибеевич.)

Кирибеевич не считается с Божьим законом, преследует замужнюю, венчанную в церкви жену купца Калашникова, не считается с тем, что он оскорбляет Алену Дмитриевну, что видят его преследования соседи, он совершенно не заботится о чести любимой им женщины.

- К кому из героев относится эта характеристика Белинского:

« Это один из тех упругих и тяжелых характеров, которые тихи и кротки только до тех пор, пока обстоятельства не расколыхают их, одна из тех железных натур, которые и обиды не стерпят, и сдачи дадут. . . Есть души, лозунг которых - все или ничего, которые не хотят запятнанного блаженства, раз потемненной славы. . . » (Степан Калашников).

Степан Парамонович - глава семьи, дома. Он защитник чести и жены, и всего своего рода. Услышав о Кирибеевиче, Калашников понял, что его честное имя, честное имя его жены опозорены. Он выступает защитником своего рода, защитником народа, но он нарушает христианский закон «не убий».

8. Работа в группах. Составить кластер (портретные характеристики)

Кла́стер (англ. cluster - скопление) - объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами

Обращаться к плану характеристики героя (Алена Дмитриевна, Иван Грозный, Калашников, Кирибеевич)

1. Описание внешности героя

2. Социальное положение

3. Речевая характеристика

4. Поступки героя

5. Взаимоотношения с другими персонажами

6. Авторская оценка героя

Защита кластера

9. Рекламная пауза

«Почему так говорят?»

Как и когда появилось выражение «Пришел к шапочному разбору»

10. «Мозговая атака»

Сравните отношение героев к Алене Дмитриевне. Как проявляется любовь к ней у Кирибеевича и Калашникова, к каким поступкам побуждает их?

11. Индивидуальная работа по карточкам.

Д/з. составить кластер на характеристику одного из героев произведения «Песни…»





Карточка № 1

1.Кто в «Песне…» является главным героем и почему?

2. Почему герои «Песни…» расположены в заглавии в таком порядке: «про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»?

3.Какими поэтическими средствами изображаются герои поэмы?

4. Кому из героев вы сочувствуете и почему?

5. Какие чувства у вас вызывает концовка поэмы?

Карточка № 2

1.Почему Кирибеевич не сказал всей правды царю?

2.Помог бы ему царь, если бы знал, что Алена Дмитриевна - замужняя женщина?

3. Любит ли Алена Дмитриевна мужа?

4. Как в характере Алены Дмитриевны отражаются народные представления об идеальной женщине - жене?

5. Как проявляется у Кирибеевича и Калашникова любовь к Алене Дмитриевне?

Карточка № 3

1.Что отстаивает Степан Калашников в битве с Кирибеевичем?

2.Как гибнет каждый из них и какую память о себе оставляет?

3. Почему царь приказал казнить победителя в честном кулачном бою? Справедливо ли он поступил?

4. Каковы ваши впечатления от образа Ивана Грозного? Как передана в поэме сложность его характера?

Карточка № 4

1.Какой вам представляется картина утра перед боем?

2.Какие жизненные принципы Калашникова выражены в его речи перед боем?

3. Как ведут себя герои перед боем?

4. Царь посылает на казнь Калашникова, не выяснив причины его страшного поступка. Однако, одобряя честный ответ купца, он обещает не оставить милостью жену, детей и братьев Калашникова. О чем говорит этот поступок царя?

5. Найдите в тексте композиционные и стилевые приемы (параллелизм, повторы, лирические обращения, тропы)



© 2010-2022