Статья на тему: Cамостоятельная работа учащихся над литературными произведениями

Современные программы старших классов предусматривают изучение сложного системного курса литературы, который базируется на текстуальном изучении художественных произведений.Обучение литературе имеет свою специфику, ибо оно опирается не только на функции абстрактного, понятийного мышления, но и на развивающиеся  уже функции образного художественного мышления. Эти две стороны умственного развития учащихся, их способности к восприятию  и оценке художественной литературы надо постоянно сочетать в пр...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Самостоятельная работа учащихся над литературными произведениями.

Современные программы старших классов предусматривают изучение сложного системного курса литературы, который базируется на текстуальном изучении художественных произведений.

Обучение литературе имеет свою специфику, ибо оно опирается не только на функции абстрактного, понятийного мышления, но и на развивающиеся уже функции образного художественного мышления. Эти две стороны умственного развития учащихся, их способности к восприятию и оценке художественной литературы надо постоянно сочетать в процессе школьного литературного анализа. Ведь, как я считаю, это первый и основной принцип построения системы самостоятельной работы учащихся.

Чтобы осуществить восприятие художественного текста в единстве формы и содержания, необходимо предупредить ошибки восприятия. Самостоятельная работа должна, во-первых, предваряться подготовительным этапом. Именно с него начинается весь процесс освоения произведения. Если его миновать, ошибки восприятия неизбежны.

В книге Л.С. Выготского «Психология искусства» есть очень важное для педагога - литератора высказывание: «…акт искусства есть творческий акт и не может быть воссоздан путем чисто сознательных операций, но, если самое важное в искусстве сводится к бессознательному и к творческому- значит ли это, что всякие сознательные моменты и силы вовсе из него устранены? Обучать творческому акту искусства нельзя; но это вовсе не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и появлению».

Итак, второе условие построения системы самостоятельной работы в процессе развивающего обучения литературе, на мой взгляд, - это организация сознания ученика таким образом, чтобы оно было готово воспринять произведение искусства как можно глубже и полнее.

Наконец, третье условие, которое кажется мне весьма существенным, - сокращение чисто репродуктивной, воспроизводящей работы учеников. Ибо современная методика преподавания литературы требует организовать обучение так, чтобы знания учащиеся добывали и закрепляли навыки и умения в процессе самостоятельной работы.

Поурочное планирование уроков литературы полностью опирается на принципы системы самостоятельной работы учащихся.

К примеру, данный вариант работы проводился при чтении и анализе комедии «Горе от ума». Анализ комедии был направлен на то, чтобы раскрыть особенности реалистической драмы Грибоедова, специфику отражения в ней острейших проблем эпохи начала 19 века, дать понятие об образной и языковой структуре произведения. Нельзя было также пренебречь тем, что составляет ее внутренний закон,- комическим, проходить мимо условий смешного. Чтение комедии без понимания собственно комического - это не только унылое и недостаточно углубленное чтение, но и заведомо неверное чтение. Тексту «Горя от ума» предшествует список действующих лиц. Знакомство со списком действующих лиц уже подготавливает нас к соответствующему восприятию произведения. Мы читаем в этом списке: « Лизанька, служанка».

В уменьшительной форме имени нет ничего смешного, но эта форма заставляет нас предполагать, во всяком случае, не высокое, не патетическое. Еще в большей степени это относится к так называемым «говорящим» фамилиям. Здесь их более чем достаточно: Молчалин, Скалозуб, Хрюмины, Тугоуховские. «Говорящие» фамилии отнюдь не во всех случаях прямо характеризуют персонаж, к которому они относятся. Но они есть несомненное указание на принадлежность героя к миру комического. Литературные герои с подобными фамилиями едва ли могут претендовать на серьезное отношение к ним читателя.

В основе композиции «Горя от ума» лежит стройная система развивающихся по единому внутреннему плану комических и не комических событий, в которых и через которые выступают перед нами общественные нравы, общественная жизнь.… В этой системе событий у Грибоедова видна удивительная согласованность и логика: все существует в связи друг с другом и ничто не выпадает из целого.

Интересно прошел урок по теме «Век нынешний и век минувший». « В чем заключается разница в оценке барской Москвы Фамусовым и Чацким? Какова, по-вашему, позиция автора в этом вопросе?».

Учащиеся делают вывод, Фамусов весь «в веке минувшем», он считает идеалом жизни карьеру Максима Петровича, человека ценит не по уму, а по положению в свете, по богатству. Чацкий же - новый человек: он выступает против низкопоклонства, лести, карьеризма, крепостничества, он - за гуманность и просвещение. В Чацком и Фамусове воплотилось столкновение двух общественных сил. Перед детьми ставится следующий вопрос: «Чацкий - победитель или побежденный?». Однозначного ответа не прозвучало, мнения разошлись. Дети говорили: Чацкий - побежденный, потому что он был одинок, а, как говорится, один в поле не воин, но в то же время он победитель, потому что это человек новых взглядов, гражданин, патриот, который не боится высказывать своего мнения…

Основной трудностью анализа была проблема художественного выражения внутреннего и внешнего конфликта.

Интересно в этом плане прошел урок на тему « Чацкий и Молчалин». Учащиеся подготовили сообщение, опираясь на следующие вопросы: «Роль Чацкого и Молчалина во внутреннем и внешнем конфликте»; «Молчалин и Чацкий - люди одного поколения, но разных взглядов. Их биографии - воплощение их взглядов на жизнь»; «Внешний облик Молчалина и Чацкого (по репликам других персонажей); «Характеры Молчалина и Чацкого»; «Речь героев как зеркало их характеров. Афоризмы Молчалина и Чацкого»; «Как отзывается Софья о Молчалине и Чацком?»

Каждый ученик имел право перестраивать вопросы по-своему. И при ответах в обоих классах они были перестроены, так как ученики привыкли уже идти от зримого, конкретного образа к обобщению: «Внешний облик Молчалина во внешнем конфликте»; «Афоризмы Молчалина и Чацкого»; «Их афоризмы - воплощение их взглядов на жизнь»; «Роль Чацкого и Молчалина во внутреннем конфликте»; «Молчалин и Чацкий - люди одного поколения, но разных взглядов». Особенно интересно то, как сумели ребята «Разъединить» вопросы о внешнем и внутреннем конфликте и «привязать» их к другим «опорным вопросам». Ответы были очень хорошие, осмысленные. После проведенной работы им не составило труда выполнить следующее задание: выписать из текста крылатые слова.

Приведем еще один пример - на «сквозную», проходящую через ряд тем работу над портретными характеристиками. При изучении романа Пушкина «Евгений Онегин» некоторым учащимся было предложено рассказать о том, какими им представляются Онегин, Ленский, Татьяна, Ольга. Оказалось, что у всех «читательские портреты» героев совпали. Ребята отмечали довольно подробное описание внешности Ольги, две-три яркие детали в портрете Ленского. А вот Онегин и Татьяна? Почему автор не дает их портретов? Это кажется странным: ведь Ольга и Ленский - второстепенные герои, а Онегин и Татьяна - главные. Учащиеся высказывают интересное мнение: Ольга и Ленский несложны - достаточно нескольких портретных деталей, краткой авторской характеристики читатель видит и понимает их. А Онегин и Татьяна - гораздо глубже, и А.С. Пушкин рисует их как бы «изнутри», читатель же по «внутреннему» портрету воспроизводит внешний, и этот внешний портрет потому и точен, что ясен внутренний.

Видимо, здесь имеет место особое свойство читательского воображения, которое пробуждается на основе чувства, порожденного образом, на основе глубокого понимания его сущности.

Позднее мы знакомимся-с совершенно другим героем-Чичиковым и прежде всего, останавливаемся на его портрете Удивительный портрет! Ведь если в Онегине, Татьяне, Печорине, Чацком подчеркивается одно общее свойство: они не такие, как все, - то здесь сразу указывается на обратное: ничем не примечателен внешне - и не толстый, и не тонкий, и не старый, и не молодой, и одет, как многие, - «господин средней руки». Однако потом мы узнаем о нем много примечательного, ибо это своеобразный персонаж в русской литературе, новый тип времени. Ученикам предлагается проследить жизненный путь героя. Работа была выполнена следующим образом: 1. Тяжелое детство. Завет отца «Все пробьешь на свете копейкой».

2.В школе (наставление отца пошло впрок).

3.Служба в казенной палате.

4.Член строительной комиссии.

5.Катастрофа.

6.Служба в таможне.

7.Разоблачение… и новый замысел: скупать «мертвые души».

Вывод: что он не герой, исполненный совершенств и добродетели , это видно. Кто же он? Стало быть подлец? Почему же подлец, зачем же быть так строгу к другим?.. Справедливее всего назвать его: хозяин, приобретатель…(«Мертвые души»).

Следующая тема «Образы помещиков, их сатирическая обрисовка». Знакомимся с высказыванием А.И.Герцена о поместном дворянстве в поэме Гоголя.

«После «Ревизора» Гоголь обратился к поместному дворянству и выставил напоказ этот неизвестный народ, державшийся за кулисами вдали от дорог и больших городов, хоронившийся в глуши своих деревень, - эту Росси. Дворянчиков, которые хотя и живут без шума и кажутся совсем ушедшими в заботы о своих землях, скрывают более глубокое развращение, чем западное. Благодаря Гоголю, мы наконец, увидели их выходящими из своих дворцов и домов без масок, без прикрас, вечно пьяными и обжирающимися; рабы власти без достоинства и тираны без сострадания своих крепостных, высасывающими жизнь и кровь народа с тою же естественностью и наивностью, с какой питается ребенок грудью своей матери». Учащимся задается следующий вопрос:

«Согласны ли вы с высказыванием Герцена о поместном дворянстве?». Ответ получила после работы учащихся над таблицей

Образы помещиков, их историческая обрисовка.

Помещик

хозяйство

Впечатление от предложения купить «мертвые души»

Итог сделки

Манилов

полное отсутствие

живых мыслей

Шло само по себе,

Ничего не знал

Выронил трубку, разинул рот, пошутил, не спятил ли, сконфузился, смешался, растерялся

Подарил

Коробочка

Бессмысленное накопительство,

Жажда выгоды, духовная нищета

Занималась хозяйством, в курсе дел

В толк не возьму, на что они тебе

сторговалась за 15

Ноздрев

Пустой, вздорный прожигатель жизни

На что они тебе, предлагал лошадей, собак

Предложил поиграть в шашки, не отдал

Собакевич

Помещик - торгаш и кулак

Деревня велика,

Вам нужны « мертвые души»? Без удивления

По 100 р. За штуку. Сторг-сь по 3 р.

Плюшкин

запустенье

Удивился, вытаращил глаза

По 30 к. за душу


Вывод: в этом произведении раскрывается картина бесправного положения народа. Для помещиков и чиновников крепостная душа - предмет купли и продажи; между вещью и человеком различия нет.

Еще раз можно убедиться, что на материале, который знаком учащимся, можно широко проводить самостоятельную работу с использованием приемов исследовательского характера. Роль учителя при этом организующая и направляющая, даже в том случае, если предполагается довольно высокая степень самостоятельности.

ВВЕДЕНИЕ.

Приобщение к искусству слова старшеклассников - задача чрезвычайно ответственная и сложная. ЕЕ решение требует от учителя не только профессиональной квалификации, но и живого интереса к личности школьника, переживающего в этом возрасте переход к осознанному эстетическому восприятию искусства.

В данной работе показана система работы с учащимися, которые постепенно приобретают знания и, что самое главное, разнообразные умения самостоятельной работы над текстом литературного произведения.

В брошюре можно найти задания, рассчитанные на развитие способностей учащихся, помогающих познать мир в его чувственных проявлениях.

Литература

  1. Принципы системы самостоятельной работы. В.И. Зольникова

  2. Опыт литературного анализа. Е.А.Маймин.

  3. Литература учит И.А.Фогельсон.

© 2010-2022