Проект Добрые друзья и помощники-книги

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Научные работы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проект «Добрые друзья и помощники-книги».

Введение

Наступление эпохи просвещения знаменовало появление письменности, хотя не каждый умел читать и не каждый имел такую возможность, но это было неизбежно. В наше время все умеют читать и писать, а значит, получать знания практически может любой человек. Сложно сказать, что было бы, если бы знания были доступны только избранным. Но всем известно, что умение читать позволяет человеку жить ярко, узнавать самое интересное в мире, быть неповторимым собеседником, лидером, оратором, советчиком, другом, книга значительно расширяет кругозор человека, чтение произведений хороших авторов заставляет мыслить, обогащается лексикон, речь становится более грамотной и связной. Чтение книг открывает безграничные возможности для человека.

Люди всегда читали и продолжают читать. Даже в современном мире компьютеризации. Но таких читающих людей становится меньше. Особенно среди подрастающего поколения. А подрастающее поколение- будущее страны. Основой любого развитого общества является образование. А символом просвещения - книга. Нечитающих становится больше.

Возникла проблема падения интереса к чтению в России . Решению этой проблемы и посвящена проектная работа «Добрые друзья и помощники- книги».

Цели проекта:

- привлечение учащихся школы к чтению через совместную деятельность библиотеки посёлка Лорис и школьную библиотеку;

-приобщение родителей учащихся к семейному чтению;

- повышение статуса книги, чтения;

- выявление роли государства в привлечении общественности к данной проблеме;

- исследование различных методов пропаганды чтения;

- изучение языковых средств пропагандистских методов;

- разработка собственных вариантов социальных методов о пользе чтения.

Задачи проекта:

-организовать сотрудничество заинтересованных профессиональных и общественных групп;

-развивать творческие способности, связанные с читательским восприятием;

- формировать у детей отношение к чтению как к уникальному виду деятельности;

- приобщать к регулярному чтению детской литературы и посещению библиотек;

- развивать способности детей: речь, мышление, фантазию;

-формировать читательскую компетентность;

-повышать статус чтения, как творческого процесса.

Значимость проектной работы очевидна. Книга помогает получать знания, впоследствии применять эти знания на благо общества. С социальной точки зрения работа актуальна, так как развитому обществу нужны образованные люди.

В реализации исследования были задействованы межпредметные связи: история, литература, русский язык, изобразительное искусство, мировая художественная культура.

Объектом исследования являются художественная литература, социальные плакаты, жанры устного народно творчества, направленные на приобщение к чтению.

Методами и приёмами исследования являются анализ, сравнение, сопоставление, обобщение.

  1. Основная часть.

    1. О пользе просвещения в России. Роль государства в пропаганде чтения.

Уже с принятием христианства на Руси и созданием славянской азбуки в устном народном творчестве, а в частности в поговорках и пословицах , говорится об учении, о пользе образования, появляется образ книги- источника знаний.

Ученье- красота, неученье - простота.

Ученье свет, а неученье- тьма.

Красна птица пеньем, а человек ученьем.

Божьей волей свет стоит, наукой люди живут.

Книга - друг и товарищ.

Чтение- вот лучшее учение.

Грамоте учиться- всегда пригодится.

Век живи- век учись.

Народные представления о пользе просвещения бесспорны.

Издревле на Руси книжное слово высоко ценилось, воспринималось как слова свыше. Достаточно процитировать слова Ярослава мудрого из «Повести временных лет»: « Велика бывает польза от учения книжного: книгами наставляемы и поучаемы на путь покаяния, ибо от слов книжных обретаем мудрость и воздержание. Это ведь реки, напоящие вселенную, это источники мудрости». Эта цитата - похвала книге.

Во времена правления Петра 1 в изданном произведении «Юности честное зерцало» говорилось о том, что чтение книг возвышает человека и в жизни и в делах его: «…ежели в обучении своей совершен, а наипаче в языках … и может добрый разговор учинить, к тому ж красноглаголив и в книгах научен, оный может с такими досугами прямым придворным человеком быть».

Тема народного просвещения в России во все времена была очень важной.

Существовали различные методы реализации идеи просвещения, символом которой являлась книга. Например, социальный плакат (приложение1, рис 1-11);

фотографии писателей и поэтов на школьных тетрадях , под каждой фотографией -цитата о пользе чтения, учения (приложение2, рис1); даже на коробке спичек можно было увидеть рекламу книги, информацию о просвещении(приложение 3)

Глашатаями идеи о пользе книги были поэты. Например, В.В. Маяковский. Интересна с точки пропаганды чтения его поэма «Что такое хорошо и что такое плохо?». В этом произведении поэт проводит границу между хорошим и плохим, а мерилом всего хорошего является книга, отношение ребёнка к ней .

Если мальчик любит труд

тычет

в книжку

пальчик,

про такого

пишут тут:

он

хороший мальчик!

Также такие поэта, как Б. Заходер «Переплётчица», С. Михалков «Я к вам обращаюсь , товарищи дети», В. Берестов « Как хорошо уметь читать», В. Инбер «Шелест книжных страниц» обращаются к детям, чтобы вовлечь юных читателей в неповторимый мир книги, научить бережно относиться к ней.

Как относились и относятся к чтению известные в мире люди, можно узнать из их цитат:

«Каждый читатель, если он обладает сильным умом, вчитывается в книгу, и объединяет свои мысли с мыслями автора»

И.В. фон Гёте.

«Читайте, чтобы жить».

Г. Филдинг.

«В книгах существует больше сокровищ, чем во всей добыче пиратов на острове сокровищ».

Уолт Дисней.

«Без чтения нет настоящего образования, нет и не может быть ни вкуса, ни многосторонней шири понимания».

А.И. Герцен.

«Литература есть последнее и высшее выражение мысли народа».

В.Г. Белинский.

Все высказывания великих людей говорят о книжной мудрости и приобщают народ к чтению.

Очень ярким примером пропаганды чтения являются различные акции.

1. 19 апреля 2007 года Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия в качестве средства массовой информации был зарегистрирован интернет-портал «Чтение-21». Портал был разработан Фондом «Пушкинская библиотека» при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Его цель мобилизовать общественное мнение и быть важным информационным каналом для государственных и общественных структур, профессионалов и любителей книги и чтения.

2. 31 мая 2008 года на станции «Воробьевы горы» состоялась торжественная церемония пуска именного поезда «Читающая Москва». Шестивагонный состав литературного метропоезда снаружи имеет художественное оформление с обозначением акции, а внутри вагонов поезда размещены изображения литературных персонажей, репродукции характерных сцен и отрывки из известных произведений отечественной и мировой литературы для детей и взрослых.

С 3 июня 2008 года состав с фирменным логотипом курсирует по Кольцевой линии.

3. В начале августа 2008 г. в Москве стартовал социальный проект издательской группы АСТ в поддержку чтения «ЧИТАЙТЕ КНИГИ!».

4. 17 ноября 2010 года на Филевскую линию Московского метрополитена вышел именной поезд «Поэзия в метро». Первая подборка стихов посвящена творчеству пяти величайших поэтов Республики Чили, отметившей в 2010 году 200-летие Независимости, и создана совместно с Посольством Чили в Москве.

30 июня 2011 года на станции «Международная» состоялся пуск обновлённого именного поезда «Поэзия в метро» с экспозицией, посвященной творчеству поэтов Италии. В поезде «Поэзия в метро» размещены фрагменты произведений восьми итальянских поэтов: Данте Алигьери,Франческо Петрарки, Джакомо Леопарди, Уго Фосколо, Эудженио Монтале, Марии Луизы Спациани, Умберто Сабы и Джузеппе Унгаретти, а также их портреты и биографии. Все стихотворения и биографии приведены на двух языках - русском и итальянском.

5. Социально-информационный проект «Матч за чтение» запустился в Москве 19 августа 2010 года по инициативе издательства «Эксмо». Акцию, направленную на популяризацию чтения среди молодежи, поддержали компания ProSportsManagement, фонд «Народная

инициатива» и Комитет по телекоммуникациям и средствам массовой информации Москвы. Партнерами проекта «Матч за чтение» стали книжный портал ЛитРес, сеть магазинов «Новый книжный» и сайт Sports.ru.

Для реализации программы к проблеме падения интереса к чтению были привлечены звезды отечественного футбола: Александр Алиев, Сергей Семак, Андрей Тихонов, Сергей Игнашевич и главный тренер ФК «ЦСКА» Леонид Слуцкий.

В рамках проекта на улицах Москвы появились рекламные плакаты с изображением футболистов и их призывами больше читать. Участники акции сами придумывали себе слоганы, совмещающие спортивную тематику и чтение. Вот что у них получилось: «Расстояние не имеет значения, если рядом интересная книга» (Александр Алиев), «Есть победы, которые достигаются правильно выбранным словом» (Леонид Слуцкий), «Читать книги так же важно, как читать игру» (Сергей Игнашевич), «Побеждает тот, кто быстрее думает» (Сергей Семак), «Не выше, не сильнее, а умнее» (Андрей Тихонов).

6. В начале сентября 2011 года издательство «Эксмо» запустило социально-информационный проект, призванный привлечь внимание молодежи к чтению книг. Партнерами «Эксмо» по акции стали Ксения Собчак, Ольга Шелест, Антон Комолов, Артемий Троицкий и Илья Лагутенко. Кампанию издательства трудно назвать консервативной. В достаточно провокационной манере успешные, талантливые и знаменитые люди решили рассказать о своих читательских предпочтениях и обратиться к своим поклонникам с призывом: «Читай книги - будь Личностью!»

7. По данным статистики, в число активно читающих книги россиян входит лишь 23% населения. Такие печальные цифры побудили издательство издательство «Эксмо» провести конкурс социального плаката, пропагандирующего чтение, «Читать не вредно. Вредно не читать». Конкурс проходил в 2011 году и собрал более 1000 работ.

8. В мае 2012 г. Федеральное агентство по печати и коммуникациям запустило социальную кампанию про чтение. Серия плакатов о чтении, выполненных независимым креативным агентством SLAVA в рамках проекта Роспечати и Союза книготорговцев «Занимайся чтением». Чтобы мотивировать людей к чтению, художники-креаторы изобразили классиков русской литературы Пушкина, Толстого и Чехова как тренеров, которые дают жизнеутверждающие советы, как больше читать.

9. 12 июня 2014 года был подписан Указ президента РФ о проведении в Российской Федерации Года литературы с целью привлечения общества к чтению.

«Наша задача - привлечь особое внимание общества к отечественной литературе, сделать русскую литературу, русский язык мощным фактором идейного влияния России в мире», - констатировал Путин, - «При этом внутри страны мы должны формировать среду, в которой образованность, эрудиция, знание литературной классики и современной литературы станут правилом хорошего тона. И, конечно же, важно сконцентрировать усилия на решении важнейших проблем литературной сферы».

«Даже если снижение интереса к чтению, к книгам является общемировой тенденцией, мы не вправе с этим смириться. Именно мы, без преувеличения, несём ответственность перед всей цивилизацией за сохранение русской литературы, за её сбережение, её колоссальный гуманистический потенциал», - отметил Путин.

10. Логотипом Года литературы было выбрано изображение трёх великих писателей: Н.В.Гоголя, А.С.Пушкина, А.А. Ахматовой. (Приложение 4, рис.1).

Как уже отмечалось, все проводимые в нашей стране акции, направлены на повышение интереса жителей России к чтению. Они проводятся ежегодно, поддерживаются и запускаются известными крупными издательствами. Ни одна акция не оставлена без внимания общественности. Следовательно, роль государства в пропаганде чтения значительная.

  1. Практическая часть проекта.

2.2. Языковые особенности текстов пропаганды чтения .

Отличительными языковыми средствами социальных плакатов являются :

1) тропы:

* антитеза- «От мрака к книге, к свету» (приложение1, рис.2).

*метафора- «Книга- друг человека» (приложение1, рис.5).

«Вирус чтения: заразился сам- зарази других»( приложение1, рис.6).

«С книгой мы растём всегда!» (приложение1, рис.8).

« Весь мир в твоих руках!» (приложение1, рис.9).

*сравнение- « Неграмотный то же слепой» (приложение1, рис10).

2)образность.

Чем ярче образ, тем листовка сильнее воздействует эмоционально. Именно тропы придают выражению образность.

3) краткость

Ничего лишнего в пропагандистских текстах. Их составители констатируют информацию, она имеет призывную направленность, а предложения могут быть сложными, в которых причинно- следственные связи : «Хочешь эрудитом стать, должен много ты читать!», «Если книг читать не будешь, скоро грамоту забудешь!» ( Приложение1, рис.11).

4) диалогичность

Диалогичности текста способствуют различные синтаксические средства: вопросительные , побудительные , односоставные предложения (приложение1, рис 5, 7, 4). Конечно, диалог состоится, если на плакатах будут весомые слова, произнесённые известными людьми, к примеру, А.М. Горьким: « Любите книгу- источник знаний!» Таким выражениям присуща

5) афористичность

Стихотворения Юлии Розенцвит - яркий пример рекламы чтения. Текст стихотворения- диалог с читателем, построенный на антитезе. Поэт пытается пофантазировать на тему: «Что случится, если мы не будем читать книги?» И ответ читаем между строк стихов Юлии Розенцвит: деградация и неспособность стать личностью.

Если ты домой вернулся,

Очень хочешь отдохнуть -

Ни за что не трогай книжку!

Вовсе про неё забудь!

Лучше на диван приляг ты,

Телевизор посмотри:

Сериал идёт хороший,

Книги лучше раза в три!
Ну а если вдруг захочешь

Очень книгу почитать,

Ты закинь ее подальше

И не смей о ней мечтать!

Лучше сядь ты за компьютер,

В игры разные играй.

Возненавидь ты книгу люто

И о ней не вспоминай!

Зачем фантазия нужна нам?

И без неё ты сможешь жить!

Ведь как пройти до магазина

Ты сам всем сможешь объяснить.

Стрелялки, гонки, фермы, замки -

Ты в виртуальности герой.

И для тебя уже не важно

Быть Личностью, самим собой!

2.3. Пропаганда чтения среди учащихся нашей школы.

1) Конкурс плакатов, листовок.

Конкурс проводился среди учащихся среднего звена . Ребята сами рисовали плакаты, создавали листовки. Речевое сообщение таких работ было убедительным, вызывало эмоции . Реклама чтению удалась, так, как подействовала на учащихся на рациональном уровне.

2) «Семейное чтение - самое действенное решение проблемы нечитающих детей. Почему дети не читают? Может, в этом вина взрослых, небрежно бросающих «программную» книгу с обязательным напутствием: «Приду вечером - проверю»? Совместное чтение, напротив, уравнивает в правах всех членов семьи и позволяет почувствовать интерес к самому доступному процессу в мире. Ведь чтение - прежде всего интерес и удовольствие. Об этом говорилось на уроке- семинаре «Семейное чтение- это интересно!» (Приложение 6).

3) Урок-конференция для учащихся и их родителей по произведению В.Железникова «Чучело» «Уметь чувствовать чужую боль» помог родителям увидеть своих детей как думающих читателей, творчески мыслящих (Приложение 7).

4) Конкурс «Самый активный читатель», который проводился библиотекарем школы, показал , что ребята любят приходить в библиотеку, что читать книги для них не пустое занятие. (Приложение 8)

5) Участие в всероссийском конкурсе « Занимательная литература» ещё раз убедило ребят, что чтение для людей, которые хотят быть успешными. Наградные дипломы пополнили портфолио учащихся. (Приложение…9.)

6) Беседа «Новинки литературы» проводился поселковым библиотекарем . Ребята приглашались в библиотеку посёлка Лорис, их знакомили с новыми книгами. Читатели не остались равнодушными, многие ребята сразу же захотели познакомиться с книгами, о которых рассказал поселковый библиотекарь.

7) Театрализованные представления «По страницам любимых книг» привлёк множество читателей в школьную и поселковую библиотеку.

3. Заключение.

Данная проектная работа была посвящена актуальной для нашего времени теме - необходимости и пользе чтения. В первой главе подробно были рассмотрены и проанализированы основные этапы становления социальной рекламы, посвященной вопросам просвещения, в России. В ходе изучения различных источников мы пришли к выводу о том, что прообразом социальной рекламы можно считать малые фольклорные жанры (пословицы и поговорки), древнерусские произведения, посвященные книгам, и сборник наставлений для подрастающего поколения начала XVIII века.Свое развитие социальная реклама о просвещении получает в XX веке. Основным методом реализации становится социальный плакат. И на данном этапе развития нашей страны подобного рода реклама, как нам представляется, выполняет все-таки не столько убеждающую функцию (польза от чтения книг и получения знаний очевидна большей части населения), сколько констатирующую.

О том, что юное поколение необходимо именно убеждать и призывать к чтению, знаем не понаслышке. Поэтому вторая глава данной работы была посвящена анализу способов создания социальной рекламы и разработке собственной рекламы по пропаганде книг и чтения.

Конечный продукт нашего труда - литературные сочинения, плакаты, слоганы, уроки конференции, уроки- семинары- оказался актуальным и востребованным. Об этом говорит тот факт, что в разработке и оформлении социальных плакатов, составлении сценариев театрализованных представлений по прочитанным книгам приняли участие многие ученики нашей школы.

Конечно, закончить проектную работу- не значит закончить работу по привлечению учащихся к чтению. В планах на будущее - вовлечение в движение по пропаганде чтения большего количества учеников школы, проведение различных акций и конкурсов в защиту книги. Каждый подросток должен понять, что общение с книгой - это дорога к самосовершенствованию, путь к истине, по которому мы двигаемся всю нашу жизнь!

4. Список источников информации

1. Громыко М.М. Грамотеи и книжники // Громыко М.М. Мир русской деревни. - М.: Молодая гвардия, 1991.

2. Дубовицкая Ю.В. Русский язык. Элективные курсы. - М.: Материк-Альфа, 2007.

3. Незабытая старина: Древнерус. повести / Сост. Т.Г. Тетенькиной. - Калининград, 1996. С. 32-34.

4. Николайшвили Г. Краткая история социальной рекламы // Материалы ежегодной региональной научной конференции «Уральские лингвистические чтения». - Сб. №15. -Екатеринбург, 2002.

5. Ромат Е. Реклама. Краткий курс. - 2-е изд. - СПб., 2006.

6. Фещенко Л.Г. Структура рекламного текста: Учебно-практическое пособие. - СПб., 2003.

7. Шатин Ю.В. Построение рекламного текста. - М., 2003.

8. bibliofond.ru/view.aspx?id=105365 (реферат «Социальная реклама на Западе и в России).

9. eksmo.ru/bookman/news/ (плакаты - участники конкурса издательства «Эксмо» «Читать не вредно, вредно не читать»).

10. mosmetro.ru/press/projects/ (проекты московского метро).

11. allforchildren.ru (стихи о чтении и книгах).

12. zanimatika.narod.ru (стихи о чтении и книгах).

13. stihi-rus.ru/1/Mayakovskiy/67.htm (Маяковский В. Что такое хорошо и что такое плохо?).

14. eksmo.ru/football/ (о проекте «Матч за чтение»).

15. adme.ru/viral/zanimajtes-chteniem-slava-383605/ (о проекте агентства SLAVA «Занимайся чтением»).

16. marinni.dreamwidth.org/475980.html (плакаты времен гражданской войны).


Приложение 1

Проект Добрые друзья и помощники- книгиПроект Добрые друзья и помощники- книгиПроект Добрые друзья и помощники- книги
рис.1 рис.2 рис.3

Проект Добрые друзья и помощники- книгиПроект Добрые друзья и помощники- книгиПроект Добрые друзья и помощники- книгиПроект Добрые друзья и помощники- книги

Рис.4 рис.5 рис.6 рис.7

Проект Добрые друзья и помощники- книгиПроект Добрые друзья и помощники- книгиПроект Добрые друзья и помощники- книгиПроект Добрые друзья и помощники- книги

Рис.8. рис.9 рис.10 рис.11

Приложение 2

Проект Добрые друзья и помощники- книги

Приложение 3 Приложение 4

Проект Добрые друзья и помощники- книгиПроект Добрые друзья и помощники- книги

Приложение 6. Урок- семинар «Семейное чтение- это интересно»

Цель: приобщение к чтению учащихся, развитие интереса к семейному чтению.

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя о пользе и необходимости чтения.

  2. Совместное прочтение рассказа Майка Гелприна

« Свеча горела»: рассказ о жизни, которая нас ждёт, если мы не будем читать

Учитель:

- Скажите, какую книгу вы прочитали недавно? А когда это было? Нам некогда читать, некогда думать, некогда давать волю своему воображению, некогда наслаждаться языком, слогом, историей. Все откладываем и откладываем. А что если попробовать представить себе, что будет, когда суматошный ритм жизни и прогресс приведет к тому, что литература перестанет быть нужной, отомрет и останется только в сердцах преданных анахроничных людей?

Майк Гелприн написал рассказ «Свеча горела», в котором описал подобную ситуацию. Прочитайте его, пожалуйста. А когда будет время - подойдите к книжному стеллажу, выберите себе что-нибудь интересное.

Звонок раздался, когда Андрей Петрович потерял уже всякую надежду.

- Здравствуйте, я по объявлению. Вы даёте уроки литературы?

Андрей Петрович вгляделся в экран видеофона. Мужчина под тридцать. Строго одет - костюм, галстук. Улыбается, но глаза серьёзные. У Андрея Петровича ёкнуло сердце, объявление он вывешивал в сеть лишь по привычке. За десять лет было шесть звонков. Трое ошиблись номером, ещё двое оказались работающими по старинке страховыми агентами, а один попутал литературу с лигатурой.

- Д-даю уроки, - запинаясь от волнения, сказал Андрей Петрович. - Н-на дому. Вас интересует литература?

- Интересует, - кивнул собеседник. - Меня зовут Максим. Позвольте узнать, каковы условия.

«Задаром!» - едва не вырвалось у Андрея Петровича.

- Оплата почасовая, - заставил себя выговорить он. - По договорённости. Когда бы вы хотели начать?

- Я, собственно... - собеседник замялся.

- Первое занятие бесплатно, - поспешно добавил Андрей Петрович. - Если вам не понравится, то...

- Давайте завтра, - решительно сказал Максим. - В десять утра вас устроит? К девяти я отвожу детей в школу, а потом свободен до двух.

- Устроит, - обрадовался Андрей Петрович. - Записывайте адрес.

- Говорите, я запомню.

В эту ночь Андрей Петрович не спал, ходил по крошечной комнате, почти келье, не зная, куда девать трясущиеся от переживаний руки. Вот уже двенадцать лет он жил на нищенское пособие. С того самого дня, как его уволили.

- Вы слишком узкий специалист, - сказал тогда, пряча глаза, директор лицея для детей с гуманитарными наклонностями. - Мы ценим вас как опытного преподавателя, но вот ваш предмет, увы. Скажите, вы не хотите переучиться? Стоимость обучения лицей мог бы частично оплатить. Виртуальная этика, основы виртуального права, история робототехники - вы вполне бы могли преподавать это. Даже кинематограф всё ещё достаточно популярен. Ему, конечно, недолго осталось, но на ваш век... Как вы полагаете?

Андрей Петрович отказался, о чём немало потом сожалел. Новую работу найти не удалось, литература осталась в считанных учебных заведениях, последние библиотеки закрывались, филологи один за другим переквалифицировались кто во что горазд. Пару лет он обивал пороги гимназий, лицеев и спецшкол. Потом прекратил. Промаялся полгода на курсах переквалификации. Когда ушла жена, бросил и их.

Сбережения быстро закончились, и Андрею Петровичу пришлось затянуть ремень. Потом продать аэромобиль, старый, но надёжный. Антикварный сервиз, оставшийся от мамы, за ним вещи. А затем... Андрея Петровича мутило каждый раз, когда он вспоминал об этом - затем настала очередь книг. Древних, толстых, бумажных, тоже от мамы. За раритеты коллекционеры давали хорошие деньги, так что граф Толстой кормил целый месяц. Достоевский - две недели. Бунин - полторы.

В результате у Андрея Петровича осталось полсотни книг - самых любимых, перечитанных по десятку раз, тех, с которыми расстаться не мог. Ремарк, Хемингуэй, Маркес, Булгаков, Бродский, Пастернак... Книги стояли на этажерке, занимая четыре полки, Андрей Петрович ежедневно стирал с корешков пыль.

«Если этот парень, Максим, - беспорядочно думал Андрей Петрович, нервно расхаживая от стены к стене, - если он... Тогда, возможно, удастся откупить назад Бальмонта. Или Мураками. Или Амаду».

Пустяки, понял Андрей Петрович внезапно. Неважно, удастся ли откупить. Он может передать, вот оно, вот что единственно важное. Передать! Передать другим то, что знает, то, что у него есть.

Максим позвонил в дверь ровно в десять, минута в минуту.

- Проходите, - засуетился Андрей Петрович. - Присаживайтесь. Вот, собственно... С чего бы вы хотели начать?

Максим помялся, осторожно уселся на край стула.

- С чего вы посчитаете нужным. Понимаете, я профан. Полный. Меня ничему не учили.

- Да-да, естественно, - закивал Андрей Петрович. - Как и всех прочих. В общеобразовательных школах литературу не преподают почти сотню лет. А сейчас уже не преподают и в специальных.

- Нигде? - спросил Максим тихо.

- Боюсь, что уже нигде. Понимаете, в конце двадцатого века начался кризис. Читать стало некогда. Сначала детям, затем дети повзрослели, и читать стало некогда их детям. Ещё более некогда, чем родителям. Появились другие удовольствия - в основном, виртуальные. Игры. Всякие тесты, квесты... - Андрей Петрович махнул рукой. - Ну, и конечно, техника. Технические дисциплины стали вытеснять гуманитарные. Кибернетика, квантовые механика и электродинамика, физика высоких энергий. А литература, история, география отошли на задний план. Особенно литература. Вы следите, Максим?

- Да, продолжайте, пожалуйста.

- В двадцать первом веке перестали печатать книги, бумагу сменила электроника. Но и в электронном варианте спрос на литературу падал - стремительно, в несколько раз в каждом новом поколении по сравнению с предыдущим. Как следствие, уменьшилось количество литераторов, потом их не стало совсем - люди перестали писать. Филологи продержались на сотню лет дольше - за счёт написанного за двадцать предыдущих веков.

Андрей Петрович замолчал, утёр рукой вспотевший вдруг лоб.

- Мне нелегко об этом говорить, - сказал он наконец. - Я осознаю, что процесс закономерный. Литература умерла потому, что не ужилась с прогрессом. Но вот дети, вы понимаете... Дети! Литература была тем, что формировало умы. Особенно поэзия. Тем, что определяло внутренний мир человека, его духовность. Дети растут бездуховными, вот что страшно, вот что ужасно, Максим!

- Я сам пришёл к такому выводу, Андрей Петрович. И именно поэтому обратился к вам.

- У вас есть дети?

- Да, - Максим замялся. - Двое. Павлик и Анечка, погодки. Андрей Петрович, мне нужны лишь азы. Я найду литературу в сети, буду читать. Мне лишь надо знать что. И на что делать упор. Вы научите меня?

- Да, - сказал Андрей Петрович твёрдо. - Научу.

Он поднялся, скрестил на груди руки, сосредоточился.

- Пастернак, - сказал он торжественно. - Мело, мело по всей земле, во все пределы. Свеча горела на столе, свеча горела...

- Вы придёте завтра, Максим? - стараясь унять дрожь в голосе, спросил Андрей Петрович.

- Непременно. Только вот... Знаете, я работаю управляющим у состоятельной семейной пары. Веду хозяйство, дела, подбиваю счета. У меня невысокая зарплата. Но я, - Максим обвёл глазами помещение, - могу приносить продукты. Кое-какие вещи, возможно, бытовую технику. В счёт оплаты. Вас устроит?

Андрей Петрович невольно покраснел. Его бы устроило и задаром.

- Конечно, Максим, - сказал он. - Спасибо. Жду вас завтра.

- Литература - это не только о чём написано, - говорил Андрей Петрович, расхаживая по комнате. - Это ещё и как написано. Язык, Максим, тот самый инструмент, которым пользовались великие писатели и поэты. Вот послушайте.

Максим сосредоточенно слушал. Казалось, он старается запомнить, заучить речь преподавателя наизусть.

- Пушкин, - говорил Андрей Петрович и начинал декламировать.

«Таврида», «Анчар», «Евгений Онегин».

Лермонтов «Мцыри».

Баратынский, Есенин, Маяковский, Блок, Бальмонт, Ахматова, Гумилёв, Мандельштам, Высоцкий...

Максим слушал.

- Не устали? - спрашивал Андрей Петрович.

- Нет-нет, что вы. Продолжайте, пожалуйста.

День сменялся новым. Андрей Петрович воспрянул, пробудился к жизни, в которой неожиданно появился смысл. Поэзию сменила проза, на неё времени уходило гораздо больше, но Максим оказался благодарным учеником. Схватывал он на лету. Андрей Петрович не переставал удивляться, как Максим, поначалу глухой к слову, не воспринимающий, не чувствующий вложенную в язык гармонию, с каждым днём постигал её и познавал лучше, глубже, чем в предыдущий.

Бальзак, Гюго, Мопассан, Достоевский, Тургенев, Бунин, Куприн.

Булгаков, Хемингуэй, Бабель, Ремарк, Маркес, Набоков.

Восемнадцатый век, девятнадцатый, двадцатый.

Классика, беллетристика, фантастика, детектив.

Стивенсон, Твен, Конан Дойль, Шекли, Стругацкие, Вайнеры, Жапризо.

Однажды, в среду, Максим не пришёл. Андрей Петрович всё утро промаялся в ожидании, уговаривая себя, что тот мог заболеть. Не мог, шептал внутренний голос, настырный и вздорный. Скрупулёзный педантичный Максим не мог. Он ни разу за полтора года ни на минуту не опоздал. А тут даже не позвонил. К вечеру Андрей Петрович уже не находил себе места, а ночью так и не сомкнул глаз. К десяти утра он окончательно извёлся, и когда стало ясно, что Максим не придёт опять, побрёл к видеофону.

- Номер отключён от обслуживания, - поведал механический голос.

Следующие несколько дней прошли как один скверный сон. Даже любимые книги не спасали от острой тоски и вновь появившегося чувства собственной никчемности, о котором Андрей Петрович полтора года не вспоминал. Обзвонить больницы, морги, навязчиво гудело в виске. И что спросить? Или о ком? Не поступал ли некий Максим, лет под тридцать, извините, фамилию не знаю?

Андрей Петрович выбрался из дома наружу, когда находиться в четырёх стенах стало больше невмоготу.

- А, Петрович! - приветствовал старик Нефёдов, сосед снизу. - Давно не виделись. А чего не выходишь, стыдишься, что ли? Так ты же вроде ни при чём.

- В каком смысле стыжусь? - оторопел Андрей Петрович.

- Ну, что этого, твоего, - Нефёдов провёл ребром ладони по горлу. - Который к тебе ходил. Я всё думал, чего Петрович на старости лет с этой публикой связался.

- Вы о чём? - у Андрея Петровича похолодело внутри. - С какой публикой?

- Известно с какой. Я этих голубчиков сразу вижу. Тридцать лет, считай, с ними отработал.

- С кем с ними-то? - взмолился Андрей Петрович. - О чём вы вообще говорите?

- Ты что ж, в самом деле не знаешь? - всполошился Нефёдов. - Новости посмотри, об этом повсюду трубят.

Андрей Петрович не помнил, как добрался до лифта. Поднялся на четырнадцатый, трясущимися руками нашарил в кармане ключ. С пятой попытки отворил, просеменил к компьютеру, подключился к сети, пролистал ленту новостей. Сердце внезапно зашлось от боли. С фотографии смотрел Максим, строчки курсива под снимком расплывались перед глазами.

«Уличён хозяевами, - с трудом сфокусировав зрение, считывал с экрана Андрей Петрович, - в хищении продуктов питания, предметов одежды и бытовой техники. Домашний робот-гувернёр, серия ДРГ-439К. Дефект управляющей программы. Заявил, что самостоятельно пришёл к выводу о детской бездуховности, с которой решил бороться. Самовольно обучал детей предметам вне школьной программы. От хозяев свою деятельность скрывал. Изъят из обращения... По факту утилизирован.... Общественность обеспокоена проявлением... Выпускающая фирма готова понести... Специально созданный комитет постановил...».

Андрей Петрович поднялся. На негнущихся ногах прошагал на кухню. Открыл буфет, на нижней полке стояла принесённая Максимом в счёт оплаты за обучение початая бутылка коньяка. Андрей Петрович сорвал пробку, заозирался в поисках стакана. Не нашёл и рванул из горла. Закашлялся, выронив бутылку, отшатнулся к стене. Колени подломились, Андрей Петрович тяжело опустился на пол.

Коту под хвост, пришла итоговая мысль. Всё коту под хвост. Всё это время он обучал робота.

Бездушную, дефективную железяку. Вложил в неё всё, что есть. Всё, ради чего только стоит жить. Всё, ради чего он жил.

Андрей Петрович, превозмогая ухватившую за сердце боль, поднялся. Протащился к окну, наглухо завернул фрамугу. Теперь газовая плита. Открыть конфорки и полчаса подождать. И всё.

Звонок в дверь застал его на полпути к плите. Андрей Петрович, стиснув зубы, двинулся открывать. На пороге стояли двое детей. Мальчик лет десяти. И девочка на год-другой младше.

- Вы даёте уроки литературы? - глядя из-под падающей на глаза чёлки, спросила девочка.

- Что? - Андрей Петрович опешил. - Вы кто?

- Я Павлик, - сделал шаг вперёд мальчик. - Это Анечка, моя сестра. Мы от Макса.

- От... От кого?!

- От Макса, - упрямо повторил мальчик. - Он велел передать. Перед тем, как он... как его...

- Мело, мело по всей земле во все пределы! - звонко выкрикнула вдруг девочка.

Андрей Петрович схватился за сердце, судорожно глотая, запихал, затолкал его обратно в грудную клетку.

- Ты шутишь? - тихо, едва слышно выговорил он.

- Свеча горела на столе, свеча горела, - твёрдо произнёс мальчик. - Это он велел передать, Макс. Вы будете нас учить?

Андрей Петрович, цепляясь за дверной косяк, шагнул назад.

- Боже мой, - сказал он. - Входите. Входите, дети.

Майк Гелприн, Нью-Йорк (Seagull Magazine от 16/09/2011)

  1. Беседа по прочитанному произведению

- Какое впечатление произвёл на вас рассказ?

-Почему нужно читать книги?

-Какую пользу приносят книги?

- Что было бы, если бы мы не читали? Какая жизнь нам была уготована?

4. Советы родителям-

- Рассказывайте детям о ценности чтения. Показывайте связь чтения с их успехами в учебе и других делах. Приводите примеры положительного влияния книги на Вашу собственную жизнь или жизнь других людей.

- Обращайте внимание детей на высказывания выдающихся людей о чтении. Не упускайте фактов, подтверждающих роль чтения в жизни тех, кто авторитетен для школьника: родственников, спортсменов, актеров, телезвезд. Поднимайте престиж книги и чтения в сознании ребенка. Если взрослые говорят о книгах с любовью и увлечением, дети обязательно последуют их примеру.

- Если Ваш ребенок читает в свободное от школьных занятий время, поинтересуйтесь, что за книга в его руках. Загляните в нее. Если, на Ваш взгляд, книга антигуманна, обсудите ее с ребенком, оцените ее с позиции добра и зла, предложите ему хорошую книгу.

- Если Ваш ребенок делает лишь первые шаги в мир чтения, радуйтесь каждому прочитанному им слову как победе. Не привлекайте его внимания к ошибкам в чтении. Делайте это незаметно. Берите для первых чтений только подходящие книги - яркие, с крупным шрифтом, где много картинок и сюжет, за которым интересно следить.

- Если Вы хотите, чтобы ребенок читал, надо, чтобы рядом с ним был читающий родитель, а еще лучше - читающий вместе с ребенком родитель. Пусть дети видят, как Вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным. Этот пример может стать заразительным для них.

- Поощряйте ребенка в посещении библиотеки и ее мероприятий. Берите его с собой, когда сами идете в библиотеку. Учите пользоваться ее фондами и справочным аппаратом. Консультируйтесь с библиотекарем в выборе книг ребенку Доверьтесь его рекомендациям как специалиста.

- Подпишитесь на журналы для ребенка (на его имя!) с учетом его интересов и увлечений. Пусть ребенок вместе с вами выберет нужный журнал или газету из каталога «Роспечать». Выбранные самостоятельно периодические издания он будет читать охотнее.

Урок-конференция по повести В. Железникова «Чучело»

«Уметь чувствовать чужую боль»

Цель: формирование духовно- нравственных ценностей у учащихся, пробуждение читательского интереса, повышение социальной активности подрастающего поколения, формирование готовности к участию в общественно- политической жизни страны, города, края.

Оборудование: книжная выставка произведений В. Железникова, детских творческих работ- сочинения, рисунки, стихи, мультимедийный проектор, ноутбук.

Ход урока-конференции:

Эпиграф к уроку

Помни- ты не один

На свете кроме тебя есть люди,

И они нуждаются в твоей доброте,

в понимании, в твоей защите и помощи.

Лев Кассиль

  1. Слово учителя: в жизни на своём пути человек встречает много трудностей, которые ему необходимо преодолеть. Хорошо, когда есть верный, надёжный друг, способный помочь. А если нет? Если человек один на один с подлостью, предательством, что тогда делать? На этот и на многие другие жизненные вопросы даёт ответ повесть В. Железникова «Чучело».

  2. Беседа с учащимися по произведению «Чучело»

( восприятие прочитанного)

- Что больше всего вас взволновало в книге?

-Что за люди Николай Николаевич Бессольцев и Лена Бессольцева?

- Чем особенно дорог дом Бессольцевых Николаю Николаевичу?

- Почему одноклассники Лены и односельчане так пренебрежительно относились к Бессольцеву Н.Н?

-Почему Лена в начале повести подыгрывала своим одноклассникам?

3.Работа над проблемными вопросами : «Проблема бездушного подчинения массы лидерству, основанному на физической силе», «Я не такой, как все».

-Как вы относитесь к бойкоту и травле Лены?

-Стрижка Лены наголо- это вызов или отчаяние?

- Лена - победитель или побеждённый? Вопрос ко всем

Учитель:

Мгновенна нашей жизни повесть-

Такой короткий промежуток,

Шажок- и мы уже не те…

Но совесть, совесть, совесть, совесть

В любом отрезке наших суток должна

Храниться в чистоте

- Как вы охарактеризуете Диму Сомова?

-Что было бы, если бы Лена не защитила Диму Сомова?

-Что можете сказать о поступке Димы Сомова? Как ведёт себя в момент разоблачения?

Инсценировка отрывка из произведения «Чучело»

Ведущий: в классе царила атмосфера хаоса. Сейчас все поняли, что обманщиком был не тот, кого травили, обзывали предателем, кого изгоняли. Все ещё не знали, как им поступить сейчас. А Димка тем временем сообразил, что все про него забыли на какой-то момент. Где же он? Да вот он! Воровато пробирается к выходу из класса, что это он бормочет? Неужели так и уйдёт ,не оглянётся?

Димка: Ах, как хочется исчезнуть именно сейчас, пока Ленка не уехала! А потом, когда уедет, когда не будут смотреть на меня её осуждающие глаза, я обязательно что-нибудь придумаю, обязательно что-нибудь придумаю, что-нибудь…

(Ленка Бессольцева подходит к Димке смотрит ему в глаза, Димка их опускает, он не может встречаться взглядом с Ленкой)

Железная Кнопка: посмотри на него! Даже глаз не может поднять!

Васильев: да, не завидная картинка, облез малость!

Железная Кнопка: я понимаю, тебе трудно, ты ему верила, зато теперь ты увидела его истинное лицо!

Ленка подошла к Димке вплотную, стоило протянуть руку, и она дотронулась бы до его плеча.

Лохматый: садани его по роже!

Димка резко повернулся к Ленке спиной.

Железная Кнопка: я же говорила, говорила (голос её звучал победно) Час расплаты никого не минует! Справедливость восторжествовала! Да здравствует справедливость! Она всочила на парту: Сомову самый жёсткий бойкот! Кто за бойкот?

Все: Сомову бойкот!

Все ребята подняли руки, некоторые даже подняли две руки.

Одна Ленка не подняла руки, она тихонько отошла от всех.

(Просматривается отрывок из к\ф «Чучело» :сжигание на костре чучела)

Ведущий: ветер прошлого хлестал Ленку по лицу, она слышит снова: Чучело! Предатель! Сжечь на костре!

Ребята повернулись к Ленке, она стояла, закрыв руками уши.

Железная Кнопка: А ты за бойкот?

Лена: а я нет.

Железная Кнопка: но почему ты против? Именно ты? Тебя никогда нельзя понять!

Лена: я была на костре. И по улицам меня гоняли. А я никого не буду гонять. Хоть убейте.

Учитель: душевная стойкость Лены Бессольцевой, её истинная доброта, милосердие, способность сильно любить и даже в падшем человеке заметить мгновения его величия заставила ребят прозреть.

Звучит стихотворение

Владей собой среди толпы смятенной,

Тебя клянущей за смятенье всех,

Верь сам в себя наперекор вселенной

И маловерным отпусти их грех:

Пусть час не пробил- жди, не уставая,

Пусть лгут жрецы- не снисходи до них,

Умей прощать и не кажись, прощая,

Великодушней и мудрее других.

Учитель: противостоять обстоятельствам бывает очень трудно, но надо жить вопреки всему, надо видеть вокруг себя боль других людей и найти в себе силы быть милосердным.

Звучит стихотворение

Пусть зло во все времена сильней,

Но доброта неистребима.

Идёт безвестным пилигримом

Она дорогою своей.

Учитель: древние говорили: «Легче зажечь одну маленькую свечу, чем клясть темноту». Сейчас, как никогда очень многое в мире зависит от той крупицы добра, которую мы несём в каждый сегодняшний день. И пусть нас всех по жизни сопровождают слова Л. Кассиля, которые мы взяли эпиграфом нашей конференции: « Помни, ты не один. На свете кроме тебя есть люди, и они нуждаются в твоей доброте, понимании, в твоей защите и помощи.

Проект Добрые друзья и помощники- книги

Проект Добрые друзья и помощники- книгиПриложение№7

Конкурс самый активный читатель

2015 год- год литературы. В 5 «б» классе прошёл бибдиотечный урок под девизом года.

С.Ф. Голубкова,библиотекарь МБОУ СОШ №74, провела интересную беседу «Поэты России-её будущее». С.Н. Бублик и совет 5 «б» класса решили наградить самых активных и вдумчивых читателей . Год литературы только начался, ещё будут проводиться конкурсы не только на самых активных, но и самых талантливых читателей. Библиотека школы ждёт своих читателей.

Проект Добрые друзья и помощники- книгиПриложение8

Победители в литературном международном конкурсе

Ребята 5 «б» класса участвовали в литературном конкурсе, в котором проверялись знания по прочитанным произведениям .

Проект Добрые друзья и помощники- книгиПриложение9.





























© 2010-2022