Урок по литературе на тему Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по теме: вольнолюбивая ЛИРИКА ПУШКИНА


Тема: «ХОЧУ ВОСПЕТЬ СВОБОДУ МИРУ» (вольнолюбивая ЛИРИКА ПУШКИНА)

Цели: раскрыть понятие «вольнолюбивая лирика»; продолжать обучать анализу стихотворений.

Ход урока

I. Работа по теме урока.

1. Слово учителя.

Александр Сергеевич Пушкин стал родоначальником той великой русской классической литературы, которая сильна своей духовностью, гуманностью, своей верой, надеждой и любовью. Верой в добро и справедливость, надеждой на Россию и ее народ, любовью к безграничному миру и к жизни во всех ее проявлениях. Его творчество - уникальное явление. Вбирая в себя все предшествующие литературные эпохи, оно завершает процесс развития литературы своего времени и в то же время, создавая новый язык, рождая новые темы и жанры, стоит у истоков современной русской литературы, открывая дорогу в будущее. Творческий мир Пушкина един в своем удивительном разнообразии. При всем богатстве тем и жанров (в последнем отношении творчество Пушкина энциклопедично - охватывает все жанры современной ему литературы) центральным стержнем его всегда остается лирика. Лирическая поэзия Александра Сергеевича Пушкина, с одной стороны, предельно конкретна, биографична, связана со случайностями изменчивых жизненных обстоятельств, а с другой - предельно обобщена, философична, просматривает сквозь пестроту событий, вызывавших то или иное стихотворение, самую глубину жизни. Основными мотивами творчества поэта являются: тема любви, свободолюбивая лирика, тема поэта и поэзии, стихотворения, посвящённые теме дружбы.

Одна из важнейших тем лирики Пушкина - тема свободы. Свобода для Пушкина - высшая жизненная ценность, без нее он уже в юности не мог представить своего существования. Свобода - основа дружбы. Свобода - условие творчества. Жизнь без свободы для него окрашивалась в мрачные и зловещие тона. Даже судьба (в значении предопределенности жизни), которая у поэта всегда связывалась с представлением о несвободе (ибо человек, по Пушкину, зависит от ее всевластия), становилась «святым провиденьем», когда сквозь ее тучи брезжил луч свободы. Представления о свободе всегда были основой пушкинского мировоззрения.

Слово «свобода» и близкие ему по смыслу слова «вольность», «воля», «вольный» - ключевые слова пушкинского словаря. Это слова-сигналы, с широким кругом значений, вызывающие разнообразные ассоциации. В любом поэтическом тексте это «знаки присутствия» самого поэта. В лирических произведениях Пушкина эти слова-знаки выражают его мысли о направлении движения и о цели жизненного пути человека, о смысле его существования.

Уже в стихотворениях 1817-1819 гг. свобода становится то высшим общественным благом - предметом «похвального слова» («…Хочу воспеть свободу миру», ода «Вольность»), то целью, к которой устремлен поэт вместе с друзьями-единомышленниками («звезда пленительного счастья»), то путем от заблуждений и суетной жизни к «блаженству» истины и мудрости («Я здесь, от суетных оков освобожденный, / Учуся в истине блаженство находить»), то смыслом поэтической «жертвы» («Свободу лишь учася славить, стихаем, жертвуя лишь ей…») и обозначением душевного состояния поэта («тайная свобода»). Свобода для юного Пушкина - не просто слово из словаря вольнодумцев. Свобода - это его точка зрения на мир, на людей и на самого себя.

2. Чтение и анализ стихотворений.

1) Стихотворение «К Чаадаеву».

Само название указывает на жанр стихотворения - это послание. Жанр определяет и композицию - стихотворение построено в форме обращения к другу:

…Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Оно носит личный, даже интимный характер. Чаадаев - друг, единомышленник, к которому Пушкин обращается как бы перед лицом тех, кто связан узами дружбы и общей целью. Почему поэт призывает отдать отчизне «души прекрасные порывы»? Причина - в ненависти к самодержавию, стремлении к свободе.

Перечитаем конец стихотворения:

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

Высокий эмоциональный настрой, боевой, мобилизующий на борьбу дух, выраженный в призывных интонациях, - все это создается особыми средствами словесного выражения. Синтаксис стихотворения отличается простотой и стройностью. Инверсия употребляется только в стилистических целях, т. е. как средство художественной выразительности. Своеобразна лексика стихотворения. Выражая в нем идеи декабристов, Пушкин использует слова высокого стиля: «внемлем», «отчизны», «упованье», «воспрянет». Кроме того, в стихотворении есть общественно-политические термины, которые были распространены в дворянских революционных кругах: «гнет», «роковая власть», «вольность», «самовластье».

Изобразительно-выразительные средства усиливают эмоциональный накал стихотворения. Это эпитеты: «под гнетом власти роковой», метафоры: «но в нас горит еще желанье», «пока свободою горим», «наобломках самовластья», «звезда пленительного счастья»; сравнение:

Мы ждем с томленьем упованья

Минуты вольности святой,

Как ждет любовник молодой

Минуты верного свиданья.

Усиливает призывность интонации и ритм: стихотворение написано 4-стопным ямбом. Оно представляет собой 1 строфу, состоящую из 21 строки с разнообразной рифмовкой: первые четыре строки - рифма перекрестная, вторые 4 строки - кольцевая, третьи 4 строки - кольцевая, четвертые 4 строки - перекрестная, последние 5 строк - перекрестная (ababa). Боевой, призывный тон стихотворения создается и чередованием мужских и женских рифм, а также словесной инструментовкой центральной части стихотворения: горим, друг, прекрасные порывы.

- Что возникает в финале стихотворения? (Возникает образ будущего, в котором небо подает весть об обновлении России, о наступающей поре свободы («звезде пленительного счастья»); Россия, словно богатырь, «вспрянет ото сна», а свободные люди увековечат память о тех, кто страстно верил в свободу, «на обломках самовластья». Пушкин не имел в виду падения монархии, «самовластье» у него - это тирания, деспотизм.)

2) Стихотворение «Анчар».

А вот следующее стихотворение может быть прочитано и как философская притча, отразившая мысли поэта о добре и зле, о власти и человеке, и как политическая аллегория (хотя сам Пушкин протестовал против аллегорического истолкования стихотворения). В контексте современных экологических проблем символика «Анчара» приобретает новый смысл: вмешательство человека в жизнь природы, познание им разрушительной силы «смертной смолы» ведут к обострению конфликтов между людьми, к гибели человечества.

Стихотворение «Анчар», написанное в 1828 г., свидетельствовало о верности Пушкина идеям декабризма.

В основе его - древняя легенда о дереве смерти. Идейный смысл стихотворения выражен с предельной точностью: путь к анчару - подвиг. Дело ведь не в смелости и не в верности раба, а в его послушании, то есть в предельном подчинении его чужой воле, «властному взгляду» (даже не «властному слову»).

Стихотворение построено на контрастах, прежде всего в композиционном отношении: древо смерти - и идущий к нему человек, раб - и владыка. В восьмой строфе контраст выражен с наибольшей силой:

И умер бедный раб у ног

Непобедимого владыки.

Казалось бы, стихотворение завершено, противоречие раскрыто. Но Пушкин находит новый, еще более трагический поворот темы: ради чего погиб бедный раб, ради чего совершен его хотя и подневольный, но подвиг? И последняя строфа еще более расширяет идейный смысл стихотворения. Владыке нужны послушные, как раб, стрелы, чтобы он с ними

…Гибель разослал

К соседям в чуждые пределы.

Гуманистический пафос здесь достигает особенной силы. Композиция, построенная на контрастах, передает накал общественной борьбы, который только что нашел свое выражение в восстании декабристов 1825 г., и в то же время в этих контрастах выражается характер лирического героя, смело и непримиримо обнажающего всю остроту противоречий деспотического строя.

Стихотворение написано 4-стопным ямбом. Композиционно его можно разделить на 4 части: первые 5 строф - описание анчара. Первые 2 строки шестой строфы - приказ владыки; далее - описание судьбы раба; последняя, девятая, строфа говорит о царе.

Звучание стиха резко меняется при переходе ко II композиционной части. Здесь от описания анчара Пушкин переходит к основному противоречию, к основному конфликту. Здесь - центр трагедии, потрясшей лирического героя. Как же звучит его голос? Пушкиным собраны тут все средства звуковой выразительности.

Повторение слов естественно сменяется повторением звуков ([а]: Послал к анчару властным взглядом).

Третья часть - это история раба, и она имеет интонационную и ритмическую концовку.

Единство всех элементов и определяет художественную силу и убедительность речи литературного героя - носителя переживания, составляющего непосредственное содержание стихотворения «Анчар».

3. Стихотворение «Арион».

Море - любимый образ Пушкина, символ веры поэта.

В чем тайна пушкинского моря? Почему оно столь контрастно: то «смиренный парус рыбарей хранит» и, стало быть, как он, смиренно; то «взыграет неодолимо»? Как входят в него человеческие судьбы? Вот сколько вопросов. А ответить на них нам поможет «море», заполненное людьми, образы которых становятся зримее, ярче мятежного пейзажа - символа свободы.

Догадались? Мы читаем «Арион» Пушкина.

- Как построил поэт свой «Арион»? Море и челн с пловцами фигурируют в стихотворении… А кто же все-таки его герои?

(Подготовленный ученик может напомнить древнегреческий миф об Арионе, поэте, спасенном и вынесенном на берег дельфином.)

- В чем смысл заглавия? Сравните стихотворение Пушкина с греческим мифом.

- Почему стихотворение, посвященное «пловцам», тем не менее отдано «таинственному певцу», если угодно - себе: «Пловцам я пел…»?

- Как вы встретили развязку стихотворения? Неожиданна ли она? Поняли ли вы поэта: почему он завершил стихотворение спасением певца, только его одного: «Лишь я, таинственный певец, на берег выброшенВ своих документах царское правительство утверждало, что идеи декабристов низменны и безумны, что заговор был составлен "горсткой извергов". Великий русский писатель-революционер А.И. Герцен вспоминал, что после подавления восстания аристократы отвернулись от арестованных. "Никто (кроме женщин) не смел показать участия, произнести теплого слова о родных, о друзьях, которым еще вчера жали руку, но которые за ночь были взяты. Напротив, явились дикие фанатики рабства, одни из подлости, а другие хуже - бескорыстно".

- Как на фоне этих фактов общественной жизни можно оценить послание Пушкина декабристам?

Возможный ответ: Нужно было обладать верность, преданностью друзьям и редкой смелостью, чтобы в этих условия написать такое стихотворение.

- Каков центральный поэтический образ стихотворения "Во глубине сибирских руд"? (Образ надежды.)

- Как стихотворение дополняет ваши знания о личности поэта? (Верный товарищ и друг, свободолюбивый человек.)

- Что такое эпитет?

- Что, по-вашему, имел в виду поэт, говоря о скорбном труде декабристов? Почему их терпение назвал гордым, "стремленье дум" - высоким, а свой голос - свободным?

- Почему поэт так уверен: "Не пропадет ваш скорбный труд…"?

- Почему, по-вашему, Пушкин вместо слова "шпага" употребляет слово "меч" (ср. выражение "карающий меч")?

Выразительное чтение стихотворения учащимися.

5. Ответ декабристов.

Ссыльный поэт-декабрист А.И. Одоевский написал ответ на послание А.С. Пушкина.

грозою…»?

"После 1825 г. только звонкая и широкая песнь Пушкина раздавалась в долинах рабства и мучений; эта песнь продолжала эпоху прошлую, наполняла своими мужественными звуками настоящее и посылал свой голос в далекое будущее. Поэзия Пушкина была залогом и утешением".

Что же значит быть настоящим поэтом?
(Быть настоящим поэтом - это значит нести людям правду, быть всегда и во всём искренним и честным, говорить о том, что тревожит сердца людей, помогать им в поисках ответов на многие вопросы, поднимать злободневные темы.)
- Что же значит истинная поэзия?
(Истинная поэзия та, которая тревожит сердца, не оставляет равнодушными, которую хочется перечитывать по нескольку раз.)

ПРОРОК

- Прочитаем, какой ответ на этот вопрос даст нам библейский текст.
10. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи они сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтоб Я исцелил их.
11. И сказал я: надолго ли, Господи? Он сказал: доколе не опустеют города, и останутся без жителей, и домы без людей, и доколе земля эта совсем не опустеет.
12. И удалит Господь людей, и великое запустение будет на этой земле.
13. И если ещё останется десятая часть на ней, и возвратится, и она опять будет разорена; но как от теревинфа и как от дуба, когда они срублены, остаётся корень их, так святое семя будет корнем её».

Третья остановка.

- Почему же народ не смог услышать пророка?
(Потому что народ был грешен, груб сердцем.)
- Как приняли проповедь пророка?
(Проповедь пророка наталкивается на непонимание слушателей. Бог не желает этого ожесточения, но предвидит его; включаясь в Его замысел, пророк открывает грех, таящийся в глубине сердца, и ускоряет Суд.)
- В чём смысл слов «Надолго ли, Господи?»?
(Пророку трудно примириться с окончательным осуждением своего народа. В Своём ответе Господь, не погашая этой надежды, возвещает, что спасению будет предшествовать тяжкое испытание».)
- Есть ли надежда на спасение Израиля?
(Да. Залог надежды изображён аллегорически. «Израиль не будет истреблён окончательно, но возродится, подобно срубленному дереву, сохраняющему в корнях силу жизни для новых побегов».)
- То есть, при каком условии возможно возрождение?
(При условии духовного очищения. Только тогда святое семя снова пустит корни.)
- Название и содержание стихотворения Пушкина «Пророк» позволяют предположить обращение Пушкина к библейской книге пророка Исайи, который находился в отчаянии, видя, что окружающий его мир погряз в беззаконии и пороках. В поэзии декабристов образ библейского пророка воплощал гражданское достоинство и цареборческий дух. У Пушкина этот образ символизирует идеального поэта. Время написания стихотворения - 1826 год. Это была тяжелая для Пушкина пора духовного кризиса, вызванного известием о казни декабристов.

2. Чтение стихотворения «Пророк».

3. Анализ стихотворения.
Перед началом фронтального анализа раздаю парам задания для самостоятельной работы.
Задание № 1.
Выпишите использованные в стихотворении устаревшие и старославянские слова и укажите их роль в стихотворении.
Задание № 2.
Какие изобразительно-выразительные средства помогают автору в выражении идеи?
Задание №3.
Подсчитайте, сколько глаголов использовано поэтом в 30 строчках стихотворения. Какова их роль?

а) Фронтальная работа.
- Определите жанр этого стихотворения и аргументируйте свой выбор.
(Притча - небольшой рассказ нравоучительного характера, содержит поучение в иносказательной, аллегорической форме. Легенда - народное предание о выдающемся событии или поступке человека. Но библейская легенда - это лишь художественный приём, за аллегорией и символикой отчётливо проступают мысли Пушкина о высоком назначении поэта и поэзии.)

- Объясните значение выражений: «духовная жажда», «пустыня мрачная», «горний ангелов полёт», «вещие зеницы», «грешный язык, и празднословный, и лукавый», «отверстая грудь».
(«Духовная жажда» - неудовлетворённость, мучительная душевная тоска, острая потребность человека в проявлении добра, любви, сочувствия; «пустыня мрачная» - олицетворение гнетущей атмосферы, в которой оказался одинокий путник; «горний ангелов полёт» - находящийся на нравственной высоте; «вещие зеницы» - глаза, видящие скрытое для других, вещающие; «грешный язык, и празднословный, и лукавый» - символизирует человеческие недостатки: стремление к лукавству, лести, склонность к пустым разговорам; «отверстая грудь» - разорванная грудь, открытая.)

- «Пророк» - стихотворение сюжетное. Назовите действующих лиц.
(Путник - поэт, шестикрылый серафим, Бог.)

- О чём говорится в первом четверостишии?
(Первое четверостишие - это экспозиция и одновременно завязка, изображающая поэта, томимого духовной жаждой и стоящего на перепутье. В более раннем варианте у Пушкина были строки «великой скорбию томим», прямо указывающие на его переживания по поводу казни декабристов.)

- Каким показан путник вначале?
(Одиноким, полумёртвым, с трудом перемещающимся по пустыне, совершенно бессильным, опустошённым. Кроме того, он ещё и бесцелен: он находится на перепутье.)

- Завязка - появление серафима. Какую роль в судьбе поэта он сыграл?
(«Пустыня мрачная» озаряется явлением серафима, который энергично и стремительно начинает спасать путника. Начинается чудо оживления одинокого и усталого поэта. Серафим, проводя кровавую операцию, наделяет его новыми качествами.)

- Далее - развитие действия. Каковы поначалу действия серафима?
(Очень осторожны: «Перстами лёгкими как сон моих зениц коснулся он». Серафим нарушает предшествовавший этому покой, преображает путника, убирает всё человеческое, грешное: открывает ему глаза, уши, даёт мудрый язык, объективно думающее сердце.)

- Как показано усиление воздействия Божьего посланца на путника? Проследите по тексту.
(Градацией глаголов: коснулся - вырвал - рассёк.)

- А каковы последствия этих действий?
(Драматичные: «Отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы», «И внял я неба содроганье». Так как это был обычный смертный, то такие страдания не могли окончиться бесследно, ведь освобождение от человеческой природы рождает страдания: «Как труп в пустыне я лежал».)

- Каким стал прежде усталый путник?
(Совершенно другим. Для него теперь нет тайн, он открыт всему миру, и это прекрасно и страшно одновременно.)
- А стал ли он пророком? В какой момент это произошло?
(Когда он услышал голос Бога, дающего ему цель.)

- Какова теперь его новая миссия, миссия пророка?
(Миссия пророка ужасна и одновременно прекрасна: «глаголом жечь сердца людей», очищать мир от скверны, а это невозможно без страданий. Голос пророка должен быть правдивым и мудрым, а сердце - горячим, полным вечно живой любовью к людям.)

- Каково символическое значение слов: «Восстань, пророк...»?
(Это не только призыв путнику встать, так как он лежал, как труп, это пробуждение к протесту, к сопротивлению тому, что видит и что слышит пророк вокруг себя.)

- К каким действиям призывает Бог пророка?
(Бог взывает к новому пророку наказать людей за их грехи.)

- А для чего это нужно?
(Для очищения, нравственного возрождения. Чтобы стать голосом Бога, необходимо от многого отрешиться. Эти слова были слишком смелыми для 1826 года, но Пушкин твёрдо выражал своё мнение.)

- Какова тема этого стихотворения?
(Темы две: жестокое преображение человека и горькая миссия пророка.)

- Какова авторская идея? Ради чего Пушкин написал это стихотворение?
(Поэт верил, что когда-нибудь на землю придёт пророк и накажет людей за их грехи, в частности, правительство за неоправданное, по его мнению, наказание декабристов. Пушкина настолько переполняют эмоции по поводу убитых или сосланных в Сибирь друзей, что в прямой форме он их сразу вылить не может, к тому же сделать это ему мешает возможность разоблачения его стихов и наказания за сообщничество с декабристами, он использует косвенную форму.)

б)Проверка заданий, выполненных в парах.
Задание №1. Выпишите использованные в стихотворении устаревшие и старославянские слова и укажите их роль в стихотворении.
(Старославянизмы: влачился, жажда, вещий, содроганье, прозябанье, празднословный, глас, воззвал, восстал, виждь, внемли, глагол.
Устаревшие слова: персты (пальцы), зеницы (глаза), уста, десница (рука), серафим, пророк.
Старославянские и устаревшие слова в стихотворении позволяют раскрыть высоким слогом тему творческого служения поэта людям. Они создают напряжённый тон, взволнованность, эмоциональность, торжественность.)

Задание № 2. Какие изобразительно-выразительные средства помогают автору в выражении идеи?
(Эпитеты: «пустыня мрачная», «лёгкими перстами», «вещие зеницы», «грешный язык», «кровавая десница», «трепетное сердце».
Сравнения: «перстами лёгкими, как сон», «как у испуганной орлицы», «как труп в пустыне я лежал».
Инверсия прилагательных: «сердце трепетное», «десницею кровавой».
Анафора: 13 строк стихотворения начинается союзом И, что указывает на быстротечность и непрерывность превращений поэта в пророка.

Синтаксический параллелизм: И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье».

Использованные автором художественные средства позволяют показать драматизм превращения поэта в пророка.)

Задание №3. Подсчитайте, сколько глаголов использовано поэтом в 30 строчках стихотворения. Какова их роль?
(В 30 строчках стихотворения Пушкин использовал 23 глагола, которые отличаются особой выразительностью, богатством лексических значений. Они обозначают либо действие-поступок, либо повеление действовать. Среди всех глаголов - 5 глаголов в повелительном наклонении, остальные глаголы в прошедшем времени.)

в) Возвращение к стратегии «До и после».
- Как изменились, обогатились ваши представления о поэте и задачах поэзии после анализа стихотворения «Пророк»? Заполните правую колонку таблицы.
- Что нового вы включили в неё?

г) Сопоставление двух стихотворений Пушкина.
- На модульных уроках мы изучали цикл стихотворений Пушкина «Подражание Корану». Заключительным стихотворением цикла является стихотворение «И путник усталый…». Сопоставим это стихотворение с «Пророком», заполним сводную таблицу.

«И путник усталый…»

Линия сравнения

«Пророк»

Герой блуждает по знойной пустыне.

Где оказался герой стихотворения?

Герой блуждает по мрачной пустыне.

Пустыня - знойная местность, доставляющая физические трудности.

Что есть для него пустыня?

Пустыня - мир людей, погружённых в суету каждодневных забот.

Путник усталый томится от жажды, вызванной зноем пустыни. Он не терпит физических лишений.

Причина страданий героя?

Путник томится духовной жаждой, он жаждет Бога. Он устал от одиночества и праздности, от земных сует.

Путник ропщет на Бога, потеряв надежду на спасение, не верит в заботу творца о своём творении. Он привязан ко всему земному.

Отношение героев к проблеме?

Герой оставил все земные привязанности позади, чтобы стать к Богу ближе.

Сон долог, но физически, духовно не ощутим.

Сон в жизни героев?

«Лёгкие как сон» персты ангела - это и смерть, и воскресение волею Бога.

После произошедшего чуда он снова обретает молодость, даже верную ослицу. Он стремится к своим прежним земным благам. Но он ощущает и святые восторги, а это уже знак начала подлинного духовного воскрешения. Он с богом пускается в путь.

Каков герой в финале стихотворения?

Он уже не может жить прежней, обычной жизнью, он теперь - образец высокого служения Богу и людям. Он пророк, который выполняет волю Бога.

Символ поэта, вдохновенного богом, но не отказавшегося от прежних земных благ. Отсутствие жертвенности.
Человек - поэт.

Символика образа.

Символ поэта-пророка, проповедника слова Божия, символ высочайшей ответственности перед людьми и Богом. Символ жертвенности. Поэт - пророк.

- Как изменились взгляды Пушкина? Цикл «Подражание Корану» написан в 1824 году, «Пророк» - в 1826 году.
- Пушкин приходит к выводу, что стать истинным поэтом - пророком можно лишь отказавшись от мирских страстей и желаний, от земных благ и комфорта, полностью посвятив себя духовному совершенствованию, служению народу и Богу. Стихотворение «Пророк» создаёт образ идеального поэта, глашатая высоких помыслов, божественных идей - пророка. Несомненно, образ пророка шире образа поэта, но истинный поэт, в понимании Пушкина, всегда пророк. Он не принадлежит себе, он исполняет волю Бога. Отныне для поэта нет тайн ни на земле, ни под водой. Это возвышает его над людьми, но вместе с тем и накладывает огромную ответственность. В минуты творческого вдохновения поэт обретает нечеловеческую обостренность видения мира, он отрешается от своего обычного состояния и внутренним взором может постичь то, что недоступно обыкновенным людям.
- Обратимся к эпиграфу. Прокомментируйте его смысл.

Стадия рефлексии

1. Работа с цитатами.

  1. Литературовед В. Непомнящий пишет: «Пророк» написан не словами, а огнём и кровью». Согласны ли вы с данным утверждением? Аргументируйте своё мнение.

  2. Литературовед В. Непомнящий пишет: «Весь мир ради человека - это главный смысл «Пророка» … вся истина художественного мира Пушкина». Согласны ли вы с мнением критика. Аргументируйте свой ответ.

  3. Философ, священник С. Булгаков заметил, что «в зависимости от того, как мы уразумеваем «Пророк», мы понимаем и всего Пушкина». Согласны ли вы с мнением философа? Аргументируйте своё мнение.

2. Работа над синквейном.

Поэт.
Честный, преданный.
Видит, понимает, говорит.
Исполнен святой воли Бога.
Пророк.

Опорные слова: носитель правды, воплощение высшей справедливости, высшая мудрость, всезнание.

Домашнее задание.

Прочитать «Памятник» Горация, Державина и Пушкина, найти общие и отличительные черты. Составить сводную таблицу, самостоятельно определив линии сравнения.

II. Итог урока.

Домашнее задание: выучить одно из стихотворений наизусть, подготовить анализ стихотворения.



© 2010-2022