Методическая разработка внеклассного мероприятия Занимательный русский язык

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
















Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия

игра «Занимательный русский язык»
















Пояснительная записка.

Уроки русского языка в колледже ставят своей основной целью повышение уровня грамотности. Однако установка для достижения практической цели - научить грамотно говорить и писать - не способствуют пробуждению интереса к предмету, к самому языку, к появлению языкового чутья.

Этому могут способствовать внеклассные мероприятия по русскому языку, различные виды лингвистических соревнований, олимпиад, игр. Они заставляют студентов думать нестандартно, учат пользоваться своими знаниями.

Примером таких мероприятий может служить игра «Занимательный русский язык». Она представляет собой 10 заданий по разным разделам науки о языке: фонетике и фонологии, орфографии, лексикологии и словообразованию, морфологии и синтаксису. Задания игры - своеобразные лингвистические задачи разного уровня сложности. Игра «Занимательный русский язык» командная (команда - 5-6 человек). За каждое выполненное задание команда получает определенное количество баллов, которые зависят от степени сложности задания, сами задания выполняются на время.

Итоги игры подводит жюри. Побеждает команда, набравшая максимальное количество баллов.

Игра «Занимательный русский язык» не только развлекательное мероприятие. Она позволяет в игровой форме проверить знания студентов по основным разделам русского языка, активизирует процесс мышления, развивает быстроту реакции.


«Следует гоняться не за насаждением в голове разных более или менее интересных сведений, не за отождествлением человеческой головы со справочною книжкой, а необходимо привить этой голове понимание основных вопросов данной науки. Понять надлежащим образом хотя бы один научный вопрос из области существующего, происходящего и переживаемого гораздо ценнее, нежели проглотить много непереваренных частностей и пересказывать собственными словами содержание прочитанных книг».


И. А. Бодуэн де Куртенэ


























Содержание игры.


«Пример лучше правила».

русская пословица.


«Занимательный русский язык».

Задание 1. (Устно)

Вспомните и процитируйте высказывание известных людей о русском языке.

Задание 2.

Сколько звуков в составе словоформы браться? Одинаково ли её произношение со словоформой братца? Как называются такие слова?

(1 минуты)

Ответ: В словоформах браться и братца одинаковое количество звуков - пять:[б], [р], [а], долгий [ц] и гласный звук, средний между [а], [э], [ы]. Такие одинаково звучащие словоформы называют омофонами.

Задание 3.

Врач-терапевт, осматривая больного, говорит ему: «Откройте рот». И добавляет затем: «Скажите а-а». Зачем эта дополнительная просьба? И почему именно «а», а не «и», «у»?

(1 минуты)

Ответ: Врач-терапевт при осмотре горла говорит: «Скажите а-а», во-первых, для того, чтобы пациент пошире раскрыл рот. И, во-вторых, когда человек произносит а-а, то маленький язычок (увула), находящийся у него в глубине ротовой полости, приподнимается вверх (это он делает для того, чтобы перекрыть проход в носовую полость). И тогда врач может спокойно рассмотреть заднюю стенку глотки.

Задание 4.

В сказке А. Волкова «Волшебник Изумрудного города» действуют четыре волшебницы: Стелла, Бастинда, Виллина, Гингема. Две из них добрые, две - злые. Определите, как зовут тех и других. Почему автор дал персонажем такие имена? Какие языковые основания обусловили этот выбор?

(3 минуты).

Ответ: Добрых волшебниц зовут Стелла и Виллина, а злых - Бастинда и Гингема. Выбор таких имен, конечно, не случаен, он обусловлен, прежде всего, законами звукосимволизма. Одни звуки для человека кажутся приятными и безопасными, другие, наоборот, - неприятными и страшными.

Задание 5.

Вопрос не по медицине, а по русскому языку: в чем разница между лодыжкой и щиколоткой?

(3 минуты)

Ответ: Слова лодыжка и щиколотка - синонимы. Они обозначают одну и ту же часть тела: место, где голень соединяется со стопой. Но есть между ними разница стилистическая: лодыжка - медицинский термин, а щиколотка - нет. Поэтому в обыденной речи мы скорее скажем «грязь по щиколотку», чем «грязь по лодыжку».

Задание 6.

Одинаков ли суффикс в словах красноватый и розоватый?

(3 минуты)

Ответ: Корень в слове розоватый не роз-(связанный с понятием растения «роза»), а розов- (связанный с понятием розового цвета). Получается, что часть -ов- в розоватый одновременно принадлежит двум морфемам: корневой розов- и суффиксальной -оват. Такие случаи называются наложением морфем.

Задание 7.

Расшифруйте следующие сложносокращённые слова; объясните, как они возникли и что значат. Если при этом испытываете затруднения, то как их объяснить?

Колхоз, загс, прораб, юннат, рабкор, ликбез, собес, линкор, комэск, главк, ГОСТ, ширпотреб, бомж.

(7 минут)

Ответ: Все приведённые слова возникли в результате сокращения словосочетаний. Большинство из них появилось в русском языке в 20-30 годы ×× века.

Колхоз - коллективное хозяйство,

загс - запись актов гражданского состояния,

прораб - производитель работ,

юннат - юный натуралист,

рабкор - рабочий корреспондент,

ликбез - ликвидация безграмотности,

собес - (министерство) социального обеспечения,

линкор - линейный корабль,

комэск - командир эскадрильи,

главк - главный комитет,

ГОСТ - государственный стандарт,

ширпотреб - (товары) широкого потребления,

бомж - (лицо) без определённого места жительства.

Задание 8.

Следующие слова образуют тематическую группу. Но одно слово выпадает из общего тематического ряда. Какое и почему?

Груша, яблоко, слива, персик, абрикос, айва.

(3 минуты)

Ответ: Все перечисленные в задаче слова - груша, яблоко, слива, персик, абрикос, айва - обозначают плод некоторого дерева. Но все они, кроме слова яблоко, обозначают также и само дерево. (Сравним: груши растут на груше, а яблоки - на яблоне.) Следовательно, слово яблоко и выпадает из общего ряда.

Задание 9.

Даны два предложения:

Саша одолжил Мише 1000 рублей.

Миша одолжил у Саши 1000 рублей.

Кто кому дал деньги? На основании чего мы об этом судит?

(3 минуты)


Ответ: В русском языке есть два глагола одолжить, обозначающие одну и ту же ситуацию « с разных точек зрения» (в лингвистике такие слова называются конверсивами). Одолжить1 означает «дать в долг», одолжить2 - «взять в долг». Формально они различаются своим подчинением: одолжить1 управляет, кроме винительного, также дательным падежом: Саша одолжил Мише 1000 рублей; одолжить2, кроме винительного падежа, управляет также родительным падежом с предлогом у: Миша одолжил у Саши 1000 рублей. Это различие, однако, не всегда спасает и бывает , что носители языка путают данные глаголы. Недоразумения случаются также с глаголами занять1 и занять2в соответствующих значениях. «Взять взаймы» и «дать взаймы». И уж, казалось бы, совсем однозначные выражения брать взаймы и давать взаймы тоже иногда путаются. Например, Алла Пугачёва поёт в песне «Мадам Брошкина»: «А вспоминает, гад, тогда, когда надо дать взаймы». (А правильно: взять взаймы).

Задание 10.

Ниже приводится зашифрованный текст распространённой детской считалочки. Каждой букве соответствует одно и то же число. Между числами поставлены плюсы (для лучшего восприятия). Деление на строки, пробелы меду словами и пунктуация оставлены без изменений. Расшифруйте текст.

18+1+7, 21+11+1, 28+18+12, 24+26+28+20+18+26,

27+26+3+31 16+18+1+27+8+28+26 4+24+12+22+12,

3+26 24+12+28+1+28+25, 3+26 13+12+23+1+28+25,

28+8+22+25+17+8 13+18+20+16+1+28+25 12 23+17+1+17+1+28+25...

(10 минут)

Ответ: Решение задачи сильно облегчается тем, что в условии указан жанр зашифрованного текста: это считалка. А считалки очень часто начинаются с перечисления чисел: раз, два, три, четыре... Подставляем эти слова в первую строку и получаем числовые значения для букв Р, А,З, Д ,В,Т, Р ,И, Ч, Е, Ы. Теперь легко расшифровывается второе по счету слово в третьей строке: это читать( одновременно мы получаем букву Ь). Нетрудно догадаться, что в той же строке слово .и. ать (точками обозначены неизвестные пока буквы) - это писать. Становится известны ещё буквы П и С. Расшифровать остальной текст - дело нескольких минут:

Раз, два, три, четыре,

Меня грамоте учили,

Не читать, не писать,

Только прыгать и скакать.


Список использованной литературы:


  1. Бурау И.Я. Загадки мира слов. - Д.: Сталкер, 1997

  2. Григорян Л.Т. Язык мой - друг мой. - М.: Просвещение, 1988

  3. Никитин Ю.З. Игры деда Буквоеда: Сборник игр со словами.- Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1988 г.


  1. Норманн Б.Ю. Русский язык в задачах и ответах: Для олимпиад, викторин и самообразования.- Мн.: Новое знание, 2004


  1. Успенский Л.В. Слово о словах. - Государственное Издательство

Детской Литературы Министерства Просвещения РСФСР. -

Ленинград, 1956



9

© 2010-2022