Статья Внеклассная работа по литературе – важный аспект гуманитарного образования

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Л.В. Макашова, МБОУ БГО СОШ №3

Внеклассная работа по литературе - важный аспект гуманитарного образования.

Внеклассная работа по литературе приобретает в современных условиях всё большее значение: это и решение вопроса об организации досуга учащихся, и путь к развитию его творческих способностей, и возможность углубить и закрепить знания, полученные на уроке, соединяя слово, пример и действие в одно целое. На данном этапе развития общества существует множество проблем, волнующих одних и оставляющих других глубоко равнодушными. Но есть проблемы, которые касаются каждого, кто хоть когда-нибудь обратился с самому себе и попытался осмыслить своё место в жизни, цель своего существования. От решения этих проблем в значительной степени зависит нравственная ориентация человека в обществе, его гражданская позиция, то есть система принятых им моральных норм и ценностей. Благодаря внеклассной работе по литературе, учителя могут поговорить с детьми о том, как правильно сделать выбор в пользу необходимого, а не сиюминутного, о том, по каким правилам сроятся взаимоотношения между людьми, размышляют над тем, как грамотно, с гуманистической точки зрения, оценивать все, что происходит вокруг. Помогают преподавателям в этом художественные произведения, отличающиеся гуманистической направленностью, а еще В.Г. Белинский говорил: «Гуманность есть человеколюбие, но развитое сознанием и образованием». Я думаю, в сердцах детей надолго останется диспут, организованный педагогом после просмотра инсценированной сказки Оскара Уальда «Мальчик-звезда», на котором ученики активно обсуждали вопросы, связанные с понятием «сострадание».

Учащиеся шестого класса после просмотра кинофильма «Чучело» активно обсуждали проблему ответственности человека за те поступки, которые он совершает.

Разумеется, говоря о нравственности, нельзя ограничиваться только инсценированием, просмотром кинофильмов, ведь внеклассная работа по предмету должна не только быть наполненной содержанием, интересным и увлекательным, но и обязана отличаться разнообразием форм и методов:

-Экскурсии по литературным местам очные (г.Москва, Ясная, Поляна, станица Вешенская) и заочные (Тарханы) - это не только праздник, но и воспитание творческого читателя. Заочная экскурсия в имение Лермонтова с использованием мультимедиа вызвала желание учащихся обязательно посетить этот дом-музей, чтобы воочию соприкоснуться с жизнью великого поэта.

-Литературные вечера, посвященные творчеству того или иного писателя («Любовная лирика в творчестве А.С. Пушкина, «Вечер, посвященный С.Есенину).

-Инсценирование литературных произведений («Сын артиллериста», «Мы - ваши дети» по пьесе Разумовской «Дорогая Елена Сергеевна»), «Просто быть человеком? (по мотивам повести Евгения Новицкого «Детские шалости»). Эти формы позволяют не только глубже изучить творчество писателя, познакомиться с произведениями, не включенными в программу, но и выявить творческие способности детей, которые с удовольствием становятся артистами. В подготовке вечера, посвященном творчеству А.С. Пушкина, приняли участие не только учащиеся одиннадцатого класса, но и их родители, учителя. Они вместе обыграли на сцене отрывок из «Бахчисарайского фонтана». Такие внеклассные мероприятия не просто побуждают детей к творчеству, стимулируют интерес к нравственным проблемам, они помогают выработать свою позицию в жизни, учат думать, способствуют единению родителей и детей, и учеников, и учителей.

-Литературная игра («Литературный ринг, посвященный жизни и творчеству Н. Рубцова) - лучшее средство осуществления литературного и языкового развития в неформальном общении.

-Викторина («Святые заступники народа русского») знакомит учащихся с множеством интересных и полезных сведений, обогащает духовную культуру.

-Встречи с местными поэтами и художниками (И.В. Лукьяновым, Е.П. Порошенковым, С.М. Домусчи) помогают детям увидеть и почувствовать, что создавать прекрасное возможно, надо лишь верить в себя. А именно верой в мечту наполнены эти встречи. Есть у них и практическая направленность: желание творить, воплощать мечты в жизнь.

-Интегрированные внеклассные мероприятия («Сказки Шахрезады» - математика и литература; «Химия и литература о самом необходимом») помогают учащимся понять, что ни один школьный предмет не может изучаться обособленно, все в этом мире тесно связано.

Таким образом, внеклассная работа по литературе в разных формах, наполненных интересным содержанием, - прекрасное подспорье, которое помогает учителю добиться от своих учеников «морального поведения, в котором нет никакого правового предписания» и в то же время - это помощница для самого учителя, так как он всегда должен помнить античный афоризм: «Слова волнуют, примеры влекут».


© 2010-2022