Интегрированное мероприятие по литературному краеведению Зимний вернисаж

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сценарий интегрированного мероприятия по литературному краеведению

в 5 классе «Зимний вернисаж»

Падерина Ирина Александровна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «Раскатихинская СОШ» Притобольного района

Ход урока:

  1. (слайд № 1). Слово учителя (под музыку С.Рахманинова)

Я рада приветствовать вас, ребята, на нашем мероприятии, тема которого - зима. Все здесь будет овеяно этим прекрасным временем года и чувством любви к природе родного края. Ну что ж, начнем. Мы слушаем с вами музыку прекрасного композитора Сергея Рахманинова. Какие мысли и чувства возникают у вас? Нравится ли вам эта музыка? А сегодня мы познакомимся с поэзией нашего края о зиме. Наше мероприятие называется «Зимний вернисаж»

(слайд №2). Цель - создание атмосферы творчества, способствующей развитию творческих способностей личности обучающихся

(слайд №3) На мероприятии мы попытаемся решить следующие задачи.

2. (слайд №4) Стихотворение А.Баевой « Вот опять закуролесила…». Читает ученик. (стихи в Приложении)

II. (слайд №5) Учитель: Не правда ли, чудесные стихи? Я думаю понятно, что сейчас речь пойдет о зауральских поэтах, о тех, кто пленен искусством слова, прозвучат стихи о зиме в Зауралье.

3. (слайд№6) Стихотворение Любови Андреевой «Неожиданно, ярко и молодо…»

4. (слайд№7) Стихотворение Александра Виноградова «От летящего снега бело».

5. (слайд№8) Стихотворение Надежды Рождественской «Полей раскинуты холсты…»

6. (слайд№9 -11) Стихотворение Бориса Черемисина «Февральские вьюги особые…»

7. (слайд№12-14) Стихотворение А.Баевой « Парные выпали снега…»

8. (слайд №15) Стихотворение А.Баевой «Ох и строга, и холодна…»

9. (слайд №16-17) Стихотворение Сергея Шохирева

«Летит, кружится первый снег…»

10. (слайд№18)Стихотворение Сергея Шохирева «Художница Зима»

III. Мы услышали прекрасные стихи, ярко и красочно изображающие зимнюю природу. Давайте рассмотрим, какие образы рисуют поэты в своих произведениях. Вы будете работать в группах: составим словарик слов и выражений, помогающих образно представить великолепную картину зимы. Ребята выполняют под музыку задание. У каждой группы листы с напечатанными прозвучавшими на уроке стихами. (Звучит музыка Чайковского «Времена года»)

Зима

Лес, деревья

Снег

Цвет

Звук

Жизнь

Закуролесила разукрасила; зимушка корявая, озорная да кудрявая; зима не будет знать кручин, морозу старому доверяясь; тройкою зимушка катится; зима - сударушка; русская чудо-метелица; строга, холодна; пусть помнят Зиму в белый плат округу наряжающей; зима - сказочный мираж; художница Зима.

Деревья в свой наряд самый чистый и древний; а снегири горят там на ветках, что розы; дремлет лес; дома, деревья - все в движенье; румяные березы; лес стал похож на стражу;

Вечен остров с рождественским бором

Снега хрусткого; неожиданно, ярко и молодо белый снег шел по спящему городу; от летящего снега бело; ворсистый от хвои сугроб; ложатся снежные цветы; парные выпали снега молочной белизны; летит, кружится первый снег, мир укрывая одеялом; снег нежен, как лебяжий пух; снега, что зеркала

Ясный день; огни одноглазыми совами над улицами вознеслись; осветленные стога; пейзаж сплетен из серебра и нитей белой акварели; чист и легок первый снег; пурпуровый закат; румяные березы; зеленая луна

Поземку завела; чтобы песнями с проталин зазвучать сумели всем; замер день; поют хрустальные свирели; музыка зимы привычно мелодией ласкает слух; вьюги; пурга-круговерть; ветра да вьюги-падеры

Чтобы дети счастливыми были, когда снежную бабу лепили; знобящие тени тревоги; вал времен; остров с рождествен-ским бором; человек подбросит хлебца да сальца…зиму-ющим на снег; замер день на целый век; дороже сердцу нет такого вернисажа

Выступления ребят со своими наблюдениями.

III. Прослушайте музыку Свиридова «Метель». Какие ассоциации возникли у вас? Назовите самые красочные обороты в вашей таблице.

  • Зима - сказочный мираж

  • Лес стал похож на стражу

  • Парные выпали снега молочной белизны

  • Снег нежен, как лебяжий пух

  • Пейзаж сплетен из серебра и нитей белой акварели

  • Музыка зимы привычно мелодией ласкает слух

  • Дороже сердцу нет такого вернисажа (слайд № 19)

- Какие художественные приемы помогли авторам стихов создать такие незабываемые образы?

* Метафоры *Эпитеты * сравнения

IV (слайд №20) Я предлагаю вам выполнить творческую работу: создать рассказ «Зимняя сказка» (Марина, Наташа, Лена), индивидуальное задание Ефим и Алеша - создать ВЕРЛИБР (белый стих) по опорным словам. (под музыку Чайковского). Остальные ребята работают с текстом о зиме.

Предлагаемый текст:

Зима ц…пляется снежными крыльями за крыши домов. Она заворачивает…ся в пуш…стые сугробы как в шубу прим…ряет на платье бахрому инея (см.Приложение)

Опорные слова: Зимы таинственная сила, ласковый шум вьюги и т.д.(см.Приложение)

ПАМЯТКА ДЛЯ СОЗДАНИЯ ВЕРЛИБРА(см. Приложение)

Проверка творческой работы.

-Какие художественные приемы помогли создать такой выразительный текст?

V. Красота родной природы передана не только в поэзии, но и в живописи.

Работа с видеофильмом «Зима в русской живописи»

- Как созвучны картины природы и музыка?

- Какие стихи вспомнились вам при просмотре видеофильма?

(слайд № 21) Сегодня мне хочется познакомить вас с нашим зауральским художником Г.А.Травниковым. Его работы - это гимн отчему краю, его обитателям, признание любви к родному Зауралью, призыв к людской доброте и мудрому отношению к земле, на которой мы с вами родились и живем.

(слайд №22) Давайте рассмотрим картину «Полет сороки».

- Что хотел показать нам автор?

- Понравилась ли вам картина?

(слайд №23) Перед нами картина «Вечер в Боровлянке».

- Какие краски преобладают в этой картине?

- Как вы думаете, что чувствует автор?

(слайд №24) Давайте рассмотрим картину «Мороз и солнце».

- Стихотворение какого автора могло бы раскрыть содержание картины?

- Передайте чувства художника и его настроение?

VI. (слайд № 25) Подводя итог урока, я хочу попросить вас создать зрительный образ - видеому на тему нашего урока.

Сейчас мы посмотрим видеофильм «Зима. Шопен (вальс)

- Понравился ли вам видеофильм?

- Какие чувства он пробудил?

А сейчас включим фильм еще раз, и под вальс Шопена вы будете выполнять задание.

Изобразите красками и кистью настроение на данный момент, какого оно цвета, подберите и напишите слова, соответствующие вашему настроению и выбранному цвету. Обобщите одним понятием, которое бы подвело итог урока. Выступления ребят.

VII (слайд №26)

Вывод: Я думаю, ребята, наша встреча удалась. Мы наполнили ее чарующими звуками музыки, слова, яркостью творческих проявлений. Каждый попробовал себя в роли творца, поэта, исследователя, прикоснулся к великому миру искусства. Ведь, по словам Д.С.Лихачева, «жизнь - самая большая ценность, какой обладает человек. Если сравнить жизнь с драгоценным дворцом со многими залами, то самый большой зал в этом дворце, настоящий тронный зал - это зал, в котором царствует искусство. Это зал удивительных волшебств. И первое волшебство, которое он совершает, происходит не только с самим обладателем дворца, но и со всеми приглашенными на торжество».

И сегодня на уроке, который стал торжеством искусства, каждый, я думаю, сумел почувствовать магическую силу поэзии и живописи, музыки и искусства слова, каждый узнал много нового и интересного об искусстве родного края.

Литература и ресурсы Интернет:

  • ekmn.ru//nature/snoul6;

  • Animashka.info/photo/shivoj_mir;

  • Travnikov.ru/al-shk2.html;

  • museum - n - d.ru/pointers

  • Видео@Mail.Ru

qo.mail.ru./search_video?q=...43/164&d=384460892&siq=0d43591c84

qo.mail.ru./search_video?q=.../65/13&d=235502469&sid=879a546e37

video.mail.ru/mail/irina-1964-2011/_my.video?pade=1

my.mail.ru/irina-1964-2011deoabccfa59554b89de&vid=338318310//











4


© 2010-2022