Урок-суд по пьесе Лермонтова Маскарад

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Урок-литературный суд по проблемам и образам драмы М.Ю.Лермонтова «Маскарад»

Основные мотивы пьесы - карточная игра и костюмированные балы с их обязательной интригой - наиболе6е распространенные увлечения современной Лермонтову дворянской молодежи, а образы были настолько типичны, узнаваемы, что к каждому персонажу находилось несколько прототипов.

При шуме музыки и пляски,

При диком шепоте затверженных речей,

Мелькают образы бездушные людей,

Приличьем стянутые маски…

Милостивые дамы и господа, вы присутствуете на литературном суде.

И обвинение, и защита, и свидетели должны так построить свои выступления, чтобы были разрешены следующие проблемы.

Проблемы: 1. Маски света: любовь, цинизм, искренность, жестокость, честь, обман, месть, волокитство, корысть. Что истинно? Что ложно?

2. «Вы человек иль демон?» (Насколько преступен Арбенин?)

3. «Тайным преступлением высокий ум его убит…» (Арбенин - жертва возмездия или орудие зла?)

Начинаем заседание.

П. Судебный процесс.

СЕКРЕТАРЬ. Встать! Суд идет! (Судья занимает место). Прошу садиться.

СУДЬЯ. Многоуважаемые господа и дамы!

Слушается дело по обвинению Евгения Арбенина в отравлении жены с целью решения поставленных проблем.

Господин обвинитель, Ваша задача: опираясь на материал драмы, показания свидетелей, построить свою речь на строгой системе вопросов, чтобы доказать виновность подсудимого.

Господин защитник, Ваша цель: добиться более милостивого отношения к своему подзащитному, постараться оправдать пороки, которые он имеет, объяснить зависимость его поступков от общественной среды.

Свидетели не должны скрывать фактов по делу, а излагать их перед судом в том свете, в каком они имели место в реальной действительности.

Все присутствующие фиксируют ход судебного разбирательства и в протоколе, делая выводы из прослушанных речей. В конце заседания мы должны иметь завершенную картину злодеяния, дающую исчерпывающее представление о совершенном.

Вызывается обвиняемый по делу Евгений Арбенин. Представьте своего героя так, чтобы у присутствующих сложилось наиболее полное представление о нем, его поведении, мотивах, нравственном облике.

АРБЕНИН.

Опустошение, вышел из горнила жизни постаревшим душой, холодным, циничным, страдающим. И вот тогда, напрасно и глупо погубив юность в кругу обманщиц милых и осознав, что мне чужд свет, я пустился в пучину разврата и зла, забыв о чести и приличиях, чтобы испытать хотя бы видимость волнения, разыграть кровь и на время избавиться от скуки.

Но чтобы здесь выигрывать решиться,

Вам нужно кинуть все: родных, друзей и честь,

Вам надо испытать, ощупать беспристрастно

Свои способности и душу по частям.

Я делаю попытку обрести гармонию в семье. В Нине, в любви к ней я нашел источник возрождения.

Я вижу: что Творец тебя в вознагражденье

С своих небес послал ко мне…

Все, что осталось мне от жизни, это ты:

Созданье слабое, но ангел красоты:

Твоя любовь, улыбка, взор, дыханье…

Я человек, пока они мои,

Без них нет счастья, ни души

Ни чувства, ни существованья.

Но вот катастрофа. Мир счастья и покоя разрушен. Не ожидая подлого удара, тем более от Нины, становлюсь жертвой жестокой интриги. Теперь возлагаю вину на Нину и князя Звездича за то, что мои надежды разрушены. Ослепленный недоверием, ревностью, обманутыми надеждами, я решаю сначала отомстить князю и убить его, но отказываюсь от этого замысла. Зачем кровь? Я уничтожаю князя бесчестием, бросая карты, уличив его в шулерстве и отказавшись от поединка как от недостойного противника, запятнавшего честь дворянина.

Я думал, я был уверен, что видимое лицо Нины - маска. Надев настоящую маску на балу, она осмелела и обнажила подлинную натуру - кокетство, коварство, соблазняющую легкость поведения. Я был уверен, что не ошибался, ведь я-то знаю свет. Я был оскорблен тем, что выглядел смешным.

Измена Нины в моем сознании - больше чем банальная неверность жены. Это крах веры в мир, людей, добро, любовь. Я понял, что зло неистребимо и вечно, а счастье невозможно. Я наказал изменницу и восстановил справедливость, свою честь.

А когда князь Звездич и Неизвестный открывают правду: я убил невиновную, мой «гордый ум» изнемог. Я схожу с ума.

СУДЬЯ. Обвинение, Ваши вопросы к подсудимому.

ОБВИНЕНИЕ (Арбенину):

- Вы знаете, на чем основывается брак?

- Давала ли Ваша жена повод для недоверия, ревности?

- Почему же Вы тогда решили, что свет прав, а не жена, которой Вы должны доверять?

- Когда Ваша жена рассмеялась в ответ на нелепые намеки об измене, вы произнесли:

Дай бог, чтоб это был не твой последний смех.

Что вы имели в виду? Уже тогда Вы задумали убийство? У Вас уже тогда зародилась мысль о смертельном отмщении?

Вызывается Нина.

Настоящее имя Нины - Настасья Павловна, его произносит на балу в драме «Маскарад» герой с провинциальным именем Петков, чуждый светскому обществу.

Двуименность героини является предвестником последующей трагедии Нины.

Светской "жизни тяготенье" мучительно Нине. Полная тяжелых предчувствий, она умоляет Арбенина "кинуть свет": "В деревне молодость свою я схороню, оставлю балы, пышность, моду и эту скучную свободу".

Она тяготится мнимой скучной свободой, которая ей предоставлена...

Когда Арбенин увидел Ваш браслет у князя, он вел себя странно. В этот момент Вы не сомневались в его искренности и любви к Вам?

НИНА: Да, действительно, не обнаружив браслета на моей руки, мой муж вел себя странно. Он с подозрением и возрастающим цинизмом выспрашивал у меня, где я оставила браслет. Любил ли? Я была слишком юна и неопытна, чтобы понимать глубину его чувства ко мне, если она и была. Ведь внешне он крайне мало и редко это проявлял, даже порой касался равнодушным, не ревновал ни к кому.

Вы съели отравленное мороженое, которым «угостил» муж. Как вы думаете, почему он поверил свету, а не Вам, Вашей искренности?

НИНА: Я пыталась оправдаться, но ослепленн6ый, озлобленный муж не давал мне вымолвить и слова, не мог слышать мои мольбы. Он поверил лживому, циничному свету, а не мне, своей верной жене. Я не знаю, почему он поддался сплетням света.

СУДЬЯ: Просим вызвать для дачи свидетельских показаний баронессу Штраль. Вы светская дама. Вы уважаете Арбенина, дружны с его женой, но в то же время подвергли трагедии их семью. Почему Вы вовремя не раскрыли истину о невиновности Нины?

БАРОНЕССА. Я женщина. Винят в любви лишь нас.

В груди моей бушует страсть,

Боязнь, рассудок, мысли гонит;

И если как-нибудь, забывши света власть,

Она покров с нее уронит,
Предастся чувствам всей душой -

Тогда прости и счастье, и покой!

Свет тут… он тайны знать не хочет!

И в наказаниях жесток!

На балу в маске я проявила свою влюбленность в князя Звездича. Но без маски я не могла показать истинное чувство. Свет бы мне не простил. Я была бы опозорена, поэтому-то не смогла решиться и не открыла истину сразу же. Я никак не предполагала, что пострадает Нина. Я даже была рада, что простоватый и беспечный князь болтает о вчерашнем происшествии, упоминая не меня. Слишком поздно я поняла, в какую беду попала Нина. Видя ревность и бешенство Арбенина, я пыталась восстановить истину, но он уже не слышал никого, кроме самого себя. Я горько раскаиваюсь, не могу вновь бывать в свете, уехала в деревню.

СУДЬЯ. Как видим, Арбенин в начале драмы стоял на перепутье двух дорог: он хотел бы поверить в невинность своего «ангела», но светское общество оплетало его своей паутиной, уводя от правильного решения. Какова роль Казарина в этой трагедии? Прошу вызвать его в качестве свидетеля.

КАЗАРИН. Меня считают другом Арбенина. Но это не совсем так. Вернее, совсем не так. Я знаю правду о невиновности Нины, но не говорю этого Арбенину, а только стараюсь, чтобы Арбенин глубже поверил в виновность жены и всячески подталкиваю его на это. Таков свет. Такова жизнь в свете.

ЗАЩИТА. Вы видите, Казарин - злой гений, искуситель. По словам исследователя Д.Е.Максимова, Казарин - это Мефистофель, скрывающийся под маской бытового персонажа. Арбенин не в силах был перебороть яд этого общества.

СУДЬЯ. Для дальнейшего расследования дела вызывается свидетелем Неизвестный.

Расскажите, как Вы встретились с Арбениным много лет назад. Можете ли вы подтвердить, что и тогда Арбенин был жестоким, бессердечным, любящим только риск, деньги?

НЕИЗВЕСТНЫЙ. Мы встречались с обвиняемым семь лет назад. Тогда я был богат, любим отцом, принят в свете. Но однажды проиграл все, что у меня было. Я умолял Арбенина вернуть, отыграться, но он лишь смеялся. Я потерял все. Жизнь моя была загублена.

ЗАЩИТА. Я соглашусь, в прошлом Арбенин выиграл у Вас в карты. Но это игра, в каждой игре есть победитель и проигравший. Он выиграл у Вас, также Вы могли выиграть у него или у другого человека. Вы взрослый человек и знали, на что играете. В чем же можно обвинять Арбенина? В Вашем легкомыслии? В Вашей неосторожности? Лучше расскажите, что Вы делали на маскараде, на последнем бале Нины, в доме Арбениных после свершения рокового события?

НЕИЗВЕСТНЫЙ. На маскарадном балу я уже предчувствовал, что развязка близка, что возмездие приближается. Но предупреждать Нину… Нет, Нина - самое близкое, дорогое, что было у Арбенина. И тем сладостнее месть, направленная не на врага, а на источник его счастья. Я хладнокровно наблюдал, как Нина попросила мужа принести ей мороженое, как он положил ей яд. Я чувствовал радость и потому, что мой враг не осознавал: кого и что он отравляет. А как сладки минуты свершенной мести, когда Арбенин узнает, что убил невинную, что собственными подозрениями, собственными руками уничтожил свет свой жизни. Он падает мне на плечо, но я отталкиваю его. Я отомщен. Вполне. Я доволен.

СУДЬЯ. Все свидетели выслушаны? Обвинение и защита, что вы скажете в заключительном слове?

ОБВИНЕНИЕ. Обвинение надеется, что решение суда будет справедливым и Арбенин получит положенную меру наказания. Ведь человек рожден чтобы жить, и никто не может отнять у него это право. Никто не вправе судить и наказывать другого человека. Все люди, мужчины и женщины, будь они верными в браке или нет, равны перед законом. Здесь обвиняется светское общество. Но разве Арбенин не принадлежит ему? Разве он не скрывает свое настоящее лицо под маской приличия? Каждый имеет право на свое мнение, на собственную личную жизнь. И если бы Арбенин не хотел, он бы не поддался свету, а доверился любви. Но она для него была недосягаема. И потому он должен ответить за зло, им совершенное. Трагедия «гордого ума» проистекает не только от несовершенства света - она коренится в душе героя-эгоиста; эта трагедия не отрицает любви и добра в мире, но свидетельствует о том, что потеря веры в любовь и добро пагубна для самой глубокой личности.

ЗАЩИТА. Арбенин не виноват в смерти своей жены. Да, он убил ее. Но всякому греху есть причина. Давайте посмотрим на взаимоотношения Арбенина и Нины, на то, как светские знакомые подвели супругов к роковому шагу. Арбенин в первые часы сомнений боится, что жена ему неверна. Он готов оправдать свою возлюбленную. Но будет жесток к предательству, насмешкам. Обратимся теперь к такому факту, как злоумышления Баронессы. Она готова подвергнуть Нину осмеянию в свете. А нечистые действия Шприха? Письмо с двусмысленными намеками князя Звездича, которого распалила баронесса, должно было попасть в руки Нины, но Шприх подбросил его Арбенину. А Арбенин до этого письма еще готов просить прощения у Нины за свои подозрения, в тысячный раз признается в любви. Он любит, любит страстно, пылко. И эту любовь погубили, да-да, и баронесса, и Звездич, и Шприх, и Неизвестный, и Казарин. В чем же причина убийства Нины? Насколько преступен Арбенин? Мы видим, что ум Арбенина отравлен сплетнями, неверием в святость, доброту и красоту. Произнося знаменательные слова «Не я ее убийца», он отчасти прав. Арбенин только орудие в руках законов морали, приличий и привычек света и - шире - того грешного и порочного мира, который ему противостоял и который погубил не только Нину, но и его самого. Истинный убийца Нины не Арбенин.

СУДЬЯ. А сейчас, чтобы подвести итог, заслушаем секретаря.

СЕКРЕТАРЬ. В драме «Маскарад» на первый план выдвигается конфликт социально-философский. Философские проблемы добра и зла, жизни и смерти получают социальное истолкование.

История Арбенина типична для дворянского интеллигента, тесно связанного с светским окружением и впитавшего его мораль и приличия. Два основных мотива - карточной игры и маскарада - приобретают символический и роковой смысл, определяя участь высокого демонического героя и превращая его в преступника и жертву одновременно. Презирая свет, Арбенин живет по его же законам. Он, как и Демон, - лицо страдающее. Искреннее стремление к добру и любви, к естественной прямоте отношений привлекательна в нем. Могучую силу духа и гордую мятежность ума обнаруживает способность к самоанализу, сознательное противопоставление себя светскому обществу. Однако презрение к миру отторгает его от добра, разобщает с людьми. Для Арбенина счастье и добро заключено в Нине. Вне Нины нет ни счастья, ни добра. Но в этом чувстве к Нине открывается и эгоизм. Он не может любить бескорыстно. Любовь демонического героя обернулась эгоистической страстью.

Месть Неизвестного - месть судьбы, ее жестокая, карающая рука. Неизвестный действует теми же подлыми методами, какими расправляется с людьми и светское общество, Казнит Арбенина, в сущности, не Неизвестный - героя казнит Правда, заранее исключенная из нравственной нормы светской черни и ставшая неотразимым оружием Неизвестного. Ум Арбенина повержен в борьбе с ложью, бессилен перед «Правдой» света, которая превращает незаурядного человека в преступника.

Трагедия коренится и во внешнем мире, и в самой личности, разъедаемой внутренними противоречиями. Печать обреченности, лежащая на Арбенине -трагическом герое, обусловлена и виной века, и виной личности. В образе Арбенина намечается типично лермонтовский герой: и злодей, и жертва, растратив все душевные силы, пытаясь спастись, полюбил и погубил и любимую, и себя.

СУДЬЯ. Внимательно рассмотрев выдвинутые обвинением и защиной вопросы, выслушав свидетелей по делу отравления светом супругов Арбениных, суд выносит приговор:

  1. Осудить общество цинизма, лицемерия, эгоизма, пагубных страстей на пожизненное и повсеместное изгнание.

  2. Дабы предостеречь остальных от таковых человеческих пороков, внимательно, с душой и сердцем, и умом, перечитать творчество Лермонтова.

  3. Евгения Арбенина считать и жертвой, и орудием возмездия. Пусть его любовь и его безумная ревность служат предостережением и взывают к доверию и силе духа.

Приговор вынесен, обжалованию не подлежит. Каждому из присутствующих есть над чем задуматься.

© 2010-2022