- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, 5 класс (коррекционная школа VIII вида)
Рабочая программа по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, 5 класс (коррекционная школа VIII вида)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Пицунова Н.М. |
Дата | 27.09.2013 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение «Шегарская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида» Утверждено: Приказ № ___ от «__»_______ 2013_ г.
Рабочая программа по письму и развитию речи, чтению и развитию речи в 5 классе
Учитель Пицунова Наталья Михайловна, высшая квалификационная категория, стаж педагогической работы 19 лет. Согласовано на педагогическом совете Протокол № __ от «___» __________ 2013 г.
Победа-2013
|
Пояснительная записка.
Рабочая программа по письму и развитию речи в 5-ом классе разработана на основе учебного плана Областного государственного бюджетного образовательного учреждения «Шегарская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида» на 2013-2014 учебный год, программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, сборник № 1 под редакцией В. В. Воронковой М.: ВЛАДОС, 2000, учебника «Русский язык, 5 класс», под редакцией Н. Г. Галунчиковой, Э.В, Якубовской, - М.: Просвещение, 2008.
Письмо и развитие речи является одним из основных предметов в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Обучение письму и развитию речи носит коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и структурой учебного предмета.
Главные цели изучения предмета в 5 классе - расширить речевую базу детей, восполнить в той или иной степени пробелы речевого развития в начальном звене, подготовить школьников к осознанному овладению грамматическим и орфографическим материалом, сформировать умение пользоваться им.
Задачи грамматики и правописания в 5 классе следующие:
- выработать достаточно прочные навыки грамотного письма;
- на основании грамматических знаний выработать у школьников орфографические умения и навыки;
- научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- продолжить работу над уточнением, расширением и активизацией словарного запаса;
- учить осознанно употреблять в речи различные виды предложений.
Специальной задачей обучения письму и развитию речи в коррекционной школе является коррекция речи и мышления
На изучение программы по письму и развитию речи в 5 классе по учебному плану выделено 5 часов в неделю.
1 четверть - 39 часа.
2 четверть - 38 часов.
3 четверть - 49 часов.
4 четверть - 37 часов.
Всего за учебный год - 163 часов. Из них:
- на проведение контрольных и проверочных работ - 13 часов;
- на проведение творческих работ - 9 часов;
- на деловое письмо - 4 часа.
Разбивка программного материала по темам:
Повторение (5 часов).
Практические упражнения в составлении и распространении предложений. Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения. Различение предложений по интонации.
Звуки и буквы (8 часов).
Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. Согласные твёрдые и мягкие. Обозначение мягкости согласных буквами ь, е, ё, и, ю, я.
Согласные звонкие и глухие. Правописание звонких и глухих согласных на конце слов. Буквы е, ё, ю, я в начале слова и после гласных. Гласные ударные и безударные. Проверка написания безударных гласных путём изменения формы слова. Алфавит.
Слово (128 час).
Состав слова (26 часов).
Корень и однокоренные слова. Окончание, приставка, суффикс. Упражнения в образовании слов при помощи приставок и суффиксов.
Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова.
Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.
Правописание приставок. Приставка и предлог.
Разделительный ъ.
Части речи (10 часов).
Общее понятие о частях речи: существительное, глагол, прилагательное. Умение различать части речи по вопросам и значению.
Имя существительное (92 часов).
Понятие об имени существительном. Имена существительные собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые.
Изменение имён существительных по числам (единственное и множественное число).
Род имён существительных, умение различать род (мужской и женский род, средний род).
Мягкий знак (ь) после шипящих в конце слов у существительных женского рода (ночь, мышь) и его отсутствие у существительных мужского рода (мяч, нож).
Изменение существительных по падежам. Умение различать падежи по вопросам.
Понятие о 1, 2, 3-м склонениях существительных.
Первое склонение имён существительных в единственном числе. Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 1-го склонения. Окончания -ы, -и в родительном падеже (из комнаты, из деревни), окончание -е в дательном и предложном падежах (к деревне, в деревне), окончания -ей, -ой в творительном падеже (за деревней, за страной).
Второе склонение имён существительных в единственном числе. Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 2-го склонения. Окончания -а, -я в родительном падеже (с озера, с поля), окончания -у, -ю в дательном падеже (к огороду, к морю), -е в предложном падеже (в городе, в море), окончания -ом, -ем в творительном падеже (за полем, за деревом).
Третье склонение имён существительных в единственном числе. Правописание падежных окончаний существительных 3-го склонения. Окончание -и в родительном, дательном и предложном падежах (с лошади, к лошади, на лошади), окончание -ью в творительном падеже (сиренью).
Упражнения в правописании падежных окончаний имён существительных 1, 2, 3-го склонения. Упражнения в одновременном склонении имён существительных, относящихся к различным склонениям (конь, лошадь; забор, ограда; тетрадь, книга).
Предложение (15 часов).
Главные и второстепенные члены предложения. Предложения нераспространённые и распространённые.
Однородные члены предложения. Однородные подлежащие, сказуемые, второстепенные члены. Перечисление без союзов и с одиночным союзом и. Знаки препинания при однородных членах.
Связная речь (упражнения в связной письменной речи даются в процессе изучения всего программного материала по письму и развитию речи).
Заполнение дневника учащимися.
Работа с деформированным текстом.
Изложение по предложенному учителем плану (примерная тематика: из жизни животных, школьные дела, поступки учащихся).
Составление предложений и рассказа по вопросам учителя, по картине, серии картин, материалам наблюдений.
Составление рассказа по опорным словам после разбора с учителем (примерная тематика: жизнь класса, школы, проведение каникул, игры зимой).
Деловое письмо: адрес на открытке и конверте, поздравительная открытка, письмо родителям.
Повторение пройденного за год (7 часов).
Увеличение количества часов на тему «Состав слова» объясняется изучением большого количества орфографических правил, а увеличение количества часов на тему «Имя существительное» связано с большим объёмом программного материала, трудностью отработки грамматических признаков данной части речи и усвоения учащимися правила правописания безударных окончаний существительных 1-го, 2-го и
3-го склонений.
Увеличение количества часов на изучение темы «Предложение» связано с трудностями в конструировании простых предложений с однородными членами и постановкой знаков препинания в них.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны уметь:
- различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные, обозначать их на письме;
- подбирать группы родственных слов (несложные случаи);
- проверять написание безударных гласных, звонких и глухих согласных путём изменения формы слова;
- обозначать мягкость согласных буквой ь;
- разбирать слово по составу;
- выделять имя существительное как часть речи;
- строить простое распространённое предложение;
- связно высказываться устно, письменно (с помощью учителя);
- пользоваться школьным орфографическим словарём.
Учащиеся должны знать:
- алфавит;
- способ проверки написания гласных и согласных (путём изменения формы слова).
№ урока
Тема урока
Количество часов
Словарь
Дата проведения
План
Факт
1
2
3
4
5
6
1.
I четверть
Повторение
Предложение. Практические упражнения в составлении и распространении предложений.
39
5
1
2.
Связь слов в предложении.
1
3.
Главные и второстепенные члены предложения.
1
Болото
4.
Повествовательные, вопросительные, восклицательные предложения.
1
Здравствуй, до свидания, благодарю
5.
Урок развития речи. Составление рассказа по серии картин.
1
6.
Звуки и буквы
Работа над ошибками. Звуки и буквы. Алфавит. Звуки гласные и согласные.
8
1
Пассажир, расстояние
7.
Согласные твёрдые и мягкие. Мягкий знак - показатель мягкости согласных.
1
Область
8.
Обозначение мягкости согласных буквами е, ё, и, ю, я.
1
9.
Разделительный мягкий знак.
1
10.
Согласные звонкие и глухие. Правописание звонких и глухих согласных на конце слов.
1
11.
Гласные ударные и безударные. Буквы е, ё, ю, я в начале слова и после гласных.
1
12.
Проверка написания безударных гласных путём изменения формы слова.
1
Каникулы
13.
Контрольная работа по теме «Звуки и буквы».
1
1
2
3
4
5
6
14.
Слово
Состав слова
Работа над ошибками. Корень и однокоренные слова.
128
26
1
15.
Упражнения в образовании однокоренных слов.
1
Граница, охрана
16.
Единообразное написание корня в однокоренных словах.
1
17.
Окончание слова.
1
18.
Упражнения в разборе слов по составу: окончание, корень.
1
19.
Приставка.
1
20.
Упражнения в образовании слов при помощи приставок.
1
Инструмент
21.
Суффикс.
1
22.
Образование слов при помощи суффиксов.
1
Железо, металл
23.
Упражнения в разборе слов по составу: корень, окончание, приставка, суффикс.
1
24.
Проверочная работа по теме «Приставка, корень, суффикс, окончание».
1
25.
Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.
1
26.
Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.
1
Север
27.
Правописание звонких и глухих согласных в корне слова.
1
Физкультура
28.
Правописание звонких и глухих согласных в корне слова.
1
29.
Непроверяемые гласные и согласные в корне слова.
1
Беседа
30.
Урок развития речи. Работа с деформированным текстом.
1
31.
Работа над ошибками. Приставка и предлог.
1
32.
Правописание приставок и предлогов.
1
Верблюд
33.
Разделительный твёрдый знак после приставок.
1
Библиотека
34.
Повторительно-обобщающий урок по теме «Состав слова».
1
1
2
3
4
5
6
35.
Контрольная работа за I четверть.
1
36.
Работа над ошибками.
1
37.
Деловое письмо: записка.
1
38.
Упражнения в разборе слов по составу.
1
39.
Упражнения в правописании гласных и согласных в корне слова.
1
40.
II четверть
Части речи
Общее понятие о частях речи.
38
10
1
41.
Части речи: имя существительное, глагол, имя прилагательное,
1
42.
Имя существительное. Умение различать существительное по вопросам и значению.
1
География
43.
Глагол. Умение различать глагол по вопросам и значению.
1
Долото
44.
Имя прилагательное. Умение различать прилагательное по вопросам и значению.
1
45.
Урок развития речи. Составление рассказа по вопросам.
1
46.
Работа над ошибками. Умение различать части речи по вопросам и значению.
1
47.
Умение различать части речи по вопросам и значению.
1
Забота
48.
Повторительно-обобщающий урок по теме «Части речи».
1
49.
Контрольная работа по теме «Части речи».
1
50.
Имя существительное
Работа над ошибками. Понятие об имени существительном.
92
1
51.
Группы существительных по значению.
1
52.
Роль имён существительных в речи.
1
1
2
3
4
5
6
53.
Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.
1
54.
Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.
1
55.
Имена существительные собственные и нарицательные.
1
Столица
56.
Имена существительные собственные и нарицательные.
1
Космос
57.
Упражнения в правописании собственных и нарицательных имён существительных.
1
58.
Изменение имён существительных по числам.
1
Ботинки
59.
Изменение имён существительных по числам.
1
60.
Род имён существительных.
1
61.
Имена существительные мужского рода.
1
Герой
62.
Имена существительные
мужского рода.
1
63.
Имена существительные женского рода.
1
64.
Имена существительные женского рода.
1
Знамя
65.
Имена существительные среднего рода.
1
66.
Имена существительные среднего рода.
1
Равнина
67.
Проверочная работа по теме «Род и число имён существительных».
1
68.
Урок развития речи. Изложение.
1
69.
Работа над ошибками. Имена существительные женского и мужского рода с шипящей на конце.
1
70.
Правописание имён существительных женского и мужского рода с шипящей
на конце.
1
71.
Правописание имён существительных женского и мужского рода с шипящей
на конце.
1
Адрес, конверт
1
2
3
4
5
6
72.
Повторительно-обобщающий урок по теме «Род и число имён существительных».
1
73.
Контрольная работа за I полугодие.
1
74.
Работа над ошибками.
1
75.
Грамматический разбор имён существительных.
1
76.
Деловое письмо: адрес на открытке и конверте.
1
77.
Упражнения в правописании имён существительных.
1
78.
III четверть
Падежи и вопросы к ним.
49
1
79.
Изменение имён существительных по падежам.
1
Овраг,
канал
80.
Изменение имён существительных по падежам.
1
81.
Урок развития речи. Составление рассказа «Кролики пропали» по серии сюжетных картин и с помощью плана.
1
82.
Работа над ошибками. Определение падежей имён существительных по вопросам.
1
83.
Именительный падеж: кто?
что?
1
84.
Родительный падеж: кого? чего?
1
85.
Дательный падеж: кому? чему?
1
86.
Винительный падеж: кого? что?
1
Верёвка
87.
Именительный и вини-
тельный, родительный и винительный падежи имён существительных.
1
88.
Творительный падеж: кем? чем?
1
89.
Предложный падеж: о ком?
о чём?
1
Природа
90.
Упражнения в определении падежей имён существительных по вопросам.
1
Охота
1
2
3
4
5
6
91.
Повторительно-обобщающий урок по теме «Изменение имён существительных по падежам».
1
92.
Контрольная работа по теме «Изменение имён существительных по падежам».
1
93.
Работа над ошибками.
1
94.
Урок развития речи. Составление рассказа по картине В. М. Васнецова «Ковёр-самолёт».
1
95.
Работа над ошибками. Три склонения имён существительных.
1
96.
Первое склонение имён существительных в единственном числе.
1
97.
Второе склонение имён существительных в единственном числе.
1
Естество
знание
98.
Третье склонение имён существительных в единственном числе.
1
99.
Упражнения в определении склонений имён существительных.
1
100.
Единообразное написание ударных и безударных окончаний имён существительных 1-го склонения.
1
101.
Окончания -а, -я в именительном падеже имён существительных 1-го склонения.
1
102.
Окончания -ы, -и в родительном падеже имён существительных 1-го склонения.
1
Творог
103.
Окончание -е в дательном падеже имён существительных 1-го склонения.
1
104.
Окончания -у, -ю в винительном падеже имён существительных 1-го склонения.
1
1
2
3
4
5
6
105.
Окончания -ой, -ей в творительном падеже имён существительных 1-го склонения.
1
Защита, грамота
106.
Окончание -е в предложном падеже имён существительных 1-го склонения.
1
Свобода
107.
Упражнения на правописание безударных падежных окончаний существительных 1-го склонения.
1
Стамеска
108.
Упражнения на правописание безударных падежных окончаний существительных 1-го склонения.
1
Ракета
109.
Деловое письмо: поздравительная открытка.
1
110.
Повторительно-обобщающий урок по теме «Первое склонение имён существительных в единственном числе».
1
111.
Контрольная работа по теме «Правописание безударных падежных окончаний существительных 1-го склонения».
1
112.
Работа над ошибками.
1
113.
Единообразное написание ударных и безударных окончаний имён существительных 2-го склонения.
1
114.
Именительный падеж имён существительных 2-го склонения.
1
115.
Окончания -а, -я в родительном падеже имён существительных 2-го склонения.
1
116.
Окончание -у, -ю в дательном падеже имён существительных 2-го склонения.
1
117.
Винительный падеж имён существительных 2-го склонения.
1
1
2
3
4
5
6
118.
Окончания -ом, -ем в творительном падеже имён существительных 2-го склонения.
1
Остров, матрос, салат
119.
Окончание -е в предложном падеже имён существительных 2-го склонения.
1
Отряд, компас
120.
Упражнения на правописание безударных падежных окончаний существительных 2-го склонения.
1
Победа
121.
Повторительно-обобщающий урок по теме «Второе склонение имён существительных в единственном числе».
1
122.
Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 1-го и 2-го склонения.
1
123.
Контрольная работа за III четверть.
1
124.
Работа над ошибками.
1
125.
Урок развития речи. Изложение.
1
126.
Работа над ошибками. Правописание безударных окончаний имён существительных 1-го и 2-го склонения.
1
127.
IV четверть
Третье склонение имён существительных в единственном числе.
37
1
128.
Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 3-го склонения в единственном числе.
1
129.
Деловое письмо: письмо другу, подруге.
1
130.
Именительный падеж имён существительных 3-го склонения.
1
1
2
3
4
5
6
131.
Родительный, дательный и предложный падежи имён существительных 3-го склонения.
1
132.
Окончание -и в родительном, дательном и предложном падежах имён существительных 3-го склонения.
1
Картон
133.
Винительный падеж имён существительных 3-го склонения.
1
Запад, горизонт
134.
Окончание -ью в творительном падеже имён существительных 3-го склонения.
1
Орден
135.
Упражнения на правописание безударных падежных окончаний существительных 3-го склонения.
1
Колонна, коллекция
136.
Повторительно-обобщающий урок по теме «Третье склонение имён существительных в единственном числе».
1
137.
Проверочная работа по теме «Правописание падежных окончаний имен существительных 3-го склонения».
1
138.
Упражнения в одновременном склонении имён существительных, относящихся к различным склонениям.
1
Салют
139.
Упражнения на правописание падежных окончаний имён существительных 1, 2, 3-го склонения.
1
140.
Контрольная работа по теме «Правописание падежных окончаний имен существительных 1, 2, 3-го склонения».
1
141.
Работа над ошибками.
1
1
2
3
4
5
6
142.
Предложение
Предложение. Главные и второстепенные члены предложения.
15
1
Бензин
143.
Главные и второстепенные члены предложения.
1
144.
Предложения распространённые и нераспространённые.
1
145.
Предложения распространённые и нераспространённые.
1
146.
Урок развития речи. Составление рассказа «Косматый великан» по коллективно составленному плану.
1
147.
Работа над ошибками. Однородные члены предложения.
1
148.
Однородные подлежащие, сказуемые, второстепенные члены.
1
Верстак, станок
149.
Однородные подлежащие, сказуемые, второстепенные члены.
1
150.
Однородные члены предложения. Перечисление без союзов.
1
151.
Однородные члены предложения. Перечисление без союзов.
1
152.
Однородные члены предложения с одиночным союзом и.
1
153.
Однородные члены предложения с одиночным союзом и.
1
154.
Знаки препинания при однородных членах.
1
155.
Знаки препинания при однородных членах.
1
156.
Проверочная работа по теме «Предложение».
1
1
2
3
4
5
6
157.
Повторение
пройденного за год
Состав слова.
7
1
158.
Урок развития речи. Описание картины С. А. Григорьева «Вратарь» по данному плану и опорным словам.
1
159.
Работа над ошибками. Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова.
1
160.
Контрольная работа за год
1
161.
Работа над ошибками.
1
162.
Правописание предлогов и приставок.
1
163.
Правописание падежных окончаний имён существительных.
1
Список литературы:
-
Аксёнова А. К. Методика обучения русскому языку в специальной коррекционной) школе. - М.: Владос, 1999. - 256 стр.
-
Аксёнова А. К., Галунчикова Н. Г. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5-9 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2002. - 142 стр.
-
Арсирий А. Т. Занимательные уроки по русскому языку. - М.: Просвещение, 1995.
-
Бетенькова Н. М. Орфография, грамматика - в рифмовках занимательных. - М.: Просвещение, 1995. - 95 стр.
-
Василик И. А. Занятия речью в интеграционном классе. - М.: Ковчег, 2005. - 54 стр.
-
Веркеенко И. В. Упражнения и проверочные задания по русскому языку: тетрадь для учащихся 5 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. - М.: Владос, 2005. - 111 стр.
-
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка.
-
Волина В. В. Весёлая грамматика. - М.: Знание, 1995. - 335 стр.
-
Волина В. В. Игры с буквами и словами на уроках и дома. - М.: АСТ - ПРЕСС, 1996. - 64 стр.
-
Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В. Русский язык. Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М.: Просвещение, 2008. - 261 стр.
-
Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В. Рабочая тетрадь № 1 по русскому языку. Состав слова. Учебное пособие для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М.: Просвещение, 2003. - 125 стр.
-
Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В. Рабочая тетрадь № 2 по русскому языку. Имя существительное. Учебное пособие для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М.: Просвещение, 2003. - 142 стр.
-
Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В. Рабочая тетрадь № 3 по русскому языку. Имя прилагательное. Учебное пособие для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М.: Просвещение, 2003. - 149 стр.
-
Дефектология. Научно-методический журнал. - М.: Школа-Пресс.
-
Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) школы VIII вида: 5-7 классы: Пособие для учителя/ Составитель Кудрявцева Е. Я. М.: Владос, 2003. - 143 стр.
-
Зикеев А. Г. Практическая грамматика на уроках русского языка. Учебно-методическое пособие для работы с учащимися 4-7 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений: В четырёх ч. - М.: Владос, 2003. - 239 стр.
-
Иллюстрированный энциклопедический словарь. - М.: ТЕРРА, 1998.
-
Коррекционная педагогика. Научно-методический журнал. - М.: Образование плюс.
-
Начальная школа. Научно-методический журнал. - М.: Молодая гвардия.
-
Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. - М.: Азбуковник, 1997. - 944 стр.
-
Панов Б. Т., Текучев А. В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. - М.: Просвещение, 1998.
-
Парамонова Л. Г. Говори и пиши правильно. - М.: Дельта, 1996.
-
Потиха З. А. Школьный словарь строения слов русского языка. - М.: Просвещение, 1997.
-
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений. VIII вида, 5-9 классы, сборник № 1 под редакцией В. В. Воронковой. - М.: Владос, 2000. - 223 стр.
-
Программа-тренажер по русскому языку 1СD/
-
Прокопьенко М. Е. Русский язык и чтение, 5-7 классы: речевые разминки, зрительные диктанты, игровые упражнения. - Волгоград: Учитель, 2009.
-
Рик Т. Г. Здравствуй, Имя Существительное! - М.: РИО «Самовар», 1994. - 89 стр.
-
Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! - М.: РИО «Самовар», 1994. - 91 стр.
-
Тарабарина Т. И., Соколова Е. И. И учёба, и игра: русский язык. - Ярославль: Академия развития, 2001. - 203 стр.
-
Тикунова Л. И., Игнатьева Т. В. Начальная школа: 1200 диктантов и творческих работ по русскому языку: пособие для учителя. - М.: Дрофа, 1999. - 312 стр.
Пояснительная записка
Рабочая программа по чтению и развитию речи в 5-ом классе разработана на основе учебного плана Областного государственного бюджетного образовательного учреждения «Шегарская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида» на 2013-2014 учебный год, программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, сборник № 1 под редакцией В. В. Воронковой. М.: Владос, 2000, учебнику «Чтение, 5 класс», под редакцией З. Ф. Малышевой, - М.: Просвещение, 2012.
Обучение чтению и развитию речи носит коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и структурой предмета.
Цель изучения предмета: формирование речи как средства общения, способа коррекции познавательной деятельности учащихся и подготовки их к социально трудовой адаптации.
Главными задачами изучения предмета являются:
- совершенствование техники чтения и понимания художественных произведений;
- овладение различными формами пересказа;
- грамотно и достаточно самостоятельно излагать свои мысли в устной форме;
- расширение и активизация словарного запаса;
- формирование нравственных качеств учащихся;
- коррекция высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.
На изучение чтения и развития речи в 5 классе по учебному плану выделено 4 часа в неделю.
1 четверть - 31 часа.
2 четверть - 30 часов.
3 четверть - 39 часов.
4 четверть - 31 часов.
Всего за учебный год - 131 часа. Из них:
- на внеклассное чтение - 9 часов.
Примерная тематика.
Рассказы, статьи, стихотворения о прошлом нашего народа, о его героизме в труде и ратных подвигах; о политических событиях в жизни страны; о труде людей, их отношении к Родине, друг к другу; о родной природе и бережном к ней отношении о жизни животных.
Разбивка программного материала по темам:
-
Устное народное творчество - 2 часа.
-
Сказки - 17 часов.
-
Картины родной природы (лето, осень, зима, весна) - 37 час.
-
О друзьях-товарищах - 12 часов.
-
Басни И. Крылова - 3 часа
-
Спешите делать добро - 15 часов.
-
О животных - 15 часов.
-
Из прошлого нашего народа - 15 часов.
-
Из произведений зарубежных писателей - 15 часов.
В программу включены произведения разных жанров: сказки, былины, рассказы, стихотворения, главы из повестей и пьес, загадки, пословицы и поговорки.
Навыки чтения.
Правильное, осознанное чтение вслух целыми словами соблюдением норм литературного произношения Работа над беглостью и выразительностью чтения: темп и соответствующая содержанию и смыслу текста интонация (паузы, логическое ударение, тон голоса), «драматизация» (чтение по ролям).
Чтение «про себя» с выполнением заданий.
Выделение с помощью учителя главной мысли художественного произведения, выявление отношения к поступкам действующих лиц. Выбор слов и выражений, характеризующих героев, события, картины природы. Нахождение в тексте непонятных слов и выражений, пользование подстрочным словарём.
Ответы на вопросы к тексту.
Деление текста на части с помощью учителя. Озаглавливание частей текста и составление с помощью учителя плана в форме повествовательных и вопросительных предложений.
Пересказ по плану. Использование при пересказе слов и оборотов речи из текста. Передача содержания иллюстраций к произведению по вопросам учителя.
Самостоятельное чтение несложных рассказов с выполнением различных заданий учителя: найти ответ на поставленный вопрос, подготовиться к пересказу, выразительному чтению.
Заучивание наизусть стихотворений.
Внеклассное чтение (урок внеклассного чтения проводится один раз в месяц).
Воспитание читательской самостоятельности школьников. Выбор в школьной библиотеке детской книги на указанную учителем тему, чтение статей из детских газет, журналов. Беседа о прочитанном, чтение и пересказ интересных отрывков, коллективное составление кратких отзывов о книгах, анализ учётных листов по внеклассному чтению, по усмотрению учителя
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны уметь:
- читать осознанно, правильно, выразительно, целыми словами вслух; читать «про себя», выполняя задания учителя;
- отвечать на вопросы учителя;
- пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию тексты - самостоятельно.
Учащиеся должны знать:
- наизусть 6-10 стихотворений.
№
урока
Тема урока
Количество часов
Дата проведения
План
Факт
1
2
3
4
5
1.
I четверть
Устное народное творчество
Устное народное творчество. Считалки, потешки.
31
2
1
2.
Пословицы и поговорки. Загадки.
1
3.
Сказки
Русская народная сказка «Никита Кожемяка».
17
1
4.
Тофаларская сказка «Как наказали медведя»
1
5.
Башкирская сказка «Золотые руки».
1
6.
Русская народная сказка «Морозко», I часть.
1
7.
Русская народная сказка «Морозко», II часть.
1
8.
Русская народная сказка «Два Мороза».
1
9.
Татарская сказка «Три дочери».
1
10.
Внеклассное чтение «Народная мудрость»
(Пословицы, загадки, русские народные сказки и сказки народов мира).
1
11.
А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне», I-II части.
1
1
2
3
4
5
12.
А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне», III часть.
1
13.
А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне», IV часть.
1
14.
Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка», I часть.
1
15.
Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка», II часть.
1
16.
Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка», III-IV части.
1
30
17.
Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка», V часть.
1
1
18.
Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка». Обобщающий урок.
1
2
19.
Внеклассное чтение «Сказки Д. Мамина-Сибиряка», («Сказка о том, как жила-была последняя муха», «Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост», «Про комара Комаровича, длинный нос»).
1
3
20.
Картины родной природы
Лето
Г. Скребицкий «Июнь».
37
6
1
7
21.
И. Суриков «Ярко солнце светит».
1
8
22.
А. Платонов «Июльская гроза», I-II части.
1
9
23.
А. Платонов «Июльская гроза», III-IV части.
1
10
24.
А. Прокофьев «Берёзка».
1
14
25.
Ю. Гордиенко «Вот и клонится лето к закату».
1
15
26.
Осень
Г. Скребицкий «Сентябрь».
6
1
16
27.
И. Соколов-Микитов «Золотая осень».
1
17
28.
К. Бальмонт «Осень».
1
21
29.
Г. Скребицкий «Добро пожаловать».
1
22
30.
В. Астафьев «Осенние грусти».
1
23
31.
И. Бунин «Первый снег».
1
24
32.
II четверть
О друзьях-товарищах
Ю. Яковлев «Колючка», I часть.
30
12
1
33.
Ю. Яковлев «Колючка», II часть.
1
34.
Ю. Яковлев «Рыцарь Вася», I часть.
1
35.
Ю. Яковлев «Рыцарь Вася», II часть.
1
36.
Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» (отр.), I часть.
1
1
2
3
4
5
37.
Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» (отр.), II часть.
1
38.
В. Медведев «Фосфорический мальчик», I часть.
1
39.
В. Медведев «Фосфорический мальчик», II часть.
1
40.
Л. Воронкова «Дорогой подарок», I-II части.
1
41.
Л. Воронкова «Дорогой подарок», III часть.
1
42.
Я. Аким «Твой друг».
1
43.
Внеклассное чтение «Книги о ребятах и их делах» (А. Гайдар «Чук и Гек», Н. Носов «Фантазёры», «Огурцы», «Весёлая семейка»).
1
44.
Басни И. Крылова
И. А. Крылов «Ворона и Лисица».
3
1
45.
И. А. Крылов «Щука и Кот».
1
46.
И. А. Крылов «Квартет».
1
47.
Спешите делать добро
Н. Хмелик «Будущий олимпиец», I часть.
15
1
48.
Н. Хмелик «Будущий олимпиец», II часть.
1
49.
О. Бондарчук «Слепой домик».
1
50.
В. Осеева «Бабка», I часть.
1
51.
В. Осеева «Бабка», II часть.
1
52.
В. Осеева «Бабка», III часть.
1
53.
В. Осеева «Бабка», IV часть.
1
54.
В. Осеева «Бабка». Обобщающий урок.
55.
А. Платонов «Сухой хлеб», I часть.
1
56.
А. Платонов «Сухой хлеб», II часть.
1
57.
А. Платонов «Сухой хлеб». Обобщающий урок.
1
58.
В. Распутин «Люся».
1
59.
В. Брюсов «Труд».
1
60.
Р. Рождественский «Огромное небо».
1
61.
Внеклассное чтение «Спешите делать добро» (Рассказы В. Осеевой «Волшебное слово», «Синие листья», «Плохо»).
1
62.
III четверть
Зима
Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою».
39
9
1
63.
Г. Скребицкий «Декабрь».
1
64.
К. Бальмонт «К зиме».
1
65.
Г. Скребицкий «Всяк по-своему», I часть.
1
1
2
3
4
5
66.
Г. Скребицкий «Всяк по-своему», II часть.
1
67.
С. Есенин «Поёт зима - аукает».
1
68.
С. Есенин «Берёза».
1
69.
А. Пушкин «Зимняя дорога».
1
70.
Внеклассное чтение «Мир родной природы». (По рассказам Г. Скребицкого, М. Пришвина).
1
71.
О животных
Н. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка», I часть.
15
1
72.
Н. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка», II часть.
1
73.
А. Толстой «Желтухин», I часть.
1
74.
А. Толстой «Желтухин», II часть.
1
75.
А. Толстой «Желтухин», III часть.
1
76.
А. Толстой «Желтухин». Обобщающий урок.
1
77.
К. Паустовский «Кот Ворюга», I часть.
1
78.
К. Паустовский «Кот Ворюга», II часть.
1
79.
Б. Житков «Про обезьянку», I часть.
1
80.
Б. Житков «Про обезьянку», II часть.
1
81.
Б. Житков «Про обезьянку», III часть.
82.
Э. Асадов «Дачники».
1
83.
Ф. Абрамов «Из рассказов Олёны Даниловны».
1
84.
С. Михалков «Будь человеком».
1
85.
Внеклассное чтение «О братьях наших меньших». (Рассказы К. Паустовского, М. Пришвина, Г. Скребицкого).
1
86.
Из прошлого нашего народа
О. Тихомиров «На поле Куликовом», I часть.
15
1
87.
О. Тихомиров «На поле Куликовом», II часть.
1
88.
О. Тихомиров «На поле Куликовом», III часть.
1
89.
С. Алексеев «Бородино».
1
90.
С. Алексеев «Ключи», «Конец похода».
1
91.
Н. А. Некрасов «Мороз, Красный нос» (отр.).
1
92.
А. Куприн «Белый пудель», I часть.
1
93.
А. Куприн «Белый пудель», II часть.
1
94.
А. Куприн «Белый пудель», III часть.
1
95.
А. Куприн «Белый пудель», IV часть.
1
96.
А. Куприн «Белый пудель». Обобщающий урок.
1
1
2
3
4
5
97.
Л. Жариков «Снега, поднимитесь метелью», I часть.
1
98.
Л. Жариков «Снега, поднимитесь метелью», II часть.
1
99.
Ю. Коринец «У могилы неизвестного солдата».
1
100.
Внеклассное чтение «Премьера журнала».
1
101.
IV четверть
Весна
Г. Скребицкий «Март».
31
16
1
102.
А. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает».
1
103.
Г. Скребицкий «От первых проталин до первой грозы» (отр.).
1
104.
Г. Скребицкий «Весна-Красна».
1
105.
Г. Скребицкий«Грачи прилетели».
1
106.
Г. Скребицкий «Заветный кораблик».
1
107.
Г. Скребицкий «В весеннем лесу».
1
108.
А. Толстой «Весенние ручьи».
1
109.
А. Пушкин «Гонимы вешними лучами».
1
110.
А. Блок «Ворона».
1
111.
Е. Серова «Подснежник».
1
112.
И. Соколов-Микитов «Весна».
1
113.
И. Бунин «Крупный дождь в лесу зелёном».
1
114.
С. Есенин «Черёмуха».
1
115.
Я. Аким «Весна, весною, о весне».
1
116.
Внеклассное чтение «Сказки - несказки В. Бианки».
1
117.
Из произведений зарубежных писателей
В. Гюго «Гаврош» (отр.), I часть.
15
1
118.
В. Гюго «Гаврош» (отр.), II часть.
1
119.
М. Твен «Приключения Тома Сойера» (отр.), I часть.
1
120.
М. Твен «Приключения Тома Сойера» (отр.), II часть.
1
121.
М. Твен «Приключения Тома Сойера» (отр.), III часть.
1
122.
М. Твен «Приключения Тома Сойера» (отр.), IV часть.
1
123.
М. Твен «Приключения Тома Сойера» (отр.), V часть.
1
124.
С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» (отр.), I часть.
1
1
2
3
4
5
125.
С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» (отр.), II часть.
1
126.
С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» (отр.), III часть.
1
127.
С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» (отр.), IV часть.
1
128.
Г.-Х. Андерсен «Русалочка» (отр.), I часть.
1
129.
Г.-Х. Андерсен «Русалочка» (отр.), II часть.
1
130.
Г.-Х. Андерсен «Русалочка» (отр.), III часть.
1
131.
Внеклассное чтение. Анализ дневников внеклассного чтения.
1
Список литературы:
-
Аксёнова А. К. Методика обучения русскому языку в специальной коррекционной) школе. - М.: Владос, 1999. - 256 стр.
-
Василик И. А. Занятия речью в интеграционном классе. - М.: Ковчег, 2005. - 54 стр.
-
Дефектология. Научно-методический журнал. - М.: Школа-Пресс.
-
Ефросинина Л. А. Литературное чтение в начальной школе: Контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания. Ч. 2. - М.: Вентана-Граф, 2006. - 416 стр.
-
Иллюстрированный энциклопедический словарь. - М.: ТЕРРА, 1998.
-
Коррекционная педагогика. Научно-методический журнал. - М.: Образование плюс.
-
Начальная школа. Научно-методический журнал. - М.: Молодая гвардия.
-
Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. - М.: Азбуковник, 1997. - 944 стр.
-
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений. VIII вида, 5-9 классы, сборник № 1 под редакцией В. В. Воронковой. - М.: Владос, 2000. - 223 стр.
-
Прокопьенко М. Е. Русский язык и чтение, 5-7 классы: речевые разминки, зрительные диктанты, игровые упражнения. - Волгоград: Учитель, 2009.
-
Чтение: Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ Автор-составитель З. Ф. Малышева - М.: Просвещение, 2012. - 255 стр.